№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора Ф ИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Начало XX века
1.

Неудачи России в Первой мировой войне были вызваны

 

1) международной поддержкой Германии

2) кризисом в снабжении армии

3) договором о взаимопомощи в случае военных действий с Сербией

4) созданием Тройственного союза

2.

Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный — солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают...»

 

1) 1810-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1890-е гг.

4) 1910-е гг.

3.

Прочтите отрывок из письма императора и укажите, в каком году происходили описанные в нём события.

 

«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу... Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским. Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».

 

1) 1905 г.

2) 1907 г.

3) 1914 г.

4) 1917 г.

4.

Прочтите отрывок из документа и напишите название периода, к началу которого этот документ относится.

 

«Эшелоны, направленные советской властью во Владивосток, по дороге в Златоуст-Челябинск дерзнули поднять мятеж против Российской советской республики, против железной дороги и телеграфа. Сообщение республики прервано. Тем самым они поставили себя в ряды величайших врагов республики, которым не будет пощады, если они не образумятся. Облечённый рабоче-крестьянским правительством властью в военных делах, приказываю чехословацким эшелонам, стоящим перед лицом кровавой кары — массовым расстрелом советскими войсками, немедленно сдать оружие ближайшему представителю советских войск».

5.

Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

 

«...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, [великий князь] Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

 

1) 1905 г.

2) 1914 г.

3) 1917 г.

4) 1918 г.

6.

Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите имя председателя Государственной Думы, о котором в нем говорится.

 

«Получив телеграмму о том, что государь отрекся от престола в пользу великого князя Михаила Александровича, в Ставке стало ясно, что на этом дело не кончится... Председатель Государственной Думы прислал телеграмму, что надо задержать приказ, объявляющий о вступлении на престол великого князя Михаила Александровича, чтобы не произошло путаницы».

 

1) П. Н. Милюков

2) Г. Е. Львов

3) М. В. Родзянко

4) А. И. Гучков

7.

Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

 

«Всевышним Промыслом вручённое Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

 

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов

2) Комитет министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание

8.

Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и укажите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.

 

«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношении между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту программу обновления строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своём посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привел Россию».

 

1) С. Ю. Витте

2) К. П. Победоносцев

3) М. Т. Лорис-Меликов

4) П. А. Столыпин

9.

Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

 

«Чем больше я играл Бориса Годунова, Грозного, Досифея, Варяжского гостя и Голову в "Майской ночи", тем более я убеждался, что артист в опере должен не только петь, но и играть роль, как играют в драме. В опере надо петь, как говорят. Впоследствии я заметил, что артисты, желавшие подражать мне, не понимают меня. Они не пели, как говорят, а говорили, как поют».

 

1) С. И. Мамонтов

2) С. В. Рахманинов

3) С. П. Дягилев

4) Ф. И. Шаляпин

10.

Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался.

 

«Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа.

С пламенной верой в светлое будущее России, Я приветствую в лице вашем тех лучших людей, которых Я повелел возлюбленным моим подданным выбрать от себя. Трудные и сложные работы предстоят вам. Верю, что любовь к Родине, горячее желание послужить ей воодушевят и сплотят вас».

 

1) Съезд рабочих и солдатских депутатов

2) Совет министров

3) Государственная дума

4) Учредительное собрание

11.

Прочтите отрывок из дневника Е. В. Богданович и определите год, к которому он относится.

 

«16 мая. Сегодня пришли ужасные вести, писать их страшно: 12 русских военных судов погибло. Не вспомню все имена, называли: "Ослябя", "Наварин", "Уралец", "Камчатка". Погибли также два контрминоносца и два транспорта...

17 мая. В каком тяжёлом положении в эту минуту находишься. Никаких вестей от Рожественского, кроме тех, которые вчера ходили со слов депеш, полученных из Вашингтона и Токио, что вся наша эскадра погибла, что адмирал Небогатое в плену; называли суда береговой обороны и 3 тыс. человек русской команды, которые тоже в плену у японцев».

 

1) 1898 г.

2) 1903 г.

3) 1905 г.

