ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 2.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Сражение на Куликовом поле связано с именем
1) митрополита Алексия
2) Александра Пересвета
3) Владимира Мономаха
4) Александра Невского
Ответ:
Какой город в XVII в. был центром морской торговли России со странами Западной Европы?
1) Санкт-Петербург
2) Рига
3) Астрахань
4) Архангельск
Ответ:
Одним из результатов правления Василия Шуйского стала(-о)
1) польско-литовская интервенция
2) прекращение Смуты
3) введение патриаршества
4) отмена местничества
Ответ:
Кто из названных лиц были зодчими, строившими соборы Московского Кремля в XV - начале XVI в.?
1) Феофан Грек, Дионисий
2) Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый
3) Андрей Рублёв, Симон Ушаков
4) Иосиф Волоцкий, Фёдор Конь
Ответ:
Прочтите отрывок из «Повести временных лет» и назовите киевского князя, о котором идёт речь.
«Древляне же, услышав, что идёт [князь] снова, держали совет с князем своим Малом: "Если повадится волк к овцам, то вынесет всё стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьём его, то всех нас погубит". И послали к нему, говоря: "Зачем идёшь опять? Забрал уже всю дань". И не послушал их [князь]; и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили [князя] и всю дружину его, так как было её мало. И погребён был [князь], и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени».
1) Олег
2) Святослав
3) Рюрик
4) Игорь
Ответ:
Что из названного относится к социальным реформам Петра I?
1. Отмена урочных лет и установление бессрочного сыска беглых крестьян
2. Издание указа о трёхдневной барщине
3. Введение подушной подати
4. Освобождение дворян от обязательной службы
Ответ:
В годы царствования Николая I известными государственными деятелями были
1) П. А. Столыпин, С. Ю. Витте
2) К. П. Победоносцев, Д. А. Толстой
3) С. С. Уваров, А. Х. Бенкендорф
4) Н. И. Панин, Г. А. Потёмкин
Ответ:
Причиной распространения наёмного труда на российских мануфактурах во второй половине XVIII в. было
1) освобождение крестьян от крепостной зависимости
2) запрещение покупки крестьян к купеческим мануфактурам
3) широкое использование труда иностранных рабочих
4) проведение активной переселенческой политики
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите годы войны, о событиях которой идёт речь.
«7 декабря в 2 часа дня А. В. Суворов, выполняя приказание главнокомандующего фельдмаршала Г. А. Потёмкина, переслал письмо последнего коменданту Измаила — сераскиру Айдозли-Мехмет-паше с предложением сдачи крепости. В своём ответе комендант Измаила писал, что "ради глубокой осени и весьма суровой погоды советует россиянам отступить, ибо они должны будут во всём терпеть нужду; гарнизон же всеми нужными вещами снабжен изобильно"».
1) 1700-1721 гг.
2) 1756-1763 гг.
3) 1787-1791 гг.
4) 1806-1812 гг.
Ответ:
Аграрная реформа П. А. Столыпина предполагала
1) национализацию части помещичьей земли
2) ограничение политики переселения крестьян
3) развитие общинного землевладения
4) образование отрубов и хуторских хозяйств
Ответ:
Укрепление позиций России в Средней Азии во второй половине XIX в. стало причиной столкновения её интересов в этом регионе с
1) Австро-Венгрией
2) Турцией
3) Францией
4) Великобританией
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического документа и назовите разработчика реформы, о которой идёт речь.
«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.
2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.
3. Общий срок службы в сухопутных войсках ...определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...
4. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе...
5. Указанные... сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность...»
1) Д. А. Милютин
2) П. А. Валуев
3) Д. А. Толстой
4) Я. И. Ростовцев
Ответ:
Кто из деятелей культуры считается основателем русского профессионального театра?
1) Д. И. Фонвизин
2) В. К. Тредиаковский
3) Ф. Г. Волков
4) М. В. Ломоносов
Ответ:
Согласно Договору об образовании СССР высший орган исполнительной власти в СССР назывался
1) Совет Народных Комиссаров
2) Совет Министров
3) Всесоюзный съезд Советов
4) Кабинет министров
Ответ:
Следствием проведения большевиками новой экономической политики стала
1) отмена государственной монополии внешней торговли
2) широкая приватизация крупных промышленных предприятий
3) ликвидация уравнительной системы оплаты труда
4) упразднение центральных государственных органов планирования экономического развития
Ответ:
316-я стрелковая дивизия под командованием генерала И. В. Панфилова прославилась в ходе
1) Московской битвы
2) Курской битвы
3) операции по освобождению Белоруссии
4) обороны Севастополя
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского и укажите битву, о которой идёт речь.
