№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора Ф ИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Тре­тья четверть XIX века
1.

Прочтите отрывок из документа и определите название крестьян, о которых идёт в нём речь.

 

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их осёдлость, и сверх того то количество полевой земли, которое определяется в местных положениях. Крестьяне обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами».

 

1) приписные

2) посессионные

3) временнообязанные

4) «вольные хлебопашцы»

2.

Прочтите отрывок из исторического очерка И. А. Христофорова и определите дату реформы, о которой в нём идёт речь.

 

«Целью реформаторов было максимально изолировать крестьян от их бывших владельцев... Но лишение помещиков непосредственного контроля над крестьянами, а значит и над местной жизнью в целом, означало, что этот контроль должен быть передан в другие руки...

Так появилась идея мировых посредников, призванных взять на себя нелёгкое бремя реализации реформы, разъяснения её и крестьянам, и их бывшим владельцам, улаживания конфликтов и т.п.».

 

1) 1842 г.

2) 1861 г.

3) 1874 г.

4) 1889 г.

3.

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите даты событий, о которых идёт речь.

 

«Рядом походов... были почти завоёваны сначала ханство Кокандское, потом Бухарское... Рядом походов, начатых <позже> под начальством генерал-губернатора Ташкентского Кауфмана и законченных текинской экспедицией Скобелева... завоёвана была и Хива. Таким образом, юго-восточные границы России само собой дошли до могущественных естественных преград. Такими преградами являются: хребты Гинду-куш, Тянь-Шань, Афганистан, Английская Индия и Китай».

 

1) 1800—1810-е гг.

2) 1830—1840-е гг.

3) 1860—1880-е гг.

4) 1890—1900-е гг.

4.

Прочтите отрывок из воспоминаний В. Н. Фигнер и определите, о каком разделе в нём идёт речь.

 

«Тут на первых же порах Квятковский, Морозов и Михайлов стали жаловаться на сторонников деятельности в деревне, что они тормозят работу по террору... Ещё и ещё говорили они на ту же тему, и возражений теперь не было: главные оппоненты — Плеханов, Попов, Стефанович — отсутствовали; Перовская и я, которые в Воронеже колебались, стараясь сохранить единство организации, перестали сопротивляться, когда дело коснулось практики и петербургские товарищи открыли нам, что все средства для покушений приготовлены и остаётся только осуществлять замысел, вместо того чтобы стоять на мёртвой точке... Вопрос о судьбе [организации], о разделе был поставлен наконец ребром и решён утвердительно...»

 

1) декабристов на Северное и Южное общества

2) либералов на западников и славянофилов

3) «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел»

4) РСДРП на большевиков и меньшевиков

5.

Прочтите отрывок из законодательного акта и выберите продолжение из предложенных вариантов.

 

«Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам, образуются земские учреждения.

Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений:

 

1) Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.

2) Устройство и содержание принадлежащих земству зданий и путей сообщения.

3) Меры обеспечения народного продовольствия.

4) Заведование земскими благотворительными заведениями; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.

6.

Прочтите отрывок из работы историка С. Г. Пушкарёва и определите название творческого объединения, о котором идёт в нём речь.

 

«Страстная оппозиция классическому, академическому стилю оперного искусства исходила от [этого объединения]. Пианист М. А. Балакирев стал вдохновителем и вождём этой группы молодых новаторов, восставших против окостеневших канонов одновременно с «народниками» в литературе и «передвижниками» в живописи. В [объединение, возникшее] между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М. П. Мусоргский, учёный-химик А. П. Бородин и морской офицер Н. А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающимися композиторами. Они стремились к реализму и народности в музыке».

 

1) «Могучая кучка»

2) «Левый фронт»

3) «Арзамас»

4) «Мир искусства»

7.

Прочтите отрывок из работы историка В. Г. Чернухи и определите, какое время в нём описывается.