4) 1907 г.

12.

Прочтите отрывок из воспоминаний деятеля культуры и укажите его фамилию.

 

«Вслед за Москвой и Петербург принял мою сценическую новизну, как живую театральную правду. Я искренно торжествовал. Но не только за себя. Вместе со мной торжествовала на концертных эстрадах моя любимая "Блоха". Мусоргского я уже одолел, его песни и романсы не звучали уже у меня тускло — я нашёл их единственную интонацию... Когда меня скоро опять позвали на императорскую сцену... вместе с моим репертуаром вступила в императорские театры, торжествуя, и русская музыка».

 

1) С. П. Дягилев

2) Ф. И. Шаляпин

3) С. И. Мамонтов

4) С. В. Рахманинов

13.

Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

 

«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

 

1) 1905 г.

2) 1914 г.

3) 1917 г.

4) 1918 г.

14.

Прочтите отрывок из радиограммы А. Ф. Керенского и укажите фамилию генерала, о котором идет речь.

 

«26 августа генерал прислал ко мне члена Государственной. думы Вл. Ник. Львова с требованием передачи Временным Правительством генералу… всей полноты гражданской и военной власти с тем, что им, по личному усмотрению, будет составлено новое правительство для управления страной… Временное правительство признало необходимым для спасения родины, свободы и республиканского строя уполномочить меня принять скорые и решительные меры, дабы в корне пресечь все попытки посягнуть на верховную власть в государстве, на завоеванные революцией права граждан».

 

1) А. А. Брусилов

2) Л. Г. Корнилов

3) М. В. Алексеев

4) П. Н. Врангель

15.

Прочтите отрывок из исторического текста о событиях августа 1917 г. и укажите, кто выступил с этим заявлением.

 

«Великая родина умирает. Близок час ее кончины. Вынужденный выступить открыто, (…) заявляю, что Временное правительство (…) убивает армию и потрясает страну изнутри (…) Я (…) заявляю (…) что мне ничего не надо, кроме сохранения Великой России, и клянусь довести народ — путем победы над врагом — до Учредительного собрания, на котором он сам решит свои судьбы и выберет уклад новой государственной жизни.»

 

1) П. А. Столыпин

2) П. Н. Милюков

3) Л. Г. Корнилов

4) А. В. Колчак

16.

Прочтите фрагмент из заявления партии кадетов и укажите событие, в связи с которым оно было сделано.

 

«Каково бы ни было наше отношение к внутренней политике правительства, наш прямой долг – сохранить родину единой и неделимой (…) Отклоним же внутренние споры, не дадим ни малейшего повода надеяться на разделяющие нас разногласия (…)»

 

1) русско-японская война

2) первая российская революция

3) Первая мировая война

4) Февральская революция

17.

Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный – солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»

 

1) 1810-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1910-е гг.

4) 1920-е гг.

18.

Прочтите отрывок из манифеста и укажите год его обнародования.

 

«…выработанные правительством нашим обширные мероприятия Государственная дума или не подвергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением, или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках… Всё это побудило нас указом, данным правительствующему сенату 3 сего июня, Государственную думу…распустить…».

 

1) 1906 г.

2) 1907 г.

3) 1915 г.

4) 1917 г.

19.

Прочтите отрывок из доклада министра Николаю II и укажите фамилию автора.

 

«При нашей бедности капиталов внутри страны, при необходимости значительную часть народных сбережений расходовать на государственные потребности, особенно на усиление боевой готовности и на развитие железных дорог, необходимый рост нашей <...> промышленности может совершиться не иначе, как при непосредственном содействии иностранных капиталов».

 

1) С. Ю. Витте

2) П. А. Столыпин

3) В. К. Плеве

4) К. П. Победоносцев

20.

Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

 

«…17 октября… под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать… манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

 

1) 1905 г.

2) 1907 г.

3) 1914 г.

4) 1916 г.

21.

Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный — солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»

 

1) 1810-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1890-е гг.

4) 1910-е гг.

22.

Прочтите отрывок из статьи в газете (1911 г.) и укажите фамилию государственного деятеля, о котором в ней говорится.

