СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
≡ история
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 2488334

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:3.9166666666666665:55:00
1
Задание 1 № 7982

Расположите в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские события. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной последовательности.

 

1) Судебник Ивана IV

2) Написание Не­сто­ром «Повести вре­мен­ных лет»

3) Первое кру­го­свет­ное пу­те­ше­ствие Фер­на­на Магеллана


Ответ:

2
Задание 2 № 8000

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СО­БЫ­ТИЯ   ГОДЫ

A) при­ня­тие Со­бор­но­го уло­же­ния Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча

Б) на­ча­ло сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции

B) вхож­де­ние Твери в со­став Мос­ков­ско­го кня­же­ства

Г) указ о еди­но­на­сле­дии

 

 

1) 1649 г.

2) 1382 г.

3) 1485 г.

4) 1714 г.

5) 1709 г.

6) 1929 г.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ
    

Ответ:

3
Задание 3 № 10718

Ниже приведён ряд терминов, понятий. Все они, за исключением двух, относятся к государственной деятельности С.Ю. Витте.

 

1) КВЖД;2) Днепрогэс;3) казённая винная монополия;
4) Совет министров;5) золотой рубль;6) ВСНХ.

 

Найдите и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра терминов, от­но­ся­щих­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му периоду.


Ответ:

4
Задание 4 № 287

Напишите пропущенное слово.

 

Одно из направлений в литературе и искусстве XVIII в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется ________.


Ответ:

5
Задание 5 № 10128

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС (ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)   ФАКТЫ

А) дворцовые перевороты в России

Б) создание Древнерусского государства

В) Смутное время

Г) Гражданская война в России

 

1) создание Уфимской директории

2) гибель Петра III

3) призвание варягов

4) создание Государственной Думы

5) призыв на русский престол польского королевича Владислава

6) убийство Григория Распутина

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

Ответ:

6
Задание 6 № 8008

Установите со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми характеристиками: к каж­до­му фрагменту, обо­зна­чен­но­му буквой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие характеристики, обо­зна­чен­ные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «И на­ча­ли кня­зья со­би­рать во­и­нов каж­дый в своей области: ве­ли­кий князь Мсти­слав Ро­ма­но­вич Киевский, внук Ростислава, и Мсти­слав Свя­то­сла­вич Козельский, внук Все­во­ло­да Черниговского, и Мсти­слав Мсти­сла­вич Га­лиц­кий — эти стар­шие кня­зья в Рус­ской земле; а с ними и млад­шие князья: Да­ни­ил Романович, внук Мстислава, и князь Ми­ха­ил Все­во­ло­до­вич Черниговский, и князь Все­во­лод Мстиславич, сын ки­ев­ско­го князя, и мно­гие дру­гие князья. Когда все кня­зья со­бра­лись на совет в Киеве, они по­сла­ли во Вла­ди­мир к ве­ли­ко­му князю Юрию Все­во­ло­до­ви­чу за помощью; а он от­пра­вил к ним Ва­силь­ка Ростовского. Посоветовавшись, кня­зья ре­ши­ли встре­тить врага на чужой земле... и, со­брав всех рус­ских воинов, вы­сту­пи­ли в поход...»

Б) «В тот год ска­за­ла дру­жи­на Игорю: «Отроки Све­нель­да изо­де­лись ору­жи­ем и одеждой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам». И по­слу­шал их Игорь и пошёл... за данью и при­ба­вил к преж­ней дани новую, и тво­ри­ли насилие... мужи его. Когда же шёл он назад, — поразмыслив, ска­зал своей дружине: «Идите с данью домой, а я воз­вра­щусь и по­хо­жу ещё». И от­пу­стил дружину, а сам с малой ча­стью дру­жи­ны вернулся, желая боль­ше­го богатства. ...И по­сла­ли к нему, говоря: «Зачем идёшь опять? За­брал уже всю дань». И не по­слу­шал их Игорь; и... убили Игоря и дру­жин­ни­ков его...»

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) Данное со­бы­тие про­изо­шло после Кре­ще­ния Руси.

2) Современником дан­но­го со­бы­тия был Чингисхан.

