Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Елизавета Петровна;
2) К. П. Победоносцев;
3) Франклин Рузвельт;
4) Е. Т. Гайдар.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение. Елизавета Петровна (1741-1761)
Основные направления деятельности:
1. Упразднение Кабинета министров и расширение полномочий Сената.
2. Возвращение Елизаветы Петровны к традициям Православной Церкви в жизни государства
3. Проведение покровительственной политики по отношению к дворянству
4. Развитие текстильной, горнодобывающей и металлургической промышленности
5. Введение единой государственной пошлины. Увеличение косвенных налогов. Принятие нового Таможенного устава, таможенного тарифа.
6. Реорганизация управления и модернизация артиллерийского вооружения русской армии
7. Война со Швецией, участие России в «Семилетней войне»
Итоги:
1. Восстановление петровской системы государственного управления
2. Усиление авторитета РПЦ в обществе
3. Усиление привилегированного положения дворянства в государстве и обществе. Дальнейшее усиление личной зависимости крепостных крестьян от помещиков
4. Активизация хозяйственной деятельности государства по стимулированию экономического развития страны. Упорядочивание таможенной и налоговой системы страны
5. Упорядочение правовой базы хозяйственной деятельности
6. Дальнейшая модернизация армии и повышение её боеспособности
7. Упрочение петровских завоеваний в Прибалтике, активизация внешней политики России в Центральной Европе
Его́р Тиму́рович Гайда́р (1956 — 2009) — российский государственный и политический деятель, экономист, доктор экономических наук.
Основные направления деятельности: I Как экономист:
1. Основатель и директор Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара.
2. Автор многочисленных публикаций по экономике, нескольких монографий, посвященных экономической истории России и анализу процессов перехода от плановой экономики к рыночной.
II Как политик и государственный деятель:
1. Один из основных руководителей и идеологов экономических реформ начала 1990-х в России.
2. В 1991—1994 годы занимал высокие посты в правительстве России, в том числе в течение 6 месяцев был и. о. председателя правительства.
3. Принимал участие в подготовке Беловежского соглашения.
4. Под руководством Гайдара начался переход от плановой к рыночной экономике, были проведены либерализация цен, реорганизация налоговой системы, либерализация внешней торговли, начата приватизация.
5. Один из ключевых участников событий со стороны правительства во время Конституционного кризиса 1993 года и прекращения деятельности Съезда народных депутатов и Верховного Совета России.
6. Организатор антивоенных митингов во время Первой чеченской войны.
7 Основатель и один из руководителей партий «Демократический выбор России» и «Союз правых сил».
8. Руководитель фракции «Выбор России» в Государственной Думе первого созыва (1993—1995) и депутат от фракции СПС Думы третьего созыва (1999—2003).
9. Принимал участие в разработке Налогового кодекса, Бюджетного кодекса, законодательства о Стабилизационном фонде.
Итоги и результаты:
Отношение к Гайдару и его реформам противоречиво. Сторонники Гайдара считают, что его реформы в 1992 году предотвратили массовый голод и гражданскую войну, создали основы для будущего роста экономики. Оппоненты Гайдара обвиняют его в различных отрицательных последствиях реформ от падения уровня жизни до сознательного разрушения экономики. Существуют также промежуточные точки зрения, усматривающие в его деятельности как положительные, так и отрицательные стороны. Память Гайдара увековечена указом президента России.
Рузвельт Франклин Делано (30.1.1882 — 12.4.1945), государственный деятель США, президент США в 1933—45. По образованию юрист.
Основные направления деятельности: I В области внутренней политики:
1. В 1910 избран в сенат штата Нью-Йорк от Демократической партии.
2. В 1913—20, будучи помощником морского министра в правительстве Т. В. Вильсона, выступал за усиление военно-морской мощи США.
3. В 1920 Р. — кандидат на пост вице-президента США от Демократической партии. После поражения на выборах возвратился к частной юридической практике и предпринимательской деятельности.
4. С августа 1921 в результате полиомиелита на всю жизнь потерял способность свободно передвигаться. Несмотря на болезнь, Р. продолжал играть всё более заметную роль в руководстве Демократической партии.
5. В 1928 избран губернатором штата Нью-Йорк. В обстановке мирового экономического кризиса 1929—33 и обострения классовой борьбы в стране критика Р. реакционной политики правящей Республиканской партии содействовала росту его популярности.
6. В 1932 Р. был избран президентом США от Демократической партии.
7. Вступив в должность (1933), Р. принял ряд чрезвычайных мер по государственному регулированию экономики, которые, как он считал, способны оздоровить экономику и спасти капиталистическую систему.
8. Под нажимом трудящихся масс правительство Р. пошло также на некоторые уступки в социальной области. В целом реформы Р., получившие название "новый курс", знаменовали собой новую ступень в развитии государственно-монополистического капитализма США.
