№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора Ф ИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2558855

1.

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события в правильной последовательности.

 

1) Избрание Михаила Романова царем

2) Куликовская битва

3) Битва на Косовом поле

2.

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОБЫТИЯ   ГОДЫ

А) ввод советских войск в Афганистан

Б) циркуляр о кухаркиных детях

В) Переяславская Рада

Г) Невская битва

 

1) 1240 г.

2) 1654 г.

3) 1380 г.

4) 1979 г.

5) 1989 г.

6) 1887 г.

 

3.

Ниже приведён список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России периода 1985–1991 гг.

1) референдум;2) «новоогарёвский процесс»;3) Национальные проекты;
4) дефолт;5) гласность;6) выборы на альтернативной основе.

 

Найдите и запишите порядковые номера терминов (названий), относящихся к другому историческому периоду.

Ответ:

4.

Напишите пропущенное понятие (термин).

 

В XVII в. лично свободных крестьян, владевших общинными землями и несших повинности государству, называли ______.

5.

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)   ФАКТЫ

A) междоусобная война второй четверти XV в. в Московском государстве

Б) восстание под предводительством С. Т. Разина

B) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва

Г) переход от политики «военного коммунизма» к нэпу

 

 

 

 

 

 

 

1) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта

2) штурм Казани

3) битва под Суздалем, пленение московского князя

4) битва на р. Шелони

5) осада Симбирска

6) расстрел демонстрации рабочих

 

 

 

 

 

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

6.

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

 

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

 

А) «Император всеми способами пытался вырвать корни тех злоупотреблений, которые проникли в аппарат управления, и которые стали явными после раскрытия заговора, обагрившего кровью его вступление на престол. Исходя из необходимости организовать действенное наблюдение, которое со всех концов его обширной империи сходилось бы к одному органу, он обратил свой взгляд на меня с тем, чтобы сформировать высшую полицию с целью защиты угнетённых и наблюдения за заговорами и недоброжелателями. Я не был готов к исполнению такого рода службы, о которой у меня было самое общее представление. Но осознание благородных и спасительных намерений, которые требовали её создания, и моё желание быть полезным моему новому государю заставили меня согласиться и принять это новое место службы, которое его высокое доверие пожелало организовать со мной во главе».

Б) «Все из присутствовавших были готовы действовать, все были восторженны, все надеялись на успех, и только один из всех поразил меня совершенным самоотвержением; он спросил меня наедине: можно ли положиться наверно на содействие 1-го и 2-го батальонов нашего полка; и когда я представил ему все препятствия, затруднения, почти невозможность, то он с особенным выражением в лице и в голосе сказал мне: "Да, мало видов на успех, но всё-таки надо, всё- таки надо начать; начало и пример принесут плоды". Ещё теперь слышу звуки, интонацию — "всё-таки надо", — то сказал мне Кондратий Фёдорович Рылеев».

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

1) В документе речь идёт об императоре Александре I.

2) Данный фрагмент — отрывок из воспоминаний А. X. Бенкендорфа.

3) В отрывке описана ситуация, сложившаяся в период междуцарствия.

4) В отрывке идёт речь о создании III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

5) Автор воспоминаний — участник тайной революционной организации.

6) В отрывке упомянут известный российский поэт, живший в середине XIX в.

 

Фрагмент А Фрагмент Б
    

7.

Какие княжества боролись за лидерство в политическом объединении Руси в XIII—XIV в.

 

1) Галицко-Волынское

2) Нижегородское

3) Тверское

4) Московское

5) Киевское

6) Черниговское

8.

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

 

А) Летчик-герой, трижды герой Советского Союза, сбивший наибольшее количество самолетов противника, в годы Великой Отечественной войны ____________.

Б) Василий Чуйков прославился при обороне г. ____________.

В) Варшава была освобождена в ____________ г.

 

Пропущенные элементы:

1) 1944 г.

2) А. Маресьев

3) 1945 г.

4) Москва

5) И. Кожедуб

6) Сталинград

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВ
   

9.

