СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
≡ история
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 2470257

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:3.9166666666666665:55:00
1
Задание 1 № 7978

Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

 

1) Ре­фор­мы кня­ги­ни Ольги

2) Ре­фор­мы Елены Глин­ской

3) Рас­пад им­пе­рии Карла Ве­ли­ко­го


Ответ:

2
Задание 2 № 10514

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОД

А) принятие Указа об урочных летах

Б) разгром журналов «Звезда» и «Ленинград»

В) разорение Москвы ханом Тохтамышем

Г) воцарение Елизаветы Петровны

 

1) 1382 г.

2) 1597 г.

3) 1741 г.

4) 1801 г.

5) 1929 г.

6) 1946 г.


Ответ:

3
Задание 3 № 3449

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к событиям, явлениям, про­ис­хо­див­шим в пе­ри­од 1945—1953 гг.

 

1) нота Керзона

2) «план Маршалла»

3) «доктрина Трумэна»

4) «холодная война»

5) Ка­риб­ский кризис

6) Ко­рей­ская война

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.


Ответ:

4
Задание 4 № 872

Напишите пропущенное словосочетание.

 

Объединение правителей ведущих европейских держав, созданное после наполеоновских войн для поддержания мира в Европе, укрепления монархического строя и подавления революционных выступлений, называлось _______.


Ответ:

5
Задание 5 № 1467

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между на­зва­ни­я­ми войн и сра­же­ни­я­ми, про­ис­хо­див­ши­ми во время этих войн.

 

ВОЙНЫ   СРА­ЖЕ­НИЯ

А) Се­ми­лет­няя война 1756—1763 гг.

Б) рус­ско-ту­рец­кая война 1787—1791 гг.

В) Се­вер­ная война 1700—1721 гг.

Г) Ли­вон­ская война 1558—1583 гг.

 

1) обо­ро­на Пс­ко­ва

2) взя­тие кре­по­сти Из­ма­ил

3) сра­же­ние при Гросс-Егер­сдор­фе

4) Ган­гут­ское мор­ское сра­же­ние

5) Си­ноп­ское мор­ское сра­же­ние

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ
    

Ответ:

6
Задание 6 № 7907

Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «В пер­вые же годы сво­е­го прав­ле­ния князь до­бил­ся того, что в Моск­ву из Вла­ди­ми­ра была пе­ре­ве­де­на мит­ро­по­ли­чья кафедра. Он сумел при­об­ре­сти рас­по­ло­же­ние мит­ро­по­ли­та Петра, так что этот свя­ти­тель жил в Москве больше, чем в дру­гих местах. Пётр умер и был по­гре­бен в ней. Гроб свя­то­го мужа был для Моск­вы так же драгоценен, как и пре­бы­ва­ние жи­во­го святителя: выбор Петра ка­зал­ся вну­ше­ни­ем Божьим. Дру­гие кня­зья хо­ро­шо ви­де­ли важ­ные по­след­ствия этого яв­ле­ния и сердились; но по­пра­вить дело в свою поль­зу уже не могли. Во все про­дол­же­ние сво­е­го прав­ле­ния князь ловко поль­зо­вал­ся обстоятельствами, чтобы, с одной стороны, уве­ли­чить свои владения, с дру­гой — ока­зы­вать вли­я­ние на кня­зей в про­чих рус­ских землях. В этом по­мо­га­ла ему более всего на­чав­ша­я­ся враж­да между Тве­рью и Ордой. Кня­жив­ший в Твери князь Алек­сандр Ми­хай­ло­вич при­нял уча­стие в на­род­ном восстании, в ко­то­ром тве­ри­чи убили Чол-хана и пе­ре­би­ли всю его свиту. Узбек очень рассердился, узнав об уча­сти Чол-хана, и, по не­ко­то­рым известиям, по­слал за мос­ков­ским князем, но, по дру­гим известиям, мос­ков­ский князь по­ехал в Орду сам, то­ро­пясь вос­поль­зо­вать­ся твер­ским происшествием. Узбек дал ему ярлык на ве­ли­кое кня­же­ние и 50 000 войска. При­со­еди­нив к себе еще князя суздальского, мос­ков­ский князь пошел в Твер­скую волость; та­та­ры по­жгли го­ро­да и села, людей по­ве­ли в плен и, по вы­ра­же­нию летописца, по­ло­жи­ли пусту всю землю Русскую. Спас­лись лишь Москва да Новгород, ко­то­рый дал та­тар­ским во­е­во­дам 2000 гри­вен се­реб­ра и мно­же­ство даров. Алек­сандр бежал в Новгород, потом в Псков, но и от­ту­да его вы­ну­ди­ли уехать в Литву. Об­сто­я­тель­ства про­дол­жа­ли бла­го­при­ят­ство­вать Москве…..»

