Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Перикл; 2) Патриарх Никон; 3) Николай I; 4) Е. Т. Гайдар.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение. Перикл 494 - 429 до н. э. Лидер демократической партии в Афинах, знаменитый оратор и полководец.
Основные направления деятельности.
1. Развитие военного могущества Афин.
- Стремление к гегемонии Афин в Афинском морском союзе и превращению его в Афинскую державу.
- Содержание флота исправного и готового к действию, многочисленного войска гоплитов.
- Строительство укреплений, выплата денежного вознаграждения за военную службу.
2. Расширение демократии.
- Способствовал падению Ареопага, и увеличению роли Народного Собрания.
- Введение небольшой платы за исполнение государственных должностей
3. Социальная политика Афинского государства в "век Перикла"
- Выдача денег на посещений театров
- Вывод малоземельных или безземельных граждан в клерухии (колонии) за пределы Аттики, что превращало их в зажиточных земледельцев.
- сокращение числа афинских граждан, которыми могли быть только дети афинянина и афинянки, пересмотр списков;
4. Культурное развитие Афин.
- После переноса казны союза в Афины, Перикл добивается, чтобы деньги тратились на украшение города, украшается Акрополь, строятся Парфенон, Пропилеи и т.д
- Перикл покровительствовал философам, скульпторам, архитекторам, в его доме сходились Анаксагор, Зенон, Протагор, Геродот, Фидий, Софокл.
Итоги и результаты.
Деятельность Перикла привела к расцвету Афин, росту его могущества, украшению произведениями искусства. Он пользовался поддержкой народа, что подтверждает ежегодное переизбрание его на должность первого стратега с 444 г. по 429г. Историк Фукидид характеризует так правление Перикла "По имени это была демократия, на деле же - правление первого мужа".
Патриарх Никон (1605-1681)
Основные направления деятельности:
1. С 1652 г. стал патриархом
2. Проведение реформ с целью введения единообразия церковных обрядов и книг
3. Выбирает путь исправления по греческим образам
4. Сделал попытку поставить власть церкви выше власти светской
Итоги:
1. Реформы вызвали церковный раскол
2. Церковные соборы одобрили реформы
3. Отказался от патриаршества и был его лишён на церковном соборе в результате конфликта с царём. В 1666 г. патриархи сняли Никона с сана и сослали в Феропонтов монастырь. В августе 1681 г. Никону было разрешено вернуться
Николай I (1796-1855)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Подавление выступления декабристов и активное участие императора с следственных мероприятиях по поводу событий 14 декабря 1825 г.
2. Создание Собственной его императорского величества канцелярии (1826)
3. Создание Отдельного корпуса жандармов
4. Создание первого в истории России «Полного собрания законов Российской империи» из 45 томов (1830); «Свода законов Российской империи» действующего за-конодательства из 15 томов (1832); реформирование законодательства Финляндии, Остзейских и западных губерний (1830-е гг.); совершенствование уголовного законодательства Российской империи (1830-е1840-е гг.)
5. Государственная политика, направленная на решение крестьянского вопроса в России: серия мероприятий по облегчению положения крепостных (владельческих) крестьян (вторая половина 1820-х-начало 1850-х гг.); издание Закона «Об обязанных крестьянах» (1842); реформа государственной деревни под руководством П. Д. Киселева (1837-1841).
6. Государственная политика, нацеленная на поощрение деятельности национальной буржуазии
7. Денежная реформа Канкрина (1839-1843)
8. Создание С. С. Уваровым теории «официальной народности»
9. Ужесточение цензуры
10. Борьба государства с тайными обществами и организациями
11. Отход от «космополитического мистицизма» в духовно-религиозной сфере и поддержание государством доминирующего положения Русской Православной Церкви
12. Реформы в системе народного просвещения: усиление роли технических и прикладных учебных предметов в учебном процессе, открытие 20 женских институтов, реформа начального и среднего образования
13. Политика государства по поддержанию целостности Российской империи и поддержанию порядка на её территории: подавление восстания в Польше, подавление «холерных» и «картофельных» бунтов
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Русско-иранская война (1826-1827)
2. Русско-турецкая война (1828-1829)
3. Продолжение политики покорения Россией горских племён Кавказа (началась в 1817 г.). Ведение Кавказской войны в период правления Николая I (1825-1855)
4. Активизация проникновения России в Среднюю Азию. Присоединение Старшего Жуза Казахстана и обострение отношений с Кокандским ханством. Строительство Россией военных форпостов для дальнейшего проникновения в Среднюю Азию.
