Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д22 C2 № 3741
i

Про­чти­те от­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта.

 

«...дед наш, Пётр Ве­ли­кий... в то­гдаш­нее ж время рос­сий­ско­му дво­рян­ству... по­ве­лел всту­пить в во­ен­ные и граж­дан­ские служ­бы ... Прав­да, что та­ко­вые учре­жде­ния, хотя и в на­ча­ле ка­за­лись тя­гост­ны­ми и не­снос­ны­ми для дво­рян­ства... (но) по­сле­до­ва­ли от того неисчётные поль­зы, пе­ре­ме­ни­лось не­ве­же­ство в здра­вый рас­су­док, по­лез­ное зна­ние и при­леж­ность к служ­бе умно­жи­ло... усер­дие и от­мен­ную в служ­бе нашей рев­ность, а по­то­му и не на­хо­дим мы той не­об­хо­ди­мо­сти в при­нуж­де­нии к служ­бе, какая до сего вре­ме­ни по­треб­на была. И тако мы... от­ны­не впредь на веч­ные вре­ме­на и в потом­ствен­ные роды жа­лу­ем всему рос­сий­ско­му бла­го­род­но­му дво­рян­ству...

 

1.  Bce на­хо­дя­щи­е­ся в раз­ных наших служ­бах дво­ря­не могут оную про­дол­жать сколь долго по­же­ла­ют, и их со­сто­я­ние им поз­во­лит, од­на­ко ж во­ен­ные ни во время ком­па­нии, ниже пред на­ча­ти­ем оной за три ме­ся­ца об уволь­не­нии из служ­бы... про­сить да не дер­за­ют...

 

6.  А как по сему на­ше­му все­ми­ло­сти­вей­ше­му уста­нов­ле­нию никто уже из дво­рян рос­сий­ских не­во­лею служ­бу про­дол­жать не будет, ...разве особ­ли­вая на­доб­ность по­тре­бу­ет, но то не иначе как за под­пи­са­ни­ем нашей соб­ствен­ной руки имен­ным ука­зом по­ве­де­но будет...

 

7.  ...о ма­ло­лет­них их детях, коих от­ны­не по­ве­ле­ва­ем для един­ствен­но­го толь­ко све­де­ния объ­яв­лять в 12 лет от рож­де­ния их в ге­роль­дии, гу­бер­ни­ях, про­вин­ци­ях и го­ро­дах, ...причём от ро­ди­те­лей или от срод­ни­ков их, у кого оные в смот­ре­нии, брать из­ве­стия, чему они до две­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та обу­че­ны, и где далее науки про­дол­жать же­ла­ют, ...од­на­ко ж чтоб никто не дер­зал без обу­че­ния при­стой­ных бла­го­род­но­му дво­рян­ству наук детей своих вос­пи­ты­вать под тяж­ким нашим гне­вом...

 

8.  На­хо­дя­щих­ся же ныне в нашей во­ен­ной служ­бе дво­рян в сол­да­тах и про­чих ниж­них чинах менее обер-офи­це­ра, кои не до­слу­жи­лись офи­цер­ства, не от­став­лять, разве кто более 12 лет во­ен­ную служ­бу про­дол­жал, то та­ко­вые по­лу­чат уволь­не­ния от служ­бы».

 

Какие дру­гие важ­ные внут­ри­по­ли­ти­че­ские ме­ро­при­я­тия были пред­при­ня­ты им­пе­ра­то­ром, при ко­то­ром был издан дан­ный акт? (Ука­жи­те одно любое ме­ро­при­я­тие.) Как окон­чи­лось его прав­ле­ние? В каком по­сле­ду­ю­щем за­ко­но­да­тель­ном акте были за­креп­ле­ны права и при­ви­ле­гии дво­рян?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие внут­ри­по­ли­ти­че­ские ме­ро­при­я­тия:- упразд­не­ние Тай­ной кан­це­ля­рии;

 

- на­ча­ло се­ку­ля­ри­за­ции цер­ков­ных зе­мель;

 

- по­ощ­ре­ние тор­го­во-про­мыш­лен­ной де­я­тель­но­сти путём со­зда­ния Го­су­дар­ствен­но­го банка и вы­пус­ка ас­сиг­на­ций (Имен­ной указ от 25 мая),

 

- при­ня­тие указа о сво­бо­де внеш­ней тор­гов­ли (Указ от 28 марта); в нём же со­дер­жит­ся тре­бо­ва­ние бе­реж­но­го от­но­ше­ния к лесам как од­но­му из важ­ней­ших бо­гатств Рос­сии.

