Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д C6 № 7706
i

Ниже на­зва­ны че­ты­ре ис­то­ри­че­ских де­я­те­ля раз­лич­ных эпох. Вы­бе­ри­те из них ОД­НО­ГО и вы­пол­ни­те за­да­ния.

 

1)  Пе­ри­кл; 2) Пат­ри­арх Никон; 3) Ни­ко­лай I; 4) Е. Т. Гай­дар.

 

Ука­жи­те время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века). На­зо­ви­те не менее двух на­прав­ле­ний его де­я­тель­но­сти и дайте их крат­кую ха­рак­те­ри­сти­ку. Ука­жи­те ре­зуль­та­ты его де­я­тель­но­сти по каж­до­му из на­зван­ных на­прав­ле­ний.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Пе­ри­кл 494 - 429 до н. э. Лидер де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии в Афи­нах, зна­ме­ни­тый ора­тор и пол­ко­во­дец.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти.

1. Раз­ви­тие во­ен­но­го мо­гу­ще­ства Афин.

- Стрем­ле­ние к ге­ге­мо­нии Афин в Афин­ском мор­ском союзе и пре­вра­ще­нию его в Афин­скую дер­жа­ву.

- Со­дер­жа­ние флота ис­прав­но­го и го­то­во­го к дей­ствию, мно­го­чис­лен­но­го вой­ска гопли­тов.

- Стро­и­тель­ство укреп­ле­ний, вы­пла­та де­неж­но­го воз­на­граж­де­ния за во­ен­ную служ­бу.

2. Рас­ши­ре­ние де­мо­кра­тии.

- Спо­соб­ство­вал па­де­нию Аре­о­па­га, и уве­ли­че­нию роли На­род­но­го Со­бра­ния.

- Вве­де­ние не­боль­шой платы за ис­пол­не­ние го­су­дар­ствен­ных долж­но­стей

3. Со­ци­аль­ная по­ли­ти­ка Афин­ско­го го­су­дар­ства в "век Пе­рик­ла"

- Вы­да­ча денег на по­се­ще­ний те­ат­ров

- Вывод ма­ло­зе­мель­ных или без­зе­мель­ных граж­дан в кле­ру­хии (ко­ло­нии) за пре­де­лы Ат­ти­ки, что пре­вра­ща­ло их в за­жи­точ­ных зем­ле­дель­цев.

- со­кра­ще­ние числа афин­ских граж­дан, ко­то­ры­ми могли быть толь­ко дети афи­ня­ни­на и афи­нян­ки, пе­ре­смотр спис­ков;

4. Куль­тур­ное раз­ви­тие Афин.

- После пе­ре­но­са казны союза в Афины, Пе­ри­кл до­би­ва­ет­ся, чтобы день­ги тра­ти­лись на укра­ше­ние го­ро­да, укра­ша­ет­ся Ак­ро­поль, стро­ят­ся Пар­фе­нон, Про­пи­леи и т.д

- Пе­ри­кл по­кро­ви­тель­ство­вал фи­ло­со­фам, скуль­пто­рам, ар­хи­тек­то­рам, в его доме схо­ди­лись Анак­са­гор, Зенон, Про­та­гор, Ге­род­от, Фидий, Со­фо­кл.

Итоги и ре­зуль­та­ты.

Де­я­тель­ность Пе­рик­ла при­ве­ла к рас­цве­ту Афин, росту его мо­гу­ще­ства, укра­ше­нию про­из­ве­де­ни­я­ми ис­кус­ства. Он поль­зо­вал­ся под­держ­кой на­ро­да, что под­твер­жда­ет еже­год­ное пе­ре­из­бра­ние его на долж­ность пер­во­го стра­те­га с 444 г. по 429г. Ис­то­рик Фу­ки­дид ха­рак­те­ри­зу­ет так прав­ле­ние Пе­рик­ла "По имени это была де­мо­кра­тия, на деле же - прав­ле­ние пер­во­го мужа".

 

 

 

 

 

Пат­ри­арх Никон (1605-1681)

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти:

1.  С 1652 г. стал пат­ри­ар­хом

2.  Про­ве­де­ние ре­форм с целью вве­де­ния еди­но­об­ра­зия цер­ков­ных об­ря­дов и книг

3.  Вы­би­ра­ет путь ис­прав­ле­ния по гре­че­ским об­ра­зам

4.  Сде­лал по­пыт­ку по­ста­вить власть церк­ви выше вла­сти свет­ской

Итоги:

