СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
≡ история
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 2488339

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—19 является последовательность цифр, цифра или слово (словосочетание). Имена российских государей следует писать только буквами.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:3.9166666666666665:55:00
1
Задание 1 № 7974

Рас­по­ло­жи­те в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­то­ри­че­ские со­бы­тия. За­пи­ши­те цифры, ко­то­ры­ми обо­зна­че­ны ис­то­ри­че­ские со­бы­тия в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти.

 

1) Ку­ли­ков­ская битва

2) Битва на реке Калке

3) Пер­вый кре­сто­вый поход


Ответ:

2
Задание 2 № 11073

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и го­да­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СО­БЫ­ТИЕ   ГОД

А) за­клю­че­ние Яс­ско­го мира с Тур­ци­ей

Б) вен­ча­ние Ивана IV на цар­ство­ва­ние

В) об­ра­зо­ва­ние Мол­дав­ской ССР

Г) за­ко­но­да­тель­ное уста­нов­ле­ние пра­ви­ла

Юрье­ва дня и по­жи­ло­го

 

1) 1497 г.

2) 1547 г.

3) 1791 г.

4) 1878 г.

5) 1917 г.

6) 1940 г.


Ответ:

3
Задание 3 № 3609

Ниже приведён пе­ре­чень терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к событиям, яв­ле­ни­ям XVI−XVII вв.

 

1) За­по­вед­ные лета

2) белые слободы

3) ордынский выход

4) уроч­ные лета

5) закупы

6) воеводы

 

Най­ди­те и за­пи­ши­те по­ряд­ко­вые но­ме­ра тер­ми­нов, по­яв­ле­ние ко­то­рых от­но­сит­ся к дру­го­му ис­то­ри­че­ско­му пе­ри­о­ду.


Ответ:

4
Задание 4 № 9857

Напишите пропущенное слово.

 

Единственный всесоюзный _______ за всю историю существования СССР был проведён по вопросу о сохранении СССР 17 марта 1991 г.


Ответ:

5
Задание 5 № 6145

Установите со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми (явлениями, событиями) и фактами, от­но­ся­щи­ми­ся к этим про­цес­сам (явлениям, событиям): к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)   ФАКТЫ

А) фор­ми­ро­ва­ние и раз­ви­тие за­ко­но­да­тель­ства Древ­не­рус­ско­го государства

Б) ре­фор­мы «Избранной рады»

В) про­ве­де­ние по­ли­ти­ки «просвещённого абсолютизма» в России

Г) пер­вые ре­во­лю­ци­он­ные пре­об­ра­зо­ва­ния большевиков

 

1) созыв Уло­жен­ной комиссии

2) при­ня­тие Су­деб­ни­ка Ивана III

3) созыв пер­во­го Зем­ско­го собора

4) при­ня­тие Де­кре­та о земле

5) при­ня­тие Рус­ской Правды

6) со­зда­ние Вре­мен­но­го правительства

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГ
    

Ответ:

6
Задание 6 № 9809

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фраг­мен­та­ми ис­то­ри­че­ских ис­точ­ни­ков и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­до­му фраг­мен­ту, обо­зна­чен­но­му бук­вой, под­бе­ри­те по две со­от­вет­ству­ю­щие ха­рак­те­ри­сти­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми.

 

ФРАГ­МЕН­ТЫ ИС­ТОЧ­НИ­КОВ

 

А) «В тот год ска­за­ла дру­жи­на Игорю: "От­ро­ки Све­нель­да изо­де­лись ору­жи­ем и одеж­дой, а мы наги. Пойдём, князь, с нами за данью, и себе до­бу­дешь, и нам". И по­слу­шал их Игорь — пошёл к древ­ля­нам за данью и при­ба­вил к преж­ней дани новую, и тво­ри­ли на­си­лие над ними мужи его. Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, — по­раз­мыс­лив, ска­зал своей дру­жи­не: "Идите с данью домой, а я воз­вра­щусь и по­хо­жу ещё". И от­пу­стил дру­жи­ну свою домой, а сам с малой ча­стью дру­жи­ны вер­нул­ся, желая боль­ше­го бо­гат­ства».

