Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д C6 № 4829
i

Ниже на­зва­ны че­ты­ре ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них ОД­НО­ГО и вы­пол­ни­те за­да­ния.

 

1)  Карл Ве­ли­кий; 2) Иван III; 3) П. Н. Ми­лю­ков; 4) Н. С. Хрущёв.

 

Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку. Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных на­прав­ле­ний.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Карл Ве­ли­кий

Годы жизни: 768 – 814 гг.

Карл Ве­ли­кий – Ко­роль фран­ков, ко­роль лан­го­бар­дов, гер­цог Ба­ва­рии, им­пе­ра­тор За­па­да.

 

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти:

1.  Рас­ши­ре­ние тер­ри­то­рий Франк­ско­го го­су­дар­ства.

2.  Фор­ми­ро­ва­ние фе­о­даль­ных от­но­ше­ний в За­пад­ной Ев­ро­пе.

3.  Со­зда­ние бла­го­устро­ен­но­го хри­сти­ан­ско­го го­су­дар­ства.

4.  Раз­ви­тие об­ра­зо­ва­ния.

 

Ос­нов­ные итоги де­я­тель­но­сти:

1.  За время его цар­ство­ва­ния фран­ки со­вер­ши­ли 53 по­хо­да, из них 27 воз­глав­лял сам Карл. Тер­ри­то­рия го­су­дар­ства за время его прав­ле­ния уве­ли­чи­лась вдвое.

2.  Выс­шая знать стра­ны, свя­зан­ная с Кар­лом лен­ной при­ся­гой, обя­за­на была яв­лять­ся на войну с под­власт­ны­ми лю­дь­ми. С 789 Карл не­од­но­крат­но из­да­вал указы, пред­пи­сы­вав­шие каж­до­му сво­бод­но­му че­ло­ве­ку найти себе се­ньо­ра, под на­ча­лом ко­то­ро­го он дол­жен слу­жить. Уве­ли­чи­ва­лось число за­ви­си­мых кре­стьян.

3.  Им­пе­ра­тор стро­ил своё го­су­дар­ство на ре­ли­ги­оз­ном фун­да­мен­те, го­су­дар­ствен­ное устрой­ство было под­чи­не­но хри­сти­ан­ским прин­ци­пам. При­няв на себя мис­сию «за­щит­ни­ка Церк­ви», Карл под­чи­нил её себе, а для укреп­ле­ния по­ли­ти­че­ско­го вли­я­ния своей дер­жа­вы он ис­поль­зо­вал про­по­ведь хри­сти­ан­ства.

4.  В 787 был издан указ о со­зда­нии школ при мо­на­сты­рях, в 789  — об обя­за­тель­ном об­ра­зо­ва­нии всего сво­бод­но­го муж­ско­го на­се­ле­ния (остал­ся не­вы­пол­нен­ным). При дворе сло­жил­ся уче­ный кру­жок во главе с Кар­лом, на­зван­ный Ака­де­ми­ей.

За свои за­слу­ги ещё при жизни Карл по­лу­чил про­зви­ще «Ве­ли­кий».

 

Иван III Ве­ли­кий (1462-1505)

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти:

1.  За­вер­ша­ю­щий этап по­ли­ти­ки «со­би­ра­ния зе­мель» (при­со­еди­не­ние Яро­слав­ля, Ро­сто­ва, Нов­го­ро­да, Твери, Перми, за­ураль­ских зе­мель и др.)

2. По­хо­ды про­тив Ка­за­ни

3.   Отказ по­сы­лать дань в Орду и «Сто­я­ние на реке Угре»

4.  Войны с Ли­вон­ским Ор­де­ном. Стро­и­тель­ство Иван­го­ро­да, как фор­по­ста на Бал­ти­ке

5.  Войны с Лит­вой

6.  На­ча­ло ис­поль­зо­ва­ния офи­ци­аль­но­го ти­ту­ла «го­су­да­ря всея Руси»

7.  Со­зда­ние Су­деб­ни­ка 1497 г.

8.  Вве­де­ние «Юрье­ва дня» и вы­пла­ты кре­стья­на­ми по­жи­ло­го

Итоги:

1.  Со­зда­ние еди­но­го Мос­ков­ско­го (Рус­ско­го) го­су­дар­ства

2.  Уси­ле­ние по­ли­ти­че­ско­го вли­я­ния Моск­вы на Ка­зан­ское хан­ство

3.  Лик­ви­да­ция дан­ни­че­ских от­но­ше­ний и за­ви­си­мо­сти Руси от Орды

4.  На­ча­ло за­креп­ле­ния Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства на Бал­ти­ке. За­клю­че­ние пе­ре­ми­рия с Ли­вон­ским Ор­де­ном на 50 лет

5.  Уста­нов­ле­ние вла­сти Моск­вы над быв­ши­ми ли­тов­ски­ми го­ро­да­ми (Нов­го­род-Се­вер­ский, Чер­ни­гов, Го­мель, Брянск и др.)