1.  Ре­фор­мы вы­зва­ли цер­ков­ный рас­кол

2.  Цер­ков­ные со­бо­ры одоб­ри­ли ре­фор­мы

3.  От­ка­зал­ся от пат­ри­ар­ше­ства и был его лишён на цер­ков­ном со­бо­ре в ре­зуль­та­те кон­флик­та с царём. В 1666 г. пат­ри­ар­хи сняли Ни­ко­на с сана и со­сла­ли в Фе­ро­пон­тов мо­на­стырь. В ав­гу­сте 1681 г. Ни­ко­ну было раз­ре­ше­но вер­нуть­ся

 

 

Ни­ко­лай I (1796-1855)

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти во внут­рен­ней по­ли­ти­ке:

1.  По­дав­ле­ние вы­ступ­ле­ния де­каб­ри­стов и ак­тив­ное уча­стие им­пе­ра­то­ра с след­ствен­ных ме­ро­при­я­ти­ях по по­во­ду со­бы­тий 14 де­каб­ря 1825 г.

2.  Со­зда­ние Соб­ствен­ной его им­пе­ра­тор­ско­го ве­ли­че­ства кан­це­ля­рии (1826)

3.  Со­зда­ние От­дель­но­го кор­пу­са жан­дар­мов

4.  Со­зда­ние пер­во­го в ис­то­рии Рос­сии «Пол­но­го со­бра­ния за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии» из 45 томов (1830); «Свода за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии» дей­ству­ю­ще­го за-ко­но­да­тель­ства из 15 томов (1832); ре­фор­ми­ро­ва­ние за­ко­но­да­тель­ства Фин­лян­дии, Ост­зей­ских и за­пад­ных гу­бер­ний (1830-е гг.); со­вер­шен­ство­ва­ние уго­лов­но­го за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской им­пе­рии (1830-е1840-е гг.)

5.  Го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка, на­прав­лен­ная на ре­ше­ние кре­стьян­ско­го во­про­са в Рос­сии: серия ме­ро­при­я­тий по об­лег­че­нию по­ло­же­ния кре­пост­ных (вла­дель­че­ских) кре­стьян (вто­рая по­ло­ви­на 1820-х-на­ча­ло 1850-х гг.); из­да­ние За­ко­на «Об обя­зан­ных кре­стья­нах» (1842); ре­фор­ма го­су­дар­ствен­ной де­рев­ни под ру­ко­вод­ством П. Д. Ки­се­ле­ва (1837-1841).

6.  Го­су­дар­ствен­ная по­ли­ти­ка, на­це­лен­ная на по­ощ­ре­ние де­я­тель­но­сти на­ци­о­наль­ной бур­жу­а­зии

7.  Де­неж­ная ре­фор­ма Кан­кри­на (1839-1843)

8.  Со­зда­ние С. С. Ува­ро­вым тео­рии «офи­ци­аль­ной на­род­но­сти»

9.  Уже­сто­че­ние цен­зу­ры

10. Борь­ба го­су­дар­ства с тай­ны­ми об­ще­ства­ми и ор­га­ни­за­ци­я­ми

11. Отход от «кос­мо­по­ли­ти­че­ско­го ми­сти­циз­ма» в ду­хов­но-ре­ли­ги­оз­ной сфере и под­дер­жа­ние го­су­дар­ством до­ми­ни­ру­ю­ще­го по­ло­же­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви

12. Ре­фор­мы в си­сте­ме на­род­но­го про­све­ще­ния: уси­ле­ние роли тех­ни­че­ских и при­клад­ных учеб­ных пред­ме­тов в учеб­ном про­цес­се, от­кры­тие 20 жен­ских ин­сти­ту­тов, ре­фор­ма на­чаль­но­го и сред­не­го об­ра­зо­ва­ния

13. По­ли­ти­ка го­су­дар­ства по под­дер­жа­нию це­лост­но­сти Рос­сий­ской им­пе­рии и под­дер­жа­нию по­ряд­ка на её тер­ри­то­рии: по­дав­ле­ние вос­ста­ния в Поль­ше, по­дав­ле­ние «хо­лер­ных» и «кар­то­фель­ных» бун­тов

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти во внеш­ней по­ли­ти­ке:

1.   Рус­ско-иран­ская война (1826-1827)

2.   Рус­ско-ту­рец­кая война (1828-1829)

3.  Про­дол­же­ние по­ли­ти­ки по­ко­ре­ния Рос­си­ей гор­ских племён Кав­ка­за (на­ча­лась в 1817 г.). Ве­де­ние Кав­каз­ской войны в пе­ри­од прав­ле­ния Ни­ко­лая I (1825-1855)

4.  Ак­ти­ви­за­ция про­ник­но­ве­ния Рос­сии в Сред­нюю Азию. При­со­еди­не­ние Стар­ше­го Жуза Ка­зах­ста­на и обостре­ние от­но­ше­ний с Ко­канд­ским хан­ством. Стро­и­тель­ство Рос­си­ей во­ен­ных фор­по­стов для даль­ней­ше­го про­ник­но­ве­ния в Сред­нюю Азию.

