Всего: 985 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 …
Добавить в вариант

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин участия России в этой войне.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний М. В. Родзянко:
«Петроград перед самой войной был объят революционными эксцессами. <...>
Однако за несколько дней до объявления войны, когда международное политическое положение стало угрожающим, когда маленькой братской нам Сербии могущественной соседкой Австрией был предъявлен известный всем и неприемлемый для неё ультиматум, как волшебством сметено было революционное волнение в столице. <...> Вернувшись в Петроград перед самым объявлением войны, я был поражён переменой настроения жителей столицы.
Вместе с этим, в самом начале войны правительство стало на совершенно ложную точку зрения. В целях укрепления монархического начала и престижа царской власти, правительство полагало, что войну должно и может выиграть одно оно — царское правительство, без немедленной организации народных сил в целях объединения всех в великом деле войны.
...Я смело утверждаю, что в течение трёхлетней войны это убеждение правительства не изменилось ни на йоту.
Путём здоровой пропаганды не внедрялись в массы народа здоровые понятия о том, что несёт за собою настоящая война, какие последствия могут быть от поражения России и насколько необходимо дружное содействие всех граждан, не жалея ни сил, ни средств, ни жизни, ни крови для достижения победы. Ошибочная точка зрения неправильно понятых своих государственных задач, постоянное опасение, как бы путём организации народа не создать почву для революционных очагов, и было роковой и коренной ошибкой всей внутренней политики нашего правительства...»

Определите название и годы войны, о которой идёт речь в воспоминаниях. Кто был царём в этот период?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) война — Первая мировая война
2) годы — 1914-1918 гг.
3) царь — Николай II

Какие ошибки, с точки зрения автора воспоминаний, были совершены царским правительством в этой войне и в ходе подготовки к ней? Какие ошибки можете указать дополнительно вы? (Укажите всего не менее трёх ошибок царского правительства.)
Могут быть указаны следующие ошибки правительства:
— нежелание правительства сотрудничать с общественными организациями, с Государственной думой, недоверие со стороны власти к общественным силам
— неспособность объяснить народным массам цели России в войне и последствия возможного поражения
— отказ в довоенное время решать насущные социальные и экономические вопросы
— плохая подготовка армии и тыла к войне
— решение Николая II принять на себя верховное главнокомандование (в 1915 г.)
Могут быть названы следующие причины:
— защита Россией братской Сербии
— защита Россией своих интересов на Балканах
— стремление России к установлению контроля над черноморскими проливами
— исполнение Россией своего союзнического долга перед Францией
— желание правительства поддержать пошатнувшийся авторитет царской власти

На основе текста и знаний по истории укажите не менее трёх причин описанного в тексте события.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний государственного деятеля.
«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу... В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. ...Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России...
Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.
...То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне... стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли... После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».

О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) событие — Февральская революция (свержение монархии);
2) год — 1917 г.;
3) органы власти:
— Временное правительство;
— Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов)

Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношении.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: отношение автора: автор приветствует революцию; доказательства, например:
— автор подвергает критике прежний (царский) режим, пишет о «ненавистной всем монархии»;
— он активно участвует в создании новой власти, в создании «новой России»;
— автор считает благословленной судьбу человека, которому выпало жить в переломный момент истории
Могут быть названы следующие причины Февральской революции:
— нерешённость аграрного вопроса;
— нерешённость рабочего вопроса;
— нерешённость национального вопроса;
— противоречия между царским режимом и оппозицией по вопросам политического устройства России;
— поражения и потери в ходе Первой мировой войны;
— усталость армии, нежелание солдат продолжать войну;
— непопулярность правительства;
— падение авторитета царской власти в результате «распутинщины»

Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название периода отечественной истории, события которого изображены на карте.

Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите фамилию генерала, который руководил боевыми действиями на юге против Советской России.
В 1920 г. военными действиями Белой армии в Крыму руководил генерал Врангель.
Ответ: Врангель.

Рассмотрите схему и выполните задание
Цифрой «1» на карте обозначено место проведения решающей военной операции Красной армии на юге. Напишите его название.
На карте показаны события завершающего этапа гражданской войны: военные действия Красной армии против Врангеля в Крыму. Войска Красной армии штурмовали Перекоп.
Ответ: Перекоп.

Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На карте изображены события завершающего этапа войны.
2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне.
3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш.
4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича.
5) Война завершилась подписанием Брестского мира.
6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе.
1) На карте изображены события завершающего этапа войны — ДА, верно, на карте гражданской войны изображены события завершающего этапа войны — советско-польская война 1920 г. и разгром войск генерала П. Врангеля в Крыму.
2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне — НЕТ, неверно.
3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш — ДА, верно, осенью 1920 г.
4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича — НЕТ, неверно.
5) Война завершилась подписанием Брестского мира — НЕТ, неверно.
6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе — ДА, верно.
Ответ: 136.

Рассмотрите схему и выполните задание
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название моря, которое пропущено в этом тексте.
«В ноябре под натиском частей Красной армии остатки Русской армии эвакуировались из Крыма. Через _________ море, к берегам Турции на 126 судах отправились 145 693 человека, не считая судовых команд. Среди эвакуированных - 50 000 солдат и офицеров, 6000 раненых, гражданские беженцы, включая 27 000 женщин и детей.»
В ноябре под натиском частей Красной армии остатки Русской армии эвакуировались из Крыма. Через Чёрное море, к берегам Турции на 126 судах отправились 145 693 человека, не считая судовых команд. Среди эвакуированных — 50 000 солдат и офицеров, 6000 раненых, гражданские беженцы, включая 27 000 женщин и детей.
Ответ: Чёрное.
Карта гражданской войны 1918—1920 гг. На ней изображены события завершающего этапа войны — война с Польшей и разгром Врангеля в Крыму.
Ответ: Гражданская война.

Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите фамилию генерала, который руководил боевыми действиями на юге против Советской России.

Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название периода отечественной истории, события которого изображены на карте.
Карта гражданской войны 1918—1920 гг. На ней изображены события завершающего этапа войны — война с Польшей и разгром Врангеля в Крыму.
Ответ: Гражданская война.

Рассмотрите схему и выполните задание
Цифрой «1» на карте обозначено место проведения решающей военной операции Красной армии на юге. Напишите его название.
На карте показаны события завершающего этапа гражданской войны: военные действия Красной армии против Врангеля в Крыму. Войска Красной армии штурмовали Перекоп.
Ответ: Перекоп.

Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На карте изображены события завершающего этапа войны.
2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне.
3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш.
4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича.
5) Война завершилась подписанием Брестского мира.
6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе.
1) На карте изображены события завершающего этапа войны — ДА, верно, на карте гражданской войны изображены события завершающего этапа войны — советско-польская война 1920 г. и разгром войск генерала П. Врангеля в Крыму.
2) Красной армии оказывали помощь союзники по Первой мировой войне — НЕТ, неверно.
3) К периоду войны, обозначенному на карте, относится переход через залив Сиваш — ДА, верно, осенью 1920 г.
4) На западе Красная армия воюет против войск генерала Н. Юденича — НЕТ, неверно.
5) Война завершилась подписанием Брестского мира — НЕТ, неверно.
6) Войсками Красной армии на юге командовал М. В. Фрунзе — ДА, верно.
Ответ: 136.

Рассмотрите схему и выполните задание
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название моря, которое пропущено в этом тексте.
«В ноябре под натиском частей Красной армии остатки Русской армии эвакуировались из Крыма. Через _________ море, к берегам Турции на 126 судах отправились 145 693 человека, не считая судовых команд. Среди эвакуированных - 50 000 солдат и офицеров, 6000 раненых, гражданские беженцы, включая 27 000 женщин и детей.»
В ноябре под натиском частей Красной армии остатки Русской армии эвакуировались из Крыма. Через Чёрное море, к берегам Турции на 126 судах отправились 145 693 человека, не считая судовых команд. Среди эвакуированных — 50 000 солдат и офицеров, 6000 раненых, гражданские беженцы, включая 27 000 женщин и детей.
Ответ: Чёрное.
В 1920 г. военными действиями Белой армии в Крыму руководил генерал Врангель.
Ответ: Врангель.

Рассмотрите схему и выполните задания
Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.
Рассмотрите схему и выполните задания 8−11.

Рассмотрите схему и выполните задания
Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.
Страшный голод разразился в правление Бориса Годунова.
Ответ: Борис Годунов.

Рассмотрите схему и выполните задания
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум.
2) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4».
3) Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий.
4) Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.
5) Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев.
6) Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его.
1) Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум. Нет, неверно. Булавин и Аввакум жили позже.
2) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4». Нет, неверно.
3) Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий. Да, верно.
4) Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей. Да, верно.
5) Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев. Да, верно.
6) Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его. Нет, неверно. Смоленск осады не выдержал.
Ответ: 345.

Рассмотрите схему и выполните задания
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«В мае, после смерти Бориса Годунова, Дмитрию присягнуло войско, стоявшее под Кромами; воевода Пётр Фёдорович Басманов перешёл на его сторону и в дальнейшем стал одним из самых близких его сподвижников и даже погиб вместе с ним. Самозванец отправил войско на Москву во главе с князем Василием Голициным, а сам поехал в Орёл, где его ждали выборные «от всей рязанской земли», и далее — в __________»
«В мае, после смерти Бориса Годунова, Дмитрию присягнуло войско, стоявшее под Кромами; воевода Пётр Фёдорович Басманов перешёл на его сторону и в дальнейшем стал одним из самых близких его сподвижников и даже погиб вместе с ним. Самозванец отправил войско на Москву во главе с князем Василием Голициным, а сам поехал в Орёл, где его ждали выборные «от всей рязанской земли», и далее — в Тулу»
Ответ: Тулу ИЛИ Тула.
Смута. Доказательства: путь войск II ополчения от Нижнего Новгорода через Кострому к Москве.
Ответ: Смута.

Рассмотрите схему и выполните задания
Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.
Рассмотрите схему и выполните задания 8−11.

Рассмотрите схему и выполните задания
Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.
Смута. Доказательства: путь войск II ополчения от Нижнего Новгорода через Кострому к Москве.
Ответ: Смута.

Рассмотрите схему и выполните задания
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум.
2) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4».
3) Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий.
4) Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.
5) Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев.
6) Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его.
1) Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум. Нет, неверно. Булавин и Аввакум жили позже.
2) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4». Нет, неверно.
3) Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий. Да, верно.
4) Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей. Да, верно.
5) Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев. Да, верно.
6) Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его. Нет, неверно. Смоленск осады не выдержал.
Ответ: 345.

