СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
≡ история
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 22 № 2013

Прочтите от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го источника и крат­ко ответьте на во­про­сы С1-С3. От­ве­ты предполагают ис­поль­зо­ва­ние информации из источника, а также при­ме­не­ние исторических зна­ний по курсу ис­то­рии соответствующего периода.

 

Из ма­те­ри­а­лов съезда ВКП (б)

«Чем объ­яс­нить такой срав­ни­тель­но медленный темп раз­ви­тия сельского хо­зяй­ства в срав­не­нии с тем­пом развития нашей на­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ной промышленности?

Объясняется это как чрез­мер­ной отсталостью нашей сель­ско­хо­зяй­ствен­ной техники и слиш­ком низким уров­нем культурного со­сто­я­ния деревни, так и, осо­бен­но тем, что наше распылённое сель­ско­хо­зяй­ствен­ное производство не имеет тех преимуществ, ко­то­ры­ми обладает наша круп­ная объединённая на­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ная промышленность. Сель­ско­хо­зяй­ствен­ное производство пре­жде всего не на­ци­о­на­ли­зи­ро­ва­но и не объединено, а рас­пы­ле­но и раз­бро­са­но по кусочкам. Оно не ведётся в пла­но­вом порядке и под­чи­не­но пока что в огром­ной своей части сти­хии мелкого производства. Оно не объ­еди­не­но и не укруп­не­но по линии коллективизации, ввиду чего пред­став­ля­ет еще удоб­ное поле для экс­плу­а­та­ции со сто­ро­ны кулацких элементов. Эти об­сто­я­тель­ства лишают распылённое сель­ское хозяйство тех ко­лос­саль­ных преимуществ крупного, объединённого и в пла­но­вом порядке ве­до­мо­го производства, ка­ки­ми обладает наша на­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ная промышленность. Где выход для сель­ско­го хозяйства? Может быть, в за­мед­ле­нии темпа раз­ви­тия нашей про­мыш­лен­но­сти вообще, нашей на­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ной промышленности в частности? Ни в коем случае! Это было бы реакционнейшей, ан­ти­про­ле­тар­ской утопией. На­ци­о­на­ли­зи­ро­ван­ная промышленность долж­на и будет раз­ви­вать­ся ускоренным темпом. В этом га­ран­тия нашего про­дви­же­ния к социализму. В этом га­ран­тия того, что будет, наконец, ин­ду­стри­а­ли­зи­ро­ва­но само сель­ское хозяйство. Где же выход? Выход в пе­ре­хо­де мелких и распылённых кре­стьян­ских хозяйств в круп­ные и объединённые хо­зяй­ства на ос­но­ве общественной об­ра­бот­ки земли, в пе­ре­хо­де на кол­лек­тив­ную обработку земли на базе новой, выс­шей техники. Выход в том, чтобы мел­кие и мель­чай­шие крестьянские хо­зяй­ства постепенно, но неуклонно, не в по­ряд­ке нажима, а в по­ряд­ке показа и убеждения, объ­еди­нять в круп­ные хозяйства на ос­но­ве общественной, товарищеской, кол­лек­тив­ной обработки земли, с при­ме­не­ни­ем сельскохозяйственных машин и тракторов, с при­ме­не­ни­ем научных приёмов ин­тен­си­фи­ка­ции земледелия. Дру­гих выходов нет. <...> Мы имеем, далее, из­вест­ный рост ку­ла­че­ства в деревне. Это - минус в ба­лан­се нашего хозяйства. Всё ли де­ла­ет­ся для того, чтобы огра­ни­чить и изо­ли­ро­вать экономически кулачество? Я думаю, что не всё. Не правы те товарищи, ко­то­рые думают, что можно и нужно по­кон­чить с ку­ла­ком в по­ряд­ке административных мер, через ГПУ: сказал, при­ло­жил печать и точка. Это сред­ство - лёгкое, но да­ле­ко не действительное. Ку­ла­ка надо взять ме­ра­ми экономического по­ряд­ка и на ос­но­ве советской законности. А со­вет­ская законность не есть пу­стая фраза. Это не исключает, конечно, при­ме­не­ния некоторых не­об­хо­ди­мых административных мер про­тив кулака. Но ад­ми­ни­стра­тив­ные меры не долж­ны заменять ме­ро­при­я­тий экономического порядка. Нужно об­ра­тить серьёзное вни­ма­ние на из­вра­ще­ния партийной линии в об­ла­сти борьбы с ку­ла­че­ством в прак­ти­ке наших ко­опе­ра­тив­ных органов, осо­бен­но по линии сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го кредита…»

 

Используя ма­те­ри­а­лы источника и зна­ния по истории, определите, какие усло­вия проведения дан­но­го курса были сфор­му­ли­ро­ва­ны на съезде? Как в ре­аль­но­сти руководство стра­ны проводило этот курс? Какие из­ме­не­ния в жизни кре­стьян про-изошли под вли­я­ни­ем проведения этого курса?

Пояснение.

1. Усло­вия проведения курса на коллективизацию:

- по­сте­пен­ный и доб­ро­воль­ный переход мел­ких и распылённых кре­стьян­ских хозяйств в круп­ные и объединённые хо­зяй­ства на ос­но­ве общественной об­ра­бот­ки земли;

- вы­тес­не­ние кулака ме­ра­ми экономического ха­рак­те­ра и на ос­но­ве советской законности

 

2. В ре­аль­но­сти провозглашённый курс про­во­дил­ся следующим способом:

- кол­лек­ти­ви­за­ция сель­ско­го хозяйства про­ис­хо­ди­ла насильственным и ус-коренным способом;

- вы­тес­не­ние кулака про­ис­хо­ди­ло репрессивным способом

 

3. В жизни кол­лек­ти­ви­зи­ро­ван­но­го крестьянства про­изо­шли следующие изменения:

- про­изо­шло падение жиз­нен­но­го уровня ос­нов­ной части кол­лек­ти­ви­зи­ро­ван­но­го крестьянства;

- было аре­сто­ва­на и вы­се­ле­на в отдалённые рай­о­ны значительная часть за­жи­точ­но­го крестьянства;

- кол­хоз­ное крестьянство было «прикреплено» к месту сво­е­го проживания, по­те­ряв право пе­ре­дви­же­ния