6.  За­кла­ды­ва­ние основ пре­вра­ще­ния ве­ли­ко­кня­же­ской вла­сти в са­мо­дер­жав­ную цар­скую

7.  Со­зда­ние еди­но­го свода за­ко­нов объ­еди­нен­но­го Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства (на­ча­ло фор­ми­ро­ва­ния еди­но­го пра­во­во­го про­стран­ства на тер­ри­то­рии го­су­дар­ства)

8.  На­ча­ло за­кре­по­ще­ния кре­стьян

9.  На­ча­ло осво­е­ния Урала и Си­би­ри

 

 

Ми­лю­ков Павел Ни­ко­ла­е­вич (1859— 1943), рос­сий­ский по­ли­ти­че­ский де­я­тель, лидер ка­дет­ской пар­тии, ис­то­рик и пуб­ли­цист.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти:Пре­по­да­ва­тель­ская де­я­тель­ность:

1.  В 1877—1882 гг. учил­ся на ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ском фа­куль­те­те Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та, по окон­ча­нии ко­то­ро­го ра­бо­тал на ка­фед­ре рус­ской ис­то­рии.

2.  В 1894 г. за связь со сту­ден­че­ским дви­же­ни­ем Ми­лю­ков был вы­слан в Ря­зань.

3.  В 1897 г. уехал за гра­ни­цу, пре­по­да­вал в Со­фий­ском уни­вер­си­те­те и со­труд­ни­чал в рус­ском ли­те­ра­тур­но-бур­жу­аз­ном жур­на­ле «Осво­бож­де­ние».

4.  В 1903—1905 гг. пу­те­ше­ство­вал по Ев­ро­пе и США, читал лек­ции, встре­чал­ся с рус­ски­ми эми­гран­та­ми.

По­ли­ти­че­ская де­я­тель­ность: 1В 1905 г. при­е­хал в Рос­сию, где стал пред­се­да­те­лем ли­бе­раль­ной по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции «Союз Со­ю­зов» и одним из со­зда­те­лей пар­тии ка­де­тов (кон­сти­ту­ци­он­ных де­мо­кра­тов).

2.  Ми­лю­ков по­ла­гал, что Рос­сия, по­лу­чив кон­сти­ту­цию, смо­жет обес­пе­чить граж­да­нам по­ли­ти­че­ские права и ли­бе­раль­ный путь раз­ви­тия.

3.   Де­пу­тат 3-й и 4-й Го­су­дар­ствен­ной думы, Ми­лю­ков был ли­де­ром пар­тии ка­де­тов.

4.  В фев­ра­ле 1917 г. его на­зна­чи­ли ми­ни­стром ино­стран­ных дел Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства. В пе­ри­од Пер­вой ми­ро­вой войны он вы­сту­пал за про­дол­же­ние войны «до по­бед­но­го конца»; яв­лял­ся сто­рон­ни­ком со­хра­не­ния мо­нар­хии. После пра­ви­тель­ствен­но­го кри­зи­са в ап­ре­ле 1917 г. Павел Ни­ко­ла­е­вич вышел в от­став­ку; он занял ан­ти­боль­ше­вист­скую по­зи­цию, под­дер­жал мятеж Л. Г. Кор­ни­ло­ва.

5.  Когда боль­ше­ви­ки взяли власть, уехал на Дон, там на­пи­сал текст де­кла­ра­ции Доб­ро­воль­че­ской белой армии.

6.  С конца 1918 г. Ми­лю­ков на­хо­дил­ся за гра­ни­цей, а в 1920 г. по­се­лил­ся во Фран­ции, где стал ре­дак­то­ром га­зе­ты «По­след­ние но­во­сти» и одним из ор­га­ни­за­то­ров Рус­ско­го на­род­но­го уни­вер­си­те­та, вер­нул­ся к на­уч­ной и пре­по­да­ва­тель­ской ра­бо­те.