Рассмотрите схему и выполните задания
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«В мае, после смерти Бориса Годунова, Дмитрию присягнуло войско, стоявшее под Кромами; воевода Пётр Фёдорович Басманов перешёл на его сторону и в дальнейшем стал одним из самых близких его сподвижников и даже погиб вместе с ним. Самозванец отправил войско на Москву во главе с князем Василием Голициным, а сам поехал в Орёл, где его ждали выборные «от всей рязанской земли», и далее — в __________»
«В мае, после смерти Бориса Годунова, Дмитрию присягнуло войско, стоявшее под Кромами; воевода Пётр Фёдорович Басманов перешёл на его сторону и в дальнейшем стал одним из самых близких его сподвижников и даже погиб вместе с ним. Самозванец отправил войско на Москву во главе с князем Василием Голициным, а сам поехал в Орёл, где его ждали выборные «от всей рязанской земли», и далее — в Тулу»
Ответ: Тулу ИЛИ Тула.
Страшный голод разразился в правление Бориса Годунова.
Ответ: Борис Годунов.

Напишите пропущенное словосочетание.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
Речь идет о пути из варяг в греки, проходившем через земли восточных славян.
Ответ: из варяг в греки.

Как А. В. Колчак оценивает положение, возможности данного правительства? Какие причины такого положения правительства он указывает?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из протокола допроса А. В. Колчака
«Как раз перед концом заседания прибыл ген. Корнилов <...> Корнилов сказал, что в городе происходит вооружённая демонстрация войск против правительства, что он располагает достаточными силами, чтобы прекратить это выступление, и в случае надобности, если бы произошло вооружённое столкновение, у него есть уверенность в возможности подавления этого движения. Поэтому он просил, чтобы правительство санкционировало это и дало возможность немедленно начать действовать. Это послужило поводом к обмену мнениями и дебатам, при чём особенно против восставали Львов и Керенский, который заявил: “Наша сила заключается в моральном воздействии, в моральном влиянии, и применить вооружённую силу значило бы вступить на прежний путь насильственной политики, что я считаю невозможным”. На этом заседание закончилось <.. .>
За время пребывания в Петрограде я убедился, что это правительство состоит из людей искренних и честных, желающих принести возможную помощь родине <...> Они искренно хотели спасти положение, но опирались при этом на очень шаткую почву, — на какое-то нравственное воздействие на массы, народ, войска. Для меня было также совершенно ясно, что это правительство совершенно бессильно, что единственный орган, который выдвигается и вполне определился, — Совет солдатских и рабочих депутатов — ведёт совершенно открыто разрушительную работу в армии и вообще в отношении вооружённой силы, открыто выставляет лозунги прекращения войны с Германией и т. д.».

Укажите год, к которому относятся описанные события, и название правительства, о котором идёт речь.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) год — 1917 г.
2) название правительства — Временное

На основе знаний по курсу истории приведите не менее трёх задач, разрешение которых взяло на себя при создании данное правительство.
Могут быть указаны следующие задачи, упоминаемые (косвенно), в тексте:
- продолжение войны до победы (поддержание боеспособности русской армии)
- сохранение революционных завоеваний
- созыв Учредительного собрания
Может быть указано, что по мнению А. В. Колчака
- Временное правительство было бессильно
Могут быть приведены следующие причины бессилия Временного правительства, указанные в тексте:
- нежелание Временного правительства прибегать к насилию
- противодействие Совета солдатских и рабочих депутатов

Назовите государя, о котором идёт речь в тексте. Укажите годы его царствования. Какими событиями завершилось это царствование?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из письма В.А. Маклакова.
«Многоуважаемый Иван Иванович. Я с большим удовольствием прочёл Вашу блестящую статью о Гучкове… Вы видите в его фигуре парадокс: Гучков страстно любил Россию и ненавидел то, что Россия любила, т. е. государя. В этом Вы видите и роковую ошибку его жизни. Как можно было низвергать даже плохого государя? Надо было сознавать, что «мистики, окружавшей историческую царскую власть, за несколько месяцев не создать».
Всё это правда, но упрек не по адресу. Гучков это хорошо понимал; и не он стремился низвергнуть в России царскую власть. Если он оказался прикосновенным к дворцовому заговору, то из преданности монархии. По всему Петербургу ходила тогда поговорка: «чтобы спасти монархию, надо убить монарха».<…> Ведь Россия знала примеры, как низложением и убийством царей вели к лучшему царствованию… Гучков именно так смотрел на [государя], когда он в последние месяцы всецело попал под влияние императрицы и Распутина.
Вы не так смотрите на [государя], но это спорный вопрос. Трагизм его судьбы, его поведение в последние месяцы с ним примирили. Вы правы даже в том, что,
не будь катастрофы, его бы царствование могло бы оказаться блестящим. При нём была бы введена конституция и открыт выход в Средиземное море; но ведь всё это могло быть достигнуто только помимо него и вопреки ему. От него самого ничего хорошего не было. Судьба послала ему двух великих людей – Витте и Столыпина, он им мешал и завидовал им мелкой и не царской завистью; они его затмевали. Что в целом царская власть Россию двигала вперёд, я согласен, но это царская власть в совокупности, а не власть каждого отдельного монарха, некоторые её толкали назад».

