№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2292956

1.

Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

 

1) Церковная ре­фор­ма Никона

2) Введение пат­ри­ар­ше­ства на Руси

3) Окончательный раз­дел хри­сти­ан­ской церк­ви на ка­то­ли­че­скую и православную

2.

Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и годами: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

А) Ял­тин­ская конференция

Б) стро­и­тель­ство пер­вой же­лез­ной дороги

В) созыв Уло­жен­ной комиссии

Г) убий­ство Игоря древлянами

 

1) 1767 г.

2) 1648 г.

3) 1945 г.

4) 1943 г.

5) 1837 г.

6) 945 г.

 

 

3.

Ниже приведён пе­ре­чень терминов, в том числе аббревиатур. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к си­сте­ме го­су­дар­ствен­но­го и пар­тий­но­го управ­ле­ния 1970-х гг.

 

1) Верховный Совет

2) Политбюро

3) Совет министров

4) Государственная Дума

5) Государственный совет

6) ЦК КПСС

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4.

Запишите термин, о котором идёт речь.

 

Система комплектования армии, установленная при Петре I, выражавшаяся в принудительном наборе на пожизненную службу представителей низших сословий.

5.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между тер­ми­на­ми и вре­ме­нем их по­яв­ле­ния.

 

ТЕР­МИ­НЫ   ВЕКА

A) бас­ка­ки

Б) вира

B) при­ка­зы

Г) стрель­цы

 

1) XI в.

2) XIII в.

3) XIV в.

4) XV в.

5) XVI в.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ
    

6.

Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) Предо­ста­вить тем из помещиков, ко­то­рые сами сего пожелают, за­клю­чать с кре­стья­на­ми своими, по вза­им­но­му соглашению, до­го­во­ры на таком основании, чтобы по­ме­щи­ки со­хра­ня­ли при­над­ле­жа­щее им пол­ное право вот­чин­ной соб­ствен­но­сти на землю, со всеми её уго­дья­ми и богатствами, как на поверхности, так и в нед­рах её, а кре­стья­не по­лу­ча­ли от них участ­ки земли в поль­зо­ва­ние за услов­ные повинности, на сле­ду­ю­щих рас­смот­рен­ных в Го­су­дар­ствен­ном со­ве­те и Нами утвер­жден­ных глав­ных правилах:

1. Повинности крестьян, в поль­зу помещиков, могут быть опре­де­ле­ны в до­го­во­рах де­неж­ным оброком, произведениями, об­ра­ба­ты­ва­ни­ем по­ме­щи­чьей земли, или дру­гою работою.

2. В слу­чае не­ис­пол­не­ния кре­стья­на­ми при­ем­ле­мых ими на себя по до­го­во­ру обязанностей, они по­нуж­да­ют­ся к тому Зем­скою Полициею, под ру­ко­вод­ством Уезд­ных Пред­во­ди­те­лей Дво­рян­ства и под выс­шим на­блю­де­ни­ем Гу­берн­ско­го Правления.

3. Крестьяне, по над­ле­жа­щим утвер­жде­нии заключённых между ними и по­ме­щи­ка­ми договоров, при­ни­ма­ют на­зва­ние обя­зан­ных крестьян».

Б) «1) Если кто из по­ме­щи­ков по­же­ла­ет от­пу­стить бла­го­при­об­ре­тен­ных или ро­до­вых кре­стьян своих по оди­ноч­ке или и целым се­ле­ни­ем на волю и вме­сте с тем утвер­дить им уча­сток земли или целую дачу, то сде­лав с ними условия, какие по обо­юд­но­му со­гла­сию при­зна­ют­ся лучшими, имеет пред­ста­вить их при про­ше­нии своём через Гу­берн­ско­го Дво­рян­ско­го Пред­во­ди­те­ля к Ми­ни­стру Внут­рен­них Дел... 4) Кре­стья­не и селения, от по­ме­щи­ков по та­ко­вым усло­ви­ям с землёю отпускаемые, если не по­же­ла­ют войти в дру­гие состояния, могут оста­вать­ся на соб­ствен­ных их зем­лях зем­ле­дель­ца­ми и сами по себе со­став­ля­ют осо­бен­ное со­сто­я­ние сво­бод­ных хлебопашцев».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Данный за­ко­но­да­тель­ный акт был издан в прав­ле­ние Ни­ко­лая Первого.

