Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) А. В. Суворов;
2) Симон Боливар;
3) Николай II;
4) Г. В. Плеханов.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение. Николай II (1868-1918)
Основные направления деятельности:
1. Император Всероссийский, Царь Польский и Великий Князь Финляндский, последний Император Российской Империи
2. Манифест от 3 февраля 1899 года о порядке законодательства в Великом княжестве Финляндском
3. Заключено соглашение между Россией и Австрией на 10 лет
4. Осуществлена денежная реформа
5. Отменена ссылка в Сибирь как мера наказания
6. Русско.японская война
7. 17 апреля 1905 года был дан указ «Об укреплении начал веротерпимости», отменявший ряд вероисповедных ограничений, в частности в отношении «раскольников»
8. Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка»
9. Издание нового закона о выборах в I Государственную думу
10. Начала осуществляться столыпинская» аграрная реформа
11. Первая мировая война
12. Отречение от престола
Итоги:
1. Установление золотого стандарта рубля
2. Период экономического роста
3. Поражение в Русско-японской войне
4. Революция 1905-1907 годов
5. Россия стала главным экспортером сельскохозяйственной продукции, на её долю приходилось 2/5 всего мирового экспорта сельхозпродукции
6. Формирование политических партий
7. Создание Государственной думы
8. Реформа государственного совета - преобразование его в верхнюю палату парламента
9. Утверждение «Основных законов Российской империи»
10. Провозглашение cвободы слова
11. Частичная политическая амнистия
12. Участие России в Первой мировой войне
13. Революция 1917 и Гражданская война
14. Образование коалиционного временного правительства во главе с А. Ф. Керенским
15. Приход большевиков к власти
16. Расстрел Николая II и его семьи. Падение монархии
Симон Боливар, (1783 - 1830,), один из руководителей Войны за независимость испанских колоний в Америке, военный и государственный деятель Южной Америки, где известен как Освободитель (с 1813 года).
Ранние годы. Родился в знатной креольской семье баскского происхождения. Рано лишился родителей. На воспитание и формирование мировоззрения Боливара большое влияние оказал его учитель и старший друг, видный просветитель С. Родригес. Юность провел в Европе (1799-1806, Испания, Франция, Италия), где рано женился, но вскоре овдовел. 15 августа 1805 года на холме Монте-Сакро в Риме, в присутствии Родригеса, поклялся бороться за освобождение Южной Америки от колониального ига.
Венесуэльская республика. Принял активное участие в свержении испанского господства в Венесуэле (апрель 1810 года) и провозглашении ее независимой республикой (1811). После разгрома последней испанскими войсками, в 1812 году обосновался в Новой Гранаде (ныне Колумбия), а в начале 1813 года вернулся на родину. В августе 1813 года его войска заняли Каракас; была создана 2-я Венесуэльская республика во главе с Боливаром. Однако, не решившись провести реформы в интересах народных низов, он не сумел заручиться их поддержкой и в 1814 году потерпел поражение. Вынужденный искать убежище на Ямайке, в сентябре 1815 года опубликовал там открытое письмо, где выражал уверенность в скором освобождении испанской Америки.
Образование Колумбии. Осознав наконец необходимость освобождения рабов и решения других социальных проблем, Боливар убедил президента Гаити А. Петиона оказать повстанцам военную помощь и в декабре 1816 года высадился на побережье Венесуэлы. Отмена рабства (1816) и изданный в 1817 году декрет о наделении солдат освободительной армии землей позволили ему расширить социальную базу. Вслед за успешными действиями в Венесуэле его войска в 1819 году освободили Новую Гранаду. В декабре 1819 года он был избран президентом провозглашенной Национальным конгрессом в Ангостуре (ныне Сьюдад-Боливар) республики Колумбии, куда вошли Венесуэла и Новая Гранада. В 1822 году колумбийцы изгнали испанские силы из провинции Кито (ныне Эквадор), которая присоединилась к Колумбии.
Освобождение Южной Америки. В июле 1822 года Боливар встретился в Гуаякиле с Х. де Сан-Мартином, армия которого уже освободила часть Перу, но не сумел договориться с ним о совместных действиях. После отставки Сан-Мартина (20 сентября 1822 года) он в 1823 году направил в Перу колумбийские части, и в 1824 году (6 августа при Хунине и 9 декабря на равнине Аякучо) были разгромлены последние испанские силы на американском континенте. Боливар, еще в феврале 1824 года ставший диктатором Перу, возглавил и созданную в 1825 году на территории Верхнего Перу республику Боливию, названную так в его честь.
Распад колумбийской федерации. Стремясь к объединению испано-американских государств, Боливар созвал в Панаме конгресс их представителей (1826), но не добился успеха. По окончании освободительной войны в противовес его централистской политике в регионе усилились центробежные тенденции. В результате сепаратистских выступлений Боливар лишился власти в Перу и Боливии (1827-1830). В начале 1830 года он ушел в отставку и вскоре умер.