«Битва по ожесточению и упорству борьбы не имеет себе равных. Развернувшиеся в её ходе потрясающие танковые сражения были непревзойдёнными как по количеству участвовавших в них танков, так и по потерям с обеих сторон. Нужно прямо сказать, что в этой страшной схватке был сломлен становой хребет гитлеровской армии и фашистская Германия, окончательно потеряв надежду на успех, реально увидела перед собой поражение в войне».
1) Московская
2) Курская
3) за Днепр
4) за Берлин
Ответ:
В результате решений Потсдамской конференции к СССР отошла часть
1) Австрии
2) Чехословакии
3) Болгарии
4) Восточной Пруссии
Ответ:
Что явилось одним из последствий выступления Государственного комитета по чрезвычайному положению в 1991 г.?
1. Начало принятия деклараций о суверенитетах союзными республиками
2. Приостановка и запрет деятельности КПСС на территории России
3. Начало реализации программы «500 дней» в СССР
4. Избрание Президентом СССР М. С. Горбачёва
Ответ:
С каким событием связан выход сборника «Смена вех», изданного в 1921 г.?
1. Провозглашение курса на индустриализацию страны
2. Начало сплошной коллективизации сельского хозяйства
3. Переход к новой экономической политике
4. Начало Великой Отечественной войны
Ответ:
Какая из стран в период 1992−2011 гг. стала членом НАТО?
1) Грузия
2) Австрия
3) Черногория
4) Болгария
Ответ:
Расположите следующие события Великой Отечественной войны в хронологической последовательности. Запишите цифры, которыми обозначены события Великой Отечественной войны, в правильной последовательности в таблицу.
1. Начало блокады Ленинграда
2. Оборона Брестской крепости
3. Курская битва
4. Освобождение Варшавы
5. Освобождение Праги
Ответ:
Что из перечисленного относится к социально-экономическому развитию СССР в период «перестройки»? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Выпуск приватизационных чеков
2. Развитие индивидуальной трудовой деятельности
3. Начало забастовочного движения в стране
4. Снижение цен на потребительские товары
5. Острый дефицит товаров
6. Либерализация цен
Ответ:
Установите соответствие между фамилиями военачальников и их деятельностью: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
A) Ф. Ф. Ушаков
Б) М. Д. Скобелев
B) П. И. Багратион
Г) П. С. Нахимов
1) командовал
2) один из создателей Черноморского флота, успешно провёл Средиземноморский поход русского флота (1798−1800 гг.)
3) в Русско-турецкую войну командовал отрядом под Плевной, затем дивизией в сражении при
4) разгромил турецкий флот в Синопском сражении (1853 г.), руководил героической обороной Севастополя (1854−1855 гг.)
5) командовал гарнизоном
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют события, явления, происходившие в период 1964−1985 гг.
1) НЭП
2) Хельсинкский акт
3) «ленинградское дело»
4) «разрядка»
5) «застой»
6) пятилетка
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
Напишите пропущенное слово.
В ходе денежной реформы Е. Ф. Канкрина главной единицей обращения стал ___________________ рубль, что придало постоянство денежному курсу.
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
| Событие | Роль (значение) события в истории | Участник события |
|---|---|---|
| Битва на реке Калке | __________(А) | Даниил Галицкий |
| __________(Б) | Ослабление агрессии крестоносцев | __________(В) |
| __________(Г) | Первый шаг к ликвидации независимости Новгородской республики | Иван III |
| Жакерия | __________(Д) | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Уот Тайлер
2) Александр Невский
3) заключение перемирия в ходе Столетней войны
4) прекращение набегов печенегов
5) Куликовская битва
6) первое столкновение с монголами
7) Гильом Каль
8) Ледовое побоище
9) битва на реке Шелони
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите отрывок из Декрета ВЦИК.