2) К из­да­нию дан­но­го за­ко­но­да­тель­но­го акта был при­ча­стен П.А. Столыпин.

3) Данный за­ко­но­да­тель­ный акт был при­нят в 1803 г.

4) При императоре, из­дав­шем дан­ный за­ко­но­да­тель­ный акт, было от­ме­не­но кре­пост­ное право в Прибалтике.

5) Это был пер­вый за­ко­но­да­тель­ный акт в ис­то­рии Рос­сий­ской империи, огра­ни­чи­вав­ший права по­ме­щи­ков по от­но­ше­нию к крестьянам.

6) Менее чем через 20 лет после из­да­ния дан­но­го за­ко­но­да­тель­но­го акта было от­ме­не­но кре­пост­ное право в России.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

7.

Какие три из перечисленных явлений относятся к «военному коммунизму»? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 

1) аренда мелких и средних предприятий

2) продразвёрстка

3) всеобщая трудовая повинность

4) концессии иностранным предпринимателям

5) бесплатные коммунальные услуги

6) широкое кооперативное движение

8.

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) В 1944 г. советские войска провели военную операцию __________________.

Б) Одним из советских фронтов, участвовавших в Берлинской операции, командовал _____________________.

В) В 1944 г. советские войска освободили город _________________.

 

Пропущенные элементы:

1) К.Е. Ворошилов

2) Прага

3) «Кольцо»

4) И.С. Конев

5) «Багратион»

6) София

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВ
   

9.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­граж­де­ни­я­ми войн и во­е­на­чаль­ни­ка­ми.

 

ВОЙНЫ   ВО­Е­НА­ЧАЛЬ­НИ­КИ

А) Оте­че­ствен­ная война 1812 г.

Б) Крым­ская война

В) рус­ско-ту­рец­кая война 1877—1878 гг.

Г) рус­ско-япон­ская война 1904—1905 гг.

 

1) З. П. Ро­же­ствен­ский

2) М. Д. Ско­бе­лев

3) П. С. На­хи­мов

4) А. А. Бру­си­лов

5) Д. В. Да­вы­дов

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ
    

10.

Прочтите от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка со­бы­тий и на­зо­ви­те по­ли­тиче­ско­го деятеля, фа­ми­лия ко­то­ро­го про­пу­ще­на в тексте.

 

«Чувствуя, что угасает, [он] ге­ро­и­че­ски про­дол­жал бо­роть­ся за жизнь, тру­дил­ся до по­след­них дней, считая, что его долг перед пар­ти­ей за­клю­ча­ет­ся в том, чтобы успеть сделать всё, что можно. Но эта борь­ба ослож­ня­лась тем, что на­хо­дил­ся он в ат­мо­сфе­ре по­тря­са­ю­ще­го бездушия, ко­то­рое про­яв­ля­ло к нему по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство чле­нов По­лит­бю­ро (...) Он на­пра­вил за­пис­ку в Политбюро, ка­са­ю­щу­ю­ся во­про­сов под­го­тов­ки к XXVII съез­ду партии, и она по­лу­чи­ла еди­но­душ­ное одобрение. [Он] пред­ла­гал при­бли­зить по вре­ме­ни созыв съезда, про­ве­сти его в октябре-ноябре 1985-го, а не вес­ной бу­ду­ще­го года, как это обыч­но происходило».

11.

Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

СобытиеДатаУчастник(-и)
Операция «Багратион»__________(А)И. Х. Баграмян,

И. Д. Черняховский

Сталинградская битва__________(Б)__________(В)
__________(Г)Август−декабрь 1943 г.Г. К. Жуков,

К. К. Рокоссовский

И. С. Конев

«Вахта на Рейне»__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

1) Тухачевский

2) де­кабрь 1944−январь 1945 гг.