3) Данное со­бы­тие за­кон­чи­лось по­бе­дой ве­ли­ко­го князя.

4) Противниками рус­ских во­и­нов во время дан­но­го со­бы­тия были половцы.

5) Князь, участ­ву­ю­щий в дан­ных событиях, два­жды ходил на Византию.

6) Одним из след­ствий дан­но­го со­бы­тия было упо­ря­до­че­ние сбора дани.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

Ответ:

7
Задание 7 № 4692

Какие три по­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют взгля­дам славянофилов?

 

1) кре­стьян­ская об­щи­на — ячей­ка со­ци­а­лиз­ма в России

2) пра­во­сла­вие опре­де­ли­ло ми­ро­воз­зре­ние и ис­то­ри­че­скую судь­бу рус­ско­го народа

3) со­хра­не­ние кре­пост­но­го права как тра­ди­ци­он­ной ос­но­вы России

4) не­об­хо­ди­мо воз­ро­дить Зем­ские соборы, чтобы мне­ние на­ро­да было из­вест­но власти

5) кре­стьян­ская об­щи­на — ос­но­ва рус­ской жизни, в её устрой­стве от­ра­же­ны черты рус­ско­го характера

6) ре­фор­мы Петра I спо­соб­ство­ва­ли уско­ре­нию раз­ви­тия страны, были про­грес­сив­ны и необходимы


Ответ:

8
Задание 8 № 7928

Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

А) Мо­ло­деж­ная ком­со­моль­ская ор­га­ни­за­ция «Молодая гвардия» дей­ство­ва­ла на тер­ри­то­рии г. ____________.

Б) Пер­вый ноч­ной таран в годы войны со­вер­шил ____________.

В) Кур­ская битва была в____________ г.

 

Пропущенные элементы:

1) 1944

2) В. Талалихин

3) 1943

4) Краснодон

5) И. Кожедуб

6) Минск

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВ
   

Ответ:

9
Задание 9 № 557

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­вет­ски­ми го­су­дар­ствен­ны­ми де­я­те­ля­ми и их де­я­тель­но­стью.

 

СО­ВЕТ­СКИЕ ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ   ИХ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НОСТЬ

А) Ю. В. Ан­дро­пов

Б) М. С. Гор­ба­чев

В) Л. И. Бреж­нев

Г) Н. С. Хру­щев

 

1) борь­ба с кос­мо­по­ли­тиз­мом, про­ве­де­ние мас­со­вых ре­прес­сий

2) борь­ба с дис­си­дент­ским дви­же­ни­ем, курс на укреп­ле­ние про­из­вод­ствен­ной дис­ци­пли­ны, жёсткий внеш­не­по­ли­ти­че­ский курс

3) про­воз­гла­ше­ние кам­па­нии по осво­е­нию це­ли­ны, на­ча­ло мас­со­во­го жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства

4) курс на де­мо­кра­ти­за­цию со­вет­ско­го об­ще­ства, по­ли­ти­ка глас­но­сти

5) по­ли­ти­ка ста­би­ли­за­ции кад­ров, по­ли­ти­ка «раз­ряд­ки» в меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ни­ях

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ
    

Ответ:

10
Задание 10 № 7938

Прочтите от­ры­вок из до­ку­мен­та и ука­жи­те фа­ми­лию и имя императора, его подписавшего. (В ответе запишите сначала фамилию, затем имя).

 

«Смуты и вол­не­ния в сто­ли­цах и во мно­гих мест­но­стях им­пе­рии нашей ве­ли­кой и тяж­кой скор­бью пре­ис­пол­ня­ют серд­це наше. Благо рос­сий­ско­го го­су­да­ря не­раз­рыв­но с бла­гом на­род­ным и пе­чаль на­род­ная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явить­ся глу­бо­кое на­стро­е­ние на­род­ное и угро­за це­ло­сти и един­ству дер­жа­вы нашей.