Б) «И стал во­е­вать царь Батый ока­ян­ный Ря­зан­скую землю и пошёл ко граду Ря­за­ни. И оса­дил град, и би­лись пять дней не­от­ступ­но. Ба­ты­ево вой­ско пе­ре­ме­ня­лось, а го­ро­жа­не бес­смен­но би­лись. И мно­гих го­ро­жан убили, а иных ра­ни­ли, а иные от ве­ли­ких тру­дов и ран из­не­мог­ли, а в ше­стой день спо­за­ран­ку пошли враги на город - одни с ог­ня­ми, дру­гие со сте­но­бит­ны­ми ору­ди­я­ми, а тре­тьи с бес­чис­лен­ны­ми лест­ни­ца­ми — и взяли град Ря­зань ме­ся­ца де­каб­ря

в 21 день».

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

 

1) Со­бы­тия, опи­сан­ные в от­рыв­ке, про­изо­шли в X в.

2) Ис­то­ри­че­ский де­я­тель, упо­мя­ну­тый в от­рыв­ке, был сыном Чин­гис­ха­на

3) Со­бы­тия, опи­сан­ные в от­рыв­ке, про­изо­шли в XI в.

4) Ис­то­ри­че­ский де­я­тель, упо­мя­ну­тый в от­рыв­ке, был убит во время вос­ста­ния

5) Со­вре­мен­ни­ком со­бы­тий, опи­сы­ва­е­мых в от­рыв­ке, был вла­ди­мир­ский князь Юрии Все­во­ло­до­вич.

6) Со­бы­тия, опи­сан­ные в от­рыв­ке, про­изо­шли в XIII в.

 

 

Фраг­мент А Фраг­мент Б
    

Ответ:

7
Задание 7 № 67

Какие три из названных мер были осуществлены в ходе перестройки? Соответствующие цифры и запишите их в ответ.

 

1) созыв Съезда народных депутатов

2) введение госприёмки

3) ликвидация центральных отраслевых министерств и их замена совнархозами

4) либерализация цен

5) принятие закона об индивидуальной трудовой деятельности

6) ликвидация КГБ


Ответ:

8
Задание 8 № 8038

Заполните про­пус­ки в дан­ных предложениях, ис­поль­зуя приведённый ниже спи­сок про­пу­щен­ных элементов: для каж­до­го предложения, обо­зна­чен­но­го бук­вой и со­дер­жа­ще­го пропуск, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го элемента.

 

A) ______________ за­вер­ши­ла ко­рен­ной пе­ре­лом в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

Б) ______________ закончилась 2 фев­ра­ля 1943 г.

B) ______________ со­рва­ла гит­ле­ров­ские планы мол­ние­нос­ной войны.

 

Пропущенные элементы:

1) Белорусская операция

2) оборона Севастополя

3) Ясско-Кишинёвская операция

4) Курская битва

5) Сталинградская битва

6) Московская битва

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВ
   

Ответ:

9
Задание 9 № 1022

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между го­су­дар­ствен­ны­ми де­я­те­ля­ми и ис­то­ри­че­ски­ми со­бы­ти­я­ми.

 

ГО­СУ­ДАР­СТВЕН­НЫЕ ДЕ­Я­ТЕ­ЛИ   ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЕ СО­БЫ­ТИЯ

А) Н. Х. Бунге

Б) М. М. Спе­ран­ский

В) Е. Ф. Кан­крин

Г) П. Д. Киселёв

 

1) со­став­ле­ние «Свода за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии»

2) раз­ра­бот­ка фаб­рич­но­го за­ко­но­да­тель­ства

3) ре­фор­ма управ­ле­ния го­су­дар­ствен­ны­ми кре­стья­на­ми

4) де­неж­ная ре­фор­ма 1839—1843 гг.

5) ро­спуск Го­су­дар­ствен­но­го Со­ве­та

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГ
    

Ответ:

10
Задание 10 № 9222

Прочтите от­ры­вок из пись­ма со­вре­мен­ни­ка и на­пи­ши­те на­зва­ние политики в именительном падеже, о про­ве­де­нии ко­то­рой идёт речь.

