СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
История
Cайты, меню, вход, новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д C6 № 3213

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Иван III;

2) Анна Иоанновна;

3) В.И. Ленин;

4) Ф. Рузвельт.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Пояснение.

Иван III Великий (1462-1505)

Основные направления деятельности:

1. Завершающий этап политики «собирания земель» (присоединение Ярославля, Ростова, Новгорода, Твери, Перми, зауральских земель и др.)

2. Походы против Казани

3. Отказ посылать дань в Орду и «Стояние на реке Угре»

4. Войны с Ливонским Орденом. Строительство Ивангорода, как форпоста на Балтике

5. Войны с Литвой

6. Начало использования официального титула «государя всея Руси»

7. Создание Судебника 1497 г.

8. Введение «Юрьева дня» и выплаты крестьянами пожилого

Итоги:

1. Создание единого Московского (Русского) государства

2. Усиление политического влияния Москвы на Казанское ханство

3. Ликвидация даннических отношений и зависимости Руси от Орды

4. Начало закрепления Московского государства на Балтике. Заключение перемирия с Ливонским Орденом на 50 лет

5. Установление власти Москвы над бывшими литовскими городами (Новгород-Северский, Чернигов, Гомель, Брянск и др.)

6. Закладывание основ превращения великокняжеской власти в самодержавную царскую

7. Создание единого свода законов объединенного Московского государства (начало формирования единого правового пространства на территории государства)

8. Начало закрепощения крестьян

9. Начало освоения Урала и Сибири

 

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870 - 1924)

 

Основные направления деятельности: I . До свержения царского режима:

1.В биографии Ленина образование было получено в Симбирской гимназии (он родился в городе Симбирске). 2. После недолгого обучения в Казанском университете из-за содействия студенческому движению был исключен. В Казани вступает в марксистский кружок.

3. В Петербурге в 1893 году занимается публицистикой, изучает вопросы социал-демократии, политэкономии.

В 1895 году он стал основателем марксистской группы «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

4. В результате ареста отправлен в Енисейскую губернию. Именно там через три года Владимир Ильич женился на Н. Крупской.

5. После окончания ссылки в 1900 году, поселяется в Пскове. Затем в биографии Ульянова в сотрудничестве с другими активистами основывается, издается газета «Искра», журнал «Зоря». В одном из выпусков подписался как Ленин (другие псевдонимы: Ильин, Фрей, Карпов, Петров).

6. Ленин был одним из организаторов второго съезда РСДРП, составил план работы, устав партии, пытаясь создать новое общество с помощью социалистической революции.

7. Во время революции 1905-1907 годов Ленин находился в Швейцарии. После ареста многих членов партии, руководство переходит к Ульянову.

8. Продолжает революционную агитацию в эмиграции, руководит большевистской партией.публикует газету «Правда», укрепляет революционные организации.

II. После совершения февральской революции 1917 года вернулся в Россию,

1. выступил с докладом (т.н. апрельские тезисы).

2. после неудачной попытки взять власть мирным путем и после объявления о его аресте уходит в подполье.

3. Ленин реализует план пролетарской революции,возглавляет антиправительственное восстание,

4. На съезде Советов возглавил новое правительство: СНК – Совет Народных Комиссаров. Он руководит заседаниями, совещаниями.

5. До 1922г руководит деятельностью правительства, проводит множество преобразований:

6. По его инициативе заключается мирный договор с Германией, основывается Красную Армию, III Коммунистический Интернационал.

7. По его инициативе в годы войны "красные" применяли тактику "красного террора" и насилия.

8. Политику военного коммунизма Ленин изменяет на новую экономическую политику, направленную на рост народного хозяйства, основывает социалистическое государство – СССР.

9. В результате плохого состояния здоровья скончался 21 января 1924 года.

 

Итоги и результаты: В.И. Ленин– политический деятель, революционер, основатель большевистской партии, Советского государства, председатель СНК.

После смерти сформировался своеобразный культ его личности: в городах и селах ставились памятники Ленину, многие объекты переименовывались в его честь. Были открыты библиотеки имени Ленина, однако не все его пожелания приведены в жизнь. Мавзолей Ленина в Москве хранит до сих пор его тело.

 

 

Рузвельт Франклин Делано (30.1.1882 — 12.4.1945), государственный деятель США, президент США в 933—45. По образованию юрист.

Основные направления деятельности: I В области внутренней политики:

1. В 1910 избран в сенат штата Нью-Йорк от Демократической партии.

2. В 1913—20, будучи помощником морского министра в правительстве Т. В. Вильсона, выступал за усиление военно-морской мощи США.

3. В 1920 Р. — кандидат на пост вице-президента США от Демократической партии. После поражения на выборах возвратился к частной юридической практике и предпринимательской деятельности.

4. С августа 1921 в результате полиомиелита на всю жизнь потерял способность свободно передвигаться. Несмотря на болезнь, Р. продолжал играть всё более заметную роль в руководстве Демократической партии.

5. В 1928 избран губернатором штата Нью-Йорк. В обстановке мирового экономического кризиса 1929—33 и обострения классовой борьбы в стране критика Р. реакционной политики правящей Республиканской партии содействовала росту его популярности.

6. В 1932 Р. был избран президентом США от Демократической партии.