Б) «…Князь же великий, рас­пре­де­лив полки, по­ве­лел им через Оку-реку пе­ре­прав­лять­ся и при казал каж­до­му полку и воеводам: "Если же кто пой­дет по Ря­зан­ской земле, — не кос­ни­тесь ни еди­но­го волоса!" И, взяв бла­го­сло­ве­ние от ар­хи­епи­ско­па коломенского, князь ве­ли­кий пе­ре­шел реку Оку со всеми си­ла­ми и от­пра­вил в поле тре­тью заставу, луч­ших своих витязей, чтобы они со­шлись со сто­ро­жей та­тар­ской в степи….<…> Князь же Олег Ря­зан­ский услышал, что князь ве­ли­кий со­еди­нил­ся со мно­ги­ми си­ла­ми и сле­ду­ет нав­стре­чу без­бож­но­му царю Мамаю да к тому же во­ору­жен твер­до своею верою, ко­то­рую на бога-вседержителя, все­выш­не­го творца, со всею на­деж­дой возлагает. И начал осте­ре­гать­ся Олег Ря­зан­ский и с места на место пе­ре­хо­дить с еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми своими, так говоря: "Вот если бы нам можно было по­слать весть об этой на­па­сти к мно­го­ра­зум­но­му Оль­гер­ду Литовскому, узнать, что он об этом думает, да нельзя: пе­ре­кры­ли нам путь. Думал я по старинке, что не сле­ду­ет рус­ским кня­зьям на во­сточ­но­го царя подниматься, а те­перь как все это понять? И от­ку­да князю по­мощь такая пришла<…>, что смог про­тив нас трех подняться?" Князь же Оль­герд Литовский, в со­гла­сии с преж­ним замыслом, со­брал ли­тов­цев много и варягов, и жмуди и пошел на по­мощь Мамаю. И при­шел к го­ро­ду Одоеву, но, прослышав, что князь ве­ли­кий со­брал ве­ли­кое мно­же­ство воинов, — всю русь и словен, да пошел к Дону про­тив царя Мамая, — про­слы­шав также, что Олег испугался, — и стал тут с тех пор недвижимо, и понял тщет­ность своих помыслов, о союзе своем с Оле­гом Ря­зан­ским те­перь сожалел, ме­тал­ся и негодовал, говоря: "Если че­ло­ве­ку не хва­та­ет сво­е­го ума, то на­прас­но чу­жо­го ума ищет: ни­ко­гда ведь не бывало, чтобы Литву по­уча­ла Рязань! Ныне же свел меня с ума Олег, а сам и пуще погиб ".

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Речь в от­рыв­ке идет о князе мос­ков­ском Юрии Даниловиче.

2) ря­зан­ско­му князю Олегу и ли­тов­ско­му князю Ягайло не уда­лось при­нять уча­стие в битве на сто­ро­не ор­дын­цев

3) по­бе­да князя Дмит­рия Ива­но­ви­ча над Ма­ма­ем окон­ча­тель­но из­ба­ви­ла рус­ские земли от не­об­хо­ди­мо­сти вы­пла­чи­вать Орде дань

4) Речь идет о князе, ко­то­ро­го про­зва­ли «собирателем земли русской»

5) Пе­ре­ме­ще­ние ка­фед­ры мит­ро­по­ли­та из Вла­ди­ми­ра в Моск­ву при Иване Ка­ли­те сде­ла­ло её ду­хов­ной сто­ли­цей Руси

6) События, опи­сы­ва­е­мые в отрывке, про­изо­шли во вто­рой по­ло­ви­не XIV в.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

Ответ:

7
Задание 7 № 163

Какие три общественных деятеля из перечисленных ниже были представителями революционного народничества? Соответствующие цифры запишите в ответ.