7.  Ми­лю­ков яв­лял­ся при­вер­жен­цем «новой так­ти­ки» борь­бы про­тив со­вет­ской вла­сти, рас­счи­тан­ной на пе­ре­рож­де­ние дик­та­ту­ры про­ле­та­ри­а­та и под­рыв её из­нут­ри. В 1922 г. мо­нар­хи­сты со­вер­ши­ли на него не­удач­ное по­ку­ше­ние.

8.  В годы Вто­рой ми­ро­вой войны Ми­лю­ков вы­сту­пал про­тив со­труд­ни­че­ства рус­ской эми­гра­ции с фа­ши­ста­ми и при­вет­ство­вал успе­хи Крас­ной армии.

9.  Ми­лю­ко­ву при­над­ле­жат труды по ис­то­рии Рос­сии XVIII—XIX вв., Граж­дан­ской войны, книга «Вос­по­ми­на­ния».

 

 

Ни­ки­та Сер­ге­е­вич Хрущёв (1894-1971)

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти:

1.  Пер­вый сек­ре­тарь ЦК КПС, Пред­се­да­тель Со­ве­та Ми­ни­стров СССР

2.  Ре­фор­мы в сфере управ­ле­ния про­мыш­лен­но­стью

3.  Де­цен­тра­ли­за­ция управ­ле­ния эко­но­ми­кой и пе­ре­строй­ка ру­ко­вод­ства про­мыш­лен­но­стью с от­рас­ле­во­го прин­ци­па на тер­ри­то­ри­аль­ный

4.  Лик­ви­да­ция 10 круп­ных про­мыш­лен­ных ми­ни­стров и за­ме­на их тер­ри­то­ри­аль­ны­ми управ­ле­ни­я­ми  — сов­нар­хо­за­ми, ко­то­рые ру­ко­во­ди­ли пред­при­я­ти­я­ми на ме­стах

5.  Укруп­не­ние сов­нар­хо­зов. Со­зда­ние Со­ве­та на­род­но­го хо­зяй­ства СССР и со­юз­ных рес­пуб­лик, а также гос­ко­ми­те­тов по от­рас­лям про­мыш­лен­но­сти как по­пыт­ка пре­одо­ле­ния не­га­тив­ных тен­ден­ций в эко­но­ми­ке

6.  Ре­фор­мы Н. С. Хрущёва в об­ла­сти сель­ско­го хо­зяй­ства

7.  Ожив­ле­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства

8.  Уси­ле­ние ад­ми­ни­стра­тив­но­го дав­ле­ния на аг­рар­ный сек­тор

Итоги:

1.  Из­ме­не­ния дали крат­ко­вре­мен­ный эф­фект, а затем стали по­яв­лять­ся обособ­лен­че­ские тен­ден­ции, на­ру­ша­лась еди­ная тех­ни­че­ская по­ли­ти­ка

2.  Ре­фор­ма не при­нес­ла кар­ди­наль­ных из­ме­не­ний в эко­но­ми­ке, а лишь уси­ли­ла про­мыш­лен­но-управ­лен­че­скую не­раз­бе­ри­ху

3.  Па­де­ние сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го про­из­вод­ства

4.  Ухуд­ше­ние снаб­же­ния на­се­ле­ния про­дук­та­ми пи­та­ния

5.  На­ча­ло им­пор­та зерна из.за гра­ни­цы

6.  На­рас­та­ние не­до­воль­ства в об­ще­стве и от­став­ка Н. С. Хрущёва

Спрятать критерии
Критерии проверки:

В слу­чае, когда в от­ве­те пра­виль­но ука­за­но время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля или ука­за­ние вре­ме­ни жизни от­сут­ству­ет (кри­те­рий К1), а факты, ис­поль­зо­ван­ные при ха­рак­те­ри­сти­ке ос­нов­ных на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти (кри­те­рий К2), су­ще­ствен­но ис­ка­жа­ют смысл от­ве­та и сви­де­тель­ству­ют о не­по­ни­ма­нии вы­пуск­ни­ком эпохи, в ко­то­рую жил ис­то­ри­че­ский де­я­тель, ответ оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов (по всем кри­те­ри­ям (К1–К3) вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов).

