Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Иван Калита;
2) Павел I;
3) Авраам Линкольн;
4) М. С. Горбачёв.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение. Иван (I) Даниилович Калита (1325-1340)
Основные направления деятельности:
1. Использование драматической ситуации вокруг Твери в интересах Москвы (участие московского войска в карательном походе на Тверь в 1327 г.) Получение Иваном Даниловичем в Орде ярлыка на великое Владимирское княжение
2. Проведение Иваном Даниловичем взвешенной политики компромиссов по отношению к Орде
3. Перенос кафедры митрополита Киевского из Владимира в Москву
4. Покупка в Орде ярлыков на другие княжества (в том числе выморочные) и их присоединение к Москве
5. Строительство деревянного московского Кремля
6. Походы московского войска на Новгород и Псков с целью подчинения северо-западных земель Москве
7. Использование средств от сбора дани (ордынского выхода) для увеличения экономической и политической мощи Московского княжества
Итоги:
1. Создание «первоначального капитала», заложившего основу экономического процветания и дальнейшего усиления Московского княжества
2. Укрепление политического авторитета Московского княжества на северо-восточных землях Руси
3. Избавление русских земель за время правления Ивана Калиты от набегов ордынцев
4. Увеличение территории Московского государства
5. Превращение Москвы в духовно-религиозный центр Руси
Павел I (1796-1801)
Основные направления деятельности во внутренней политике:
1. Амнистия арестованных «Тайной экспедицией» во время правления Екатерины II (Новиков, Костюшко, Радищев и др.)
2. Контрреформаторская деятельность в области управления (восстановление государственных структур, упразднённых в предшествующий период)
3. Издание «Учреждения об императорской фамилии» (1797)
4. Военная реформа
5. Резкое увеличение издаваемых распоряжений и указов Верховной власти. Регламентация различных сторон жизни общества
6. Установление жёсткой цензуры иностранной литературы, установление контроля за передвижением по стране иностранных подданных, запрещение поездок за границу молодых людей
7. Проведение ряда мероприятий по усилению государственного контроля над дворянским сословием. Запрет на добровольный уход дворянина с военной службы на гражданскую. Упразднение губернских органов дворянского самоуправления и ограничение прав уездных. Усиление прав губернаторов. Отмена дворянских привилегий на освобождение от телесных наказаний.
8. Усиление покровительства государства по отношению к крестьянству. Издание Указа о 3-х дневной барщине
9. Издание указов о свободе культов и снятие ограничений по отношению к старообрядцам
Основные направления деятельности во внешней политике:
1. Принятие Мальты под покровительство России (1797)
2. Обострение российско-французских отношений. Участие России во второй антифранцузской коалиции (1798-1799) (Боевые действия Черноморской эскадры в Среди-земном море, Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова)
3. Сближение России с Францией (1800-1801) и обострение российско-английских отношений. Совместный российско-французский проект по противостоянию англичанам в Индии. Подготовка и отправка русского экспедиционного казачьего корпуса в Индию для действий против англичан
Итоги внутренней политики:
1. Усиление бюрократического и волюнтаристического начала в управлении государством и обществом
2. Стабилизация практики престолонаследия
3. Преодоление негативных сторон жизни армии в последний период правления Екатерины II. Повышение дисциплины в армии. Уменьшение «распущенности» и «разврата по службе». Ликвидация практики зачисления офицерства «с пеленок». Улучшение снабжения и условий службы в армии нижних чинов. Проведение не-популярной реформы замены русской формы на прусскую и введения немецких уставов.
4. Временное приостановление культурно-духовного влияния французской революции
5. Уменьшение волнений среди крестьян
6. Резкое недовольство политикой Павла I в дворянской среде. Вовлечение в заговор против императора видных представителей петербургской знати и гвардии.
Итоги внешней политики:
1. Ухудшение отношений России с Австрией после успешного завершения Итальянского и Швейцарского походов русской армии
2. Резкое обострение отношений России с Англией
Михаил Сергеевич Горбачёв (род. 2 марта 1931, Привольное, Северо-Кавказский край) — советский, российский государственный, политический и общественный деятель.
Основные направления деятельности:
В период деятельности Горбачёва в должности главы государства и руководителя КПСС в Советском Союзе произошли серьёзнейшие изменения, повлиявшие на весь мир, которые стали следствием следующих событий:
Окончание холодной войны.
Масштабная попытка реформирования советской системы («Перестройка»). Введение в СССР политики гласности, свободы слова и печати, демократических выборов.
Вывод советских войск из Афганистана (1989).
Отказ от государственного статуса коммунистической идеологии и преследования инакомыслящих.
Распад СССР и Варшавского блока, переход большинства социалистических стран к рыночной экономике и демократии.
Политические функции
5-й Генеральный секретарь ЦК КПСС (11 марта 1985 — 24 августа 1991)
11-й Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1 октября 1988 — 25 мая 1989)
1-й Председатель Верховного Совета СССР (25 мая 1989 — 15 марта 1990)
Президент СССР (15 марта 1990 — 25 декабря 1991)
1-й Лидер СДПР (2001 — 2004)
Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Первый и последний Президент СССР.
Основатель Горбачёв-Фонда. С 1993 года соучредитель ЗАО «Новая Ежедневная Газета» (см. «Новая газета»). Член редакционного совета с 1993 года. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых — Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.
Итоги и результаты: Его политика изменила мир до неузнаваемости. Пала сверхдержава СССР. На смену тоталитаризму пришла демократия. Директивная экономика была заменена рыночной. Плюсы или минусы пока однозначного ответа историки не дали.
| Критерий | Критерии оценивания ответа на задание С6 | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Время жизни исторического деятеля | |
| Правильно указано время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века; точного указания дат жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. ИЛИ Правильно указан век; допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат жизни). В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности | 1 | |
| Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано | 0 | |
| K2 | Характеристика деятельности | |
| Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них | 3 | |
| Правильно указано только одно направление деятельности, без фактических ошибок дана его характеристика, второе направление в явном виде не указано, но без фактических ошибок дана его характеристика ИЛИ Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок дана характеристика деятельности только одного из них | 2 | |
| Правильно указано одно-два направления деятельности, дана характеристика одного направления, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности. ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни или деятельности личности, но не позволяющие принять их в качестве полноценной характеристики деятельности | 1 | |
| ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, при характеристике деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны только направления деятельности. ИЛИ Направления деятельности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа | 0 | |
| K3 | Указание результатов деятельности | |
| Без фактических ошибок указаны результаты деятельности по двум направлениям | 2 | |
| Без фактических ошибок указаны результаты только по одному направлению. ИЛИ Указаны результаты деятельности по двум направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла | 1 | |
| Результаты деятельности не относятся к указанным направлениям. ИЛИ Результаты деятельности даны в предельно обобщённых формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности. ИЛИ Результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл. ИЛИ Результаты деятельности не приведены | 0 | |
| Максимальное количество баллов | 6 | |
PDF-версии: 