№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора Ф ИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2510369

1.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

 

1) Судебник Ивана III

2) Соборное уложение Алексея Михайловича

3) Жакерия во Франции

2.

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

А) Брестский мир

Б) Парижский мир

В) Ништадский мир

Г) Стояние на Угре

 

1) 1380 г.

2) 1480 г.

3) 1700 г.

4) 1721 г.

5) 1856 г.

6) 1918 г.

3.

Ниже приведён перечень аббревиатур. Все они, за исключением двух, появились в период 1945–1953 гг.

 

1) КПСС; 2) РАПП; 3) СЭВ; 4) МИД СССР; 5) СНК; 6) ООН

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

4.

Напишите пропущенное словосочетание.

 

«____________________», назначаемые Сенатом из числа местных помещиков, должны были регулировать и контролировать выкупные сделки, составлять уставные грамоты.

5.

Установите соответствие между войнами, которые вела Россия в XIX в., и их результатами.

 

ВОЙНЫ   РЕЗУЛЬТАТЫ

A) Отечественная война 1812 г. и Заграничный поход русской армии в 1813—1814 гг.

Б) русско-иранская война 1826—1828 гг.

B) Крымская война 1853—1856 гг.

Г) русско-турецкая война 1877—1878 гг.

 

1) получение Сербией, Черногорией и Румынией независимости от Турции

2) присоединение к России Эриванского и Нахичеванского ханств

3) присоединение к России Царства Польского

4) нейтрализация Чёрного моря

5) присоединение к России Крыма

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

6.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Пришёл Святополк с печенегами в силе грозной, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Ярослав стал на место, где убили Бориса, и, воздев руки к небу, сказал: "Кровь брата моего вопиет к тебе, Владыка! Отомсти за кровь праведника сего, как отомстил ты за кровь Авеля, обрек Каина на стенание и трепет: так обреки и этого". Помолился и сказал: "Братья мои! Хоть и отошли вы телом отсюда, но молитвою помогите мне против врага сего – убийцы и гордеца". И когда сказал так, двинулись противники друг на друга, и покрыло поле Альтинское множество воинов… К вечеру же одолел Ярослав, а Святополк бежал. …Не мог он вытерпеть на одном месте, и пробежал он через Польскую землю, гонимый Божиим гневом, и прибежал в пустынное место между Польшей и Чехией, и там бедственно окончил жизнь свою. “Праведный суд постиг его, неправедного, и после смерти принял он муки окаянного…”

Ярослав же сел в Киеве, утёр пот с дружиною своею, показав победу и труд велик».

Б) «После смерти великого князя Всеволода Константин не захотел княжить во Владимире, но пожелал жить близ чудотворцев и церкви пречистой Богородицы в Ростове. Поэтому и захотел присоединить он Владимир к Ростову, а не Ростов к Владимиру, и замыслил, чтобы здесь был стол великокняжеский; но не допустила этого пречистая Богородица. И завещал великий князь Всеволод престол свой младшему после Константина сыну своему Юрию. Тогда Константин разгневался на брата из-за его княжества, а великий князь Юрий начал войну против Константина…

Так великий князь Юрий многократно приходил во владения брата, но возвращался посрамлённый.

…А затем на Ярослава Переяславского пришёл Мстислав Мстиславич, тесть его, и другие князья, и привлекли они на свою сторону Константина, а на стороне Ярослава, своего брата, выступил великий князь Юрий. И был у них бой на Липицах и на Юрьевой горе, и здесь все полки великого князя Юрия погибли… Победив князя Юрия, посадили на престол во Владимире Константина».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В данном фрагменте летописи говорится о событиях XIII в.

2) Князь, победивший в результате описанной в тексте борьбы, получил прозвище «Мудрый».

3) Современником событий, описываемых в фрагменте летописи, был Сергий Радонежский.

4) События, о которых повествует летопись, происходили в период политической раздробленности Руси.