 

«Он первым дал в Государственной думе верный тон для взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью; он первый начертал ту программу обновления строя, которую он неуклонно проводил до последнего дня своей жизни и которая, надо полагать, будет осуществляться и впредь. Ибо для человека, погибшего трагической смертью на своём посту, не может и не должно быть лучшего признания заслуг, как если преемники его вдохновятся заветами, выработанными во время государственной бури и оправдавшими себя в той сравнительно тихой гавани, куда он привёл Россию».

 

1) С. Ю. Витте

2) К. П. Победоносцев

3) П. А. Столыпин

4) М. Т. Лорис-Меликов

23.

Прочтите отрывок из договора и укажите фамилию государственного деятеля, его подписавшего.

 

«Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории. Точная граничная линия этой территории будет определена согласно постановлениям дополнительной II статьи, приложенной к сему договору».

 

1) С. Ю. Витте

2) К. П. Победоносцев

3) П. А. Столыпин

4) М. Т. Лорис-Меликов

24.

Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите событие, в связи с которым появился упоминаемый в отрывке манифест.

 

«...17 октября... под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать... манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

 

1) русско-японская война

2) первая российская революция

3) Первая мировая война

4) Февральская революция

25.

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите фамилию государственного деятеля, который был инициатором реформы, о которой говорится в отрывке.

 

«Во-первых, реформа не была кабинетной выдумкой, она исходила из практики наших народов. Во-вторых, несмотря на расхожее утверждение, что реформа потерпела крах, оно несостоятельно. Реформа не была закончена из-за войны и революции, но тем не менее за 10 лет выявились определённые, правда, не столь заметные, сдвиги к лучшему. В-третьих, не следует идеализировать реформу. Это капиталистическое развитие с его неизбежным расслоением, пауперизацией... Реформа вела к техническому подъёму земледелия».

 

1) С. Ю. Витте

2) Н. Д. Милютин

3) М. Т. Лорис-Меликов

4) П. А. Столыпин

26.

Прочтите отрывок из дневника Е.В. Богданович и укажите год, когда была сделана эта запись.

 

«16 мая. Сегодня пришли ужасные вести, писать их страшно: 12 русских военных судов погибло. Не вспомню все имена, называли: "Ослябя", "Наварин", "Уралец", "Камчатка". Погибли также два контрминоносца и два транспорта <...>.

17 мая. В каком тяжёлом положении в эту минуту находишься. Никаких вестей от Рожественского, кроме тех, которые вчера ходили со слов депеш, полученных из Вашингтона и Токио, что вся наша эскадра погибла, что адмирал Небогатов в плену; называли суда береговой обороны и 3 тыс. человек русской команды, которые тоже в плену у японцев».

 

1) 1898 г.

2) 1903 г.

3) 1905 г.

4) 1907 г.

27.

Прочтите отрывок из воспоминаний великого князя Александра Михайловича и укажите год, в котором произошли описанные события.

 

«...17 октября <...> под угрозой всеобщей забастовки, руководимой штабом большевистской секции социал-демократической партии, и аграрных беспорядков крестьян, которые требовали земельного передела, великий князь Николай Николаевич убедил государя подписать <...> манифест, который мог бы удовлетворить только болтливых представителей русской интеллигенции».

 

1) 1905 г.

2) 1914 г.

3) 1917 г.

4) 1918 г.

28.

Прочтите отрывок из высказывания председателя Совета министров и укажите его фамилию.

 

«Бодрый оптимизм, наблюдаемый в нашей провинции, совпадает с проведением в жизнь земельной реформы. Я полагаю, что прежде всего надлежит создать гражданина, крестьянина, крестьянина-собственника и мелкого землевладельца, а когда эта задача будет осуществлена — гражданственность сама воцарится на Руси... Эта великая задача наша — создание крепкого единоличного собственника, надёжнейшего оплота государственности и культуры — неуклонно проводится Правительством».

 

1) П. А. Столыпин

2) П. Н. Милюков

3) К. П. Победоносцев

4) М. Т. Лорис-Меликов

29.