5. Участие российских войск по приглашению австрийского императора в подавление восстания в Венгрии (1849)
6. Крымская война (1853-1856)
Итоги внутренней политики:
1. Формирование в России правомерной бюрократической монархии. Бюрократизация и формализация системы управления государством. Усиление консервативно-охранительных тенденций в управлении государством и взаимодействии государства и общества.
2. Ликвидация польской конституции после поражения восстания 1830 г.
3. Попытка создания современной идеологической базы самодержавной власти в России («Православие-Самодержавие-Народность»).
4. Модернизация и систематизация правовой базы Российской государственности
5. Частичное облегчение положения крепостных крестьян с помощью установления административно-правового контроля государства за взаимоотношениями между помещиками и крепостными крестьянами; частичное улучшение положения госу-дарственных крестьян с помощью реформирования их экономической жизни и правового статуса
6. Начало промышленного переворота в России в условиях существования крепостного права
7. Оздоровление финансовой системы страны
8. Становление в России системы технического образования
9. Осознание мыслящей частью общества социально-экономической отсталости России в сравнении с развитыми странами Европы в результате поражения в Крымской войне
Итоги внешней политики:
1. Расширение границ Российской империи
2. Окончательный крах идеологии Священного союза. Приобретение российской монархией в европейской либеральной среде авторитета «душительницы свободы»
3. Поражение России в Крымской войне и падение её авторитета в Европе
Его́р Тиму́рович Гайда́р (1956 — 2009) — российский государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук.
Основные направления деятельности: I Как экономист:
1. Основатель и директор Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара.
2. Автор многочисленных публикаций по экономике, нескольких монографий, посвященных экономической истории России и анализу процессов перехода от плановой экономики к рыночной.
II Как политик и государственный деятель:
1. Один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х в России.
2. В 1991—1994 годы занимал высокие посты в правительстве России, в том числе в течение 6 месяцев был и. о. председателя правительства.
3. Принимал участие в подготовке Беловежского соглашения.
4. Под руководством Гайдара начался переход от плановой к рыночной экономике, были проведены либерализация цен, реорганизация налоговой системы, либерализация внешней торговли, начата приватизация.
5. Один из ключевых участников событий со стороны правительства во время Конституционного кризиса 1993 года и прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета России.
6. Организатор антивоенных митингов во время Первой чеченской войны.
7 Основатель и один из руководителей партий «Демократический выбор России» и «Союз правых сил».
8. Руководитель фракции «Выбор России» в Государственной Думе первого созыва (1993—1995) и депутат от фракции СПС Думы третьего созыва (1999—2003).
9. Принимал участие в разработке Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, законодательства о Стабилизационном фонде.
Итоги и результаты:
Отношение к Гайдару и его реформам противоречиво. Сторонники Гайдара считают, что его реформы в 1992 году предотвратили массовый голод и гражданскую войну, создали основы для будущего роста экономики. Оппоненты Гайдара обвиняют его в различных отрицательных последствиях реформ от падения уровня жизни до сознательного разрушения экономики. Существуют также промежуточные точки зрения, усматривающие в его деятельности как положительные, так и отрицательные стороны. Память Гайдара увековечена указом президента России.
В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям (К1–К3) выставляется 0 баллов).
| Критерий | Критерии оценивания ответа на задание С6 | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Время жизни исторического деятеля | |
| Правильно указано время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века; точного указания дат жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. ИЛИ Правильно указан век; допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат жизни). В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности | 1 | |
| Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано | 0 | |
| K2 | Характеристика деятельности | |
| Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них | 3 | |
| Правильно указано только одно направление деятельности, без фактических ошибок дана его характеристика, второе направление в явном виде не указано, но без фактических ошибок дана его характеристика ИЛИ Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок дана характеристика деятельности только одного из них | 2 | |
| Правильно указано одно-два направления деятельности, дана характеристика одного направления, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности. ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни или деятельности личности, но не позволяющие принять их в качестве полноценной характеристики деятельности | 1 | |
| ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, при характеристике деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны только направления деятельности. ИЛИ Направления деятельности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа | 0 | |
| K3 | Указание результатов деятельности | |
| Без фактических ошибок указаны результаты деятельности по двум направлениям | 2 | |
| Без фактических ошибок указаны результаты только по одному направлению. ИЛИ Указаны результаты деятельности по двум направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла | 1 | |
| Результаты деятельности не относятся к указанным направлениям. ИЛИ Результаты деятельности даны в предельно обобщённых формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности. ИЛИ Результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл. ИЛИ Результаты деятельности не приведены | 0 | |
| Максимальное количество баллов | 6 | |
PDF-версии: 