5.  Уча­стие рос­сий­ских войск по при­гла­ше­нию ав­стрий­ско­го им­пе­ра­то­ра в по­дав­ле­ние вос­ста­ния в Вен­грии (1849)

6.  Крым­ская война (1853-1856)

Итоги внут­рен­ней по­ли­ти­ки:

1.  Фор­ми­ро­ва­ние в Рос­сии пра­во­мер­ной бю­ро­кра­ти­че­ской мо­нар­хии. Бю­ро­кра­ти­за­ция и фор­ма­ли­за­ция си­сте­мы управ­ле­ния го­су­дар­ством. Уси­ле­ние кон­сер­ва­тив­но-охра­ни­тель­ных тен­ден­ций в управ­ле­нии го­су­дар­ством и вза­и­мо­дей­ствии го­су­дар­ства и об­ще­ства.

2.  Лик­ви­да­ция поль­ской кон­сти­ту­ции после по­ра­же­ния вос­ста­ния 1830 г.

3.  По­пыт­ка со­зда­ния со­вре­мен­ной идео­ло­ги­че­ской базы са­мо­дер­жав­ной вла­сти в Рос­сии («Пра­во­сла­вие-Са­мо­дер­жа­вие-На­род­ность»).

4.  Мо­дер­ни­за­ция и си­сте­ма­ти­за­ция пра­во­вой базы Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­но­сти

5.  Ча­стич­ное об­лег­че­ние по­ло­же­ния кре­пост­ных кре­стьян с по­мо­щью уста­нов­ле­ния ад­ми­ни­стра­тив­но-пра­во­во­го кон­тро­ля го­су­дар­ства за вза­и­мо­от­но­ше­ни­я­ми между по­ме­щи­ка­ми и кре­пост­ны­ми кре­стья­на­ми; ча­стич­ное улуч­ше­ние по­ло­же­ния госу-дар­ствен­ных кре­стьян с по­мо­щью ре­фор­ми­ро­ва­ния их эко­но­ми­че­ской жизни и пра­во­во­го ста­ту­са

6.  На­ча­ло про­мыш­лен­но­го пе­ре­во­ро­та в Рос­сии в усло­ви­ях су­ще­ство­ва­ния кре­пост­но­го права

7.  Оздо­ров­ле­ние фи­нан­со­вой си­сте­мы стра­ны

8.  Ста­нов­ле­ние в Рос­сии си­сте­мы тех­ни­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния

9.  Осо­зна­ние мыс­ля­щей ча­стью об­ще­ства со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ской от­ста­ло­сти Рос­сии в срав­не­нии с раз­ви­ты­ми стра­на­ми Ев­ро­пы в ре­зуль­та­те по­ра­же­ния в Крым­ской войне

Итоги внеш­ней по­ли­ти­ки:

1.  Рас­ши­ре­ние гра­ниц Рос­сий­ской им­пе­рии

2.  Окон­ча­тель­ный крах идео­ло­гии Свя­щен­но­го союза. При­об­ре­те­ние рос­сий­ской мо­нар­хи­ей в ев­ро­пей­ской ли­бе­раль­ной среде ав­то­ри­те­та «ду­ши­тель­ни­цы сво­бо­ды»

3.  По­ра­же­ние Рос­сии в Крым­ской войне и па­де­ние её ав­то­ри­те­та в Ев­ро­пе

 

 

Его́р Тиму́рович Гайда́р (1956  — 2009)  — рос­сий­ский го­су­дар­ствен­ный и по­ли­ти­че­ский де­я­тель, эко­но­мист, док­тор эко­но­ми­че­ских наук.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти: I Как эко­но­мист:

1.  Ос­но­ва­тель и ди­рек­тор Ин­сти­ту­та эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки им. Е. Т. Гай­да­ра.

2.  Автор мно­го­чис­лен­ных пуб­ли­ка­ций по эко­но­ми­ке, не­сколь­ких мо­но­гра­фий, по­свя­щен­ных эко­но­ми­че­ской ис­то­рии Рос­сии и ана­ли­зу про­цес­сов пе­ре­хо­да от пла­но­вой эко­но­ми­ки к ры­ноч­ной.

II Как по­ли­тик и го­су­дар­ствен­ный де­я­тель:

1.  Один из ос­нов­ных ру­ко­во­ди­те­лей и идео­ло­гов эко­но­ми­че­ских ре­форм на­ча­ла 1990-х в Рос­сии.