 

«Когда му­жи­ка оста­ви­ли без хлеба и без скотины, то уже осталь­ные го­во­рят – надо идти в колхоз, а то и нас ограбят. И вот под этим стра­хом на­чи­на­ют новые кол­хо­зы организовывать. Еди­но­лич­ник на­чи­на­ет го­во­рить с колхозником, опра­ши­ва­ет его про всю его жизнь колхозника, как живётся в колхозе, а кол­хоз­ник ему говорит, что я живу не в колхозе, а в ба­тра­ках у помещика, и вхо­дить всем в кол­хо­зы не советую, по­то­му что мы сами хотим выходить. Вот что от­ве­ча­ет кол­хоз­ник единоличнику. А от­че­го же это там зависит. По-моему, от того, что мы не на ос­но­ве доб­ро­воль­но­сти создаём колхозы».


Ответ:

11
Задание 11 № 3851

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Со­бы­тиеНа­зва­ние населённого

пунк­та (тер­ри­то­рии)

Год
__________(А)д. Про­хо­ров­ка__________(Б)
__________(В)г. Ста­лин­град1942 г.
Пер­вый воз­душ­ный ноч­ной таран в пе­ри­од

Ве­ли­кий Оте­че­ствен­ный войны

__________(Г)__________(Д)
Пер­вая встре­ча со­вет­ских и аме­ри­кан­ских войск

в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

__________(Е)1945 г.

 

1) г. Тор­гау

2) 1943 г.

3) г. Москва и Мос­ков­ская об­ласть

4) г. Бу­да­пешт

5) окру­же­ние 6-й гер­ман­ской армии под ко­ман­до­ва­ни­ем Ф. Па­у­лю­са

6) пер­вая встре­ча ли­де­ров стран «Боль­шой трой­ки»

7) 1941г.

8) круп­ней­шее тан­ко­вое сра­же­ние в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

9) 1944 г.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ
      

Ответ:

12
Задание 12 № 9131

Про­чти­те от­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта.

 

«Между мно­ги­ми… по­пе­че­ни­я­ми об ис­прав­ле­нии на­ро­да на­ше­го…, по­смот­ря на ду­хов­ный чин, и видя в нём много не­стро­е­ния и ве­ли­кую в делах его ску­дость, …на со­ве­сти нашей по­име­ли мы страх, да не явим­ся не­бла­го­дар­ны­ми Все­выш­не­му, [по­лу­чив от него столь­ко по­мо­щи] во ис­прав­ле­нии как во­ин­ско­го, так и граж­дан­ско­го чина, пре­не­бре­гая ис­прав­ле­ни­ем и чина ду­хов­но­го. …Того ради об­ра­зом преж­них, как в Вет­хом, так и в Новом за­ве­те, бла­го­че­сти­вых царей, вос­при­яв по­пе­че­ние о ис­прав­ле­нии чина ду­хов­но­го, а не видим луч­ше­го к тому спо­со­ба, кроме со­бор­но­го пра­ви­тель­ства. По­то­му как в еди­ной пер­со­не не без при­стра­стия бы­ва­ет… Уста­нав­ли­ва­ем ду­хов­ную кол­ле­гию, то есть ду­хов­ное со­бор­ное пра­ви­тель­ство, ко­то­рое по сле­ду­ю­щем здесь ре­гла­мен­те имеет вся­ки­ми ду­хов­ны­ми де­ла­ми во все­рос­сий­ской церк­ви управ­лять».

 

Ис­поль­зуя от­ры­вок и зна­ния по ис­то­рии, вы­бе­ри­те в при­ведённом спис­ке три вер­ных суж­де­ния.

 

1) Дан­ный за­ко­но­да­тель­ный акт издан царём Алек­се­ем Ми­хай­ло­ви­чем.

2) Из­да­ние дан­но­го за­ко­но­да­тель­но­го акта от­но­сит­ся к 1721 г.

3) В за­ко­но­да­тель­ном акте от­ме­ча­ет­ся, что со­зда­ва­е­мый новый орган вла­сти будет ос­но­ван на прин­ци­пе еди­но­на­ча­лия.

4) В ре­зуль­та­те ре­фор­мы, к про­ве­де­нию ко­то­рой от­но­сит­ся дан­ный за­ко­но­да­тель­ный акт, уси­ли­лось под­чи­не­ние Церк­ви го­су­дар­ству.