Установите соответствие между фамилиями представителей культуры и сферами их деятельности.

 

СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ПРЕДСТАВИТЕЛИ КУЛЬТУРЫ

1) литература

2) изобретательство

3) архитектура

4) театр

5) живопись

 

A) Ф. С. Рокотов

Б) В. А. Жуковский

B) И. П. Кулибин

Г) М. Ф. Казаков

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

10.

Прочтите отрывок из постановления и напишите пропущенное в нём название.

 

«Существовавшие в деревнях и волостях Советы не являлись органами революционной борьбы с деревенской буржуазией; более того, в ряде мест даже включили её в свой состав.

Городской пролетариат, переживающий в это время тяжёлый продовольственный кризис, для его преодоления должен был объединить и организовать пролетарские элементы в деревне, чтобы вместе с ними сломить сопротивление деревенских кулаков, спекулировавших на голоде.

На _____________________, созданные декретом 11 июня, и была возложена задача обуздать спекуляцию кулаков и вызвать к активной политической жизни те слои деревни, которые способны проводить задачи пролетарской

социалистической революции. _____________ должны были вырвать из-под влияния кулаков-мироедов среднее трудовое крестьянство и повести его за собой».

11.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

 

ПравительСобытиеВек
Иван IVВведение опричнины__________(А)
__________(Б)__________(В)Х в.
__________(Г)Составление первого письменного

законодательства

XI в.
Урбан II__________(Д)__________(Е)

 

Пропущенные элементы:

 

1) Владимир Красное Солнышко

2) XVI в.

3) провозглашение крестовых походов

4) крещение Руси

5) предание анафеме Православной церкви католиками

6) XIV в.

7) Иван III

8) XI в.

9) Ярослав Мудрый

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

12.

Прочтите отрывок из летописи.

 

«В год 6605 (летоисчисление от Сотворения мира). <…>. Пришли Святополк, и Владимир, и Давыд Игоревич, и Василько Ростиславич, и Давыд Святославич, и брат его Олег, и собрались на совет в Любече для установления мира, и говорили друг другу: "Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут воины. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей: Святополк - Киевом, Изяславовой отчиной, Владимир — Всеволодовой, Давыд и Олег и Ярослав — Святославовой, и те, кому Всеволод роздал города: Давыду — Владимир, Ростиславичам же: Володарю — Перемышль, Васильку — Теребовль". И на том целовали крест: "Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной". Сказали все: "Да будет против того крест честной и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси».

 

Используя отрывок, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) указанное событие произошло в 1097 г.

2) съезд положил начало переходу власти в отдельных княжествах Руси (кроме Киева) по отчинному принципу «от отца к сыну»

3) в данный период времени в Киеве правил сын Ярослава Мудрого «Ярославич» Святополк

4) одним из противников княжеского съезда «на устроение мира» был Владимир Всеволодович Мономах

5) Любеч находился на территории Владимиро-Суздальского княжества

6) договорённость участников съезда не остановила в дальнейшем княжеских междоусобиц

13.

Назовите государя, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, при котором были присоединены заштрихованные на схеме территории.

 

14.

Укажите век (словом), к которому относится правление государя, при котором сложились обозначенные на схеме границы Российского государства.

 

15.

Напишите название государства, обозначенного на схеме цифрой «3».

 

16.

Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

Цифры укажите в порядке возрастания.

 

 

1) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, ввёл опричнину.

2) В том же веке, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, произошло присоединение территории, обозначенной на схеме цифрой «2».

3) Государь, к концу правления которого сложились отображённые на схеме границы Российского государства, был сыном Ивана III.

4) Государство, обозначенное на схеме цифрой «3», было одним из «осколков» Золотой Орды.

5) К тому же веку, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, относится Северная война.

6) Государство, обозначенное на схеме цифрой «4», на протяжении всего столетия, к которому относится присоединение к Российскому государству заштрихованных на схеме территорий, было союзником Российского государства.

17.