Великий обет цар­ско­го слу­же­ния по­ве­ле­ва­ет нам всеми си­ла­ми ра­зу­ма и вла­сти нашей стре­мить­ся к ско­рей­ше­му пре­кра­ще­нию столь опас­ной для го­су­дар­ства смуты. По­ве­лев под­ле­жа­щим вла­стям при­нять меры к устра­не­нию пря­мых про­яв­ле­ний беспорядка, бес­чинств и насилий, в охра­ну людей мирных, стре­мя­щих­ся к спо­кой­но­му вы­пол­не­нию ле­жа­ще­го на каж­дом долга, мы, для успеш­но­го вы­пол­не­ния общих пред­на­ме­ча­е­мых нами к уми­ро­тво­ре­нию го­су­дар­ствен­ной жизни мер, при­зна­ли не­об­хо­ди­мым объ­еди­нить де­я­тель­ность выс­ше­го правительства.

На обя­зан­ность пра­ви­тель­ства воз­ла­га­ем мы вы­пол­не­ние не­пре­клон­ной нашей воли:

1. Да­ро­вать на­се­ле­нию не­зыб­ле­мые ос­но­вы граж­дан­ской сво­бо­ды на на­ча­лах дей­стви­тель­ной не­при­кос­но­вен­но­сти личности, сво­бо­ды совести, слова, со­бра­ний и союзов.

2. Не оста­нав­ли­вая пред­на­зна­чен­ных вы­бо­ров в Го­су­дар­ствен­ную думу, при­влечь те­перь же к уча­стию в Думе, в мере возможности, со­от­вет­ству­ю­щей крат­но­сти оста­ю­ще­го­ся до со­зы­ва Думы срока, те классы

населения, ко­то­рые ныне со­всем ли­ше­ны из­би­ра­тель­ных прав, предо­ста­вив за сим даль­ней­шее раз­ви­тие на­ча­ла об­ще­го из­би­ра­тель­ною права вновь уста­нов­лен­но­му за­ко­но­да­тель­но­му порядку, и

3. Уста­но­вить как не­зыб­ле­мое правило, чтобы ни­ка­кой закон не мог вос­при­ять силу без одоб­ре­ния Го­су­дар­ствен­ной думы и чтобы вы­бор­ным от на­ро­да обес­пе­че­на была воз­мож­ность дей­стви­тель­но­го уча­стия в над­зо­ре за за­ко­но­мер­но­стью дей­ствий по­став­лен­ных от нас властей.

Призываем всех вер­ных сынов Рос­сии вспом­нить долг свой перед Родиною, по­мочь пре­кра­ще­нию сей не­слы­хан­ной смуты и вме­сте с нами на­прячь все силы к вос­ста­нов­ле­нию ти­ши­ны и мира на род­ной земле».


Ответ:

11
Задание 11 № 5161

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя при­ведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных эле­мен­тов: для каж­до­го про­пус­ка, обо­зна­чен­но­го бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

 

Со­бы­тиеДатаУчаст­ник(-и)
Опе­ра­ция «Баг­ра­ти­он»____________ (А)

И.Х. Баг­ра­мян,

И. Д. Чер­ня­хов­ский

Ста­лин­град­ская битва____________ (Б) ____________ (В)
____________ (Г)Ав­густ–де­кабрь 1943 г.

Г. К. Жуков,

К. К. Ро­кос­сов­ский,

И. С. Конев

осада Тоб­ру­ка____________ (Д) ____________ (Е)

 

 

 

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

 

1) Кей­тель

2) ап­рель-но­ябрь 1941 г.

3) Я. Ф. Пав­лов

4) битва на Кур­ской дуге

5) битва за Днепр

6) июнь−ав­густ 1944 г.

7) июль 1942 г. − фев­раль 1943 г.

8) Ром­мель

9) май 1942 г.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГДЕ
      

Ответ:

12
Задание 12 № 9815

Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка.

«Со­вре­мен­ни­ки князя вы­со­ко це­ни­ли его за за­слу­ги перед оте­че­ством. Он был пер­вым, кто под­нял­ся на борь­бу за осво­бож­де­ние от ор­дын­ско­го вла­ды­че­ства. Князю уда­лось объ­еди­нить боль­шое число рус­ских во­и­нов, по­ка­зав во время Ку­ли­ков­ской битвы зна­чи­тель­но воз­рос­шую силу Руси.