Суворов Александр Васильевич (1730— 1800 гг.)
Русский полководец и военный теоретик, генералиссимус. Граф Рымникский, князь Италийский.
Основные направления деятельности: 1. С 1758 г. (во время Семилетней войны) находился на штабных и командных должностях, участвовал в Кунерсдорфском сражении (1759 г.), во взятии Берлина (1760 г.) и Кольберга (1761 г.). В 1762 г. произведен в полковники и назначен командиром Астраханского пехотного, в 1763 г. — командиром Суздальского пехотного полка (до 1769 г.). В 1764—1765 гг. составил и ввел в действие «Полковое учреждение» — наставление о воинском распорядке, правилах обучения и воспитания офицеров и солдат.
2. В мае — июне 1773 г отряд Суворова дважды форсировал Дунай и разбил турок у Туртукая. В августе 1774 г. по приказу императрицы Екатерины II направлен с войсками для подавления восстания под руководством Е. И.Пугачева, сопровождал захваченного в плен Пугачева в Симбирск.
В 1774—1786 гг. командовал дивизиями и корпусами в различных районах России; руководил сооружением Кубанской укрепленной линии и усилением обороны Крыма.
В 1786 г. Суворов был произведен в генерал-аншефы.
В 1788 г. участвовал в осаде Очакова, где был ранен. Руководил штурмом Измаила. В 1791—1794 гг. командовал различными соединениями в Финляндии и на Юге России, руководил строительством укреплений на границах империи. В августе 1794 г назначен командующим русскими войсками, направленными для подавления Польского восстания 1794 г.
Импертарица Екатерина II, произведя Суворова в фельдмаршалы, в октябре 1795 г отозвала его из Польши. Приняв в 1796 г командование войсками на юге (в Тульчине), Суворов написал знаменитое произведение «Наука побеждать», в котором обобщил многолетний опыт обучения и воспитания войск. Критика павловского устава и отказ Суворова выполнить приказ императора Павла I привести подчиненные ему войска «в мой порядок» повлекли за собой увольнение Суворова из армии и ссылку в село Кончанское Новгородской губернии.
В 1799г. совершил знаменитые итальянский и швейцарский походы за которые получил титул князя и высшее воинское звание генералиссимуса.
Итоги: А. В. Суворов был не только одним из самых выдающихся полководцев всех времен, но и талантливым педагогом, и достаточно даровитым писателем. Многие его теоритические положения о военном искусстве актуальны и поныне.
Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918).
Основные направления деятельности: С 1880 г. - в эмиграции. Основатель первой социал-демократической ячейки в России - "Группы Освобождение Труда" в 1883 г. Один из крупнейших вождей социал-демократического движения в России и II Интернационала. Наиболее известны его следующие книги: "Социализм и политическая борьба", "Наши разногласия", "Обоснование народничества в трудах В. В.", "К развитию монистического взгляда на историю", "Наши разногласия", "Beitrage zur Geschichte des Materialismus", "Н. Г. Чернышевский" и сборники статей "За 20 лет", "Критика наших критиков" и др. Плеханов был долгое время главарем меньшевистской фракции соц.-демократической партии России. Вместе с Лениным и др. он руководит "Искрой", а на 2 Съезде поддерживает Ленина против Мартова и Аксельрода. Но вскоре после Съезда Плеханов отходит к своим старым друзьям, а после московского декабрьского восстания 1905 г. провозглашает свое знаменитое сужденье: "не нужно было браться за оружие". После февраля Плеханов возглавляет наиправейшую социал-демократическую группу "Единство", не гнушаясь близостью с такими политическими негодяями, как Алексинский. В 1917 г. вернулся в Россию, поддерживал Временное правительство. К Октябрьской революции отнесся отрицательно.
Итоги: Деятель российского и международного социал-демократического движения, философ, пропагандист марксизма.Главнейшие заслуги Плеханова, помимо блестящего обоснования роли рабочего движения в России, относятся к области пропаганды и разработки основных проблем марксизма в целом ряде трудов и статей.
| № | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
|---|---|---|
| 25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 |
| Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | |
| Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий,
ИЛИ
в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | |
| В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу.
ИЛИ
Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия.
ИЛИ
Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
Указания по оцениванию: 1. Не засчитывается: – характеристика родовой принадлежности, повторяющая понятие, смысл которого должен быть раскрыт; – в качестве сущностной характеристики признак, уже содержащийся в формулировке задания; – объяснение смысла / определение понятия через отрицание или только через этимологию слова, метафору или аллегорию. 2. Если по критерию 25.1 (раскрытие смысла понятия), выставляется 0 баллов, то по критерию 25.2 выставляется 0 баллов | ||
| 25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 |
| Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | |
| Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | |
| Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
| Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; – словосочетания, нераспространённые предложения | ||
| Максимальный балл | 4 | |
PDF-версии: 