Кри­те­рий Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние С6 Баллы
K1 Время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля
Пра­виль­но ука­за­но время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века; точ­но­го ука­за­ния дат жизни не тре­бу­ет­ся).
ИЛИ Время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля в явном виде не ука­за­но, но при­ведённые вы­пуск­ни­ком даты со­бы­тий, свя­зан­ных с ним, сви­де­тель­ству­ют о зна­нии вре­ме­ни жизни дан­но­го де­я­те­ля.
ИЛИ Пра­виль­но ука­зан век; до­пу­ще­на не­точ­ность при ука­за­нии од­но­го из де­ся­ти­ле­тий века, когда жил ис­то­ри­че­ский де­я­тель (или дат жизни).
В ка­че­стве пра­виль­но­го от­ве­та может быть также за­счи­та­но вер­ное ука­за­ние лет (или пе­ри­о­да) прав­ле­ния, ак­тив­ной го­су­дар­ствен­ной (во­ен­ной и т.п.) де­я­тель­но­сти
1
Ука­зан толь­ко век, когда жил ис­то­ри­че­ский де­я­тель.
ИЛИ Время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля ука­за­но не­пра­виль­но или не ука­за­но
0
K2 Ха­рак­те­ри­сти­ка де­я­тель­но­сти
Пра­виль­но ука­за­ны не менее двух на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти, дана ха­рак­те­ри­сти­ка каж­до­го из них 3
Пра­виль­но ука­за­но толь­ко одно на­прав­ле­ние де­я­тель­но­сти, без фак­ти­че­ских оши­бок дана его ха­рак­те­ри­сти­ка, вто­рое на­прав­ле­ние в явном виде не ука­за­но, но без фак­ти­че­ских оши­бок дана его ха­рак­те­ри­сти­ка
ИЛИ Пра­виль­но ука­за­ны не менее двух на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти, дана ха­рак­те­ри­сти­ка каж­до­го из них, при этом до­пу­ще­ны фак­ти­че­ские ошиб­ки, не при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию смыс­ла.
ИЛИ Пра­виль­но ука­за­ны одно-два на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти, без фак­ти­че­ских оши­бок дана ха­рак­те­ри­сти­ка де­я­тель­но­сти толь­ко од­но­го из них
2
Пра­виль­но ука­за­но одно-два на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти, дана ха­рак­те­ри­сти­ка од­но­го на­прав­ле­ния, при этом до­пу­ще­ны фак­ти­че­ские ошиб­ки, не при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию смыс­ла.
ИЛИ На­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти в явном виде не ука­за­ны, без фак­ти­че­ских оши­бок дана ха­рак­те­ри­сти­ка од­но­го или не­сколь­ких на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти.
ИЛИ Пра­виль­но ука­за­ны одно-два на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти. Без фак­ти­че­ских оши­бок при­ве­де­ны толь­ко част­ные ис­то­ри­че­ские факты, от­но­ся­щи­е­ся к жизни или де­я­тель­но­сти лич­но­сти, но не поз­во­ля­ю­щие при­нять их в ка­че­стве пол­но­цен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки де­я­тель­но­сти
1
ИЛИ На­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти в явном виде не ука­за­ны, при ха­рак­те­ри­сти­ке де­я­тель­но­сти до­пу­ще­ны фак­ти­че­ские ошиб­ки, не при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию смыс­ла.
ИЛИ Пра­виль­но ука­за­ны толь­ко на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти. ИЛИ На­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти не ука­за­ны, при­ве­де­ны толь­ко факты, от­но­ся­щи­е­ся к жизни и/или де­я­тель­но­сти лич­но­сти.
ИЛИ Ос­нов­ные ис­то­ри­че­ские факты при­ве­де­ны с фак­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми, су­ще­ствен­но ис­ка­жа­ю­щи­ми смысл от­ве­та
0
K3 Ука­за­ние ре­зуль­та­тов де­я­тель­но­сти
Без фак­ти­че­ских оши­бок ука­за­ны ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти по двум на­прав­ле­ни­ям 2
Без фак­ти­че­ских оши­бок ука­за­ны ре­зуль­та­ты толь­ко по од­но­му на­прав­ле­нию.
ИЛИ Ука­за­ны ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти по двум на­прав­ле­ни­ям, при этом до­пу­ще­ны фак­ти­че­ские ошиб­ки, не при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию смыс­ла
1
Ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти не от­но­сят­ся к ука­зан­ным на­прав­ле­ни­ям.
ИЛИ Ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти даны в пре­дель­но обобщённых фор­му­ли­ров­ках, не от­но­ся­щих­ся не­по­сред­ствен­но к ука­зан­ным на­прав­ле­ни­ям де­я­тель­но­сти.
ИЛИ Ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти при­ве­де­ны с фак­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми, су­ще­ствен­но ис­ка­жа­ю­щи­ми смысл.
ИЛИ Ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти не при­ве­де­ны
0
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов 6