В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Развитие России в XVII в. шло в ином направлении, чем развитие Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
1. Аргументы в подтверждение. Можно привести любые два ответа из (а−е):
а) Расширение и упрочение феодальной собственности на землю послужило основой юридического оформления крепостного права, что противоречило направлению социально- экономического развития Западной Европы в XVII в.
б) Использование крепостного труда в мануфактурном производстве, что противоречило направлению экономического развития стран Запада в этот период.
в) В отличие от Западной Европы, в России отсутствовала буржуазия; торговлей занималось купечество.
г) Сохранение военной роли полурегулярных стрелецких полков и поместного (дворянского) войска в то время, когда на Западе создавались регулярные армии.
д) В культуре и быту затронула только часть высшего слоя российского общества.
е) Оставалось господствующим религиозное мировоззрение.
2. Аргументы в опровержение. Можно привести любые два ответа из (а−г):
а) Государство использовало опыт иностранных специалистов, в Москве для них построена новая Немецкая слобода.
б) Реорганизация и совершенствование вооружённых сил (создание полков «иноземного строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам).
в) Изготовление оружия с учётом западноевропейского опыта.
г) Появляются первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, первая рукописная газета; создаётся первый театр; всё больше представителей верхних слоёв общества владеет иностранными языками (польским, латинским), носит европейскую одежду; знать всё чаще берёт на службу европейских врачей и учителей.