Прав­ле­ние князя про­дол­жа­лось 30 лет. За это время про­изо­шло не­ма­ло во­ен­ных столк­но­ве­ний с внеш­ни­ми вра­га­ми, не го­во­ря уже о внут­рен­них кон­флик­тах. Ча­стые битвы опу­сто­ша­ли рус­ские земли, и в то же время они спо­соб­ство­ва­ли ду­хов­но­му спло­че­нию на­ро­да, встав­ше­го на за­щи­ту род­ных про­сто­ров.

Не­смот­ря на то что ве­ли­кий князь не сумел предот­вра­тить ра­зо­ре­ния, нанесённого Тох­та­мы­шем, на­се­ле­ние не склон­но было ви­нить его в этом. Князь все­гда был любим на­ро­дом и охот­но при­ни­мал знаки его вни­ма­ния и бла­го­дар­но­сти.

Со­пер­ни­ка­ми князя были пра­ви­те­ли Ря­за­ни и Твери. К концу жизни он прак­ти­че­ски пресёк их по­пыт­ки выйти из по­ви­но­ве­ния Москве. И всё же Ря­зан­ское и Твер­ское кня­же­ства ещё со­хра­ня­ли своё обособ­лен­ное по­ло­же­ние».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Князь, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, за свои рат­ные по­дви­ги по­лу­чил почётное про­зви­ще Нев­ский.

2) Обособ­лен­ное по­ло­же­ние зе­мель, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, за­вер­ши­лось в годы прав­ле­ния Ивана IV.

3) Ра­зо­ре­ние Моск­вы, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, про­изо­шло в 1382 г.

4) В годы прав­ле­ния князя, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, в Москве был по­стро­ен новый бе­ло­ка­мен­ный Кремль.

5) Князь, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, пер­вым по­лу­чил право са­мо­сто­я­тель­но­го сбора дани с рус­ских зе­мель для Зо­ло­той Орды.

6) Князь, о ко­то­ром го­во­рит­ся в от­рыв­ке, пе­ре­дал ярлык на ве­ли­кое кня­же­ние

сыну без раз­ре­ше­ния хана Зо­ло­той Орды.


Ответ:

13
Задание 13 № 2331

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те на­зва­ние войны, со­бы­тия ко­то­рой от­ра­же­ны на карте.


Ответ:

14
Задание 14 № 2332

На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, в ко­то­рый был со­вершён ка­ра­тель­ный поход пра­ви­тель­ствен­ных войск, со­про­вож­дав­ший­ся мас­со­вы­ми убий­ства­ми.


Ответ:

15
Задание 15 № 2333

На­пи­ши­те цифру, ко­то­рая обо­зна­ча­ет «не­офи­ци­аль­ную сто­ли­цу» го­су­дар­ства после отъ­ез­да царя из Моск­вы.


Ответ:

16
Задание 16 № 2334

Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Рос­сия по­бе­ди­ла в этой войне.

2) Во время войны пра­ви­тель­ство сняло огра­ни­че­ния на право пе­ре­хо­да кре­стьян к дру­го­му хо­зя­и­ну.

3) Про­тив­ни­ком Рос­сии в войне была Шве­ция.

4) Во время войны об­ра­зо­ва­лось новое го­су­дар­ство Речь Поспо­ли­тая.

5) В ходе войны про­изо­шло уже­сто­че­ние внут­рен­ней по­ли­ти­ки.

6) Война про­хо­ди­ла в за­вер­ша­ю­щий пе­ри­од об­ра­зо­ва­ния еди­но­го Рус­ско­го го­су­дар­ства.


Ответ:

17
Задание 17 № 9895

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

  ПРОИЗВЕДЕНИЯ

A) митрополит Иларион

Б) А. М. Курбский

B) В. В. Верещагин

Г) М. К. Калатозов

 

 

 

1) картина «Апофеоз войны»

2) картина «Бурлаки на Волге»

3) «История о великом князе Московском»

4) фильм «Карнавальная ночь»

5) фильм «Летят журавли»

6) «Слово о законе и благодати»

 

 

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

Ответ:

18
Задание 18 № 9671

Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Событие, которому посвящена карикатура, произошло в 1962 г.

2) Карикатура высмеивает господство США в военной организации, о создании которой идёт речь.