 

1) П. Н. Ткачёв

2) Н. М. Муравьёв

3) М. А. Бакунин

4) В. И. Ульянов

5) П. Л. Лавров

6) П. И. Пестель


Ответ:

8
Задание 8 № 7922

За­пол­ни­те про­пус­ки в дан­ных пред­ло­же­ни­ях, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го пред­ло­же­ния, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го про­пуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

А) Ге­ро­и­ня обо­ро­ны Моск­вы, Герой Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ____________была по­ве­ше­на нем­ца­ми 29 но­яб­ря 1941 в сов­хо­зе Го­лов­ко­во Наро-Фо­мин­ско­го рай­о­на.

Б) Пер­вый ар­тил­ле­рий­ский салют в Москве, в честь осво­бож­де­ния Орла и Бел­го­ро­да, был дан в ____________ году.

В) Встре­ча наших войск с со­юз­ни­ка­ми про­изо­шла на реке ____________.

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) Эльба

2) Висла

3) Зоя Кос­мо­де­мьян­ская

4) Вера Во­ло­ши­на

5) 1945 г.

6) 1943 г.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВ
   

Ответ:

9
Задание 9 № 830

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ис­то­ри­че­ски­ми ли­ца­ми и их со­вре­мен­ни­ка­ми.

 

ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКАЯ ЛИЧ­НОСТЬ   СО­ВРЕ­МЕН­НИ­КИ

А) В. П. Чка­лов

Б) А. И. Сол­же­ни­цын

В) В. И. Ленин

Г) Б. Н. Ель­цин

 

1) А. Б. Чу­байс

2) Н. С. Хру­щев

3) А. В. Ля­пи­дев­ский

4) Ф. Э. Дзер­жин­ский

5) Д. А. Мед­ве­дев

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ
    

Ответ:

10
Задание 10 № 11217

Про­чти­те от­ры­вок из об­ра­ще­ния и на­пи­ши­те про­пу­щен­ную в нём фа­ми­лию.

 

«Ни­ка­кие пре­гра­ды и укреп­ле­ния не могли оста­но­вить по­бед­но­го марша нашей армии. Обойдённый по Си­ва­шу 15-й ди­ви­зи­ей Пе­ре­коп­ский вал 11 но­яб­ря был взят штур­мом ге­рой­ски­ми ча­стя­ми 15-й ди­ви­зии. От­ча­ян­ное со­про­тив­ле­ние про­тив­ни­ка на Юшунь­ских по­зи­ци­ях было слом­ле­но, и части 51-й, 15-й и Ла­тыш­ской ди­ви­зий 12 но­яб­ря вошли в Крым. …Один за дру­гим пали Сим­фе­ро­поль, Фе­о­до­сия, Се­ва­сто­поль и Керчь. 16 но­яб­ря весь Крым был в наших руках. По­бед­ные крас­ные знамёна утвер­ди­лись на бе­ре­гах Чёрного моря. Аван­тю­рист барон _______________ бежал в Кон­стан­ти­но­поль, бро­сив свои вой­ска и предо­ста­вив каж­до­му устра­и­вать­ся кто как может. Свя­зан­ная па­лоч­ной дис­ци­пли­ной и ра­бо­тав­шая в чужих ин­те­ре­сах, армия __________________ рас­па­лась так же, как по­доб­ные ей пол­чи­ща Кол­ча­ка, Юде­ни­ча и Де­ни­ки­на».


Ответ:

11
Задание 11 № 3571

Заполните пу­стые ячей­ки таблицы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в приведённом ниже спис­ке данные. Для каж­дой ячейки, обо­зна­чен­ной буквами, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

Пра­ви­тельСоциально-экономическое

преобразование

Результат
__________(А)Вве­де­ние си­сте­мы ин­тен­дан­товСо­зда­ние бла­го­при­ят­ных усло­вий

 

для сбора на­ло­гов

Пётр IIIЗапрет по­куп­ки кре­стьян к заводам__________(Б)
__________(В)__________(Г)Дробление дво­рян­ских имений
Пётр I__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Ека­те­ри­на II

2) уве­ли­че­ние чис­лен­но­сти налогоплательщиков

3) от­ме­на указа о единонаследии

4) из­да­ние указа о се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных земель

5) рас­ши­ре­ние ис­поль­зо­ва­ния наёмного труда в промышленности

6) Людовик XIII

7) об­лег­че­ние рас­пре­де­ле­ния го­су­дар­ствен­ных за­ка­зов на из­го­тов­ле­ние во­ен­ной продукции

8) вве­де­ние по­душ­ной подати

9) Анна Иоанновна

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

Ответ:

12
Задание 12 № 2164

Про­чти­те от­ры­вок из ле­то­пи­си.