Как автор письма оценивает роль государя, о котором идёт речь в тексте, в развитии русской монархии? Какие личные черты, действия, поступки государя приводятся автором письма для аргументации своей позиции? Укажите не менее двух аргументов, приведённых автором в подтверждение своей оценки.
Может быть указано, что автор письма
– оценивает роль Николая II как негативную, считает, что Николай II
толкал Россию назад.
Могут быть указаны следующие аргументы:
– царь оказался под влиянием императрицы и Распутина;
– царь не терпел рядом с собой сильных личностей, которым он
завидовал.

Привлекая исторические знания, укажите не менее трёх причин «катастрофы», о которой говорится в тексте, кроме причин, указанных автором письма.
Могут быть указаны следующие причины революции 1917 г.:
– нерешённость основных социальных вопросов в империи:
аграрного, рабочего и национального;
– неспособность царизма достичь значимых успехов в Первой
мировой войне;
– тяжёлые социально-экономические последствия войны, усталость
от войны народа и армии;
– деятельность разных политических сил, выступавших за ограни-
чение или ликвидацию самодержавия.
Могут быть указаны другие причины.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
– государь – Николай II;
– годы его царствования – 1894–1917 гг.;
– события – Февральская революция, приведшая к отречению государя.

Напишите фамилию командующего Южным фронтом РККА в этом сражении Гражданской войны.

Напишите название укреплений, обозначенных на схеме под цифрой «1».
Ответ: Перекоп.

Напишите фамилию главнокомандующего белыми войсками в этих событиях.
Ответ: Врангель.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Обозначенное на схеме сражение происходило в 1919 г.
2) В том же году, в котором происходили отображённые на схеме события, шла советско-польская война.
3) Это сражение было последним крупным сражением Гражданской войны в Европейской части России.
4) Результатом сражения стала эвакуация остатков белых войск в Константинополь и другие иноземные порты Чёрного моря.
5) В ходе этих событий командующий силами белых был взят в плен и казнён.
6) В том же году, в котором происходили отображённые на схеме события, советские республики объединились в союзное государство.
1) Обозначенное на схеме сражение происходило в 1919 г. — НЕТ, неверно.
2) В том же году, в котором происходили отображённые на схеме события, шла советско-польская война — ДА, верно.
3) Это сражение было последним крупным сражением Гражданской войны в Европейской части России — ДА, верно.
4) Результатом сражения стала эвакуация остатков белых войск в Константинополь и другие иноземные порты Чёрного моря — ДА, верно.
5) В ходе этих событий командующий силами белых был взят в плен и казнён — НЕТ, неверно, остался жив и эмигрировал.
6) В том же году, в котором происходили отображённые на схеме события, советские республики объединились в союзное государство — НЕТ, неверно, в 1922 г.
Ответ: 234.

Рассмотрите схему и выполните задание
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название моря, которое пропущено в этом тексте.
«В ноябре под натиском частей Красной армии остатки Русской армии эвакуировались из Крыма. Через _________ море, к берегам Турции на 126 судах отправились 145 693 человека, не считая судовых команд. Среди эвакуированных - 50 000 солдат и офицеров, 6000 раненых, гражданские беженцы, включая 27 000 женщин и детей.»
В ноябре под натиском частей Красной армии остатки Русской армии эвакуировались из Крыма. Через Чёрное море, к берегам Турции на 126 судах отправились 145 693 человека, не считая судовых команд. Среди эвакуированных — 50 000 солдат и офицеров, 6000 раненых, гражданские беженцы, включая 27 000 женщин и детей.
Ответ: Чёрное.
Гражданская война, уничтожение Врангеля в Крыму, командовал М. В. Фрунзе.
Ответ: Фрунзе.

Какие аргументы приводит император в своих выступлениях, передаваемых автором воспоминаний, в пользу признания начавшейся войны справедливой со стороны России? Приведите не менее трёх аргументов.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из записок.
«Настал для России роковой _______ год. Государь в марте месяце отправиться изволил в Вильно, куда приказал и мне ехать. За несколько времени перед отъездом у императора был обеденный стол… После обеда государь подошёл к нам и сказать изволил: – Мы участвовали в двух войнах против французов, как союзники, и, кажется, свой долг исполнили, как должно; теперь пришло время защищать свои собственные права, а не посторонние, а потому надеюсь и уповаю на Бога, что всякий из нас исполнит свою обязанность, и что мы не помрачим военную славу, нами приобретённую.
…По принятому тогда плану кампании, когда известно сделалось, что Наполеон перешел через реку Неман с многочисленною своею армиею… приказано было нашим корпусам, расположенным по прусской границе отступать к Дриссе.
…Через несколько переходов пришли мы в знаменитый укреплённый лагерь, на правом берегу реки Десны генералом Пфулем устроенный. Я поехал вперёд с бароном Толем, бывшим тогда обер-квартирмейстером нашей армии, чтобы он, как мастер сего дела, показал мне сие укрепление и объявил выгоды и невыгоды оного. Барон Толь математически мне доказал, что если мы дождёмся в сём лагере Наполеона, то он нас всех, как говорится, возьмёт живьём… Граф Мишо служил тогда полковником в свите его величества; он составил записку о бедственном положении армии и предлагал, чтобы немедленно оставить лагерь и идти по левому берегу реки Десны к Полоцку. Сия записка …представлена была государю; учреждён был совет, чтобы рассмотреть мнение графа Мишо. …Совет согласился с мнением графа Мишо, и отступление армии было решено…
Государь, на другой день по прибытии в Полоцк, соизволил отправиться в Москву…
В пространных залах Слободского дворца назначены были собрания для дворянства и купечества... Войдя в залу, где собрано было всё московское дворянство…, государь сказал:
– Вам известна… причина моего приезда. Император французов вероломным образом, без объявления войны, с многочисленною армиею, составленною из порабощённых им народов, вторгнулся в нашу границу. Все средства истощены были, – сохраняя, однако же, достоинство империи, – к отвращению сего бедствия; но властолюбивый дух Наполеона, не имеющий пределов, не внимал никаким предложениям. Настало время для России показать свету её могущество и силу. Я в полной уверенности взываю к вам: вы, подобно предкам вашим, не потерпите ига чуждого, и неприятель да не восторжествует в своих дерзких замыслах; сего ожидает от вас ваше отечество и государь».

