СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
История
Cайты, меню, вход, новости


Вариант № 2450549

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:3.9166666666666665:55:00
1
Задание 1 № 6141

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

 

1) Крымская война

2) реформа патриарха Никона

3) падение Византийской империи


Ответ:

2
Задание 2 № 8131

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

A) первое упоминание о Москве в летописи

Б) учреждение патриаршества в Московском государстве

B) окончательное снятие блокады Ленинграда в Великую Отечественную войну

Г) основание Московского университета

 

1) 1147 г.

2) 1073 г.

3) 1944 г.

4) 1755 г.

5) 1589 г.

6) 1480 г.

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Ответ:

3
Задание 3 № 4089

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, происходившим в СССР в 1920-е гг.

 

1) «скоростники»

2) хозрасчёт

3) золотой червонец

4) биржа труда

5) концессии

6) стахановцы

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.


Ответ:

4
Задание 4 № 5903

Укажите термин, о котором идёт речь.

 

_________________ – одна из фракций в Государственной думе, состоявшая из крестьян и народнической интеллигенции, выдвинувшая радикальный проект решения земельного вопроса – «проект 104-х».


Ответ:

5
Задание 5 № 3888

Установите соответствие между органами государственной власти и их функциями: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

 

ОРГАНЫ ВЛАСТИ   ФУНКЦИИ

A) Временное правительство

Б) Совет Народных Комиссаров (СНК)

В) Совет Министров

Г) Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК)

 

1) высший орган исполнительной власти в царской России в 1905-1917 гг.

2) высший орган исполнительной власти в марте — октябре 1917 г., который должен был обеспечить созыв Учредительного собрания

3) учреждение по борьбе с контрреволюцией и саботажем

4) законодательный орган в Российской империи в 1905−1917 гг.

5) орган исполнительной власти в Советской России и СССР в октябре 1917 г. — 1946 г.

6) чрезвычайный орган власти в период Великой Отечественной войны

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Ответ:

6
Задание 6 № 9150

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь… щедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя (ныне) на отчине прародителей наших, на Российском государстве царём и великим князем, [который даровал] бог прародителю нашему Рюрику… И поволил есми яз, царь и великий князь… целовати крест на том, что мне, великому государю, всякого человека, не осудя истинным судом з бояры своими, смерти не предати, и вотчин, и дворов, и животов у братии их, и у жён и у детей не отъимати… На том на всём, что в сей записи написано, аз царь и великий князь… целую крест…»

Б) «Божиим благоволением благоверный государь царь и великий князь ____________ всея Руси самодержец, по совету и по благословению Царьграда патриарха Иеремея, и со отцом своим митрополитом всея Руси и со архиепископы и епископы и с архимандриты и игумены и со вселенским собором и со всеми бояры уложили и поставили на патриаршество на… град Москву митрополита Иова. Сей бысть первый патриарх на Москве».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Государь, от имени которого составлен документ, взошел на престол по избранию, а не по порядку наследования.

2) Документ относится к XVI веку.

3) Современником государя, от имени которого составлен документ, был протопоп Аввакум.

4) Государь, в царствование которого был издан документ, — Фёдор Иоаннович.

5) В царствование государя от имени которого составлен документ, произошло восстание Стеньки Разина.

6) Государь, от имени которого составлен документ, потерял престол в результате заговора бояр.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

Ответ:

7
Задание 7 № 3807

Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) начало забастовочного движения в стране

2) либерализация цен

3) развитие индивидуальной трудовой деятельности

4) выпуск приватизационных чеков

5) острый дефицит товаров

6) снижение цен на потребительские товары


Ответ:

8
Задание 8 № 8041

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) 23 августа 1942 г. фашистские войска прорвались к Волге северо-западнее ______________.

Б) После неудач в советско-финляндской войне ______________ в мае 1940 г. был отстранён от руководства Наркоматом обороны СССР.

В) С захватом немецкими войсками ______________ открывалась дорога на Москву через Брянск и Орел.

 

Пропущенные элементы:

1) Сталинград

2) Киев

3) Куйбышев

4) С. К. Тимошенко

5) Минск

6) К. Е. Ворошилов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВ
   

Ответ:

9
Задание 9 № 242

Установите соответствие между именами учёных и сферой их деятельности.

 

УЧЁНЫЕ   СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

A) А. С. Попов

Б) П. Л. Чебышёв

B) В. Я. Струве

Г) П. Н. Яблочков

 

1) астрономия

2) физика

3) химия

4) математика

5) радиотехника

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Ответ:

10
Задание 10 № 10208

Прочтите отрывок из выступления партийного руководителя и напишите пропущенную фамилию.

 

«Товарищи! Как это ни печально, приходится констатировать факт образования в нашей партии особой группы ____________ [в которую также входят Томский и Рыков].