5) В тек­сте за­ко­но­да­тель­но­го акта от­ме­ча­ет­ся, что из­дав­ший его го­су­дарь провёл пре­об­ра­зо­ва­ния в во­ен­ной и граж­дан­ской сфе­рах.

6) К тому же цар­ство­ва­нию, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся из­да­ние дан­но­го за­ко­но­да­тель­но­го акта, был со­здан При­каз тай­ных дел.


Ответ:

13
Задание 13 № 10078

За­пол­ни­те про­пуск в пред­ло­же­нии: «Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, про­изо­шли в ты­ся­ча де­вять­сот ____________________ году». Ответ за­пи­ши­те сло­вом (со­че­та­ни­ем слов).

 


Ответ:

14
Задание 14 № 10079

Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «4», в пе­ри­од, когда про­изо­шли со­бы­тия, отражённые на схеме.

 


Ответ:

15
Задание 15 № 10080

Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2».

 


Ответ:

16
Задание 16 № 10081

Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к дан­ной схеме, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

 

1) Город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «3», в на­сто­я­щее время вхо­дит в со­став Рос­сии.

2) Город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «5», был осво­бождён от фа­ши­стов осе­нью.

3) В ходе бо­е­вых дей­ствий, обо­зна­чен­ных на схеме стрел­ка­ми, Крас­ная армия пол­но­стью осво­бо­ди­ла Че­хо­сло­ва­кию.

4) На схеме обо­зна­че­ны дей­ствия Крас­ной армии в ходе опе­ра­ции «Баг­ра­ти­он».

5) На схеме обо­зна­че­ны дей­ствия Крас­ной армии в ходе Во­сточ­но-Прус­ской опе­ра­ции.

6) Город, обо­зна­чен­ный на схеме циф­рой «1», был осво­бождён от фа­ши­стов в ок­тяб­ре.


Ответ:

17
Задание 17 № 8190

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между па­мят­ни­ка­ми куль­ту­ры и их крат­ки­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПА­МЯТ­НИ­КИ КУЛЬ­ТУ­РЫ   ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

A) «За­дон­щи­на»

Б) «Санкт-Пе­тер­бург­ские ве­до­мо­сти»

B) «Мо­ле­ние Да­ни­и­ла За­точ­ни­ка»

Г) роман «Петр Пер­вый»

 

1) Автор об­ра­ща­ет­ся к пе­ре­я­с­лав­ско-суз­даль­ско­му князю Яро­сла­ву Все­во­ло­до­ви­чу.

2) Про­из­ве­де­ние по­вест­ву­ет о по­бе­де рус­ских войск, воз­глав­ля­е­мых ве­ли­ким кня­зем мос­ков­ским Дмит­ри­ем Ива­но­ви­чем.

3) Автор — Н. В. Го­голь.

4) Ини­ци­а­то­ром со­зда­ния был Петр I.

5) Про­из­ве­де­ние на­пи­са­но в Смут­ное время.

6) Автор не успел за­вер­шить дан­ное про­из­ве­де­ние.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГ
    

Ответ:

18
Задание 18 № 2572

Рас­смот­ри­те изоб­ра­же­ние и вы­пол­ни­те за­да­ние

Какие суж­де­ния о па­мят­ни­ке, изоб­ражённом на фо­то­гра­фии, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те два суж­де­ния из пяти пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Па­мят­ник был со­оружён в честь по­бе­ды Рос­сии в Рус­ско-ту­рец­кой войне 1877−1878 гг.

2) Па­мят­ник на­хо­дит­ся в Нов­го­ро­де.

3) Ини­ци­а­ти­ва со­зда­ния па­мят­ни­ка при­над­ле­жит Алек­сан­дру III.

4) Ав­то­ром па­мят­ни­ка яв­ля­ет­ся скуль­птор И. Мар­тос.

5) Па­мят­ник был со­здан на сред­ства казны и на­род­ные по­жерт­во­ва­ния.


Ответ:

19
Задание 19 № 2573

Какие из памятников, изображённых ниже, были со­зданы в то же царствование, что и изображённый памятник? В от­ве­те за­пи­ши­те две цифры, под ко­то­рыми они указаны.

 

 


Ответ:

20
Задание 20 № 3619

Про­чти­те от­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта.