 

«Вся Россия находилась в состоянии недовольства и ожидания. Расходы на войну привели к дефицитному бюджету, лишавшему правительство свободы финансового манёвра. Война и не развивавшаяся далее аграрная реформа ухудшили положение в деревне. Нищее российское крестьянство, не видевшее в массе возможности своими силами решить проблему малоземелья, начинает питать иллюзии относительно расширения своего надела за счёт господского. Так возникают слухи о «чёрном переделе» — даровом получении земли, грозящие опасностью массового взрыва. Народовольцы, не имея нормальных политических средств борьбы, отчаявшись, переходят к террористическим действиям».

 

1) конец 1850-х—начало 1860-х гг.

2) конец 1870-х—начало 1880-х гг.

3) конец 1880-х—начало 1890-х гг.

4) конец 1890-х—начало 1900-х гг.

8.

Прочтите отрывок из договора и определите имя российского императора, от имени которого он был заключён.

 

«Ст. 1. Его величество император всероссийский Сим обязуется уступить Соединенным Штатам... всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова.

Ст. 6. На основании вышеустановленной уступки, Соединенные Штаты обязываются заплатить... дипломатическому представителю или иному е. в. имп. всероссийским надлежаще уполномоченному лицу, семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою...»

 

1) Николай I

2) Александр II

3) Александр III

4) Николай II

9.

Прочтите отрывок из произведения и укажите, представителем какого течения в народничестве был его автор.

 

«Идите же, идите "в народ", но не с вашей пропагандой, а с прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: "Страсть к разрушению есть в то же время страсть творческая" …Народ наш глубоко и страшно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».

 

1) бунтарское

2) пропагандистское

3) заговорщическое

4) социалистическое

10.

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите полководца, о котором идёт речь.

 

«Было время, в самом начале войны…, когда нам самим приходилось слышать от некоторых, будто слава полководца искусственная или, по крайне мере, преувеличенная, будто он, обладая, конечно, личной храбростью, старается, однако ж, сочетать действие храбрости с поразительным эффектом и т.д. К концу русско-турецкой войны 1877—1878 гг. этого уже не осмеливались повторять; зависть сама собою смолкла, а после Ахалтекинской экспедиции никто уже и не оскорблялся: все утешались его превосходством как драгоценным народным достоянием».

 

1) П. И. Багратион

2) М. Д. Скобелев

3) М. И. Кутузов

4) А. В. Суворов

11.

Прочтите отрывок из мемуаров и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«Вчера И. С. Тургенев, автор «Записок охотника», по высочайшему повелению посажен на съезжую за статью, напечатанную им о Гоголе в «Московских ведомостях», где Гоголь назван великим. Тургенева велено продержать на съезжей месяц, а потом выслать из столицы, в деревню, под надзор полиции».

 

1) 1810-е гг.

2) 1850-е гг.

3) 1890-е гг.

4) 1900-е гг.

12.

Прочтите отрывок из письма и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении ее, враги Ваши — и литературные (Чичиковы, Ноздревы, Городничие и пр.), и не литературные, имена которых Вам известны».

 

1) 1810-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1860-е гг.

4) 1900-е гг.

13.

Прочтите отрывок из сочинения современника и укажите даты войны, о событиях которой идет речь.

 

«Огонь с нашей стороны был убийственно силен: ни один француз не мог приблизиться к бастиону... Только англичане против третьего бастиона не могли угомониться и пытались овладеть им. Но тщетно. Между тем, увлеченные своим делом, мы не видали и не знали, что творится на Малаховом кургане... Вдруг сквозь рассеявшийся дым, на развалинах башни кургана, мы заметили развевающееся трехцветное французское знамя. Каждый убедился в том, что настал последний час грозного бытия Севастополя».

 

1) 1787—1791 гг.

2) 1813—1814 гг.

3) 1853—1856 гг.

4) 1877—1878 гг.

14.

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите дату войны, о которой идёт речь.

 

«Войска скобелевского отряда, утомлённые боями на Зелёных Горах, с 11 часов утра 30 августа уже вели бой за третий гребень, овладеть которым предварительно было необходимо для нанесения последнего удара по Плевне с южной стороны. Отстреливаясь от напиравших турецких стрелков, войска залегли в укрытиях, ожидая общей атаки. После Плевны Скобелев был признан героем. В штурме хотели найти светлые стороны, и они, в большинстве случаев, вели к Скобелеву».