 

«В год 6605 (ле­то­ис­чис­ле­ние от Со­тво­ре­ния мира). <…>. При­шли Свя­то­полк, и Вла­ди­мир, и Давыд Иго­ре­вич, и Ва­силь­ко Ро­сти­сла­вич, и Давыд Свя­то­сла­вич, и брат его Олег, и со­бра­лись на совет в Лю­бе­че для уста­нов­ле­ния мира, и го­во­ри­ли друг другу: "Зачем губим Рус­скую землю, сами между собой устра­и­вая рас­при? А по­лов­цы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да от­ны­не объ­еди­ним­ся еди­ным серд­цем и будем блю­сти Рус­скую землю, и пусть каж­дый вла­де­ет от­чи­ной своей: Свя­то­полк - Ки­е­вом, Изя­с­ла­во­вой от­чи­ной, Вла­ди­мир — Все­во­ло­до­вой, Давыд и Олег и Яро­слав — Свя­то­сла­во­вой, и те, кому Все­во­лод роз­дал го­ро­да: Да­вы­ду — Вла­ди­мир, Ро­сти­сла­ви­чам же: Во­ло­да­рю — Пе­ре­мышль, Ва­силь­ку — Те­ре­бо­вль". И на том це­ло­ва­ли крест: "Если от­ны­не кто на кого пой­дет, про­тив того будем мы все и крест чест­ной". Ска­за­ли все: "Да будет про­тив того крест чест­ной и вся земля Рус­ская". И, по­про­щав­шись, пошли во­сво­я­си».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ука­зан­ное со­бы­тие про­изо­шло в 1097 г.

2) съезд по­ло­жил на­ча­ло пе­ре­хо­ду вла­сти в от­дель­ных кня­же­ствах Руси (кроме Киева) по от­чин­но­му прин­ци­пу «от отца к сыну»

3) в дан­ный пе­ри­од вре­ме­ни в Киеве пра­вил сын Яро­сла­ва Муд­ро­го «Яро­сла­вич» Свя­то­полк

4) одним из про­тив­ни­ков кня­же­ско­го съез­да «на устро­е­ние мира» был Вла­ди­мир Все­во­ло­до­вич Мо­но­мах

5) Любеч на­хо­дил­ся на тер­ри­то­рии Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ско­го кня­же­ства

6) до­го­ворённость участ­ни­ков съез­да не оста­но­ви­ла в даль­ней­шем кня­же­ских меж­до­усо­биц


Ответ:

13
Задание 13 № 4093

Рассмотрите схему и вы­пол­ни­те задание

 

 

Напишите на­зва­ние населённого пункта, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».


Ответ:

14
Задание 14 № 4094

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3».


Ответ:

15
Задание 15 № 4095

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3».


Ответ:

16
Задание 16 № 4096

Рассмотрите схему и выполните задание

 

 

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были А. В. Суворов и П. А. Румянцев.

2) В начале военных действий, изображённых на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством.

3) Общее командование войсками, действия которых обозначены чёрными стрелками, осуществлял Н. Н. Раевский.

4) Перемещение войск в пункт, обозначенный цифрой «4», получило название «Тарутинский манёвр».

5) Участниками движения, районы действия которого обозначены точками, были Д. В. Давыдов и А. Н. Сеславин.

6) Войсками, действия которых обозначены серыми стрелками, командовал король Карл XII.


Ответ:

17
Задание 17 № 10190

Установите соответствие между научными открытиями, достижениями и историческими деятелями, которым они принадлежат: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

НАУЧНОЕ ОТКРЫТИЕ, ДОСТИЖЕНИЕ   ИСТОРИЧЕСКИЙ ДЕЯТЕЛЬ

А) открытие неэвклидовой геометрии

Б) первое путешествие русского в Индию

В) проект создания первого в России высшего учебного заведения (будущей Славяно-Греко-Латинской Академии)

Г) создание первого советского ядерного реактора

 

1) Игорь Курчатов

2) Симеон Полоцкий

3) Евгений Тарле

4) Афанасий Никитин

5) Михаил Ломоносов

6) Николай Лобачевский

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

Ответ:

18
Задание 18 № 4822

Какие суж­де­ния о дан­ном изоб­ра­же­нии яв­ля­ют­ся верными? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти предложенных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

 

1) События, ко­то­рым по­свя­ще­на карикатура, про­изо­шли после Вто­рой ми­ро­вой войны.