Напишите имя российского императора, о котором говорится в тексте. Укажите годы его царствования. К какому году относятся данные воспоминания?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) император — Александр I;
2) годы царствования — 1801–1825 гг.;
3) год воспоминаний — 1812 г.

На основе исторических знаний приведите не менее трёх причин военного конфликта, о начале которого говорится в тексте.
Могут быть приведены следующие причины:
– стремление Наполеона установить свою гегемонию во всей Европе, чему препятствовала Россия;
– опасение российской элиты из-за распространения революционных идей в результате наполеоновских завоеваний;
– нарушение Россией условий Континентальной блокады Англии;
– противоречия между Россией и Францией по «польскому вопросу»;
– личная неприязнь между Александром I и Наполеоном (зависть российского императора перед успехами Наполеона, личное оскорбление Наполеоном Александра намёком на вину в убийстве отца, фактический отказ Александра выдать за Наполеона свою сестру и т. д.).
Могут быть приведены другие причины конфликта.
Могут быть указаны следующие аргументы:
– в начавшейся войне Россия защищается, защищает свои исконные права;
– нападение на Россию было вероломным, без объявления войны;
– главная причина войны – властолюбие Наполеона и война будет вестись с поработителем Европы.
Могут быть даны другие формулировки аргументов.

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
«Войска белых смогли взять Курск, Севск, ___________, но дальше на север, пройти не смогли.»
Рассмотрите схему и выполните задания 8−11.

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой «2».
Летом 1919 г. Добровольческая армия Деникина взяла Воронеж, Орел и приблизилась к Туле.
Ответ: Деникин.

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _____________ году».
Это наступление Деникина на Москву в 1919 г.
Ответ: девятнадцатом.

Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. И. Махно.
2) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.
3) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.
4) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.
5) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.
6) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.
1) Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. И. Махно — ДА, верно.
2) После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России — ДА, верно.
3) В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику — НЕТ, неверно, в это время проводили политику «военного коммунизма».
4) Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России — НЕТ, неверно, этот титул носил адмирал Колчак.
5) Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты — ДА, верно.
6) В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу — НЕТ, неверно, на подступах к городу враг был остановлен и отброшен назад.
Ответ: 125.
«Войска белых смогли взять Курск, Севск, Орёл, но дальше на север пройти не смогли.»
Ответ: Орёл ИЛИ Орел.

Укажите год, когда был издан данный документ. Укажите название партии, составлявшей большинство в государственном органе, от имени которого издан данный документ. Укажите фамилию лидера этой партии в период, к которому относится данный документ.
Прочтите отрывок из декрета ВЦИК.
«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций... которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся...
Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается».

Какая инициатива была отклонена большинством Учредительного собрания? Почему она была отклонена? Выпишите предложение, в котором авторами документа сделан вывод о легитимности деятельности Учредительного собрания после отклонения этой инициативы.
в ответе должны быть указаны: - отвергнутая инициатива - "эта партия отказалась принять к обсуждению Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию"
- причина не захотели признать Советскую власть;
- вывод о легитимности: "Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России."

Укажите не менее трёх последствий роспуска Учредительного собрания.
В ответе могут быть указаны следующие последствий:
- разгон Учредительного Собрания содействовал развязыванию Гражданской войны;
- возможность разнородного социалистического правительства исчезла;
- правые эсеры и меньшевики встали на сторону белых в Гражданской войне.
В ответе должны быть указаны:
- год издания документа - 1918г;
- название партии - большевики;
- фамилия лидера - Ленин.

Какая инициатива была отклонена большинством Учредительного собрания? Почему она была отклонена? Выпишите предложение, в котором авторами документа сделан вывод о легитимности деятельности Учредительного собрания после отклонения этой инициативы.
Прочтите отрывок из декрета ВЦИК.
«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций... которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся...
Поэтому Центральный Исполнительный Комитет постановляет: Учредительное собрание распускается».

Укажите год, когда был издан данный документ. Укажите название партии, составлявшей большинство в государственном органе, от имени которого издан данный документ. Укажите фамилию лидера этой партии в период, к которому относится данный документ.
В ответе должны быть указаны:
- год издания документа - 1918г;
- название партии - большевики;
- фамилия лидера - Ленин.

Укажите не менее трёх последствий роспуска Учредительного собрания.
В ответе могут быть указаны следующие последствий:
- разгон Учредительного Собрания содействовал развязыванию Гражданской войны;
- возможность разнородного социалистического правительства исчезла;
- правые эсеры и меньшевики встали на сторону белых в Гражданской войне.
в ответе должны быть указаны: - отвергнутая инициатива - "эта партия отказалась принять к обсуждению Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию"
- причина не захотели признать Советскую власть;
- вывод о легитимности: "Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России."

