СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
≡ история
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д C6 № 3704

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Владимир Мономах;

2) Александр I;

3) Сунь Ятсен;

4) А.Д. Сахаров.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Пояснение.

Владимир Мономах (1078-1125)

 

Основные направления деятельности:

 

1. С 1078 г. князь Черниговский

 

2. С 1094 г. князь Переяславский

 

3. С 1113 г. Великий князь Киевский

 

4. Организация съезда «на устроение мира» князей в Любече (попытка преодолеть княжеские усобицы и решить вопрос о престолонаследии в Киеве и отдельных княжествах)

 

5. Военные походы против степняков-половцев

 

6. Составления «Устава Владимира Всеволодовича», завершающего законодательного акта «Русской Правды»

 

7. Составление князем «Поучения»

 

8. Дальнейшая редакция при великом князе «Повести временных лет»

 

Итоги:

 

1. Узаконивание передачи престола в местных княжествах по отчинному принципу (от отца к сыну), а в Киеве по лествичному принципу (по старшинству в роде)

 

2. Ослабление набегов степняков на русские земли

 

3. Дальнейшее развития письменного права

 

4. Расширение границ Киевской Руси

 

5. Попытка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести православного правителя

 

5. Развитие церковного зодчества

 

6. Развитие религиозной и светской культуры

 

Александр I (1801-1825)

 

Основные направления деятельности во внутренней политике:

 

1. Амнистия и восстановление в правах многих гражданских чиновников и военных, пострадавших при Павле I

 

2. Отмена запретов на западноевропейскую моду

 

3. Издание Указов о свободном пересечении границ и ввозе книг и нот из-за границы

 

4. Отмена запретов на деятельность частных типографий

 

5. Восстановление действия Жалованных грамот дворянству и городам

 

6. Упразднение Тайной экспедиции

 

7. Учреждение Непременного совета (1801), создание и деятельность Негласного комитета (1801-1803)

 

8. Издание указа о праве покупке свободных земель представителями недворянских сословий

 

9. Издание Указа «О вольных хлебопашцах» (1803)

 

10. Двухэтапное (1804-1805) и (1816-1819) проведение аграрной реформы в Остзе-ском крае

 

11. Отмена права помещиков ссылать крестьян в Сибирь за малозначительные проступки

 

12. Устройство учебных заведений на принципах бессословности, бесплатности начального образования

 

13. Открытие ряда университетов: Дерптского, Виленского, Харьковского, Петербургского (по одной из версий)

 

14. Создание и введение либерального университетского Устава (1804)

 

15. Учреждение министерств и Комитета министров, как совещательного органа при императоре

 

16. Реформа Сената

 

17. Введение образовательного ценза для чиновников (1809)

 

18. Ликвидация Непременного совета и учреждение Государственного совета (1810)

 

19. Введение военных поселений и подавление выступлений военных поселян против их учреждения

 

20. Проведение политики протекционизма в завершающий период правления Александра I

 

21. Введение конституции в Царстве Польском (1815)

 

22. Введение автономии в Бессарабии (1818)

 

23. Безуспешная попытка ввести конституцию в Финляндии (1819)

 

Основные направления деятельности во внешней политике:

 

1. Присоединение Грузии (1801-1804)

 

2. Война с Ираном (1804-1813)

 

3. Участие России в третей и четвертой антифранцузских коалициях (1805-1807)

 

4. Война с Османской империей (1806-1812)

 

5. Война со Швецией (1808-1809) и присоединение к России Финляндии

 

6. Отечественная война 1812 и Заграничный поход русской армии (1813-1814)

 

7. Участие России в деятельности «Священного союза» (образован в 1815 г.)

 

Итоги внутренней политики:

 

1. Неудавшаяся попытка частичного самоограничения самодержавной власти в пери-од активного сотрудничества Александра I с М. М. Сперанским. Укрепление самодержавной власти правителя

 

2. Реформирование системы управление страной (министерская реформа)

 

3. Создание постоянно действующего законосовещательного органа (Государственный совет)

 

4. Частичная либерализация земельных отношений

 

5. Решение (в два этапа) крестьянского вопроса в Остзейском крае (освобождение крестьян без земли) и неудачная попытка решения крестьянского вопроса в Великороссии

 

6. Начало либерализации системы высшего, среднего и начального образования

 

7. Проведение непопулярной в обществе реформы по созданию военных поселений (попытка удешевления содержания армии)

 

8. Либерализация государственного устройства в Польше и Бессарабии

 

9. Активное формирование в среде дворянской интеллигенции негативного отношения к самодержавной форме правления в России. Формирование тайных обществ

 

Итоги внешней политики:

 

1. Усиление авторитета России как освободительницы от ига наполеонизма в послевоенной Европе

 

2. Проведение Россией во внешней политике идеологии Священного союза

 

3. Расширение границ Российской империи

 

Андрей Дмитриевич Сахаров

 

А.Д.Сахаров (1921 – 1989) – физик и общественный деятель, академик АН СССР. Его активная жизнь и деятельность пришлись на 1950-1980-е г.г. -правление Н.С.Хрущева и Л.И.Брежнева, на существование тоталитарного режима в СССР.

 

Направления деятельности:

 

1) Научная работа. Трудился над созданием водородной бомбы, которая прошла испытания в 1953 г. С 1953 по 1968 работал над совершенствованием ядерного оружия. Осознавая все последствия применения и испытаний нового оружия, пытался остановить гонку вооружений, выступал за прекращение ядерных испытаний. Обращался к руководителю СССР Н.С.Хрущеву.

 

2) С конца 1960-х – один из лидеров правозащитного движения в СССР. Выступал за отмену цензуры, политических судов. В своей известной работе «Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе» (1968) он описал угрозы человечеству, вытекающие из его разобщенности. Выход видел в демократизации и демилитаризации общества.

 

В 1975 году был удостоен Нобелевской премии мира за «бесстрашную поддержку фундаментальных принципов мира между людьми» и за мужественную борьбу со злоупотреблениями властью и любыми формами подавления человеческого достоинства». В 1980 г. после резкого осуждения советского вторжения в Афганистан, был лишен всех наград и помещен под домашний арест в Горький.

 

Возвратился в Москву при М.С.Горбачеве, был избран народным депутатом в Верховный Совет СССР (1989), имел свой проект политических преобразований, но не успел его осуществить…

 

Результаты его деятельности : большой вклад в науку,, весь мир знает А.Д.Сахарова как крупнейшего ученого, бесстрашного борца за права человека. И хотя в 1960-1970-е его деятельность не смогла кардинально повлиять на развитие страны, он наряду с другими диссидентами готовил почву для духовного обновления России, Б.Н.Ельцин назвал его «настоящим духовным отцом демократических перемен в России», современники называли его «совестью нашей эпохи».

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 3.