2) Одну из стран на ка­ри­ка­ту­ре сим­во­ли­зи­ру­ет бо­ги­ня Афродита.

3) В во­ен­ный блок, де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го по­свя­ще­на дан­ная карикатура, в на­сто­я­щее время вхо­дят не­ко­то­рые страны, ранее быв­шие со­юз­ны­ми рес­пуб­ли­ка­ми в со­ста­ве СССР.

4) Во­ен­ный блок, де­я­тель­но­сти ко­то­ро­го по­свя­ще­на дан­ная карикатура, был со­здан в ответ на со­зда­ние Ор­га­ни­за­ции Вар­шав­ско­го договора.

5) Ев­ро­пей­ская страна, сим­во­ли­че­ски изображённая на карикатуре, дол­гое время вхо­ди­ла в со­став Рос­сий­ской империи.


Ответ:

19
Задание 19 № 4823

Укажите изоб­ра­же­ния объектов, возвёденных в том же веке, в ко­то­ром ев­ро­пей­ская страна, сим­во­ли­че­ски изображённая на карикатуре, по­лу­чи­ла независимость. В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 


Ответ:

20
Задание 20 № 2051

Прочтите от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го источника и крат­ко ответьте на во­про­сы С1 – С3. От­ве­ты предполагают ис­поль­зо­ва­ние информации из источника, а также при­ме­не­ние исторических зна­ний по курсу ис­то­рии соответствующего периода.

 

Из «Слова о полку Игореве»

«…. Тогда ве­ли­кий князь Свя­то­слав изронил зо­ло­тое слово, со сле­за­ми смешанное, и сказал: «О пле­мян­ни­ки мои, Игорь и Всеволод! Рано на­ча­ли вы По­ло­вец­кой земле ме­ча­ми обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь по­га­ную пролили. Ваши храб­рые сердца из креп­ко­го булата ско­ва­ны и от­ва­ге закалены. Что же со­тво­ри­ли из моей се­реб­ря­ной седины?

А уже не вижу вла­сти сильного, и богатого, и обиль­но­го воинами брата моего Ярослава, с чер­ни­гов­ски­ми боярами. Но ска­за­ли вы: «Помужествуем сами: про­шлую славу себе похитим, а бу­ду­щую сами поделим»…

Ве­ли­кий князь Всеволод! Не ду­ма­ешь ли ты при­ле­теть издалека, отчий зо­ло­той престол поблюсти? Ты ведь мо­жешь Волгу вес­ла­ми расплескать, а Дон шле­ма­ми вычерпать.

Ты, буй­ный Рюрик, и Давыд!... Всту­пи­те же, господа, в зо­ло­тое стремя за обиду на­ше­го времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буй­но­го Святославича!

Га­лиц­кий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по зем­лям текут, от­во­ря­ешь Киеву ворота. Стре­ля­ешь с от­цов­ско­го золотого пре­сто­ла салтанов за землями. Стре­ляй же, гос­по­ди Кончака, по­га­но­го раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буй­но­го Святославича!»

 

Какое ис­то­ри­че­ское событие легло в ос­но­ву «Слова…»? К ка­ко­му времени от­но­сит­ся это событие?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

21
Задание 21 № 2052

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­про­сы С1 – С3. От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Из «Слова о полку Иго­ре­ве»

«…. Тогда ве­ли­кий князь Свя­то­слав из­ро­нил зо­ло­тое слово, со сле­за­ми сме­шан­ное, и ска­зал: «О пле­мян­ни­ки мои, Игорь и Все­во­лод! Рано на­ча­ли вы По­ло­вец­кой земле ме­ча­ми обиду тво­рить, а себе славы ис­кать. Но без чести вы одо­ле­ли, без чести кровь по­га­ную про­ли­ли. Ваши храб­рые серд­ца из креп­ко­го бу­ла­та ско­ва­ны и от­ва­ге за­ка­ле­ны. Что же со­тво­ри­ли из моей се­реб­ря­ной се­ди­ны?

А уже не вижу вла­сти силь­но­го, и бо­га­то­го, и обиль­но­го во­и­на­ми брата моего Яро­сла­ва, с чер­ни­гов­ски­ми бо­яра­ми. Но ска­за­ли вы: «По­му­же­ству­ем сами: про­шлую славу себе по­хи­тим, а бу­ду­щую сами по­де­лим»…

Ве­ли­кий князь Все­во­лод! Не ду­ма­ешь ли ты при­ле­теть из­да­ле­ка, отчий зо­ло­той пре­стол по­блю­сти? Ты ведь мо­жешь Волгу вес­ла­ми рас­плес­кать, а Дон шле­ма­ми вы­чер­пать.