Прочтите отрывок из исторического источника и назовите государственного деятеля, являвшегося инициатором издания закона, о котором идёт речь.

 

«Закон не ломает общины в тех местах, где хлебопашество имеет второстепенное значение, где существуют другие условия, которые делают общину лучшим способом использования земли.

Личный собственник, по смыслу закона, властен распоряжаться своей землёй, властен закрепить за собой свою землю, властен требовать отвода отдельных участков её к одному месту; он может прикупить себе земли, может заложить её в Крестьянском банке, может, наконец, продать её. Весь запас его разума, его воли находится в полном его распоряжении: он в полном смысле слова кузнец своего счастья. Но вместе с тем ни закон, ни государство не могут гарантировать его от известного риска, не могут обеспечить его от возможности утраты собственности, и ни одно государство не может обещать обывателю такого рода страховку, погашающую его самодеятельность».

 

1) С. Ю. Витте

2) В. К. Плеве

3) П. А. Столыпин

4) Н. А. Милютин

30.

Прочтите отрывок из воспоминаний генерала и назовите его.

 

«Если бы я гнался только за своей собственной славой, то я должен был бы быть спокойным и довольным таким оборотом действий 1916 года, ибо по всему миру пронеслась весть о "[моём] наступлении". Вся Россия ликовала... Что касается меня, то я как воин, всю свою жизнь изучавший военную науку, мучился тем, что грандиозная победоносная операция, которая могла осуществиться при надлежащем образе действий нашего верховного главнокомандования в 1916 году, была непростительно упущена».

 

1) П. С. Нахимов

2) И. В. Гурко

3) Л. Г. Корнилов

4) А. А. Брусилов

31.

Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь.

 

«Своими <...> реформами [он] открыл перед каждым крестьянином возможность выйти из общины ("мира") и приобрести, и возделывать с помощью правительства собственную землю. Созданием широкой сети зерновых элеваторов, принадлежавших государственному банку, он дал крестьянам возможность хранить зерно и с помощью достаточных государственных кредитов продавать его за выгодную цену».

 

1) К. П. Победоносцев

2) П. А. Столыпин

3) М. М. Сперанский

4) П. Н. Милюков

32.

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события.

 

«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году...

Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».

 

1) Тула

2) Иваново-Вознесенск

3) Москва

4) Санкт-Петербург

33.

Прочтите отрывок из воспоминаний современницы и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь.

 

«Своими <...> реформами [он] открыл перед каждым крестьянином возможность выйти из общины ("мира") и приобрести, и возделывать с помощью правительства собственную землю. Созданием широкой сети зерновых элеваторов, принадлежавших государственному банку, он дал крестьянам возможность хранить зерно и с помощью достаточных государственных кредитов продавать его за выгодную цену».

 

1) П. Н. Милюков

2) К. П. Победоносцев

3) М. М. Сперанский

4) П. А. Столыпин

34.

Прочтите отрывок из партийной программы и укажите партию, которой она принадлежала.

 

«В вопросах аграрной политики и земельных отношений партия ...ставит себе целью использовать в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал как общинные, так и вообще трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства... Партия будет стоять за социализацию всех частновладельческих земель, т.е. за изъятие их из частной собственности отдельных лиц и переход в общественное владение и в распоряжение демократически организованных общин...»

 

1) большевики

2) кадеты

3) эсеры

4) октябристы

35.

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события.

 

«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году...

Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».

 

1) Санкт-Петербург

2) Москва

3) Иваново-Вознесенск

4) Тула

36.

Прочтите отрывок из высказывания председателя Совета министров и назовите его фамилию.

 

«Необходимо дать возможность способному, трудолюбивому крестьянину... освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится. Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов своих и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность эта будет общая там, где община ещё не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть она будет наследственная».

 

1) К. П. Победоносцев

2) М. Т. Лорис-Меликов

3) И. Л. Горемыкин

4) П. А. Столыпин

37.

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название партии, целевые установки которой он отражает.

 

«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров...»