 

«...дед наш, Пётр Ве­ли­кий... в то­гдаш­нее ж время рос­сий­ско­му дво­рян­ству... по­ве­лел всту­пить в во­ен­ные и граж­дан­ские служ­бы ... Прав­да, что та­ко­вые учре­жде­ния, хотя и в на­ча­ле ка­за­лись тя­гост­ны­ми и не­снос­ны­ми для дво­рян­ства... (но) по­сле­до­ва­ли от того неисчётные поль­зы, пе­ре­ме­ни­лось не­ве­же­ство в здра­вый рас­су­док, по­лез­ное зна­ние и при­леж­ность к служ­бе умно­жи­ло... усер­дие и от­мен­ную в служ­бе нашей рев­ность, а по­то­му и не на­хо­дим мы той не­об­хо­ди­мо­сти в при­нуж­де­нии к служ­бе, какая до сего вре­ме­ни по­треб­на была. И тако мы... от­ны­не впредь на веч­ные вре­ме­на и в потом­ствен­ные роды жа­лу­ем всему рос­сий­ско­му бла­го­род­но­му дво­рян­ству... l.Bce на­хо­дя­щи­е­ся в раз­ных наших служ­бах дво­ря­не могут оную про­дол­жать сколь долго по­же­ла­ют, и их со­сто­я­ние им поз­во­лит, од­на­ко ж во­ен­ные ни во время ком­па­нии, ниже пред на­ча­ти­ем оной за три ме­ся­ца об уволь­не­нии из служ­бы... про­сить да не дер­за­ют...

 

6. А как по сему на­ше­му все­ми­ло­сти­вей­ше­му уста­нов­ле­нию никто уже из дво­рян рос­сий­ских не­во­лею служ­бу про­дол­жать не будет, ...разве особ­ли­вая на­доб­ность по­тре­бу­ет, но то не иначе как за под­пи­са­ни­ем нашей соб­ствен­ной руки имен­ным ука­зом по­ве­де­но будет...

 

7. ...о ма­ло­лет­них их детях, коих от­ны­не по­ве­ле­ва­ем для един­ствен­но­го толь­ко све­де­ния объ­яв­лять в 12 лет от рож­де­ния их в ге­роль­дии, гу­бер­ни­ях, про­вин­ци­ях и го­ро­дах, ...причём от ро­ди­те­лей или от срод­ни­ков их, у кого оные в смот­ре­нии, брать из­ве­стия, чему они до две­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та обу­че­ны, и где далее науки про­дол­жать же­ла­ют, ...од­на­ко ж чтоб никто не дер­зал без обу­че­ния при­стой­ных бла­го­род­но­му дво­рян­ству наук детей своих вос­пи­ты­вать под тяж­ким нашим гне­вом...

 

8. На­хо­дя­щих­ся же ныне в нашей во­ен­ной служ­бе дво­рян в сол­да­тах и про­чих ниж­них чинах менее обер-офи­це­ра, кои не до­слу­жи­лись офи­цер­ства, не от­став­лять, разве кто более 12 лет во­ен­ную служ­бу про­дол­жал, то та­ко­вые по­лу­чат уволь­не­ния от служ­бы».

 

Ука­жи­те, в каком году был издан дан­ный акт. Какое на­зва­ние он по­лу­чил? Какой го­су­дарь (го­су­да­ры­ня) его издал(-а)?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

21
Задание 21 № 3620

Прочтите от­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта.

 

«...дед наш, Пётр Великий... в то­гдаш­нее ж время рос­сий­ско­му дворянству... по­ве­лел вступить в во­ен­ные и граж­дан­ские службы ... Правда, что та­ко­вые учреждения, хотя и в на­ча­ле казались тя­гост­ны­ми и не­снос­ны­ми для дворянства... (но) по­сле­до­ва­ли от того неисчётные пользы, пе­ре­ме­ни­лось невежество в здра­вый рассудок, по­лез­ное знание и при­леж­ность к служ­бе умножило... усер­дие и от­мен­ную в служ­бе нашей ревность, а по­то­му и не на­хо­дим мы той не­об­хо­ди­мо­сти в при­нуж­де­нии к службе, какая до сего вре­ме­ни потребна была. И тако мы... от­ны­не впредь на веч­ные времена и в потом­ствен­ные роды жа­лу­ем всему рос­сий­ско­му благородному дворянству... l.Bce на­хо­дя­щи­е­ся в раз­ных наших служ­бах дворяне могут оную про­дол­жать сколь долго пожелают, и их со­сто­я­ние им позволит, од­на­ко ж во­ен­ные ни во время компании, ниже пред на­ча­ти­ем оной за три ме­ся­ца об уволь­не­нии из службы... про­сить да не дерзают...