Используя текст и знания по истории дайте оценку, по каким причинам изменилось отношение населения к проводимой властью политике? Отдельно укажите событие внешней политики к чему привела данная политика на международной арене.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Вырезка из дневников А. С. Черняева
В газетах, журналах, на ТV идет раскардаж (по итогам года и в связи с Новым) всей нашей 70-летней системы. Никто уже не стесняется никаких терминов - вплоть до тоталитаризма. «Колхозы и совхозы» объявляют ошибкой «с самого начала». Эмиграцию объявляют почти всю хорошей, «перед которыми мы, Родина, виновата» А она де - единственное наше богатство - «духовный потенциал», по большей части растерянный и загубленный за эти 70 лет.
В этом году (разумеется, в продолжение намеченного ранее) _______, поначалу при опоре на Политбюро, сформулировал, можно сказать, стратегию перемен и принял более или менее решительные меры, чтобы сделать их необратимыми. Его непримиримость к попыткам и требованиям коллег обуздать гласность, поставить заслон возникновению независимых от КПСС групп и организаций способствовала превращению гласности в реальную свободу слова.
_______ окончательно и твердо отмежевался от ностальгии по сталинизму и бесповоротно осудил его, воспользовавшись «делом Нины Андреевой». Наиболее доказательное отражение эта позиция нашла во время его встреч весной с тремя группами первых секретарей обкомов КПСС - «генералитетом» партии. Подготовив на свой манер XIX общесоюзную партконференцию, он положил начало реальному отделению партии от государственной власти. Провел в этом контексте крупную реорганизацию центрального партийного аппарата и вывел из Политбюро и Секретариата ЦК унаследованные от брежневских времен фигуры. Ответом было формирование «партийной» оппозиции перестройке по-_______, его личному авторитету, его власти.
Крупных мер по нейтрализации и пресечению этой оппозиции _______ не принял - по моральным соображениям и потому, что это противоречило самим принципам его реформаторских замыслов, его установкам на демократизацию строя. Но тем самым был дан простор для разрушительной деятельности - как со стороны ее противников, так и со стороны ее ультрарадикальных сторонников. В результате заменить партийно-государственную власть гражданской властью Советов не удалось.
Совершив поездку в Красноярский край, _______ воочию увидел, что на четвертом году перестройки ее не с кем продолжать, нет кадров, способных и искренне желающих осуществлять коренные преобразования, да и просто работать по-новому, «в условиях демократии».
На это наложилось неожиданно быстрое разрастание национальных проблем и противоречий. _______ увидел их опасность уже тогда, но затянул формирование новой национально-федеральной политики (которая, как показало развитие событий, все равно бы не спасла страну от развала).
Государственный механизм стал расползаться.
1988 год вскрыл неэффективность начатых рыночных реформ (а по сути вообще их невозможность в СССР). Отход от советских методов планового хозяйства и инициированные _______ нововведения резко ухудшили экономическую ситуацию, а с ней и всю психологическую атмосферу в стране. На этой почве освоенный интеллигенцией и обиженными аппаратчиками «плюрализм мнений» позволил быстро «раскрутить» массовое недовольство политикой перестройки, самим характером _______ лидерства. В свою очередь это дало импульс к превращению критики «деформаций социализма», «отступлений от Ленина», в обвальное развенчание марксизма-ленинизма как идеологии и теории, началось отторжение социалистического строя вообще.
Но 1988 г. - это и рубеж отхода самого _______ от марксистско-ленинских подходов к оценке внутренней и, особенно, международной ситуации. Ярчайшим, можно сказать, историческим событием в этом смысле явилось его выступление на сессии
19:36:24
Генеральной Ассамблеи ООН. Политика «нового мышления» была на деле подтверждена уходом (хотя и запоздалым) из Афганистана. Решение о выводе войск - само по себе - событие значительное. Но не менее знаменательной была длительная и совершенно необычная для советского руководства дискуссия вокруг «афганского вопроса». Она означала, что отныне навсегда и повсюду, в принципе изымается экспансионистский элемент из международной деятельности СССР.
1988 год дал очевидные результаты усилий _______ по коренному изменению международной ситуации, холодная война практически сходила на нет.

В какие годы произошло данное выступление. Кто в это время руководил страной? Как называется данный исторический период?
1980 гг. М. Горбачёв. Перестройка

Назовите 3 изменения в политической сфере, которые стали результатом XIX Всесоюзной партконференции.
Изменения:
1) учреждение нового высшего органа законодательной власти — съезда народных депутатов
2) переход к выборам на альтернативной основе
3) отмена монополии КПСС на власть
4) реальное отделение партии от государственной власти
5) возможность возникновения независимых от КПСС групп и организаций
6) гласность
7) плюрализм мнений
8) развенчание марксизма-ленинизма как идеологии и теории
Оценка: начатые рыночные реформы были неэффективны, отход от советских методов планового хозяйства и инициированные нововведения резко ухудшили экономическую ситуацию.
Внешнеполитическое событие: решение о выводе войск из Афганистана.
Изменение международной обстановки: «холодная война» практически сходила на нет.