9. В 1936 при решающей поддержке народных масс Р. был избран президентом на второй срок.
II. В области внешней политики
1. Р. проявил себя как реалистически мыслящий государственный деятель. 16 ноября 1933 правительство Р. установило дипломатические отношения с СССР.
2. Учитывая растущее в странах Латинской Америки сопротивление экспансии американского империализма, Р. провозгласил доктрину "добрососедства", отдававшую предпочтение завуалированным формам проникновения в эти страны.
3. Р. сознавал опасность, грозящую США со стороны фашизма, и осуждал агрессивные замыслы Германии, Италии, Японии. С началом 2-й мировой войны 1939—45 выступил за оказание поддержки Великобритании и Франции против фашистской Германии.
4. После нападения фашистской Германии на СССР заявил 24 июня 1941 о готовности США оказать поддержку борьбе советского народа.
5. В противовес реакционным силам США, выступавшим с позиций антисоветизма, отстаивал идею сближения двух стран и оказания материальной помощи СССР.
6. После вступления США в войну (декабрь 1941) Р. внёс крупный вклад в создание и укрепление антигитлеровской коалиции.
7. Представляя США на Тегеранской (1943) и Крымской (1945) конференциях, придавал важное значение развитию послевоенного международного сотрудничества и созданию ООН.
8. Высоко оценивал мужество и стойкость советского народа в борьбе с захватчиками и выступал убеждённым сторонником сохранения и укрепления сотрудничества между СССР и США в послевоенный период, усматривая в этом важнейшее условие сохранения всеобщего мира.
Итоги: Внутренняя политика:Благодаря его деятельности США сравнительно быстро вышли из мирового кризиса 30гг, повысил роль государства в экономической жизни страны, улучшилась социальная сфера.
Внешняя политика: Его деятельность сыграла большую роль в победе над фашистской Германией. Произошло сближение с СССР. Создал предпосылки для превращения США в великую сверхдержаву.
Несмотря на ограниченность и противоречивость результатов "нового курса", обусловленных классовой природой буржуазного реформизма, Р. и в последующем сохранил поддержку большинства избирателей. Впервые в истории США Р. был избран президентом на третий (в 1940), а затем на четвёртый (в 1944) срок.
Победоносцев Константин Петрович (1827-1907).
Основные направления деятельности:
1. Русский государственный деятель, юрист.
2. В 1880-1905 гг.- обер-прокурор Священного Синода. Вдохновитель крайней реакции.
3. Был учителем царской семьи и имел большое влияние на Александра III и Николая II.
4. На протяжении всей своей деятельности был решительным противником веротерпимости; по своему ведомству особенно преследовал сектантов и старообрядцев.
5. Травля инородцев, руссификация окраин, угнетение национальных меньшинств - все это при Победоносцеве проводилось решительно и систематически.
6.Ярый сторонник неограниченного самодержавия, он боролся против каких бы то ни было уступок революционному движению 1905 г.
Итоги и результаты: Лишь октябрьская стачка окончательно вырвала почву из-под его ног: конституционный манифест 17 октября означал решительный крах политики Победоносцева. Через два дня после манифеста 17 октября 1905 г. Победоносцев подал в отставку, не прекращает свою деятельность. Широко используя свое влияние в церковных и политических кругах, он до самой смерти (в 1907 г.) продолжает упорную борьбу за полное безоговорочное сохранение всех устоев самодержавного порядка.
| № | Критерии оценивания ответа на задание 28 | Баллы |
|---|---|---|
| 28.1 | Раскрытие темы по существу | 3 |
| Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Оба этих «обязательных» пункта детализированы в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 3 | |
| Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая два пункта, наличие которых позволит раскрыть данную тему по существу. Только один из этих «обязательных» пунктов детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 2 | |
| Сложный план содержит не менее трёх пунктов, включая только один пункт, наличие которого позволит раскрыть данную тему по существу. Этот «обязательный» пункт детализирован в подпунктах, позволяющих раскрыть данную тему по существу | 0 | |
| Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла.
ИЛИ
Случаи, когда ответ выпускника по форме не соответствует требованию задания (например, не оформлен в виде плана с выделением пунктов и подпунктов) | ||
| Указания по оцениванию: 1. Пункты/подпункты, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании. 2. Если по критерию 28.1 выставляется 0 баллов, то по критерию 28.2 выставляется 0 баллов | ||
| 28.2 | Корректность формулировок пунктов и подпунктов плана | 1 |
| Формулировки пунктов и подпунктов плана корректны и не содержат ошибок, неточностей | 1 | |
| Все иные ситуации | 0 | |
| Максимальный балл | 4 | |
PDF-версии: 