Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Карл Великий; 2) Иван III; 3) П. Н. Милюков; 4) Н. С. Хрущёв.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение. Карл Великий
Годы жизни: 768 – 814 гг.
Карл Великий – Король франков, король лангобардов, герцог Баварии, император Запада.
Основные направления деятельности:
1. Расширение территорий Франкского государства.
2. Формирование феодальных отношений в Западной Европе.
3. Создание благоустроенного христианского государства.
4. Развитие образования.
Основные итоги деятельности:
1. За время его царствования франки совершили 53 похода, из них 27 возглавлял сам Карл. Территория государства за время его правления увеличилась вдвое.
2. Высшая знать страны, связанная с Карлом ленной присягой, обязана была являться на войну с подвластными людьми. С 789 Карл неоднократно издавал указы, предписывавшие каждому свободному человеку найти себе сеньора, под началом которого он должен служить. Увеличивалось число зависимых крестьян.
3. Император строил своё государство на религиозном фундаменте, государственное устройство было подчинено христианским принципам. Приняв на себя миссию «защитника Церкви», Карл подчинил её себе, а для укрепления политического влияния своей державы он использовал проповедь христианства.
4. В 787 был издан указ о создании школ при монастырях, в 789 — об обязательном образовании всего свободного мужского населения (остался невыполненным). При дворе сложился ученый кружок во главе с Карлом, названный Академией.
За свои заслуги ещё при жизни Карл получил прозвище «Великий».
Иван III Великий (1462-1505)
Основные направления деятельности:
1. Завершающий этап политики «собирания земель» (присоединение Ярославля, Ростова, Новгорода, Твери, Перми, зауральских земель и др.)
2. Походы против Казани
3. Отказ посылать дань в Орду и «Стояние на реке Угре»
4. Войны с Ливонским Орденом. Строительство Ивангорода, как форпоста на Балтике
5. Войны с Литвой
6. Начало использования официального титула «государя всея Руси»
7. Создание Судебника 1497 г.
8. Введение «Юрьева дня» и выплаты крестьянами пожилого
Итоги:
1. Создание единого Московского (Русского) государства
2. Усиление политического влияния Москвы на Казанское ханство
3. Ликвидация даннических отношений и зависимости Руси от Орды
4. Начало закрепления Московского государства на Балтике. Заключение перемирия с Ливонским Орденом на 50 лет
5. Установление власти Москвы над бывшими литовскими городами (Новгород-Северский, Чернигов, Гомель, Брянск и др.)
6. Закладывание основ превращения великокняжеской власти в самодержавную царскую
7. Создание единого свода законов объединенного Московского государства (начало формирования единого правового пространства на территории государства)
8. Начало закрепощения крестьян
9. Начало освоения Урала и Сибири
Милюков Павел Николаевич (1859— 1943), российский политический деятель, лидер кадетской партии, историк и публицист.
Основные направления деятельности:Преподавательская деятельность:
1. В 1877—1882 гг. учился на историко-филологическом факультете Московского университета, по окончании которого работал на кафедре русской истории.
2. В 1894 г. за связь со студенческим движением Милюков был выслан в Рязань.
3. В 1897 г. уехал за границу, преподавал в Софийском университете и сотрудничал в русском литературно-буржуазном журнале «Освобождение».
4. В 1903—1905 гг. путешествовал по Европе и США, читал лекции, встречался с русскими эмигрантами.
Политическая деятельность: 1В 1905 г. приехал в Россию, где стал председателем либеральной политической организации «Союз Союзов» и одним из создателей партии кадетов (конституционных демократов).
2. Милюков полагал, что Россия, получив конституцию, сможет обеспечить гражданам политические права и либеральный путь развития.
3. Депутат 3-й и 4-й Государственной думы, Милюков был лидером партии кадетов.
4. В феврале 1917 г. его назначили министром иностранных дел Временного правительства. В период Первой мировой войны он выступал за продолжение войны «до победного конца»; являлся сторонником сохранения монархии. После правительственного кризиса в апреле 1917 г. Павел Николаевич вышел в отставку; он занял антибольшевистскую позицию, поддержал мятеж Л. Г. Корнилова.
5. Когда большевики взяли власть, уехал на Дон, там написал текст декларации Добровольческой белой армии.
6. С конца 1918 г. Милюков находился за границей, а в 1920 г. поселился во Франции, где стал редактором газеты «Последние новости» и одним из организаторов Русского народного университета, вернулся к научной и преподавательской работе.
7. Милюков являлся приверженцем «новой тактики» борьбы против советской власти, рассчитанной на перерождение диктатуры пролетариата и подрыв её изнутри. В 1922 г. монархисты совершили на него неудачное покушение.
8. В годы Второй мировой войны Милюков выступал против сотрудничества русской эмиграции с фашистами и приветствовал успехи Красной армии.
9. Милюкову принадлежат труды по истории России XVIII—XIX вв., Гражданской войны, книга «Воспоминания».
Никита Сергеевич Хрущёв (1894-1971)
Основные направления деятельности:
1. Первый секретарь ЦК КПС, Председатель Совета Министров СССР
2. Реформы в сфере управления промышленностью
3. Децентрализация управления экономикой и перестройка руководства промышленностью с отраслевого принципа на территориальный
4. Ликвидация 10 крупных промышленных министров и замена их территориальными управлениями — совнархозами, которые руководили предприятиями на местах
5. Укрупнение совнархозов. Создание Совета народного хозяйства СССР и союзных республик, а также госкомитетов по отраслям промышленности как попытка преодоления негативных тенденций в экономике
6. Реформы Н. С. Хрущёва в области сельского хозяйства
7. Оживление сельскохозяйственного производства
8. Усиление административного давления на аграрный сектор
Итоги:
1. Изменения дали кратковременный эффект, а затем стали появляться обособленческие тенденции, нарушалась единая техническая политика
2. Реформа не принесла кардинальных изменений в экономике, а лишь усилила промышленно-управленческую неразбериху
3. Падение сельскохозяйственного производства
4. Ухудшение снабжения населения продуктами питания
5. Начало импорта зерна из.за границы
6. Нарастание недовольства в обществе и отставка Н. С. Хрущёва
В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям (К1–К3) выставляется 0 баллов).
| Критерий | Критерии оценивания ответа на задание С6 | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Время жизни исторического деятеля | |
| Правильно указано время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века; точного указания дат жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. ИЛИ Правильно указан век; допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат жизни). В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности | 1 | |
| Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано | 0 | |
| K2 | Характеристика деятельности | |
| Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них | 3 | |
| Правильно указано только одно направление деятельности, без фактических ошибок дана его характеристика, второе направление в явном виде не указано, но без фактических ошибок дана его характеристика ИЛИ Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок дана характеристика деятельности только одного из них | 2 | |
| Правильно указано одно-два направления деятельности, дана характеристика одного направления, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности. ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни или деятельности личности, но не позволяющие принять их в качестве полноценной характеристики деятельности | 1 | |
| ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, при характеристике деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны только направления деятельности. ИЛИ Направления деятельности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа | 0 | |
| K3 | Указание результатов деятельности | |
| Без фактических ошибок указаны результаты деятельности по двум направлениям | 2 | |
| Без фактических ошибок указаны результаты только по одному направлению. ИЛИ Указаны результаты деятельности по двум направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла | 1 | |
| Результаты деятельности не относятся к указанным направлениям. ИЛИ Результаты деятельности даны в предельно обобщённых формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности. ИЛИ Результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл. ИЛИ Результаты деятельности не приведены | 0 | |
| Максимальное количество баллов | 6 | |
PDF-версии: 