 

6. А как по сему на­ше­му всемилостивейшему уста­нов­ле­нию никто уже из дво­рян российских не­во­лею службу про­дол­жать не будет, ...разве особ­ли­вая надобность потребует, но то не иначе как за под­пи­са­ни­ем нашей соб­ствен­ной руки имен­ным указом по­ве­де­но будет...

 

7. ...о ма­ло­лет­них их детях, коих от­ны­не повелеваем для един­ствен­но­го только све­де­ния объявлять в 12 лет от рож­де­ния их в герольдии, губерниях, про­вин­ци­ях и городах, ...причём от ро­ди­те­лей или от срод­ни­ков их, у кого оные в смотрении, брать известия, чему они до две­на­дца­ти­лет­не­го возраста обучены, и где далее науки про­дол­жать желают, ...однако ж чтоб никто не дер­зал без обу­че­ния пристойных бла­го­род­но­му дворянству наук детей своих вос­пи­ты­вать под тяж­ким нашим гневом...

 

8. На­хо­дя­щих­ся же ныне в нашей во­ен­ной службе дво­рян в сол­да­тах и про­чих нижних чинах менее обер-офицера, кои не до­слу­жи­лись офицерства, не отставлять, разве кто более 12 лет во­ен­ную службу продолжал, то та­ко­вые получат уволь­не­ния от службы».

 

В чём за­клю­ча­лось основное право, предо­став­лен­ное русскому дво­рян­ству этим за­ко­но­да­тель­ным актом? Какие огра­ни­че­ния предоставленного дво­ря­нам права вво­ди­лись этим актом (укажите не менее двух ограничений)?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Задание 22 № 3621

Про­чти­те от­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта.

 

«...дед наш, Пётр Ве­ли­кий... в то­гдаш­нее ж время рос­сий­ско­му дво­рян­ству... по­ве­лел всту­пить в во­ен­ные и граж­дан­ские служ­бы ... Прав­да, что та­ко­вые учре­жде­ния, хотя и в на­ча­ле ка­за­лись тя­гост­ны­ми и не­снос­ны­ми для дво­рян­ства... (но) по­сле­до­ва­ли от того неисчётные поль­зы, пе­ре­ме­ни­лось не­ве­же­ство в здра­вый рас­су­док, по­лез­ное зна­ние и при­леж­ность к служ­бе умно­жи­ло... усер­дие и от­мен­ную в служ­бе нашей рев­ность, а по­то­му и не на­хо­дим мы той не­об­хо­ди­мо­сти в при­нуж­де­нии к служ­бе, какая до сего вре­ме­ни по­треб­на была. И тако мы... от­ны­не впредь на веч­ные вре­ме­на и в потом­ствен­ные роды жа­лу­ем всему рос­сий­ско­му бла­го­род­но­му дво­рян­ству... l.Bce на­хо­дя­щи­е­ся в раз­ных наших служ­бах дво­ря­не могут оную про­дол­жать сколь долго по­же­ла­ют, и их со­сто­я­ние им поз­во­лит, од­на­ко ж во­ен­ные ни во время ком­па­нии, ниже пред на­ча­ти­ем оной за три ме­ся­ца об уволь­не­нии из служ­бы... про­сить да не дер­за­ют...

 

6. А как по сему на­ше­му все­ми­ло­сти­вей­ше­му уста­нов­ле­нию никто уже из дво­рян рос­сий­ских не­во­лею служ­бу про­дол­жать не будет, ...разве особ­ли­вая на­доб­ность по­тре­бу­ет, но то не иначе как за под­пи­са­ни­ем нашей соб­ствен­ной руки имен­ным ука­зом по­ве­де­но будет...

