СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
≡ история
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д C6 № 4829

Ниже на­зва­ны че­ты­ре ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них ОД­НО­ГО и вы­пол­ни­те задания.

 

1) Карл Великий; 2) Иван III; 3) П. Н. Милюков; 4) Н. С. Хрущёв.

 

Укажите время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую характеристику. Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных направлений.

Пояснение.

Карл Великий

 

Годы жизни: 768 – 814 гг.

 

Карл Ве­ли­кий – Ко­роль франков, ко­роль лангобардов, гер­цог Баварии, им­пе­ра­тор Запада.

 

Основные на­прав­ле­ния деятельности:

1. Расширение тер­ри­то­рий Франкского государства.

2. Формирование фе­о­даль­ных отношений в За­пад­ной Европе.

3. Создание бла­го­устро­ен­но­го христианского государства.

4. Развитие образования.

 

Основные итоги деятельности:

1. За время его цар­ство­ва­ния франки со­вер­ши­ли 53 похода, из них 27 воз­глав­лял сам Карл. Тер­ри­то­рия государства за время его прав­ле­ния увеличилась вдвое.

2. Высшая знать страны, свя­зан­ная с Кар­лом ленной присягой, обя­за­на была яв­лять­ся на войну с под­власт­ны­ми людьми. С 789 Карл не­од­но­крат­но издавал указы, пред­пи­сы­вав­шие каждому сво­бод­но­му человеку найти себе сеньора, под на­ча­лом которого он дол­жен служить. Уве­ли­чи­ва­лось число за­ви­си­мых крестьян.

3. Император стро­ил своё го­су­дар­ство на ре­ли­ги­оз­ном фундаменте, го­су­дар­ствен­ное устройство было под­чи­не­но христианским принципам. При­няв на себя мис­сию «защитника Церкви», Карл под­чи­нил её себе, а для укреп­ле­ния политического вли­я­ния своей дер­жа­вы он ис­поль­зо­вал проповедь христианства.

4. В 787 был издан указ о со­зда­нии школ при монастырях, в 789 — об обя­за­тель­ном образовании всего сво­бод­но­го мужского на­се­ле­ния (остался невыполненным). При дворе сло­жил­ся ученый кру­жок во главе с Карлом, на­зван­ный Академией.

 

За свои за­слу­ги ещё при жизни Карл по­лу­чил прозвище «Великий».

 

Иван III Ве­ли­кий (1462-1505)

Основные на­прав­ле­ния деятельности:

1. Завершающий этап по­ли­ти­ки «собирания земель» (присоединение Ярославля, Ростова, Новгорода, Твери, Перми, за­ураль­ских земель и др.)

2. По­хо­ды против Казани

3. Отказ по­сы­лать дань в Орду и «Стояние на реке Угре»

4. Войны с Ли­вон­ским Орденом. Стро­и­тель­ство Ивангорода, как фор­по­ста на Балтике

5. Войны с Литвой

6. Начало ис­поль­зо­ва­ния официального ти­ту­ла «государя всея Руси»

7. Создание Су­деб­ни­ка 1497 г.

8. Введение «Юрьева дня» и вы­пла­ты крестьянами пожилого

Итоги:

1. Создание еди­но­го Московского (Русского) государства

2. Усиление по­ли­ти­че­ско­го влияния Моск­вы на Ка­зан­ское ханство

3. Ликвидация дан­ни­че­ских отношений и за­ви­си­мо­сти Руси от Орды

4. Начало за­креп­ле­ния Московского го­су­дар­ства на Балтике. За­клю­че­ние перемирия с Ли­вон­ским Орденом на 50 лет

5. Установление вла­сти Москвы над быв­ши­ми литовскими го­ро­да­ми (Новгород-Северский, Чернигов, Гомель, Брянск и др.)

6. Закладывание основ пре­вра­ще­ния великокняжеской вла­сти в са­мо­дер­жав­ную царскую

7. Создание еди­но­го свода за­ко­нов объединенного Мос­ков­ско­го государства (начало фор­ми­ро­ва­ния единого пра­во­во­го пространства на тер­ри­то­рии государства)

8. Начало за­кре­по­ще­ния крестьян

9. Начало осво­е­ния Урала и Сибири

 

 

Милюков Павел Ни­ко­ла­е­вич (1859— 1943), рос­сий­ский политический деятель, лидер ка­дет­ской партии, ис­то­рик и публицист.

Основные на­прав­ле­ния деятельности:Преподавательская деятельность:

1. В 1877—1882 гг. учил­ся на историко-филологическом фа­куль­те­те Московского университета, по окон­ча­нии которого ра­бо­тал на ка­фед­ре русской истории.

2. В 1894 г. за связь со сту­ден­че­ским движением Ми­лю­ков был вы­слан в Рязань.