К какому году относится запись в дневнике? С каким событием связана ситуация в университете? В какой форме проявлялась общественная активность студентов?
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже «Ректор университета» вместо «Ректор Императорского университета». Новое здание все продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: «Студенческий дом» и «Совет студенческих депутатов». Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов, красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, — закончил он, — чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции. Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами «Вставай, подымайся, рабочий народ!» На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: «Преступления Николая II»!»

Какие настроения университетской профессуры отражает текст? Укажите не менее трёх позиций.
Университетская профессура с тревогой наблюдала за событиями в стране. Их беспокоила ситуация безвластия, опасность установления власти толпы, прекращения занятий, грязь в аудиториях.

Какие характерные черты переломной для судеб страны революционной эпохи отразились в данном документе? Укажите не менее трёх черт.
В данном документе отразились черты революционной эпохи:
— отсутствие законной власти;
— надежды на перемены в стране после свержения самодержавия;
— высокая активность различных социальных слоев населения.
События произошли в 1917 году. Ситуация, сложившаяся в университете, связана с событиями Февральской революции, в результате которой было свергнуто самодержавие. Общественная активность студентов проявилась в создании студенческих организаций.

Какие настроения университетской профессуры отражает текст? Укажите не менее трёх позиций.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Тягостное заседание Совета в Университете.(...)На повестке стояло уже «Ректор университета» вместо «Ректор Императорского университета». Новое здание все продолжает быть занятым милицией, арестованными и т. д. Грязь в четверть аршина на полу, все скамьи и столы также покрыты грязью... В Богословской аудитории заседают вновь образовавшиеся студенческие организации: «Студенческий дом» и «Совет студенческих депутатов». Все это делается «захватным правом». Университетские власти бессильны. Положение Совета самое унизительное. Решено идти навстречу, образовать общий комитет из профессоров, младших преподавателей и студентов для улаживания разных подобных вопросов... В нынешнем заседании блеснул И. И. Иванов, красноречиво доказывавший, что уступки студентам ни к чему не поведут, что они захватили власть. «Мы не для того сломали царя, — закончил он, — чтобы попасть под тиранию толпы»... Мы потом прогулялись до Пречистенского бульвара, где по его верхнему проезду видели движение демонстрации по случаю празднования революции. Длиннейшая толпа двигалась, неся красные плакаты с разными надписями. Нечто вроде крестного хода, только несравненно более длинного. Толпа пела визгливыми голосами «Вставай, подымайся, рабочий народ!» На улицах мальчишки, продавая листки, кричали: «Преступления Николая II»!»

К какому году относится запись в дневнике? С каким событием связана ситуация в университете? В какой форме проявлялась общественная активность студентов?
События произошли в 1917 году. Ситуация, сложившаяся в университете, связана с событиями Февральской революции, в результате которой было свергнуто самодержавие. Общественная активность студентов проявилась в создании студенческих организаций.

Какие характерные черты переломной для судеб страны революционной эпохи отразились в данном документе? Укажите не менее трёх черт.
В данном документе отразились черты революционной эпохи:
— отсутствие законной власти;
— надежды на перемены в стране после свержения самодержавия;
— высокая активность различных социальных слоев населения.
Университетская профессура с тревогой наблюдала за событиями в стране. Их беспокоила ситуация безвластия, опасность установления власти толпы, прекращения занятий, грязь в аудиториях.

Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название битвы, представленной на схеме.

Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите имя полководца, который командовал войском, отмеченном на схеме цифрой «1».
Полководцем был князь Александр Ярославич (Невский).
Ответ: Александр Невский.

Рассмотрите схему и выполните задание
Назовите имя полководца, командовавшего войском, отмеченном на схеме цифрой «2»
Войском командовал ярл Биргер.
Ответ: Биргер.

Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к событию, обозначенному на схеме, являются верными. Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) битва состоялась во время нашествия монголо-татар на юго-западные русские земли
2) один из полководцев, участвовавший в битве, в последствие был канонизирован русской Церковью
3) битва была примером междоусобных войн на Руси периода политической раздробленности
4) в составе войска одной из сторон сражался отряд половцев
5) результаты битвы имели большое значение для укрепления внешнеполитического авторитета Московского княжества
6) земли, на которой состоялась битва, принадлежали Великому Новгороду
1) битва состоялась во время нашествия монголо-татар на юго-западные русские земли — да, верно.
2) один из полководцев, участвовавший в битве, в последствие был канонизирован русской Церковью — да, верно.
3) битва была примером междоусобных войн на Руси периода политической раздробленности — нет, неверно.
4) в составе войска одной из сторон сражался отряд половцев — нет, неверно.
5) результаты битвы имели большое значение для укрепления внешнеполитического авторитета Московского княжества — нет, неверно.
6) земли, на которой состоялась битва, принадлежали Великому Новгороду — да, верно.
Ответ: 126.

Рассмотрите схему и выполните задание
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название реки, которое пропущено в этом тексте.
«Шведы высадились в месте впадения __________ в Неву. Они стали разбивать лагерь, в этот момент князь Александр во главе своей дружины напал на ничего не ожидавшего противника.»
Шведы высадились в месте впадения Ижоры в Неву. Они стали разбивать лагерь, в этот момент князь Александр во главе своей дружины напал на ничего не ожидавшего противника.
Ответ: Ижоры.
Это была битва на берегах реки Ижоры, впадающей в Неву. Впоследствии битва была названа Невской.
Ответ: Невская.