3) Я. Ф. Павлов

4) битва на Кур­ской дуге

5) битва за Днепр

6) июнь − ав­густ 1944 г.

7) июль 1942 г. − фев­раль 1943 г.

8) Рунштед, Модель

9) май 1942 г.

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

12.

Прочтите отрывок из сочинения теоретика одного из революционных течений.

 

«Февральская революция считается демократической революцией в собственном смысле слова. Политически она развёртывалась под руководством двух демократических партий: социалистов-революционеров и меньшевиков. Возвращение к "заветам" Февральской революции является и сейчас официальной догмой так называемой демократии... Обе демократические партии пользуются к тому же значительным досугом уже свыше тринадцати лет, причём каждая из них располагает штабом литераторов, которым во всяком случае нельзя отказать в опытности. И тем не менее мы не имеем ни одной заслуживающей внимания работы демократов о демократической революции. Лидеры соглашательских партий явно не решаются восстановить ход развития Февральской революции, в которой им довелось играть такую видную роль. Не удивительно ли? Нет, вполне в порядке вещей. Вожди вульгарной демократии тем опасливее относятся к действительной Февральской революции, чем смелее они клянутся её бесплотными заветами. То обстоятельство, что сами они занимали в течение нескольких месяцев руководящие посты, как раз больше всего и заставляет их отвращать взоры от тогдашних событий. Ибо плачевная роль меньшевиков и социалистов-революционеров отражала не просто личную слабость вождей, а историческое вырождение вульгарной демократии и обречённость Февральской революции как демократической».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Лидером одной из партий, названных в отрывке, являлся П. Н. Милюков.

2) Данный отрывок написан в период 1920−1925 гг.

3) Автор выражает позицию партии большевиков по отношению к партиям, названным в отрывке.

4) Автор критикует представителей партий, названных в отрывке, за их деятельность в ходе указанной революции.

5) Революция, о которой идёт речь, привела к изменению формы правления в России.

6) Партии, названные в отрывке, являлись либеральными и состояли в основном из представителей крупной и средней буржуазии.

13.

Ука­жи­те век, к ко­то­ро­му от­но­сят­ся со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме. Ответ на­пи­ши­те сло­вом.

 

14.

Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

 

15.

Ука­жи­те пол­ко­вод­ца, воз­гла­вив­ше­го поход, на­прав­ле­ние ко­то­ро­го обо­зна­че­но на схеме циф­рой «3».

 

16.

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к ис­то­ри­че­ской си­ту­а­ции, обо­зна­чен­ной на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Дей­стви­я­ми войск, на­прав­ле­ние дви­же­ния ко­то­рых обо­зна­че­но на схеме циф­рой «1», ру­ко­во­дил князь – ос­но­ва­тель ди­на­стии мос­ков­ских кня­зей.

2) Циф­рой «4» на схеме обо­зна­че­но на­прав­ле­ние дви­же­ния войск под ру­ко­вод­ством ли­тов­ско­го князя Ягай­ло.

3) В ре­зуль­та­те сра­же­ния, обо­зна­чен­но­го на схеме, на Руси было окон­ча­тель­но лик­ви­ди­ро­ва­но ор­дын­ское вла­ды­че­ство.

4) В сра­же­нии, обо­зна­чен­ном на схеме, на сто­ро­не рус­ских войск при­ни­ма­ли уча­стие вой­ска ря­зан­ско­го князя.

5) В пе­ри­од прав­ле­ния князя, ру­ко­во­див­ше­го дей­стви­я­ми войск, обо­зна­чен­ных на схеме циф­рой «1», были воз­ве­де­ны бе­ло­ка­мен­ные стены Мос­ков­ско­го Крем­ля.

6) На схеме обо­зна­че­на река, по на­зва­нию ко­то­рой было дано про­зви­ще мос­ков­ско­му князю, ру­ко­во­див­ше­му дей­стви­я­ми рус­ских войск, обо­зна­чен­ных на схеме циф­рой «1».