 

1) 1813-1814 гг.

2) 1817-1864 гг.

3) 1853-1856 гг.

4) 1877-1878 гг.

15.

Прочтите отрывок из документа и определите название крестьян, о которых идёт в нём речь.

 

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и сверх того то количество полевой земли, которое определяется в местных положениях. Крестьяне обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами».

 

1) приписные

2) посессионные

3) временнообязанные

4) вольные хлебопашцы

16.

Прочтите отрывок из произведения и укажите, представителем какого течения в народничестве был его автор.

 

«Идите же, идите "в народ", но не с вашей пропагандой, а с прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: "Страсть к разрушению есть в то же время страсть творческая" <...> Народ наш глубоко и страшно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».

 

1) бунтарское

2) пропагандистское

3) заговорщическое

4) социалистическое

17.

Прочтите отрывок из исторического документа и назовите подписавшего этот документ министра.

 

«Государь император в доверии к чувству справедливости держав, подписавших Парижский трактат, и к их сознанию собственного достоинства, повелевает вам объявить, что его величество не может долее считать себя связанным обязательствами трактата, насколько они ограничивают его верховные права на Чёрном море;

что его императорское величество считает своим правом и своею обязанностью заявить его величеству султану о прекращении действия дополнительной к упомянутому трактату конвенции, определяющей количество и размеры военных судов, которые Российская империя и Османская империя представили себе содержать в Чёрном море;

...государь император прямодушно уведомляет державы, подписавшие и гарантировавшие трактат, что его императорское величество возвращает в этом отношении его величеству султану права его во всей полноте, точно так же, как восстановляет свои собственные...»

 

1) К. П. Победоносцев

2) А. М. Горчаков

3) С. Ю. Витте

4) М. Т. Лорис-Меликов

18.

Прочтите отрывок из законодательного акта и назовите императора, в правление которого он был обнародован.

 

«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.

 

Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

 

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...

 

Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

 

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

 

1) Александр II

2) Александр III

3) Александр I

4) Николай I

19.

Прочтите отрывок из законодательного акта и назовите императора, в правление которого он был обнародован.

 

«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.

 

Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

 

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...

 

Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

 

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

 

1) Александр I

2) Николай I

3) Александр II

4) Александр III

20.

Прочтите отрывок из законодательного акта и назовите императора, в правление которого он был обнародован.

 

«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.

 

Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

 

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...

 

Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

 

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

 

1) Александр II

2) Николай I

3) Александр III

4) Александр I

21.

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) 1883г.

2) 1803г.

3) 1842г.

4) 1861г.

22.

Прочтите отрывок из исторического документа и назовите разработчика реформы, о которой идёт речь.

 

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

 

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.

 

3. Общий срок службы в сухопутных войсках ...определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...

 

4. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе...

 

5. Указанные... сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность...»

 

1) Д. А. Милютин

2) П. А. Валуев

3) Д. А. Толстой

4) Я. И. Ростовцев

23.

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) 1803 г.

2) 1842 г.

3) 1861 г.

4) 1883 г.

24.

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда.

 

Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

 

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и сенат суть установления коллегиальные...

 

Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

 

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

 

1) 1861г.

2) 1864г.

3) 1870г.

4) 1874г.

25.

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) 1803 г.

2) 1842 г.

3) 1861 г.

4) 1883 г.

26.

Прочтите отрывок из исторического документа и назовите императора, в годы правления которого этот документ был создан.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) Александр III

2) Александр II

3) Николай I

4) Александр I

27.

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите пропущенное слово (словосочетание).

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются <...>».

 

1) временнообязанными

2) свободными хлебопашцами

3) посессионными крестьянами

4) обязанными крестьянами

28.

Прочтите отрывок из исторического документа и назовите императора, в годы правления которого этот документ был создан.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) Александр III

2) Николай I

3) Александр I

4) Александр II

29.

Прочтите отрывок из дневника П.А. Валуева и укажите императора, который в нём упомянут.

