В 1654-1655 гг. в России была проведена денежная реформа: стали чеканиться крупные серебряные монеты достоинством в 1 рубль и 50 копеек и медные копейки, приравненные по значению к серебряным. Последствием реформы стало восстание в Москве - Медный бунт.
Назовите не менее двух причин, приведших к провалу денежной реформы. Какие изменения произошли в денежной системе страны после Медного бунта (укажите одно любое изменение)?
Пояснение. Причины провала реформы: 1) чеканка медных монет достигла за 1655-1662гг достигла невиданных размеров во многих монетных дворах Москвы, Пскова и Новгорода, и носила неуправляемый характер;
2) В эти же годы правительство увеличивает налоги на 20%, в народе этот сбор получил название «пятой деньги»;
3) Жалование выплачивалось медными, а налоги собирались серебряными монетами. Авторитет медных денег начал катастрофически снижаться.
4) Медная копейка начала обесцениваться, торговля заметно расстроилась, никто не хотел брать за уплату медные деньги. Стрельцы и служивые люди стали роптать, на свое «медное» жалованье они не могли ничего купить. Все товары резко подорожали, никто не обращал внимания на царский указ.
Изменения в стране после Медного бунта:
1) В результате медного бунта по царскому указу были закрыты монетные дворы в Пскове и Новгороде, в столице возобновили чеканку серебряных монет.
2) Скоро медные деньги были изъяты из обращения, хотя при этом государство бессовестно обманывало свой народ.
3) Служивым людям жалованье снова стали выплачивать серебром.
| № | Критерии оценивания ответа на задание 29 | Баллы |
|---|---|---|
| 29.1 | Раскрытие смысла высказывания | 1 |
| Смысл высказывания раскрыт: верно выделены одна или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса, и/или в контексте высказывания сформулированы один или несколько тезисов, который(-е) требует(-ют) обоснования | 1 | |
| Смысл высказывания не раскрыт: ни одна основная идея не выделена / ни один тезис не сформулирован.
ИЛИ Выделенная идея, сформулированный тезис не отражают смысла высказывания / произведена подмена смысла высказывания рассуждениями общего характера («домашней заготовкой»), не отражающими специфики предложенного высказывания.
ИЛИ
Раскрытие смысла подменяется прямым пересказом / перефразированием приведённого высказывания / последовательным объяснением каждого слова в высказывании без объяснения смысла высказывания в целом | 0 | |
| Указание по оцениванию: Если по критерию 29.1 (раскрытие смысла высказывания), выставляется 0 баллов, то по всем остальным критериям оценивания выставляется 0 баллов | ||
| 29.2 | Теоретическое содержание мини-сочинения (Объяснение ключевого(-ых) понятия(-ий), наличие наличие и корректность теоретических положений) | 2 |
| В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий) и теоретические положения | 2 | |
| В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) объяснения ключевого(-ых) понятия(-ий), теоретические положения не представлены.
ИЛИ В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса приведены корректные с точки зрения научного обществознания (без ошибок) теоретические положения, смысл ключевого(-ых) понятия(-ий) не раскрыт.
ИЛИ
В приведённых объяснениях ключевого(-ых) понятия(-ий) / теоретических положениях допущены отдельные неточности, не искажающие научного смысла этих понятий, теоретических положений | 1 | |
| Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла, в том числе, если теоретическое содержание мини-сочинения отсутствует: смысл ключевого(-ых) понятия(-й) не объяснён, теоретические положения не приведены или не связаны с основной идеей/тезисом, не раскрывают смысла высказывания.
ИЛИ
Приведены рассуждения бытового характера без опоры на обществоведческие знания | 0 | |
| Указание по оцениванию: Если по критерию 29.2 выставляется 0 баллов, то по критерию 29.3 выставляется 0 баллов | ||
| 29.3 | Теоретическое содержание мини-сочинения: наличие и корректность рассуждений, выводов | 1 |
| В контексте хотя бы одной выделенной идеи / одного тезиса с опорой на корректное(-ые) объяснение(-я) ключевого(-ых) понятия(-й), теоретические положения приведены связанные между собой последовательные и непротиворечивые рассуждения, на основе которых сформулирован обоснованный и достоверный с точки зрения научного обществознания вывод | 1 | |
| Все иные ситуации, включая рассуждения и выводы бытового характера без опоры на обществоведческие знания | 0 | |
| 29.4 | Качество приводимых фактов и примеров | 2 |
| Приведено из различных источников не менее двух корректных, развёрнуто сформулированных фактов/ примеров, подтверждающих иллюстрируемую идею/тезис / положение/рассуждение/вывод и не дублирующих друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом | 2 | |
| Приведён только один корректный, развёрнуто сформулированный факт/пример, подтверждающий иллюстрируемую идею/тезис/положение/рассуждение/ вывод. Имеется явная связь этого факта/примера с приведённой в сочинении идеей/тезисом/положением/рассуждением/ выводом.
ИЛИ
Приведены из источников одного типа корректные, развёрнуто сформулированные факты/примеры, подтверждающие иллюстрируемую идею/тезис/положение/ рассуждение/вывод. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом.
ИЛИ
Приведены два примера из источников разных типов, дублирующие друг друга по содержанию. Имеется явная связь каждого факта/примера с приведёнными в сочинении идеей/тезисом/положением/ рассуждением/выводом | 1 | |
| Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | |
| Указание по оцениванию: В качестве источников могут использоваться факты общественной жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта (включая в том числе прочитанные книги, просмотренные кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии и др.). 1. Примеры из разных учебных предметов рассматриваются в качестве примеров из различных источников 2. Факты/примеры, содержащие фактические и смысловые ошибки, приведшие к существенному искажению сути высказывания или свидетельствующие о непонимании используемого исторического, литературного, географического и (или) другого материала, не засчитываются при оценивании | 0 | |
| Максимальный балл | 6 | |
PDF-версии: 