«Открытое 5 января Учредительное собрание дало, в силу известных всем обстоятельств, большинство партии правых эсеров, партии Керенского, Авксентьева и Чернова. Естественно, эта партия отказалась принять к обсуждению совершенно точное, ясное, не допускавшее никаких кривотолков предложение верховного органа Советской власти, Центрального Исполнительного Комитета Советов, признать программу Советской власти, признать Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, признать Октябрьскую революцию и Советскую власть. Тем самым Учредительное собрание разорвало всякую связь между собой и Советской Республикой России. Уход с такого Учредительного собрания фракций большевиков и левых эсеров, которые составляют сейчас заведомо громадное большинство в Советах и пользуются доверием рабочих и большинства крестьян, был неизбежен.
А вне стен Учредительного собрания партии большинства Учредительного собрания, правые эсеры и меньшевики, ведут открытую борьбу против Советской власти, призывая в своих органах к свержению её, объективно этим поддерживая сопротивление эксплуататоров переходу земли и фабрик в руки трудящихся.
Ясно, что оставшаяся часть Учредительного собрания может в силу этого играть роль только прикрытия борьбы буржуазной контрреволюции за свержение власти Советов».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1. В Декрете большинство собрания обвиняется в призыве к свержению существующей в стране власти.
2. Данный документ заканчивается постановлением о
3. Данный Декрет был издан в 1917 г.
4. Декрет выражает позицию партии большевиков.
5. Данный Декрет способствовал развязыванию в России Гражданской войны.
6. В данном отрывке большинство Учредительного собрания обвиняется в стремлении вернуть политическую систему, существовавшую в стране при императоре Николае II.
Ответ:
Назовите монарха (имя и порядковый номер словами, например Иван Третий), в чьё правление шла война, события которой обозначены на данной схеме.
Ответ:
Назовите фамилию государственного деятеля, получившего почётный титул за присоединение и освоение территорий, обозначенных на схеме цифрой 2.
Ответ:
Напишите название государства, которое было основным противником России в войне, события которой изображены на данной схеме.
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.
2. Начало войны, события которой изображены на данной схеме, стало предлогом для прекращения деятельности Уложенной комиссии.
3. После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.
4. Мирный договор, завершивший войну, события которой обозначены на данной схеме, был подписан в городе, отмеченном цифрой 1.
5. Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стало получение Россией выхода к Чёрному морю.
6. Участниками событий данной войны были А. Орлов и П. Румянцев.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На почтовом блоке представлены только флаги республик, вошедших в состав СССР в момент его образования.
2) Герб, изображённый на почтовом блоке, существовал в неизменном виде с момента образования СССР.
3) Человек, изображённый на почтовом блоке, являлся Председателем СНК.
4) Человек, изображённый на почтовом блоке, является автором «плана автономизации», который был осуществлён при образовании СССР.
5) Политический деятель, изображённый на почтовом блоке, умер менее чем через два года после события, годовщине которого посвящён почтовый блок.
Ответ:
Какие из изображений, представленных ниже, относятся к событиям (явлениям) периода, в который был выпущен данный почтовый блок? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Укажите название сочинения П. Я. Чаадаева, ответом на которое является данное письмо А. С. Пушкина. Назовите императора, при котором было написано это сочинение П. Я. Чаадаева. Какой факт биографии П. Я. Чаадаева упомянут в письме А. С. Пушкина?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
С какой мыслью, выраженной в сочинении П. Я. Чаадаева, не согласен А. С. Пушкин? С каким выводом П. Я. Чаадаева соглашается А. С. Пушкин и, ссылаясь на реалии российской действительности, обосновывает его? Укажите одно любое обстоятельство, на которое ссылается А. С. Пушкин, подтверждая вывод, сделанный П. Я. Чаадаевым.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой поступок П. Я. Чаадаева одобряет А. С. Пушкин? Почему этот поступок П. Я. Чадаева был особенно важен для общественной жизни страны именно в тот период, когда было написано письмо А. С. Пушкина? Какая широкая общественная дискуссия была инициирована появлением сочинения П. Я. Чаадаева?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
После окончания Великой Отечественной войны начался новый этап политических репрессий в СССР. Объясните, в чём заключались причины данного явления (приведите три объяснения).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Елизавета Петровна;
2) К. П. Победоносцев;
3) Франклин Рузвельт;
4) Е. Т. Гайдар.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.