Ты, буй­ный Рюрик, и Давыд!... Всту­пи­те же, гос­по­да, в зо­ло­тое стре­мя за обиду на­ше­го вре­ме­ни, за землю Рус­скую, за раны Игоря, буй­но­го Свя­то­сла­ви­ча!

Га­лиц­кий Осмо­мысл Яро­слав!... Грозы твои по зем­лям текут, от­во­ря­ешь Киеву во­ро­та. Стре­ля­ешь с от­цов­ско­го зо­ло­то­го пре­сто­ла сал­та­нов за зем­ля­ми. Стре­ляй же, гос­по­ди Кон­ча­ка, по­га­но­го раба, за землю рус­скую, за раны Иго­ре­вы, буй­но­го Свя­то­сла­ви­ча!»

 

Что по­слу­жи­ло ав­то­ру «Слова…»и по­во­дом для горь­ких раз­ду­мий о судь­бах Рус­ской земли? В чём он упре­ка­ет кня­зей Игоря и Все­во­ло­да?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 22 № 2053

Прочтите от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го источника и крат­ко ответьте на во­про­сы С1 – С3. От­ве­ты предполагают ис­поль­зо­ва­ние информации из источника, а также при­ме­не­ние исторических зна­ний по курсу ис­то­рии соответствующего периода.

 

Из «Слова о полку Игореве»

«…. Тогда ве­ли­кий князь Свя­то­слав изронил зо­ло­тое слово, со сле­за­ми смешанное, и сказал: «О пле­мян­ни­ки мои, Игорь и Всеволод! Рано на­ча­ли вы По­ло­вец­кой земле ме­ча­ми обиду творить, а себе славы искать. Но без чести вы одолели, без чести кровь по­га­ную пролили. Ваши храб­рые сердца из креп­ко­го булата ско­ва­ны и от­ва­ге закалены. Что же со­тво­ри­ли из моей се­реб­ря­ной седины?

А уже не вижу вла­сти сильного, и богатого, и обиль­но­го воинами брата моего Ярослава, с чер­ни­гов­ски­ми боярами. Но ска­за­ли вы: «Помужествуем сами: про­шлую славу себе похитим, а бу­ду­щую сами поделим»…

Ве­ли­кий князь Всеволод! Не ду­ма­ешь ли ты при­ле­теть издалека, отчий зо­ло­той престол поблюсти? Ты ведь мо­жешь Волгу вес­ла­ми расплескать, а Дон шле­ма­ми вычерпать.

Ты, буй­ный Рюрик, и Давыд!... Всту­пи­те же, господа, в зо­ло­тое стремя за обиду на­ше­го времени, за землю Русскую, за раны Игоря, буй­но­го Святославича!

Га­лиц­кий Осмомысл Ярослав!... Грозы твои по зем­лям текут, от­во­ря­ешь Киеву ворота. Стре­ля­ешь с от­цов­ско­го золотого пре­сто­ла салтанов за землями. Стре­ляй же, гос­по­ди Кончака, по­га­но­го раба, за землю русскую, за раны Игоревы, буй­но­го Святославича!»

 

В чём суть при­зы­ва автора ко всем князьям?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Задание 23 № 1151

Из­вест­но, что в XVII в. в Рос­сии всё боль­шее число людей овла­де­ва­ли ино­стран­ны­ми язы­ка­ми. На­зо­ви­те два из наи­бо­лее рас­про­странённых тогда ино­стран­ных язы­ков и ука­жи­те при­чи­ны важ­но­сти вла­де­ния ими в тот пе­ри­од.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Задание 24 № 9340

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные проблемы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся различные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зрения. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зрения, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

 

«Политика Хрущева в культуре способствовала либеральному развитию культуры СССР.».

 

Используя ис­то­ри­че­ские знания, при­ве­ди­те два аргумента, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зрения, и два аргумента, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её . При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25
Задание 25 № 10351

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1019−1054 гг.

2) 1825—1855 гг.

3) но­ябрь 1942 г. − де­кабрь 1943 г.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии Рос­сии;

– ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии.

Ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии Рос­сии. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия,

от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:3.9166666666666665:55:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.