 

17.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПА­МЯТ­НИ­КИ КУЛЬ­ТУ­РЫ   ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А) «Воин-осво­бо­ди­тель»

Б) Ка­зан­ский собор

В) Ар­хан­гель­ский собор

Г) «Слово о полку Иго­ре­ве»

 

1) Дан­ное тво­ре­ние со­зда­но в XIIв.

2) Па­мят­ник уста­нов­лен на Ма­ма­е­вом кур­га­не в Вол­го­гра­де.

3) Рядом с дан­ным па­мят­ни­ком уста­нов­ле­ны скульп­ту­ра ве­ли­ко­го пол­ко­вод­ца М. Ку­ту­зо­ва.

4) Па­мят­ник по­свя­щен осво­бож­де­нию Бер­ли­на от фа­ши­стов.

5) Этот па­мят­ник со­здан в на­ча­ле XVIв.

6) Па­мят­ник со­ору­жен из­вест­ным рус­ским ар­хи­тек­то­ром В. Ба­же­но­вым.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ
    

18.

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Дан­ный номер жур­на­ла «Кро­ко­дил» вышел во вто­рой чет­вер­ти XX в.

2) В ос­но­ву ка­ри­ка­ту­ры по­ло­жен эпи­зод из поэмы «Мёртвые души».

3) Пи­са­тель, го­дов­щи­не со дня рож­де­ния ко­то­ро­го по­свя­ще­на об­лож­ка жур­на­ла, за одно из своих про­из­ве­де­ний был рас­кри­ти­ко­ван В. Г. Бе­лин­ским.

4) Ка­ри­ка­ту­ра на об­лож­ке жур­на­ла по­свя­ще­на внеш­не­по­ли­ти­че­ским от­но­ше­ни­ям СССР.

5) Пи­са­тель, го­дов­щи­не со дня рож­де­ния ко­то­ро­го по­свя­ще­на об­лож­ка жур­на­ла, был со­вре­мен­ни­ком А. С. Пуш­ки­на.

 

19.

Ука­жи­те поч­то­вые марки, по­свящённые со­бы­тию, про­изо­шед­ше­му в том же веке, когда умер пи­са­тель, го­дов­щи­не со дня рож­де­ния ко­то­ро­го по­свя­ще­на об­лож­ка жур­на­ла. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, ко­то­рой обо­зна­че­на эта марка.

 

20.

О каком событии идёт речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического очерка:

 

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».

21.

Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трёх аргументов.


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического очерка:

 

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».

22.

Какие об­сто­я­тель­ства предшествовали на­ча­лу правления ди­на­стии Романовых на рус­ском престоле? Ука­жи­те не менее двух положений. Кто был пер­вым представителем этой династии?


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из исторического очерка:

 

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои населения и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои — выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору... но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине... заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в своё время делегацию, которая пригласила на русский трон Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за своё буду шее при Романовых».

23.

Во вто­рой по­ло­ви­не XV в. ос­нов­ной ад­ми­ни­стра­тив­но-тер­ри­то­ри­аль­ной еди­ни­цей в Рос­сии яв­лял­ся уезд. Ука­жи­те на­зва­ние долж­ност­ных лиц, воз­глав­ляв­ших уезды в этот пе­ри­од. В чём со­сто­я­ли при­чи­ны не­эф­фек­тив­но­сти де­я­тель­но­сти этих долж­ност­ных лиц по управ­ле­нию уез­да­ми? Ука­жи­те любые две при­чи­ны.

24.

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке.

 

«Политика со­вет­ско­го ру­ко­вод­ства 1953-1964 гг. в об­ла­сти куль­ту­ры ка­че­ствен­но из­ме­ни­лась по срав­не­нию с пе­ри­о­дом ру­ко­вод­ства И.В. Сталина».

 

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1)...

2)...

 

Аргументы в опровержение:

1)...

2)...

25.

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 1547—1584гг.;

2) 1855—1881 гг.;

3) 1991—2000 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

— указать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

— назвать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му периоду.