5) Братья князя, победившего в результате описанной в тексте борьбы, стали первыми русскими святыми.

6) В том же веке, к которому относятся описываемые в тексте события, произошёл неудачный поход новгород-северского князя Игоря против половцев.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

7.

Что из перечисленного характеризует Владимиро-Суздальское княжество в XII−XIII вв.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) слабые вечевые традиции

2) независимость боярства, стремящегося к ограничению княжеской власти

3) посадник — центральная фигура управления

4) верховная собственность великого князя на землю

5) непрочные позиции боярской знати

6) призвание князя на престол по договору

8.

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

A) В годы Великой Отечественной войны наркомом иностранных дел был ______________.

 

Б) ______________ командовал историческим Парадом Победы в Москве.

 

B) ______________ принимал парад на Красной площади 24 июня 1945 г.

 

Пропущенные элементы:

1) Г. К. Жуков

2) К. Е. Ворошилов

3) К. К. Рокоссовский

4) И. В. Сталин

5) В. М. Молотов

6) Л. П. Берия

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВ
   

9.

Установите соответствие между фамилиями отечественных деятелей культуры второй половины XX в. — начала XXI в. и сферами их творчества.

 

ДЕЯТЕЛИ КУЛЬТУРЫ   СФЕРЫ ТВОРЧЕСТВА

A) 3. К. Церетели

Б) С. Ф. Бондарчук

B) М. Л. Ростропович

Г) В. П. Астафьев

 

1) архитектура

2) литература

3) музыка

4) кинематограф

5) скульптура

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

10.

Прочтите отрывок из речи политического деятеля на заседании и укажите фамилию автора речи.

 

«Мы потеряли веру в то, что власть может привести нас к победе. Я предупреждал, что ядовитое семя подозрения уже даёт обильные плоды, что из края в край земли русской расползаются слухи об измене. ...надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить, что организовать [тыл] значит, организовать революцию, что это — глупость или измена?»

11.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

Государственный деятельПериодСобытие
__________(А)Март—август 1998 г.__________(Б)
Билл Клинтон1992-2000гг__________(В)
__________(Г)__________(Д)Первый выпуск Государственных

краткосрочныхоблигаций (ГКО)

Б. Н. Ельцин__________(Е)Либерализация цен

 

Пропущенные элементы:

 

1) ноябрь 1991 г. — июнь 1992 г.

2) начало реализации приоритетных национальных проектов

3) был американским президентом когда было принято решение НАТО о бомбардировке Югославии

4) декабрь 1992 г. — март 1998 г.

5) B. C. Черномырдин

6) объявление технического дефолта

7) С. В. Кириенко

8) май−август 1999 г.

9) М. М. Касьянов

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

12.

Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК.

 

«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.

А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.

Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».

 

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данный Декрет был издан в 1917 г.

2) В данном отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II.

3) Данный Декрет способствовал развязыванию в России Гражданской войны.

4) Данный документ заканчивается постановлением о 10-дневном перерыве в деятельности Учредительного собрания.

5) В Декрете большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране власти.

6) Декрет выражает позицию партии большевиков.

13.

Напишите фамилию командующего Южным фронтом РККА в этом сражении Гражданской войны.

 

14.

Напишите название укреплений, обозначенных на схеме под цифрой «1».

 

15.

Напишите фамилию главнокомандующего белыми войсками в этих событиях.

 

16.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Обозначенное на схеме сражение происходило в 1919 г.

2) В том же году, в котором происходили отображённые на схеме события, шла советско-польская война.

3) Это сражение было последним крупным сражением Гражданской войны в Европейской части России.

4) Результатом сражения стала эвакуация остатков белых войск в Константинополь и другие иноземные порты Чёрного моря.

5) В ходе этих событий командующий силами белых был взят в плен и казнён.

6) В том же году, в котором происходили отображённые на схеме события, советские республики объединились в союзное государство.

 

17.

