Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д22 C2 № 3621
i

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­прос(-⁠ы). От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

От­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта:

 

«...Дед наш, Пётр Ве­ли­кий... в то­гдаш­нее ж время рос­сий­ско­му дво­рян­ству... по­ве­лел всту­пить в во­ен­ные и граж­дан­ские служ­бы ...Прав­да, что та­ко­вые учре­жде­ния, хотя и в на­ча­ле ка­за­лись тя­гост­ны­ми и не­снос­ны­ми для дво­рян­ства... (но) по­сле­до­ва­ли от того неисчётные поль­зы, пе­ре­ме­ни­лось не­ве­же­ство в здра­вый рас­су­док, по­лез­ное зна­ние и при­леж­ность к служ­бе умно­жи­ло... усер­дие и от­мен­ную в служ­бе нашей рев­ность, а по­то­му и не на­хо­дим мы той не­об­хо­ди­мо­сти в при­нуж­де­нии к служ­бе, какая до сего вре­ме­ни по­треб­на была. И тако мы... от­ны­не впредь на веч­ные вре­ме­на и в потом­ствен­ные роды жа­лу­ем всему рос­сий­ско­му бла­го­род­но­му дво­рян­ству... Bce на­хо­дя­щи­е­ся в раз­ных наших служ­бах дво­ря­не могут оную про­дол­жать сколь долго по­же­ла­ют, и их со­сто­я­ние им поз­во­лит, од­на­ко ж во­ен­ные ни во время ком­па­нии, ниже пред на­ча­ти­ем оной за три ме­ся­ца об уволь­не­нии из служ­бы... про­сить да не дер­за­ют...

6.  А как по сему на­ше­му все­ми­ло­сти­вей­ше­му уста­нов­ле­нию никто уже из дво­рян рос­сий­ских не­во­лею служ­бу про­дол­жать не будет... разве особ­ли­вая на­доб­ность по­тре­бу­ет, но то не иначе как за под­пи­са­ни­ем нашей соб­ствен­ной руки имен­ным ука­зом по­ве­де­но будет...

7.  ...О ма­ло­лет­них их детях, коих от­ны­не по­ве­ле­ва­ем для един­ствен­но­го толь­ко све­де­ния объ­яв­лять в 12 лет от рож­де­ния их в ге­роль­дии, гу­бер­ни­ях, про­вин­ци­ях и го­ро­дах... причём от ро­ди­те­лей или от срод­ни­ков их, у кого оные в смот­ре­нии, брать из­ве­стия, чему они до две­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та обу­че­ны, и где далее науки про­дол­жать же­ла­ют... од­на­ко ж чтоб никто не дер­зал без обу­че­ния при­стой­ных бла­го­род­но­му дво­рян­ству наук детей своих вос­пи­ты­вать под тяж­ким нашим гне­вом...

8.  На­хо­дя­щих­ся же ныне в нашей во­ен­ной служ­бе дво­рян в сол­да­тах и про­чих ниж­них чинах менее обер-офи­це­ра, кои не до­слу­жи­лись офи­цер­ства, не от­став­лять, разве кто более 12 лет во­ен­ную служ­бу про­дол­жал, то та­ко­вые по­лу­чат уволь­не­ния от служ­бы».

Какие дру­гие важ­ные внут­ри­по­ли­ти­че­ские ме­ро­при­я­тия были пред­при­ня­ты им­пе­ра­то­ром, при ко­то­ром был издан дан­ный акт? (Ука­жи­те одно любое ме­ро­при­я­тие.) Как окон­чи­лось его прав­ле­ние? В каком по­сле­ду­ю­щем за­ко­но­да­тель­ном акте были за­креп­ле­ны права и при­ви­ле­гии дво­рян?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  В от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие внут­ри­по­ли­ти­че­ские ме­ро­при­я­тия:

— упразд­не­ние Тай­ной кан­це­ля­рии;

— на­ча­ло се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель;

— по­ощ­ре­ние тор­го­во-про­мыш­лен­ной де­я­тель­но­сти путём со­зда­ния Го­су­дар­ствен­но­го банка и вы­пус­ка ас­сиг­на­ций (Имен­ной указ от 25 мая);

— при­ня­тие указа о сво­бо­де внеш­ней тор­гов­ли (Указ от 28 марта); в нём же со­дер­жит­ся тре­бо­ва­ние бе­реж­но­го от­но­ше­ния к лесам как од­но­му из важ­ней­ших бо­гатств Рос­сии;

— указ, раз­ре­шав­ший за­во­дить фаб­ри­ки по про­из­вод­ству па­рус­но­го по­лот­на в Си­би­ри;

— указ, ква­ли­фи­ци­ро­вав­ший убий­ство по­ме­щи­ка­ми кре­стьян как «ти­ран­ское му­че­ние» и преду­смат­ри­вав­ший за это по­жиз­нен­ную ссыл­ку;

— он также пре­кра­тил пре­сле­до­ва­ние ста­ро­об­ряд­цев.

2.  Петр III был сверг­нут с пре­сто­ла за­го­вор­щи­ка­ми под ру­ко­вод­ством Ека­те­ри­ны II.

3.  За­ко­но­да­тель­ный акт: Жа­ло­ван­ная Гра­мо­та дво­рян­ству.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ука­за­ны ме­ро­при­я­тие и за­ко­но­да­тель­ный акт, ска­за­но, как окон­чи­лось прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра.2
Ука­за­ны ме­ро­при­я­тие и за­ко­но­да­тель­ный акт.

ИЛИ

Ука­за­но ме­ро­при­я­тие и ска­за­но, как окон­чи­лось прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра.

ИЛИ

Ука­зан за­ко­но­да­тель­ный акт и ска­за­но, как окон­чи­лось прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра.

1
Ука­зан один любой эле­мент от­ве­та.

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 1
1
Тип 13 № 3619
i

Ука­жи­те, в каком году был издан дан­ный акт. Какое на­зва­ние он по­лу­чил? Какой го­су­дарь (го­су­да­ры­ня) его издал(-⁠а)?


2
Тип 14 № 3620
i

В чём за­клю­ча­лось ос­нов­ное право, предо­став­лен­ное рус­ско­му дво­рян­ству этим за­ко­но­да­тель­ным актом? Какие огра­ни­че­ния предо­став­лен­но­го дво­ря­нам права вво­ди­лись этим актом? Ука­жи­те не менее двух огра­ни­че­ний.