7. Вступив в должность (1933), Р. принял ряд чрезвычайных мер по государственному регулированию экономики, которые, как он считал, способны оздоровить экономику и спасти капиталистическую систему.

8. Под нажимом трудящихся масс правительство Р. пошло также на некоторые уступки в социальной области. В целом реформы Р., получившие название "новый курс", знаменовали собой новую ступень в развитии государственно-монополистического капитализма США.

9. В 1936 при решающей поддержке народных масс Р. был избран президентом на второй срок.

 

II. В области внешней политики

1. Р. проявил себя как реалистически мыслящий государственный деятель. 16 ноября 1933 правительство Р. установило дипломатические отношения с СССР.

2. Учитывая растущее в странах Латинской Америки сопротивление экспансии американского империализма, Р. провозгласил доктрину "добрососедства", отдававшую предпочтение завуалированным формам проникновения в эти страны.

3. Р. сознавал опасность, грозящую США со стороны фашизма, и осуждал агрессивные замыслы Германии, Италии, Японии. С началом 2-й мировой войны 1939—45 выступил за оказание поддержки Великобритании и Франции против фашистской Германии.

4. После нападения фашистской Германии на СССР заявил 24 июня 1941 о готовности США оказать поддержку борьбе советского народа.

5. В противовес реакционным силам США, выступавшим с позиций антисоветизма, отстаивал идею сближения двух стран и оказания материальной помощи СССР.

6. После вступления США в войну (декабрь 1941) Р. внёс крупный вклад в создание и укрепление антигитлеровской коалиции.

7. Представляя США на Тегеранской (1943) и Крымской (1945) конференциях, придавал важное значение развитию послевоенного международного сотрудничества и созданию ООН.

8. Высоко оценивал мужество и стойкость советского народа в борьбе с захватчиками и выступал убеждённым сторонником сохранения и укрепления сотрудничества между СССР и США в послевоенный период, усматривая в этом важнейшее условие сохранения всеобщего мира.

 

Итоги: Внутренняя политика:Благодаря его деятельности США сравнительно быстро вышли из мирового кризиса 30гг, повысил роль государства в экономической жизни страны, улучшилась социальная сфера.

Внешняя политика: Его деятельность сыграла большую роль в победе над фашистской Германией. Произошло сближение с СССР. Создал предпосылки для превращения США в великую сверхдержаву.

Несмотря на ограниченность и противоречивость результатов "нового курса", обусловленных классовой природой буржуазного реформизма, Р. и в последующем сохранил поддержку большинства избирателей. Впервые в истории США Р. был избран президентом на третий (в 1940), а затем на четвёртый (в 1944) срок.

 

Анна Иоанновна (1693—1740), российская императрица (с 1730 г.).

 

Основные направления деятельности:

 

1. Приход к власти: В январе 1730 г. умер молодой государь Пётр II. Срочно собравшийся Верховный тайный совет (высшее совещательное учреждение России в 1726— 1730 гг.) принял решение о передаче престола старшей дочери царя Ивана — Анне Ивановне. «Верховники», как называли членов Совета, надеялись, что привыкшая выполнять приказы из Петербурга герцогиня Курляндская окажется послушной игрушкой в их руках. Они заготовили «Кондиции» — документ, серьёзно ограничивавший власть самодержицы. По прибытии в Россию будущая императрица обнаружила, что в гвардии и съехавшемся в Москву дворянстве зреет недовольство действиями «верховников». Анна порвала предписание Совета и распустила сам этот орган.

 

2. Особенности внутренней политики: В 1732 г. императрица переехала из Первопрестольной в Петербург, где опять, как во времена Петра I и Екатерины I, обосновываются высшие правительственные учреждения. Этот во многом демонстративный шаг призван был показать, что российское правительство намеревается продолжать дело, начатое Петром. В вопросах управления страной Анна доверялась своим ближайшим советникам А. И. Остерману и А. П. Волынскому, действиями которых полностью руководил её фаворит Э. И. Бирон. Хотя высшие государственные должности при Анне занимали в основном курляндские немцы, в целом правительство вынуждено было пойти на серьёзные уступки русскому дворянству:

2,1.В 1732 г. по предложению фельдмаршала Б. К. Миниха русским офицерам стали платить жалованье, равное жалованью иностранцев, т. е. в два раза больше, чем прежде.

2.2.Указом 1736 г. Анна ввела 25-летний срок службы для дворян вместо пожизненного и разрешила оставлять в семье одного сына для ведения хозяйства.

2.3. В 1739 г. вышел новый Берг-регламент — горное законодательство, которое создало благоприятные условия для частной инициативы в горной промышленности.

 

3. Внешняя политика:

1. Правительство Анны Ивановны вело довольно активную внешнюю политику. В 1733 г. войска под командованием Миниха помогли утвердиться на польском престоле угодному России и её союзнице Австрии кандидату — Августу III, не допустив к власти ставленника Версаля Станислава Лещинского.

2. В 1739 г. русская армия под предводительством того же Миниха вторглась в Крым, взяла Очаков и Хотин. Но удержаться там не смогла.

 

Итоги и результаты: в области внутренней политики опиралась на немцев и дворянство, значительно расширив их привилегии. Прославилась пустой тратой денег из казны. Во внешней политике каких-либо значительных результатов не добилась.