3. В 1897 г. уехал за границу, пре­по­да­вал в Со­фий­ском университете и со­труд­ни­чал в рус­ском литературно-буржуазном жур­на­ле «Освобождение».

4. В 1903—1905 гг. пу­те­ше­ство­вал по Ев­ро­пе и США, читал лекции, встре­чал­ся с рус­ски­ми эмигрантами.

Политическая деятельность: 1В 1905 г. при­е­хал в Россию, где стал пред­се­да­те­лем либеральной по­ли­ти­че­ской организации «Союз Союзов» и одним из со­зда­те­лей партии ка­де­тов (конституционных демократов).

2. Ми­лю­ков полагал, что Россия, по­лу­чив конституцию, смо­жет обеспечить граж­да­нам политические права и ли­бе­раль­ный путь развития.

3. Де­пу­тат 3-й и 4-й Го­су­дар­ствен­ной думы, Ми­лю­ков был ли­де­ром партии кадетов.

4. В фев­ра­ле 1917 г. его на­зна­чи­ли министром ино­стран­ных дел Вре­мен­но­го правительства. В пе­ри­од Первой ми­ро­вой войны он вы­сту­пал за про­дол­же­ние войны «до по­бед­но­го конца»; яв­лял­ся сторонником со­хра­не­ния монархии. После пра­ви­тель­ствен­но­го кризиса в ап­ре­ле 1917 г. Павел Ни­ко­ла­е­вич вышел в отставку; он занял ан­ти­боль­ше­вист­скую позицию, под­дер­жал мятеж Л. Г. Корнилова.

5. Когда боль­ше­ви­ки взяли власть, уехал на Дон, там на­пи­сал текст де­кла­ра­ции Добровольческой белой армии.

6. С конца 1918 г. Ми­лю­ков находился за границей, а в 1920 г. по­се­лил­ся во Франции, где стал ре­дак­то­ром газеты «Последние новости» и одним из ор­га­ни­за­то­ров Русского на­род­но­го университета, вер­нул­ся к на­уч­ной и пре­по­да­ва­тель­ской работе.

7. Ми­лю­ков являлся при­вер­жен­цем «новой тактики» борь­бы против со­вет­ской власти, рас­счи­тан­ной на пе­ре­рож­де­ние диктатуры про­ле­та­ри­а­та и под­рыв её изнутри. В 1922 г. мо­нар­хи­сты совершили на него не­удач­ное покушение.

8. В годы Вто­рой мировой войны Ми­лю­ков выступал про­тив сотрудничества рус­ской эмиграции с фа­ши­ста­ми и при­вет­ство­вал успехи Крас­ной армии.

9. Ми­лю­ко­ву принадлежат труды по ис­то­рии России XVIII—XIX вв., Граж­дан­ской войны, книга «Воспоминания».

 

 

Никита Сер­ге­е­вич Хрущёв (1894-1971)

Основные на­прав­ле­ния деятельности:

1. Пер­вый секретарь ЦК КПС, Пред­се­да­тель Совета Ми­ни­стров СССР

2. Ре­фор­мы в сфере управ­ле­ния промышленностью

3. Де­цен­тра­ли­за­ция управления эко­но­ми­кой и пе­ре­строй­ка руководства про­мыш­лен­но­стью с от­рас­ле­во­го принципа на территориальный

4. Лик­ви­да­ция 10 круп­ных промышленных ми­ни­стров и за­ме­на их тер­ри­то­ри­аль­ны­ми управлениями — совнархозами, ко­то­рые руководили пред­при­я­ти­я­ми на местах

5. Укруп­не­ние совнархозов. Со­зда­ние Совета на­род­но­го хозяйства СССР и со­юз­ных республик, а также гос­ко­ми­те­тов по от­рас­лям промышленности как по­пыт­ка преодоления не­га­тив­ных тенденций в экономике

6. Ре­фор­мы Н. С. Хрущёва в об­ла­сти сельского хозяйства

7. Ожив­ле­ние сельскохозяйственного производства

8. Уси­ле­ние административного дав­ле­ния на аг­рар­ный сектор

Итоги:

1. Из­ме­не­ния дали крат­ко­вре­мен­ный эффект, а затем стали по­яв­лять­ся обособленческие тенденции, на­ру­ша­лась единая тех­ни­че­ская политика

2. Ре­фор­ма не при­нес­ла кардинальных из­ме­не­ний в экономике, а лишь уси­ли­ла промышленно-управленческую неразбериху

3. Па­де­ние сельскохозяйственного производства

4. Ухуд­ше­ние снабжения на­се­ле­ния продуктами питания

5. На­ча­ло импорта зерна из.за границы

6. На­рас­та­ние недовольства в об­ще­стве и от­став­ка Н. С. Хрущёва

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 24.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.