3) В военную организацию, созданию которой посвящена карикатура, первоначально входило около 50 государств.

4) Одним из государств, участвовавших в событии, которому посвящена карикатура, была Польша.

5) Военный блок, в котором главную роль играл СССР, был создан позже события, которому посвящена данная карикатура.


Ответ:

19
Задание 19 № 9672

Укажите почтовые марки, выпущенные к юбилеям событий, отмечавшимся в СССР в период руководства страной политического деятеля, при котором произошло событие, изображённое на карикатуре. В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти марки.

 

1)2)
3)4)


Ответ:

20
Задание 20 № 3659

Прочтите отрывок из письма А.С. Пушкина к П.Я. Чаадаеву.

 

«Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы - разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие - печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, - как, неужели всё это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Пётр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не находите Вы чего-то значительного в теперешнем положении России, чего-то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли Вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора - меня раздражают, как человека с предрассудками - я оскорблён, но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло предлинное письмо. Поспорив с Вами, я должен Вам сказать, что многое в Вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь - грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству - поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко».

 

Укажите название сочинения П.Я. Чаадаева, ответом на которое является данное письмо А.С. Пушкина. Назовите императора, при котором было написано это сочинение П.Я. Чаадаева. Какой факт биографии П.Я. Чаадаева упомянут в письме А.С. Пушкина?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

21
Задание 21 № 3660

Прочтите от­ры­вок из пись­ма А.С. Пуш­ки­на к П.Я. Чаадаеву.

 

«Войны Олега и Свя­то­сла­ва и даже удель­ные усобицы - разве это не та жизнь, пол­ная кипучего бро­же­ния и пыл­кой и бес­цель­ной деятельности, ко­то­рой отличается юность всех народов? Та­тар­ское нашествие - пе­чаль­ное и ве­ли­кое зрелище. Про­буж­де­ние России, раз­ви­тие её могущества, её дви­же­ние к един­ству (к рус­ско­му единству, разумеется), оба Ивана, ве­ли­че­ствен­ная драма, на­чав­ша­я­ся в Уг­ли­че и за­кон­чив­ша­я­ся в Ипа­тьев­ском монастыре, - как, не­уже­ли всё это не история, а лишь блед­ный и по­лу­за­бы­тый сон? А Пётр Великий, ко­то­рый один есть целая история! А Ека­те­ри­на II, ко­то­рая поставила Рос­сию на по­ро­ге Европы? А Александр, ко­то­рый привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не на­хо­ди­те Вы чего-то зна­чи­тель­но­го в те­пе­реш­нем положении России, чего-то такого, что по­ра­зит будущего историка? Ду­ма­е­те ли Вы, что он по­ста­вит нас вне Европы? Хотя лично я сер­деч­но привязан к государю, я да­ле­ко не вос­тор­га­юсь всем, что вижу во­круг себя; как ли­те­ра­то­ра - меня раздражают, как че­ло­ве­ка с пред­рас­суд­ка­ми - я оскорблён, но кля­нусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы пе­ре­ме­нить отечество или иметь дру­гую историю, кроме ис­то­рии наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло пре­длин­ное письмо. По­спо­рив с Вами, я дол­жен Вам сказать, что мно­гое в Вашем по­сла­нии глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша об­ще­ствен­ная жизнь - груст­ная вещь. Что это от­сут­ствие общественного мнения, это рав­но­ду­шие ко всему, что яв­ля­ет­ся долгом, спра­вед­ли­во­стью и истиной, это ци­нич­ное презрение к че­ло­ве­че­ской мысли и до­сто­ин­ству - по­и­сти­не могут при­ве­сти в отчаяние. Вы хо­ро­шо сделали, что ска­за­ли это громко».

 

С какой мыслью, вы­ра­жен­ной в со­чи­не­нии П.Я. Чаадаева, не со­гла­сен А.С. Пушкин? С каким вы­во­дом П.Я. Ча­а­да­е­ва соглашается А.С. Пуш­кин и, ссы­ла­ясь на ре­а­лии российской действительности, обос­но­вы­ва­ет его? Ука­жи­те одно любое обстоятельство, на ко­то­рое ссылается А.С. Пушкин, под­твер­ждая вывод, сде­лан­ный П.Я. Чаадаевым.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 22 № 3661

Прочтите от­ры­вок из пись­ма А. С. Пуш­ки­на к П. Я. Чаадаеву.