Установите соответствие между памятниками культуры и их авторами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ   АВТОР РАБОТЫ

A) памятник Николаю Первому

Б) памятник Петру Великому

B) Церковь Вознесения в с. Коломенском

Г) скульптура «Родина-мать»

 

1) П. К. Клодт

2) Э. М. Фальконе

3) Е. В. Вучетич

4) В. И. Мухина

5) И. Фёдоров

6) Пётр Фрязин (Пётр Малый)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

18.

Какие суждения о данном памятнике архитектуры являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны,

 

1) это здание было построено во второй половине XIX в.

2) здание построено в стиле классицизма

3) это здание находится в Москве

4) здание было построено при императоре Александре I

5) в создании проекта здания принимал участие архитектор И. О. Бове

19.

Какие из приведённых ниже архитектурных памятников были созданы в тот же период, что и указанный справа? В ответе запишите 2 цифры, под которыми они указаны.

20.

В каком году было написано это сочинение? (Дайте ответ с максимально возможной точностью.) Укажите название «Положения», о котором пишет автор, и год, когда оно было обнародовано.

 

Из сочинения общественного деятеля

«Я уже говорил в моих письмах, что мы, люди, не привыкшие к крестьянской речи, манере и способу выражения мыслей, мимике, присутствуя при каком- нибудь разделе земли или каком-нибудь расчёте между крестьянами, никогда ничего не поймём... Крик, шум, галдение не прекращаются до тех пор, пока есть хоть один сомневающийся... Другой молчит, молчит, а там вдруг ввернёт слово — одно только слово, восклицание, — и этим словом, этим восклицанием перевернёт всё вверх дном. В конце концов, смотришь, постановлено превосходнейшее решение, и опять-таки, главное, решение единогласное...

А между тем, неся все тягости войны, которых не может чувствовать мужик, слыша всюду толки о победах, о поражениях, находясь, посредством писем, в тесной связи со сражающимися под Плевной, Карсом своими детьми и братьями, может ли мужик оставаться равнодушным ко всему этому? Его неподвижность, безучастие мы принимаем за равнодушие к делу... но не кажущееся ли это равнодушие?..

Существование помещичьих хозяйств обусловливается... существованием таких подневольных, бедных крестьян, у которых не хлеб, а хлебишко, да и тот осыпается, пока мужик исполняет работы, на которые обязался зимой, у которой "рот велик". Зажиточные крестьяне не нанимаются ни за какие деньги. Следовательно, чтобы было кому работать в помещичьих хозяйствах, нужно, чтобы были нуждающиеся, бедные. Порядок ли это? Иные думают, что в этом-то и порядок.

Старая помещичья система после "Положения" заменилась кулаческой, но эта система может существовать только временно, прочности не имеет и должна пасть и перейти в какую-нибудь иную, прочную форму... По крайней мере, я, как хозяин, не вижу никакой возможности поднять наше хозяйство, пока земли не перейдут в руки земледельцев. Кажется, что в настоящее время и все это начинают понимать».

 

 

 

 

 

 

21.

В существовании какой категории крестьян и почему были заинтересованы помещики? Как автор оценивает современное ему состояние сельского хозяйства? В чём автор видит возможность развития сельского хозяйства?

 

Из сочинения общественного деятеля

«Я уже говорил в моих письмах, что мы, люди, не привыкшие к крестьянской речи, манере и способу выражения мыслей, мимике, присутствуя при каком- нибудь разделе земли или каком-нибудь расчёте между крестьянами, никогда ничего не поймём... Крик, шум, галдение не прекращаются до тех пор, пока есть хоть один сомневающийся... Другой молчит, молчит, а там вдруг ввернёт слово — одно только слово, восклицание, — и этим словом, этим восклицанием перевернёт всё вверх дном. В конце концов, смотришь, постановлено превосходнейшее решение, и опять-таки, главное, решение единогласное...