 

«28 января. Сегодня в 12 часов государь император открыл заседание Государственного совета по крестьянскому делу краткою речью, в которой напомнил о предшедших фазисах этого дела и повторил требование, чтобы оно было рассмотрено без замедления и рассмотрение кончено к 15-му февраля <...> В прениях принимали участие почти все языком владеющие члены. Сильно восставал против нарушения прав собственности дворянства министр иностранных дел кн. Горчаков <...> Главным оратором большинства Комитета был гр. Панин, который говорил беспрерывно, отвечая каждому, кто изъяснялся с противной стороны. Ген. Анненков с обычным бледным слово изобилием рассказывал длинную историю о каком- то саратовском помещике из севастопольских героев, которому надлежит выдать дочь в замужество и которого разорит проект Редакционных комиссий».

 

1) Николай I

2) Александр II

3) Александр III

4) Николай II

30.

Прочтите отрывок из дневника государственного деятеля и укажите его фамилию.

 

«1 января 1874 г. Его Величество поздоровался со мною так же, как обыкновенно в новый год: обнял меня, пожелал счастливого года <...>, а затем объявил, что подписал и пометил нынешним числом манифест о новом законе воинской повинности с...>

Новый закон о воинской повинности — дело великое, мало уступающее другим главнейшим реформам настоящего царствования. Оно велось три года под непосредственным моим руководством <...»>

 

1) Д. А. Милютин

2) А. Х. Бенкендорф

3) Е. Ф. Канкрин

4) К. П. Победоносцев

31.

Прочтите отрывок из очерка историка Л. Г. Захаровой и укажите имя императора, о котором идёт речь.

 

«[Император] встал на путь освободительных реформ не в силу своих убеждений, а как военный человек на троне, осознавший “уроки” Крымской войны, как император и самодержец, для которого превыше всего были престиж и величие державы».

 

1) Николай I

2) Александр II

3) Александр III

4) Николай II

32.

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите имя государя, в нём упоминаемого.

 

«Государь в патриархи хотел поставить духовника своего протопопа Стефана, и Стефан не похотел, указал государю на Никона, митрополита. Никон по Стефанову с товарищи совету в патриархи поставлен. До патриаршества пред ними, как лисица, обходился лукаво, а как получил патриаршество, так Стефана и товарищей ево и в Крестовую не велел пущать. Вскоре и открылся в злобе. В пост великий Неронову, протопопу Ивану прислал память, яко не подобает метание (поклоны) в церкви творить, чтоб в пояс кланялися, ещё же чтобы крестилися трема персты <…>.

Мы, увидевше сие, в страх пришли; видим, что зима хощет быти. Тогда Неронов скрылся в Чюдов [монастырь]  <...>.

Таже пришол указ с Москвы сослать меня на Лену вдаль, для того что я от писания укоряю Никонову новую веру».

 

1) Иван Грозный

2) Михаил Фёдорович

3) Борис Годунов

4) Алексей Михайлович

33.

Прочтите отрывок из польского источника и укажите, к какому десятилетию относятся сведения, в нём содержащиеся.

 

«Из Риги пишут, что Стенька Разин, бунтовщик, [выступивший] против московского царя, так возбудил плебс, что к мятежу примкнуло уже триста тысяч человек. Против него остался Долгорукий, умудрённый опытом царский военачальник, который сжигает сёла, города, замки, охваченные мятежом. Однако этими своими действиями Долгорукий подлил масла в огонь. Возмущение так усилилось, что царь закрылся в столице <...>».

 

1) 1610—1620-е гг.

2) 1630—1640-е гг.

3) 1660—1670-е гг.

4) 1680—1690-е гг.

34.

Прочтите отрывок из международного договора и укажите его название.

 

«Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.

Россия и Япония взаимно соглашаются не возводить в своих владениях на острове Сахалине и на прилегающих к нему островах никаких укреплений и подобных военных сооружений. Равным образом они взаимно обязуются не принимать никаких военных мер, которые могли бы препятствовать свободному плаванию в проливах Лаперузовом и Татарском».