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) Арка главного штаба

Б) Мавзолей В. И. Ленина на Красной площади

В) Преображенская церковь на о. Кижи

Г) Собор святой Софии в Новгороде

 

1) Шедевр русского деревянного зодчества.

2) Построен в 1818-1858 гг. по проекту архитектора О. Монферрана.

3) Последний крупный проект архитектора Д. Кваренги.

4) В 1930 г. было возведено новое здание из железобетона, облицованное естественным камнем — гранитом и лабрадоритом; конкурс на его строительство выиграл А.В. Щусев.

5) Архитектор — К.И. Росси, создатели скульптурного декора — С.С. Пименов и В.И. Демут-Малиновский.

6) Памятник был заложен на месте Владычного двора и строился примерно до 1050 г.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

18.

Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) Данный конверт выпущен в период руководства страной М.С. Горбачёва.

2) Собор, изображённый на конверте, является усыпальницей династии московских князей и царей.

3) Участником события, которому посвящено изображение на конверте, был Борис Годунов.

4) При строительстве собора, изображённого на конверте, были заимствованы черты владимирской архитектуры.

5) Собор, изображённый на конверте, был построен в XVI в.

 

19.

Какие из представленных зданий находятся в том же городе, где расположен собор, изображённый на конверте? В ответе запишите две цифры, которыми обозначены эти здания.

 

20.

Кому предъявляются обвинения? От кого из правителей России исходили обвинения и вопросы? О каких событиях идёт речь в документе?


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из документа 1741 г.

 

«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.

 

Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского

Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…

 

И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:

 

1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?

2. Что он сам взял казанного… и в которое время?

3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время?

4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?».

21.

В чём обвиняли исторического деятеля (приведите не менее 3 обвинений)?


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из документа 1741 г.

 

«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.

 

Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского

Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…

 

И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:

 

1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?

2. Что он сам взял казанного… и в которое время?

3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время?

4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?».

22.

Как называлась историческая эпоха, в которую происходили события? Какие черты эпохи отразились в данных событиях (укажите не менее двух черт)?


Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1–С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

 

Из документа 1741 г.

 

«Во все государственныя дела он вступал, и хотя прямое состояние оных ведать было и невозможно, однако ж часто и в самых важнейших делах без всякого, с которыми людьми надлежало, о том совету по своей воле и страстям отправлял, и какия от того в делах многие непорядки и государственным интересам предосуждения приключались, о том он сам довольно ведает и признать должен.

 

Важные государственныя торги и заводы не токмо к явному казенному убытку, но и с превеликою обидою и разорением здашних российских подданных, которые, надеясь на опубликованные от Его Императорского

Величества, блаженнейшей памяти Петра Великого Манифеста, многие тысячи собственного своего капитала в те заводы положили, его старательством чужим отданы…

 

И понеже, с одной стороны, состояние его, в котором он в Государство приехал, а с другой стороны такожде нынешнее его богатство всему свету явны и известны, того ради он должен сам объявить:

 

1. Что ему от Ея Величества пожаловано деньгами, алмазами и другими вещами?

2. Что он сам взял казанного… и в которое время?

3. Что ему от других чужестранных государей подарено и пожаловано, и в которое время?

4. Сколько денег и другого богатства и пожитков он вне государства отправил, куды и где ныне находится?».

23.

В XVIII в. в России быстро развивалась промышленность. Но на многих предприятиях использовался не вольнонаёмный, а подневольный труд; владельцы мануфактур из купцов или крестьян предпочитали не нанимать, а покупать крестьян по указу 1721 г.

Укажите три причины, которые заставляли их так поступать, несмотря на то, что производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, а покупать приходилось целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии.

24.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

"Перерождение партии, ликвидация внутрипартийной демократии начались ещё при Ленине, Сталин лишь продолжил ленинскую политику в этом направлении. "

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

 

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

25.

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1359–1389 гг.;

2) 1812–1825 гг.;

3) январь 1944 г. – май 1945 г.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,

относящиеся к данному периоду.