 

указ, раз­ре­шав­ший за­во­дить фаб­ри­ки по про­из­вод­ству па­рус­но­го по­лот­на в Си­би­ри,

 

- же указ, ква­ли­фи­ци­ро­вав­ший убий­ство по­ме­щи­ка­ми кре­стьян как «ти­ран­ское му­че­ние» и преду­смат­ри­вав­ший за это по­жиз­нен­ную ссыл­ку.о

 

- он также пре­кра­тил пре­сле­до­ва­ние ста­ро­об­ряд­цев.

 

Петр III был сверг­нут с пре­сто­ла за­го­вор­щи­ка­ми под ру­ко­вод­ством Ека­те­ри­ны II.

 

За­ко­но­да­тель­ный акт: Жа­ло­ван­ная гра­мо­та дво­рян­ству 1785г

 

--------

Дуб­ли­ру­ет за­да­ние 3621.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние 29 Баллы
29.1Рас­кры­тие смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния1
Смысл вы­ска­зы­ва­ния рас­крыт: верно вы­де­ле­ны одна или не­сколь­ко ос­нов­ных идей, свя­зан­ных с со­дер­жа­ни­ем об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, и/или в кон­тек­сте вы­ска­зы­ва­ния сфор­му­ли­ро­ва­ны один или не­сколь­ко те­зи­сов, ко­то­рый(-е) тре­бу­ет(-ют) обос­но­ва­ния1
Смысл вы­ска­зы­ва­ния не рас­крыт: ни одна ос­нов­ная идея не вы­де­ле­на / ни один тезис не сфор­му­ли­ро­ван.

 

ИЛИ

Вы­де­лен­ная идея, сфор­му­ли­ро­ван­ный тезис не от­ра­жа­ют смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния / про­из­ве­де­на под­ме­на смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния рас­суж­де­ни­я­ми об­ще­го ха­рак­те­ра («до­маш­ней за­го­тов­кой»), не от­ра­жа­ю­щи­ми спе­ци­фи­ки

пред­ло­жен­но­го вы­ска­зы­ва­ния.

 

ИЛИ

 

Рас­кры­тие смыс­ла под­ме­ня­ет­ся пря­мым пе­ре­ска­зом / пе­ре­фра­зи­ро­ва­ни­ем при­ведённого вы­ска­зы­ва­ния / по­сле­до­ва­тель­ным объ­яс­не­ни­ем каж­до­го слова в вы­ска­зы­ва­нии без объ­яс­не­ния смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния в целом

0
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию:

Если по кри­те­рию 29.1 (рас­кры­тие смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния), вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов, то по всем осталь­ным кри­те­ри­ям оце­ни­ва­ния вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов

29.2Тео­ре­ти­че­ское со­дер­жа­ние мини-со­чи­не­ния

(Объ­яс­не­ние клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий), на­ли­чие на­ли­чие и кор­рект­ность тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний)

2
В кон­тек­сте хотя бы одной вы­де­лен­ной идеи / од­но­го те­зи­са при­ве­де­ны кор­рект­ные с точки зре­ния на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния (без оши­бок) объ­яс­не­ния клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий) и тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния2
В кон­тек­сте хотя бы одной вы­де­лен­ной идеи / од­но­го те­зи­са при­ве­де­ны кор­рект­ные с точки зре­ния на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния (без оши­бок) объ­яс­не­ния клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий), тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния не пред­став­ле­ны.

 

ИЛИ

В кон­тек­сте хотя бы одной вы­де­лен­ной идеи / од­но­го те­зи­са при­ве­де­ны кор­рект­ные с точки зре­ния на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния (без оши­бок) тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния, смысл клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий) не рас­крыт.

 

ИЛИ

 

В при­ведённых объ­яс­не­ни­ях клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий) / тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ни­ях до­пу­ще­ны от­дель­ные не­точ­но­сти, не ис­ка­жа­ю­щие на­уч­но­го смыс­ла этих по­ня­тий, тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний

1
Все иные си­ту­а­ции, не преду­смот­рен­ные пра­ви­ла­ми вы­став­ле­ния 2 и 1 балла, в том числе, если тео­ре­ти­че­ское со­дер­жа­ние мини-со­чи­не­ния от­сут­ству­ет: смысл клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-й) не объ­яснён, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния не при­ве­де­ны или не свя­за­ны с ос­нов­ной идеей/те­зи­сом, не рас­кры­ва­ют смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния.