...Эта группа, как видно из её заявления, имеет свою особую платформу, которую противопоставляет политике партии. Она требует, во-первых, — вопреки существующей политике партии — снижения темпа развития нашей индустрии, уверяя, что нынешний темп развития индустрии является «гибельным». Она требует, во-вторых, — тоже вопреки политике партии — свёртывания строительства совхозов и колхозов, утверждая, что колхозы и совхозы не играют и не могут играть серьёзной роли в развитии нашего сельского хозяйства. Она требует, в-третьих, — тоже вопреки политике партии — установления полной свободы частной торговли и отказа от регулирующей роли государства в области торговли, утверждая, что регулирующая роль государства делает невозможным развитие торговли.

Иначе говоря, группа ______________ является правоуклонистской, капитулянтской группой, ратующей не за ликвидацию капиталистических элементов города и деревни, а за их свободное развитие.

Одновременно группа _____________ выступает против чрезвычайных мер в отношении кулачества и «чрезмерного» обложения кулаков налогами…»


Ответ:

11
Задание 11 № 756

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Архитекторы Памятники архитектуры Место постройки
__________(А) Успенский собор Москва
Доменико Трезини __________(Б) Санкт-Петербург
__________(В) Екатерининский дворец __________(Г)
__________(Д) __________(Е) Москва

 

Пропущенные элементы:

1) Москва

2) Петропавловский собор

3) Барма и Постник

4) Аристотель Фиораванти

5) Архангельский собор

6) Ф. О. Шехтель

7) В. Растрелли

8) Царское Село

9) Дом Рябушинского

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

Ответ:

12
Задание 12 № 2163

Прочтите фрагменты «Русской Правды», изложенные в современном переводе:

 

1. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если убитый — русин, или гридин, или купец, или ябедник, или мечник, или же изгой, или словенин, то 40 гривен уплатить за него.<….>

4. Если ударить мечом, не вынув его из ножен, или рукоятью меча, то 12 гривен за обиду. <….>

8. Если кто вынет меч, а не ударит, то тот платит гривну. <….>

10. Если холоп бежит и скроется у варяга или у колбяга, а они его в течение трех дней не выведут, а обнаружат на третий день, то господину отобрать своего холопа, а 3 гривны за обиду.

11. Если кто поедет на чужом коне без спросу, то уплатить 3 гривны. <….>

16. Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот начнет его не выдавать, то холопа взять и господин платит за него 12 гривен, а затем, где холопа застанет тот ударенный человек, пусть бьет его.

17. А если кто сломает копье, щит или испортит одежду, и испортивший захочет удержать у себя, то взять с него деньгами; а если тот, кто испортил, начнет настаивать (на возвращении испорченной вещи), платить деньгами, сколько стоит вещь.

18. Если убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. <….>

20. Если убьют огнищанина у клети, у коня, или у стада, или во время кражи коровы, то убить его, как пса; тот же закон и для тиуна.

23. А за убитого смерда или холопа 5 гривен. <….>

 

Используя фрагменты документа, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) гривна — это используемая в Древней Руси арабская монета

2) изначальные статьи «Русской Правды» появились в первой четверти XI в.

3) холоп — представитель полузависимого населения на Руси, попавший в зависимость от заимодавца

4) варяг — воин из народного ополчения

5) огнищанин — представитель старшей дружинной знати, управляющий княжеским двором

6) гридин — княжеский дружинник


Ответ:

13
Задание 13 № 10525

Назовите российского государя, при котором происходила война, события которой обозначены на схеме.

 


Ответ:

14
Задание 14 № 10526

Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

 


Ответ:

15
Задание 15 № 10527

Напишите название периода в отечественной истории, когда Российское государство утратило обозначенный на схеме цифрой «3» город и прилегающие территории, возвращённые в результате войны, событиям которой посвящена схема.

 


Ответ:

16
Задание 16 № 10528

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

 

 

1) Война, события которой обозначены на схеме, произошла в XVII в.

2) Российский государь, при котором происходили обозначенные на схеме события, получил престол в результате избрания на Земском соборе.

3) В обозначенном на схеме цифрой «1» государстве государи выбирались на съездах местной знати.

4) Обозначенный на схеме цифрой «2» город был через два года после окончания войны возвращён Россией противнику.

5) Перемирие, завершившее войну, событиям которой посвящена схема, было заключено в Андрусово.

6) В том же веке, к которому относятся отображённые на схеме события, Россия завоевала выход к Балтийскому морю.


