№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора Ф ИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вторая половина XVIII века
1.

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о каком веке идет речь.

 

«Вторая половина века — это эпоха духовного расцвета, формирования национального самосознания, складывания в обществе понятий чести, личного достоинства, законности. Не случайно историки говорят о двух "не поротых" поколениях русских дворян, выросших за время правления Екатерины, из которых вышли герои 1812 г. и декабристы, великие писатели и художники —  гордость отечественной культуры».

 

1) XVII в.

2) XVIII в.

3) XVI в.

4) XIX в.

2.

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, к какому из названных периодов относятся описанные события.

 

«То было триумфальное шествие. Верхом на коне, в мундире, взятом у одного офицера Семёновского полка, Екатерина предшествовала своим полкам... Рядом с ней, одетая в такой же мундир, гарцевала княгиня Дашкова. Солдаты были в восторге. По общему согласию они сбросили с себя и разорвали или продали старьёвщикам мундиры Петра III и надели свою прежнюю боевую амуницию, которую Пётр I вывез из Германии, считавшуюся потом за национальную».

 

1) дворцовые перевороты

2) Великие реформы

3) Смутное время

4) петровские преобразования

3.

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите императора, о внутренней политике которого идёт речь.

 

«Он издал подробные указы — запрещения носить круглые шляпы, фраки, жилеты, жабо, высокие галстуки и вообще всё, напоминавшее якобинцев. Он изгнал из официального языка слова "общество", "гражданин" и другие; учредил строжайшую цензуру для театральных пьес и литературных произведений, запретил привозить книги и музыкальные сочинения из Европы, вызвал путешествовавших или учившихся за границей русских и запретил въезд в империю всякому французу, не имеющему паспорта за подписью бурбонских принцев».

 

1) Пётр I

2) Александр I

3) Павел I

4) Николай I

4.

Прочтите отрывок из книги и укажите её автора.

 

«Три воинских искусства. Первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе — быстрота... Третье — натиск... Богатыри! Неприятель от вас дрожит!»

 

1) Пётр I

2) А. Д. Меншиков

3) А. В. Суворов

4) П. А. Румянцев

5.

Прочтите отрывки из сочинения историка и укажите, о ком из российских императоров идет речь

 

«Грандиозные похороны императора состоялись в Петропавловском соборе Петербурга… Прощальную речь произнес Феофан Прокопович. Посмотрим, говорил оратор, кем для нас он был, оценим его роль в нашей истории и жизни, сравним с великими людьми прошлого. Оглянитесь, о россияне, вокруг! Смахните слезы, ведь все созданное им осталось: чудесный молодой город, доблестные победоносные полки, могучий флот. Оставил нас, но не нищих и убогих: безмерное богатство силы и славы его, которое… его делами означилося, при нас есть. Какову он Россию своею сделал, такова и будет».

 

1) Александре I

2) Павле I

3) Петре III

4) Петре I

6.

Прочтите отрывок из работы историка и укажите монарха, о котором идёт речь.

 

«К моменту своего вступления на престол это был совсем большой человек... Все его поступки были полны неожиданности и случайности; распоряжения быстро следовали одно за другим, часто отменяя одно другое... Смены настроения императора были таковы, что никто не мог поручиться за завтрашний день: сегодня — первый министр, завтра — он скачет на тройке в ссылку... Наступило "царство страха" и "ежедневный ужас", по словам современников».

 

1) Петр III

2) Александр I

3) Павел I

4) Федор Иоаннович

7.

Прочтите отрывок из указа российского правителя и назовите этого правителя.

 

«Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, <...> сына нашего большего, Александра, а по нём — всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения сыновей моих наследство остаётся в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лице женскому...»

 

1) Павел I

2) Пётр I

3) Александр II

4) Николай I

8.

Прочтите отрывок из приказа полководца и назовите фамилию этого полководца.

 

«Храбрые воины! Приведите себе в сей день на память все наши победы и докажите, что никто не может противиться силе оружия российского. Нам предлежит не сражение, которое бы в воле нашей состояло отложить, но непременное взятие места знаменитого, которое решит судьбу кампании и которое турки почитают неприступным. Два раза осаждала Измаил русская армия и два раза отступала; нам остаётся в третий раз или победить, или умереть со славою».

 

1) М. Д. Скобелев

2) А. П. Ермолов

3) П. С. Нахимов

4) А. В. Суворов

9.

Прочтите отрывок из указа российского правителя и назовите этого правителя.