 

1) Конвенция о Ляодунском полуострове

2) Айгунский договор

3) Пекинский договор

4) Портсмутский мирный договор

35.

Прочтите отрывок из официального документа и укажите этот документ.

 

«В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за cиe обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) манифест об отмене крепостного права

2) указ об устройстве крестьян Царства Польского

3) указ об обязанных крестьянах

4) указ о «вольных хлебопашцах»

36.

Прочтите отрывок из документа и укажите год его создания.

 

«Государь! Разве это согласно с Божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть — умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты-эксплуататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады и грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение».

 

1) 1861 г.

2) 1881 г.

3) 1896 г.

4) 1905 г.

37.

Прочтите отрывок из письма государственного деятеля и укажите этого деятеля.

 

«Ввиду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мысли. Обращаясь к изысканию этого способа, обязываюсь, прежде всего, вновь выразить пред Вашим Императорским Величеством, что, по глубокому моему убеждению, для России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с Запада: формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основные его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть…»

 

1) К. П. Победоносцев

2) М. Т. Лорис-Меликов

3) Д. А. Толстой

4) А. Х. Бенкендорф

38.

Прочтите отрывок из отчёта III отделения императору и укажите этого императора.

 

«В самый день 4 апреля, вслед за арестованием преступника, он первоначально был подвергнут допросам в III отделении; причём, несмотря на упорство его открыть своё имя, приобретена первая нить для последовавших о нём розысков.

<…>

С передачею на другой день, 5 апреля, дела о Каракозове в вышеуследственную комиссию и с открытием действий другой комиссии, учреждённой по тому предмету в Москве, под председательством генерал-адъютанта князя Долгорукова-2-го, деятельность III отделения в обнаружении соучастников и соумышленников главного преступника не только не прерывалась, но ещё более усилилась».

 

1) Николай I

2) Александр II

3) Александр III

4) Николай II

39.

Прочтите отрывок из официального документа и укажите год его обнародования.

 

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.

3. Лица мужского пола, имеющие от роду более пятнадцати лет, могут быть увольняемы из русского подданства лишь по совершенном отбытии ими воинской повинности или же по вынутии жребия, освобождающего их от службы в постоянных войсках».

 

1) 1861 г.

2) 1864 г.

3) 1874 г.

4) 1905 г.

40.

Прочтите отрывок из императорского манифеста и укажите год его обнародования.

 

«Объявляем всем Нашим верным подданным:

В заботах о сохранении дорогого сердцу Нашему мира, Нами были предложены все усилия для упрочения спокойствия на Дальнем Востоке. В сих миролюбивых целях Мы изъявили согласие на предложенный японским правительством пересмотр существовавших между обоими Империями соглашений по корейским делам. Возбуждённые по сему предмету переговоры не были, однако, приведены к окончанию, и Япония, не выждав даже получения последних ответных предложений правительства Нашего, известила о прекращении переговоров и разрыве дипломатических сношений с Россиею.

Не предуведомив о том, что перерыв таковых сношений знаменует собой открытие военных действий, японское правительство отдало приказ своим миноносцам внезапно атаковать Нашу эскадру, стоявшую на внешнем рейде

крепости Порт-Артур.

По получении о сём донесения Наместника Нашего на Дальнем Востоке, Мы тотчас же повелели вооружённой силой ответить на вызов Японии».

 

1) 1877 г.

2) 1904 г.

3) 1905 г.

4) 1914 г.

41.

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите императора, о котором идёт речь.

 

«Наступили дни «чёрной реакции», — уверяли безутешные сторонники либеральных реформ, но биографии новых министров, казалось бы, опровергали это предвзятое мнение. <...> Профессор Вышнеградский — министр финансов — пользовался широкой известностью за свои оригинальные экономические теории. Ему удалось привести в блестящее состояние финансы Империи и немало содействовать повышению промышленности страны. <...> Адмирал Шестаков, высланный…[ в предыдущее царствование] за границу за беспощадную критику нашего военного флота, был вызван [Императором] в Петербург и назначен морским министром».

 

1) Николай I

2) Александр II

3) Александр III

4) Николай II