Каким было отношение автора к событию? Укажите не менее двух положений из текста, свидетельствующих об этом отношении.
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 12 и 13. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из воспоминаний государственного деятеля.
«К исходу дня 27 февраля весь Петроград был в руках восставших войск. Прежняя государственная машина прекратила работу. <...> В Думе мы к тому времени учредили центральный орган для осуществления контроля над действиями войск и восставших. Временами стихия толпы принимала столь мощный размах, что, казалось, вот-вот захлестнёт всех нас, но мало-помалу напор её стихал, давая нам несколько минут передышки. Снаружи Таврический дворец более напоминал военный лагерь, нежели законодательный орган. <...> Мы были вынуждены дожидаться ночи, когда рассеялись толпы людей и опустели залы и коридоры. Наступила тишина, и в комнатах Временного комитета начались бесконечные дискуссии, конференции, страстные споры. Там, в ночной тиши, мы приступили к созданию контуров новой России. <...>
Благословен человек, которому выпадает на долю пережить роковые поворотные годы в мировой истории, ибо он получает возможность заглянуть вглубь истории человечества, стать свидетелем того, как разрушается мир, мир старый, и возникает новый.
<...>То был исторический момент, породивший [новую Россию], которая заняла место России, осквернённой и загаженной Распутиным и ненавистной всем монархией. Непопулярные чиновные лица были буквально сметены со своих постов, многие из них — убиты и ранены. Рабочие на заводах, прекратив работу, принялись устранять неугодных им управляющих и инженеров, вывозя их на тачках за пределы предприятий. В некоторых районах крестьяне <...> стали на свой лад решать аграрный вопрос, изгоняя помещиков и захватывая их земли. <...> После трёх лет войны до предела уставшие на фронте солдаты отказывались подчиняться своим офицерам и продолжать войну с врагом».

О каком событии идёт речь в документе? К какому году оно относится? Какие два основных новых органа власти возникли в начале этого события?
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1. Cобытие — Февральская революция (свержение монархии);
2. Год — 1917;
3. Органы власти:
— Временное правительство (Временный комитет Государственной Думы);
— Петросовет (Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов).

На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин описанного в тексте события.
Могут быть названы следующие причины Февральской революции:
— нерешённость аграрного вопроса;
— нерешённость рабочего вопроса;
— нерешённость национального вопроса;
— противоречия между царским режимом и оппозицией по вопросам политического устройства России;
— поражения и потери в ходе Первой мировой войны;
— усталость армии, нежелание солдат продолжать войну;
— непопулярность правительства;
— падение авторитета царской власти в результате «распутинщины».
Могут быть названы другие причины революции.
Может быть указано:
1. Автор приветствует революцию;
2. Могут быть приведены следующие положения об этом свидетельствующие:
— автор подвергает критике прежний (царский) режим, пишет о «ненавистной всем монархии»;
— он активно участвует в создании новой власти, в создании «новой России»;
— автор считает благословленной судьбу человека, которому выпало жить в переломный момент истории.

Рассмотрите схему и выполните задания
Назовите русского полководца, участвовавшего в походах, обозначенных карте.

Рассмотрите схему и выполните задания
Напишите название города, обозначенного на карте цифрой 3.
Город расположен на реке Волхов, рядом озеро Ильмень.
Ответ: Новгород.

Рассмотрите схему и выполните задания
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На карте изображены события XIII в.
2) Основным соперником русских княжеств была Литва.
3) Одной из причин походов на русские земли было стремление распространить католичество.
4) Русские князья заключили союз с Ливонским орденом для совместных военных действий.
5) За одержанные победы князя-полководца наградили шапкой Мономаха.
6) Благодаря успешным действиям русских войск была обеспечена безопасность западных границ Руси.
1) На карте изображены события XIII в. — да, верно, Невская битва и Ледовое побоище произошли в 1240 г. и 1242 г.
2) Основным соперником русских княжеств была Литва — нет, неверно.
3) Одной из причин походов на русские земли было стремление распространить католичество — да, верно.
4) Русские князья заключили союз с Ливонским орденом для совместных военных действий — нет, неверно.
5) За одержанные победы князя-полководца наградили шапкой Мономаха — нет, неверно.
6) Благодаря успешным действиям русских войск была обеспечена безопасность западных границ Руси — да, верно.
Ответ: 136.

Рассмотрите схему и выполните задания
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в этом тексте.
«Получив известие о приближении противника, новгородский князь принял решение действовать своими силами, не запрашивая помощь у отца. Согласно «Житию», он выступил с малой дружиной (двором), и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. Также в битве участвовали ополченцы из новгородской крепости ________, присоединившиеся по пути.»
Получив известие о приближении противника, новгородский князь принял решение действовать своими силами, не запрашивая помощь у отца. Согласно «Житию», он выступил с малой дружиной (двором), и многие новгородцы не успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. Также в битве участвовали ополченцы из новгородской крепости Ладоги, присоединившиеся по пути.
Ответ: Ладоги.
На карте изображены походы Александра Ярославича, прозванного за победу в Невской битве Невским.
Ответ: Александр Невский.
Наверх
Написано полное имя человека, который командовал шведскими войсками в Невской битве-Ярл Биргер. А правильный ответ Биргер.
Ярл - правитель. Биргер - имя.
в википедии командующим написан некий Ульф Фаси. Почему?
Википедия не относится к числу подлинных и достоверных источников.
Ульф Фаси
разве нет???
НЕТ.