 

ИЛИ

 

При­ве­де­ны рас­суж­де­ния бы­то­во­го ха­рак­те­ра без опоры на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния

0
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию:

Если по кри­те­рию 29.2 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов, то по кри­те­рию 29.3 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов

29.3Тео­ре­ти­че­ское со­дер­жа­ние мини-со­чи­не­ния: на­ли­чие и кор­рект­ность рас­суж­де­ний, вы­во­дов1
В кон­тек­сте хотя бы одной вы­де­лен­ной идеи / од­но­го те­зи­са с опо­рой на кор­рект­ное(-ые) объ­яс­не­ние(-я) клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-й), тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния при­ве­де­ны свя­зан­ные между собой по­сле­до­ва­тель­ные и не­про­ти­во­ре­чи­вые рас­суж­де­ния, на ос­но­ве ко­то­рых сфор­му­ли­ро­ван обос­но­ван­ный и до­сто­вер­ный с точки зре­ния на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния вывод1
Все иные си­ту­а­ции, вклю­чая рас­суж­де­ния и вы­во­ды бы­то­во­го ха­рак­те­ра без опоры на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния0
29.4Ка­че­ство при­во­ди­мых фак­тов и при­ме­ров2
При­ве­де­но из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков не менее двух кор­рект­ных, развёрнуто сфор­му­ли­ро­ван­ных фак­тов/ при­ме­ров, под­твер­жда­ю­щих ил­лю­стри­ру­е­мую идею/тезис / по­ло­же­ние/рас­суж­де­ние/вывод и не дуб­ли­ру­ю­щих друг друга по со­дер­жа­нию.

Име­ет­ся явная связь каж­до­го факта/при­ме­ра с при­ведённой в со­чи­не­нии идеей/те­зи­сом/по­ло­же­ни­ем/рас­суж­де­ни­ем/ вы­во­дом

2
При­ведён толь­ко один кор­рект­ный, развёрнуто сфор­му­ли­ро­ван­ный факт/при­мер, под­твер­жда­ю­щий ил­лю­стри­ру­е­мую идею/тезис/по­ло­же­ние/рас­суж­де­ние/ вывод.

Име­ет­ся явная связь этого факта/при­ме­ра с при­ведённой в со­чи­не­нии идеей/те­зи­сом/по­ло­же­ни­ем/рас­суж­де­ни­ем/ вы­во­дом.

 

ИЛИ

 

При­ве­де­ны из ис­точ­ни­ков од­но­го типа кор­рект­ные, развёрнуто сфор­му­ли­ро­ван­ные факты/при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие ил­лю­стри­ру­е­мую идею/тезис/по­ло­же­ние/ рас­суж­де­ние/вывод.

Име­ет­ся явная связь каж­до­го факта/при­ме­ра с при­ведёнными в со­чи­не­нии идеей/те­зи­сом/по­ло­же­ни­ем/ рас­суж­де­ни­ем/вы­во­дом.

 

ИЛИ

 

При­ве­де­ны два при­ме­ра из ис­точ­ни­ков раз­ных типов, дуб­ли­ру­ю­щие друг друга по со­дер­жа­нию.

Име­ет­ся явная связь каж­до­го факта/при­ме­ра с при­ведёнными в со­чи­не­нии идеей/те­зи­сом/по­ло­же­ни­ем/ рас­суж­де­ни­ем/вы­во­дом

1
Все иные си­ту­а­ции, не преду­смот­рен­ные пра­ви­ла­ми вы­став­ле­ния 2 и 1 балла0
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию:

В ка­че­стве ис­точ­ни­ков могут ис­поль­зо­вать­ся факты об­ще­ствен­ной жизни (в том числе по со­об­ще­ни­ям СМИ), лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта (вклю­чая в том числе про­чи­тан­ные книги, про­смот­рен­ные ки­но­филь­мы), ма­те­ри­а­лы учеб­ных пред­ме­тов (ис­то­рии, гео­гра­фии и др.).

1. При­ме­ры из раз­ных учеб­ных пред­ме­тов рас­смат­ри­ва­ют­ся в ка­че­стве при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков

2. Факты/при­ме­ры, со­дер­жа­щие фак­ти­че­ские и смыс­ло­вые ошиб­ки, при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию сути вы­ска­зы­ва­ния или сви­де­тель­ству­ю­щие о не­по­ни­ма­нии ис­поль­зу­е­мо­го ис­то­ри­че­ско­го, ли­те­ра­тур­но­го, гео­гра­фи­че­ско­го и (или) дру­го­го ма­те­ри­а­ла, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оце­ни­ва­нии

0
Мак­си­маль­ный балл6
Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 4