А между тем, неся все тягости войны, которых не может чувствовать мужик, слыша всюду толки о победах, о поражениях, находясь, посредством писем, в тесной связи со сражающимися под Плевной, Карсом своими детьми и братьями, может ли мужик оставаться равнодушным ко всему этому? Его неподвижность, безучастие мы принимаем за равнодушие к делу... но не кажущееся ли это равнодушие?..

Существование помещичьих хозяйств обусловливается... существованием таких подневольных, бедных крестьян, у которых не хлеб, а хлебишко, да и тот осыпается, пока мужик исполняет работы, на которые обязался зимой, у которой "рот велик". Зажиточные крестьяне не нанимаются ни за какие деньги. Следовательно, чтобы было кому работать в помещичьих хозяйствах, нужно, чтобы были нуждающиеся, бедные. Порядок ли это? Иные думают, что в этом-то и порядок.

Старая помещичья система после "Положения" заменилась кулаческой, но эта система может существовать только временно, прочности не имеет и должна пасть и перейти в какую-нибудь иную, прочную форму... По крайней мере, я, как хозяин, не вижу никакой возможности поднять наше хозяйство, пока земли не перейдут в руки земледельцев. Кажется, что в настоящее время и все это начинают понимать».

22.

Почему крестьянскую общину современники нередко оценивали как тормоз в экономическом развитии деревни? (Приведите не менее двух объяснений.) Укажите название реформы, в рамках которой была предпринята попытка разрушить крестьянскую общину.

 

Из сочинения общественного деятеля

«Я уже говорил в моих письмах, что мы, люди, не привыкшие к крестьянской речи, манере и способу выражения мыслей, мимике, присутствуя при каком- нибудь разделе земли или каком-нибудь расчёте между крестьянами, никогда ничего не поймём... Крик, шум, галдение не прекращаются до тех пор, пока есть хоть один сомневающийся... Другой молчит, молчит, а там вдруг ввернёт слово — одно только слово, восклицание, — и этим словом, этим восклицанием перевернёт всё вверх дном. В конце концов, смотришь, постановлено превосходнейшее решение, и опять-таки, главное, решение единогласное...

А между тем, неся все тягости войны, которых не может чувствовать мужик, слыша всюду толки о победах, о поражениях, находясь, посредством писем, в тесной связи со сражающимися под Плевной, Карсом своими детьми и братьями, может ли мужик оставаться равнодушным ко всему этому? Его неподвижность, безучастие мы принимаем за равнодушие к делу... но не кажущееся ли это равнодушие?..

Существование помещичьих хозяйств обусловливается... существованием таких подневольных, бедных крестьян, у которых не хлеб, а хлебишко, да и тот осыпается, пока мужик исполняет работы, на которые обязался зимой, у которой "рот велик". Зажиточные крестьяне не нанимаются ни за какие деньги. Следовательно, чтобы было кому работать в помещичьих хозяйствах, нужно, чтобы были нуждающиеся, бедные. Порядок ли это? Иные думают, что в этом-то и порядок.

Старая помещичья система после "Положения" заменилась кулаческой, но эта система может существовать только временно, прочности не имеет и должна пасть и перейти в какую-нибудь иную, прочную форму... По крайней мере, я, как хозяин, не вижу никакой возможности поднять наше хозяйство, пока земли не перейдут в руки земледельцев. Кажется, что в настоящее время и все это начинают понимать».

23.

В XVI в. в России утвердилось крепостное право. Укажите название документа, на основании которого крепостное право в России было оформлено окончательно. Укажите не менее двух обычных (типичных) условий договора между землевладельцем и пришедшим к нему крестьянином, которые определяли их сотрудничество до конца XVI в.

24.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

 

«Реформы П.А. Столыпина закладывали основы для стабильного развития русской деревни».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

 

Ответ запишите в следующем виде.

 

Аргументы в подтверждение:

1) ...

2) ...

 

Аргументы в опровержение:

1) ...

2) ...

25.

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1359—1389 гг.;

2) 1991—1999 гг.;

3) 1762-1796 гг.

В сочинении необходимо:

— указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

— назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениям, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

— указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.