 

1) октябристы

2) эсеры

3) кадеты

4) социал-демократы

38.

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название партии, целевые установки которой он отражает.

 

«Заменив частную собственность на средства производства и обращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит всё угнетённое человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою.

Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т. е. завоевание пролетариатом такой политической власти, которая позволит ему подавить всякое сопротивление эксплуататоров...»

 

1) эсеры

2) социал-демократы

3) кадеты

4) октябристы

39.

Прочтите отрывок из дневника и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«3 марта. Вышли на улицу и слушали в народе весть о соглашении двух комитетов и новые приказы новых министров. День чудесный − солнечно-морозный. Март. И возрастающая радость народа. На Невском огромное движение, снимаются иллюминационные императорские гербы, складываются в кучи, зажигают…»

 

1) 1810-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1890-е гг.

4) 1910-е гг.

40.

Прочтите отрывок из письма императора Николая II и укажите, в каком году происходили описанные в нём события.

 

«Представлялось избрать один из двух путей — назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться подавить крамолу. И другой путь — предоставление гражданских прав населению, свободы слова, печати, собраний, союзов и т. д. Кроме того, обязательство проводить всякие законопроекты через Государственную думу <...> Это, в сущности, и есть конституция. Витте горячо отстаивал этот путь. И все, к кому я обращался, отвечали мне так же, как и Витте. Манифест был составлен им и Алексеем Оболенским.

Мы обсуждали его два дня, и, наконец, помолившись, я его подписал».

 

1) 1905 г.

2) 1907 г.

3) 1914 г.

4) 1917 г.

41.

К какому из перечисленных художественных объединений принадлежал И.Е. Репин?

 

1) Товарищество передвижных художественных выставок

2) «Бубновый валет»

3) «Серапионовы братья»

4) Ассоциация художников революционной России

42.

Прочтите отрывок из статьи историка М.Ф. Флоринского и определите год, пропущенный в тексте.

 

«Политический кризис, разразившийся в России летом _________ г., в самый разгар австро-германского наступления на Восточном фронте, стал провозвестником ожидавших страну в недалёком будущем мощных социальных катаклизмов. Важнейшими слагаемыми кризиса явились достигший предельной остроты конфликт между властью и обществом,

усиление разброда в верхах, прежде всего – внутри правительства. Во имя обеспечения спокойствия в тылу большинство членов правительства считало необходимым пойти навстречу требованиям объединившейся в «прогрессивный блок» оппозиционной общественности и вело открытую борьбу с тогдашним премьером И.Л. Горемыкиным, не желавшим прислушиваться к этим требованиям. Ощутимый отпечаток на развитие внутриполитической ситуации в стране летом ________ г. наложило принятое Николаем II к началу августа решение сместить с поста верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича и взять управление войсками на себя…»

 

1) 1914 г.

2) 1915 г.

3) 1917 г.

4) 1918 г.

43.

Прочтите отрывок из дневника политического деятеля и укажите год, когда была сделана эта дневниковая запись.

 

«Утром пришёл Рузский и прочёл свой длиннейший разговор по аппарату с Родзянко. По его словам, положение в Петрограде таково, что теперь министерство из Думы будто бессильно что-либо сделать, так как с ним борется социал-демократическая партия в лице рабочего комитета. Нужно моё отречение. Рузский передал этот разговор в ставку, а Алексеев – всем главнокомандующим. К 2 1/2 ч. пришли ответы от всех. Суть та, что во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии, нужно решиться на этот шаг. Я согласился. Из ставки прислали проект манифеста. Вечером из Петрограда прибыли Гучков и Шульгин, с которыми я переговорил и передал им подписанный и переделанный манифест. В час ночи уехал из Пскова с тяжёлым чувством пережитого.

Кругом измена и трусость и обман!»

 

1) 1914 г.

2) 1916 г.

3) 1917 г.

4) 1918 г.

44.

Кто из перечисленных учёных в начале ХХ в. был основоположником ракетостроения?

 

1) В. И. Вернадский

2) И. И. Мечников

3) И. П. Павлов

4) К. Э. Циолковский