 

«Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, <...> сына нашего большего, Александра, а по нём — всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения сыновей моих наследство остаётся в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лице женскому...»

 

1) Николай I

2) Пётр I

3) Александр II

4) Павел I

10.

Прочтите отрывок из сочинения военного историка и назовите военачальника, о котором идёт речь.

 

«Из-за ...близорукости австрийского кабинета ему пришлось оставить дело в Италии недоконченным, с боями — вновь победоносными и беспримерными: совершить переход через неприступные Альпы, пробиваться через Сен-Готард и Чёртов мост в Швейцарию, спасая честь России, увековечивая славу русского оружия и бессмертное своё имя. За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах [он] был отмечен достоинством князя Российской империи, получил звание генералиссимуса российских войск. Но тут же в очередной раз оказался в немилости у Павла I, что приблизило кончину полководца».

 

1) А. Г. Орлов

2) А. Д. Меншиков

3) А. В. Суворов

4) А. П. Ермолов

11.

Прочтите отрывок из сочинения военного историка и назовите военачальника, о котором идёт речь.

 

«Из-за ...близорукости австрийского кабинета ему пришлось оставить дело в Италии недоконченным, с боями — вновь победоносными и беспримерными -совершить переход через неприступные Альпы, пробиваться через Сен-Готард и Чёртов мост в Швейцарию, спасая честь России, увековечивая славу русского оружия и бессмертное своё имя. За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах [он] был отмечен достоинством князя Российской империи, получил звание генералиссимуса российских войск. Но тут же в очередной раз оказался в немилости у Павла I, что приблизило кончину полководца».

 

1) А. Г. Орлов

2) А. В. Суворов

3) А. П. Ермолов

4) А. Д. Меншиков

12.

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

 

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов...»

 

1) Пётр I

2) Екатерина II

3) Александр I

4) Елизавета Петровна

13.

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите годы войны, о событиях которой идёт речь.

 

«7 декабря в 2 часа дня А. В. Суворов, выполняя приказание главнокомандующего фельдмаршала Г. А. Потёмкина, переслал письмо последнего коменданту Измаила — сераскиру Айдозли-Мехмет-паше с предложением сдачи крепости. В своём ответе комендант Измаила писал, что "ради глубокой осени и весьма суровой погоды советует россиянам отступить, ибо они должны будут во всём терпеть нужду; гарнизон же всеми нужными вещами снабжен изобильно"».

 

1) 1700-1721 гг.

2) 1756-1763 гг.

3) 1787-1791 гг.

4) 1806-1812 гг.

14.

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

 

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов...»

 

1) Пётр I

2) Екатерина II

3) Елизавета Петровна

4) Александр I

15.

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

 

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов...»

 

1) Пётр I

2) Екатерина II

3) Елизавета Петровна

4) Александр I

16.

Прочтите отрывок из записок Л. Ф. Сепора и укажите правителя, к царствованию которого относятся описанные в нём внешнеполитические события.

 

«Удивленная Европа видела, как русский флот прошел через океан и Средиземное море, ...возвестил грекам свободу и взорвал мусульманский флот в Чесменском заливе; наконец, великий визирь был осажден Румянцевым в Шумле, и тень Петра Великого отомщена. Султан, побежденный и принужденный согласиться на постыдный мир, уступил русским <...> Азов, Таганрог, дозволил им свободное плавание по Чёрному морю и признал независимость Крыма».

 

1) Елизавета Петровна

2) Екатерина II

3) Павел I

4) Александр I

17.

Что было одним из проявлений отставания тяжёлой промышленности в России в 1870–1880-х гг. от промышленности западных стран?

 

1) отсутствие машиностроительных предприятий

2) сильная зависимость предприятий от поставок сырья из-за границы

3) низкий уровень производства продукции на душу населения

4) сохранение крепостного труда в промышленности

18.

Какое из перечисленных событий относится к царствованию Александра II?

 

1) создание Министерства государственных имуществ

2) создание III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии

3) создание Верховной распорядительной комиссии во главе с М.Т. Лорис-Меликовым

4) учреждение Государственной думы

19.

Что явилось составной частью аграрной реформы П. А. Столыпина?

 

1) принудительная посадка картофеля на земле крестьян

2) конфискация части помещичьих земель для наделения ими крестьян

3) разрешение выхода крестьян из общины

4) перевод крестьян на обязательный выкуп

20.

Какое из перечисленных событий относится к Первой российской революции?

 

1) начало «хождения в народ»

2) убийство П. А. Столыпина

3) создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»

4) декабрьское вооружённое восстание в Москве