Ответ:

17
Задание 17 № 8518

Установите соответствие между фамилиями кинорежиссеров и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФАМИЛИИ   ПРОИЗВЕДЕНИЯ

A) Э. Рязанов

Б) С. Бондарчук

B) А. Тарковский

Г) С. Ростоцкий

 

1) «А зори здесь тихие»

2) «Солярис»

3) «Освобождение»

4) «Война и мир»

5) «Ирония судьбы или с легким паром»

6) «Летят журавли»

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

Ответ:

18
Задание 18 № 4702

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

 

1) изображённое здание выстроено в стиле классицизма

2) архитектор здания — А. Н. Воронихин

3) история здания связана с историей Государственных дум, действовавших до революции 1917 года

4) здание было построено в XIX в.

5) здание находится в Москве


Ответ:

19
Задание 19 № 4703

Какие правители правили в том же веке, когда был построен данный дворец? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

 


Ответ:

20
Задание 20 № 1996

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из «Заметок русского консерватора» С. Е. Крыжановского.

«Недостатки избирательного закона были очевидны. Он заливал то немногое, что было государственного в России, массой черни, единственный клич которой в те дни был «Земли!». Правительство изменить избирательный закон не решалось, а решило ещё раз попытать счастья с прежним, что было и правильно, так как следовало подготовить умы к изменению закона. Были лишь проведены через Сенат кое-какие толкования закона, несколько суживавшие крайности….

Тем не менее, перегрузка выборов тёмными слоями крестьянства, сбитого в ту пору с тол-ка мыслью о безвозмездном расширении своих земельных угодий, и в городах – неразвитым мещанством и рабочими, в связи с новизной политической жизни в России сделала своё дело. Наверх опять всплыли крикуны и агитаторы…

Стало очевидным, что без изменения избирательного закона и без предоставления решающего слова тем слоям населения, которые воспитывались на земской работе, нельзя получить думы, способной к государственной должности».

 

О каком избирательном законе идёт речь? Укажите его название и дату принятия.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

21
Задание 21 № 1995

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из «Заметок русского консерватора» С. Е. Крыжановского.

«Недостатки избирательного закона были очевидны. Он заливал то немногое, что было государственного в России, массой черни, единственный клич которой в те дни был «Земли!». Правительство изменить избирательный закон не решалось, а решило ещё раз попытать счастья с прежним, что было и правильно, так как следовало подготовить умы к изменению закона. Были лишь проведены через Сенат кое-какие толкования закона, несколько суживавшие крайности….

Тем не менее, перегрузка выборов тёмными слоями крестьянства, сбитого в ту пору с тол-ка мыслью о безвозмездном расширении своих земельных угодий, и в городах – неразвитым мещанством и рабочими, в связи с новизной политической жизни в России сделала своё дело. Наверх опять всплыли крикуны и агитаторы…

Стало очевидным, что без изменения избирательного закона и без предоставления решающего слова тем слоям населения, которые воспитывались на земской работе, нельзя получить думы, способной к государственной должности».

 

Как автор отзывается об избирательном законе? Какие его положения дали основание С. Е. Крыжановскому его критиковать?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 22 № 1997

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из «Заметок русского консерватора» С. Е. Крыжановского.

«Недостатки избирательного закона были очевидны. Он заливал то немногое, что было государственного в России, массой черни, единственный клич которой в те дни был «Земли!». Правительство изменить избирательный закон не решалось, а решило ещё раз попытать счастья с прежним, что было и правильно, так как следовало подготовить умы к изменению закона. Были лишь проведены через Сенат кое-какие толкования закона, несколько суживавшие крайности….

Тем не менее, перегрузка выборов тёмными слоями крестьянства, сбитого в ту пору с тол-ка мыслью о безвозмездном расширении своих земельных угодий, и в городах – неразвитым мещанством и рабочими, в связи с новизной политической жизни в России сделала своё дело. Наверх опять всплыли крикуны и агитаторы…

Стало очевидным, что без изменения избирательного закона и без предоставления решающего слова тем слоям населения, которые воспитывались на земской работе, нельзя получить думы, способной к государственной должности».

 

О деятельности каких Государственных Дум автор отзывается негативно? В какой период времени они осуществляли свою деятельность? Используя знания по истории, укажите, какие действия данных законодательных органов привели к их конфронтации с правительством и последующий роспуск Дум?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Задание 23 № 487

Дискуссия о роли варягов в российской истории и их национальной принадлежности, спор между норманнистами и антинорманнистами начались ещё в середине XVIII в. и продолжаются до сих пор.

Объясните, чем различались взгляды сторонников и противников норманнской теории (приведите три объяснения).


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Задание 24 № 176

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке на причины возвышения Москвы в XIV в.:

 

 

Историк С. М. Соловьев полагал, что главным фактором возвышения Москвы в XIV в. было выгодное географическое положение Москвы.

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25
Задание 25 № 8046

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 912—972 гг.;

2) 1645—1676 гг.;

3) 1953—1964 гг.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:3.9166666666666665:55:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.