 

«Войны Олега и Свя­то­сла­ва и даже удель­ные усо­би­цы - разве это не та жизнь, пол­ная ки­пу­че­го бро­же­ния и пыл­кой и бес­цель­ной деятельности, ко­то­рой от­ли­ча­ет­ся юность всех народов? Та­тар­ское на­ше­ствие - пе­чаль­ное и ве­ли­кое зрелище. Про­буж­де­ние России, раз­ви­тие её могущества, её дви­же­ние к един­ству (к рус­ско­му единству, разумеется), оба Ивана, ве­ли­че­ствен­ная драма, на­чав­ша­я­ся в Уг­ли­че и за­кон­чив­ша­я­ся в Ипа­тьев­ском монастыре, - как, не­уже­ли всё это не история, а лишь блед­ный и по­лу­за­бы­тый сон? А Пётр Великий, ко­то­рый один есть целая история! А Ека­те­ри­на II, ко­то­рая по­ста­ви­ла Рос­сию на по­ро­ге Европы? А Александр, ко­то­рый привёл Вас в Париж? и (положа руку на сердце) разве не на­хо­ди­те Вы чего-то зна­чи­тель­но­го в те­пе­реш­нем по­ло­же­нии России, чего-то такого, что по­ра­зит бу­ду­ще­го историка? Ду­ма­е­те ли Вы, что он по­ста­вит нас вне Европы? Хотя лично я сер­деч­но при­вя­зан к государю, я да­ле­ко не вос­тор­га­юсь всем, что вижу во­круг себя; как ли­те­ра­то­ра - меня раздражают, как че­ло­ве­ка с пред­рас­суд­ка­ми - я оскорблён, но кля­нусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы пе­ре­ме­нить оте­че­ство или иметь дру­гую историю, кроме ис­то­рии наших предков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло пре­длин­ное письмо. По­спо­рив с Вами, я дол­жен Вам сказать, что мно­гое в Вашем по­сла­нии глу­бо­ко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша об­ще­ствен­ная жизнь - груст­ная вещь. Что это от­сут­ствие об­ще­ствен­но­го мнения, это рав­но­ду­шие ко всему, что яв­ля­ет­ся долгом, спра­вед­ли­во­стью и истиной, это ци­нич­ное пре­зре­ние к че­ло­ве­че­ской мысли и до­сто­ин­ству - по­и­сти­не могут при­ве­сти в отчаяние. Вы хо­ро­шо сделали, что ска­за­ли это громко».

 

Какой по­сту­пок П. Я. Ча­а­да­е­ва одоб­ря­ет А. С. Пушкин? По­че­му этот по­сту­пок П. Я. Ча­да­е­ва был осо­бен­но важен для об­ще­ствен­ной жизни стра­ны имен­но в тот период, когда было на­пи­са­но пись­мо А. С. Пушкина? Какая ши­ро­кая об­ще­ствен­ная дис­кус­сия была ини­ци­и­ро­ва­на по­яв­ле­ни­ем со­чи­не­ния П. Я. Чаадаева?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Задание 23 № 6096

Во второй четверти XV в. в Северо-Восточной Руси шла война между членами московского великокняжеского дома. Назовите великого князя, который три раза терял московский престол и был изгнан из столицы, но всё же сумел остаться в этой войне победителем. Кто из двоюродных братьев этого великого князя ослепил его и взял в плен? Почему соперники великого князя три раза занимали московский престол, но так и не смогли удержать за собой власть? Назовите одну любую причину.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Задание 24 № 9752

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

«Повстанцы во главе с Е. И. Пугачёвым боролись против общественно- политического строя, существовавшего в России».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25
Задание 25 № 10352

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 980—1015 гг.

2) 1801—1825 гг.

3) 1964—1985 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

– ука­зать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия,

относящиеся к дан­но­му периоду.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:3.9166666666666665:55:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.