 

7. ...о ма­ло­лет­них их детях, коих от­ны­не по­ве­ле­ва­ем для един­ствен­но­го толь­ко све­де­ния объ­яв­лять в 12 лет от рож­де­ния их в ге­роль­дии, гу­бер­ни­ях, про­вин­ци­ях и го­ро­дах, ...причём от ро­ди­те­лей или от срод­ни­ков их, у кого оные в смот­ре­нии, брать из­ве­стия, чему они до две­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та обу­че­ны, и где далее науки про­дол­жать же­ла­ют, ...од­на­ко ж чтоб никто не дер­зал без обу­че­ния при­стой­ных бла­го­род­но­му дво­рян­ству наук детей своих вос­пи­ты­вать под тяж­ким нашим гне­вом...

 

8. На­хо­дя­щих­ся же ныне в нашей во­ен­ной служ­бе дво­рян в сол­да­тах и про­чих ниж­них чинах менее обер-офи­це­ра, кои не до­слу­жи­лись офи­цер­ства, не от­став­лять, разве кто более 12 лет во­ен­ную служ­бу про­дол­жал, то та­ко­вые по­лу­чат уволь­не­ния от служ­бы».

 

Какие дру­гие важ­ные внут­ри­по­ли­ти­че­ские ме­ро­при­я­тия были пред­при­ня­ты им­пе­ра­то­ром, при ко­то­ром был издан дан­ный акт? (Ука­жи­те одно любое ме­ро­при­я­тие.) Как окон­чи­лось его прав­ле­ние? В каком по­сле­ду­ю­щем за­ко­но­да­тель­ном акте были за­креп­ле­ны права и при­ви­ле­гии дво­рян?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Задание 23 № 9801

В Нов­го­ро­де XII—XV вв. власть князя была силь­но огра­ни­че­на в поль­зу вы­бор­ных ор­га­нов и долж­ност­ных лиц рес­пуб­ли­ки. Не­угод­ных кня­зей часто из­го­ня­ли. Од­на­ко нов­го­род­цы ни­ко­гда не жили без князя, и если вы­го­ня­ли од­но­го, то сразу же при­гла­ша­ли дру­го­го.

 

Ука­жи­те на­зва­ние выс­ше­го ор­га­на вла­сти в Нов­го­род­ской рес­пуб­ли­ке. Для чего Нов­го­ро­ду обя­за­тель­но был не­об­хо­дим князь? (При­ве­ди­те два объ­яс­не­ния.)

 


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Задание 24 № 10147

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Вина за Гражданскую войну лежит в основном на партии большевиков».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25
Задание 25 № 10273

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии Рос­сии:

1) 1237—1243 гг.;

2) фев­раль 1855 г. — март 1881 г.;

3) ок­тябрь 1964 г. — март 1985 г.

В со­чи­не­нии не­об­хо­ди­мо:

— ука­зать не менее двух зна­чи­мых со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду ис­то­рии;

— на­звать две ис­то­ри­че­ские лич­но­сти, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (яв­ле­ни­я­ми, про­цес­са­ми), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов, оха­рак­те­ри­зо­вать роли на­зван­ных Вами лич­но­стей в этих со­бы­ти­ях (яв­ле­ни­ях, про­цес­сах);

Вни­ма­ние!

При ха­рак­те­ри­сти­ке роли каж­дой на­зван­ной Вами лич­но­сти не­об­хо­ди­мо ука­зать кон­крет­ные дей­ствия этой лич­но­сти, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни по­вли­яв­шие на ход и (или) ре­зуль­тат ука­зан­ных со­бы­тий (про­цес­сов, яв­ле­ний).

— ука­зать не менее двух при­чин­но-след­ствен­ных свя­зей, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих при­чи­ны воз­ник­но­ве­ния со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов), про­ис­хо­див­ших в дан­ный пе­ри­од;

— ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний ис­то­ри­ков, оце­ни­те вли­я­ние со­бы­тий (яв­ле­ний, про­цес­сов) дан­но­го пе­ри­о­да на даль­ней­шую ис­то­рию Рос­сии.

В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо кор­рект­но ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские тер­ми­ны, по­ня­тия, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Времени прошло:0:00:00
Времени осталось:3.9166666666666665:55:00
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.