2.  В 1991—1994 годы за­ни­мал вы­со­кие посты в пра­ви­тель­стве Рос­сии, в том числе в те­че­ние 6 ме­ся­цев был и. о. пред­се­да­те­ля пра­ви­тель­ства.

3.  При­ни­мал уча­стие в под­го­тов­ке Бе­ло­веж­ско­го со­гла­ше­ния.

4.  Под ру­ко­вод­ством Гай­да­ра на­чал­ся пе­ре­ход от пла­но­вой к ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, были про­ве­де­ны ли­бе­ра­ли­за­ция цен, ре­ор­га­ни­за­ция на­ло­го­вой си­сте­мы, ли­бе­ра­ли­за­ция внеш­ней тор­гов­ли, на­ча­та при­ва­ти­за­ция.

5.  Один из клю­че­вых участ­ни­ков со­бы­тий со сто­ро­ны пра­ви­тель­ства во время Кон­сти­ту­ци­он­но­го кри­зи­са 1993 года и пре­кра­ще­ния де­я­тель­но­сти Съез­да на­род­ных де­пу­та­тов и Вер­хов­но­го Со­ве­та Рос­сии.

6.  Ор­га­ни­за­тор ан­ти­во­ен­ных ми­тин­гов во время Пер­вой че­чен­ской войны.

7 Ос­но­ва­тель и один из ру­ко­во­ди­те­лей пар­тий «Де­мо­кра­ти­че­ский выбор Рос­сии» и «Союз пра­вых сил».

8.  Ру­ко­во­ди­тель фрак­ции «Выбор Рос­сии» в Го­су­дар­ствен­ной Думе пер­во­го со­зы­ва (1993—1995) и де­пу­тат от фрак­ции СПС Думы тре­тье­го со­зы­ва (1999—2003).

9.  При­ни­мал уча­стие в раз­ра­бот­ке На­ло­го­во­го ко­дек­са, Бюд­жет­но­го ко­дек­са, за­ко­но­да­тель­ства о Ста­би­ли­за­ци­он­ном фонде.

Итоги и ре­зуль­та­ты:

От­но­ше­ние к Гай­да­ру и его ре­фор­мам про­ти­во­ре­чи­во. Сто­рон­ни­ки Гай­да­ра счи­та­ют, что его ре­фор­мы в 1992 году предот­вра­ти­ли мас­со­вый голод и граж­дан­скую войну, со­зда­ли ос­но­вы для бу­ду­ще­го роста эко­но­ми­ки. Оп­по­нен­ты Гай­да­ра об­ви­ня­ют его в раз­лич­ных от­ри­ца­тель­ных по­след­стви­ях ре­форм от па­де­ния уров­ня жизни до со­зна­тель­но­го раз­ру­ше­ния эко­но­ми­ки. Су­ще­ству­ют также про­ме­жу­точ­ные точки зре­ния, усмат­ри­ва­ю­щие в его де­я­тель­но­сти как по­ло­жи­тель­ные, так и от­ри­ца­тель­ные сто­ро­ны. Па­мять Гай­да­ра уве­ко­ве­че­на ука­зом пре­зи­ден­та Рос­сии.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

В слу­чае, когда в от­ве­те пра­виль­но ука­за­но время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля или ука­за­ние вре­ме­ни жизни от­сут­ству­ет (кри­те­рий К1), а факты, ис­поль­зо­ван­ные при ха­рак­те­ри­сти­ке ос­нов­ных на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти (кри­те­рий К2), су­ще­ствен­но ис­ка­жа­ют смысл от­ве­та и сви­де­тель­ству­ют о не­по­ни­ма­нии вы­пуск­ни­ком эпохи, в ко­то­рую жил ис­то­ри­че­ский де­я­тель, ответ оце­ни­ва­ет­ся 0 бал­лов (по всем кри­те­ри­ям (К1–К3) вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов).

Кри­те­рий Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние С6 Баллы
K1 Время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля
Пра­виль­но ука­за­но время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля (с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия или части века; точ­но­го ука­за­ния дат жизни не тре­бу­ет­ся).
ИЛИ Время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля в явном виде не ука­за­но, но при­ведённые вы­пуск­ни­ком даты со­бы­тий, свя­зан­ных с ним, сви­де­тель­ству­ют о зна­нии вре­ме­ни жизни дан­но­го де­я­те­ля.
ИЛИ Пра­виль­но ука­зан век; до­пу­ще­на не­точ­ность при ука­за­нии од­но­го из де­ся­ти­ле­тий века, когда жил ис­то­ри­че­ский де­я­тель (или дат жизни).
В ка­че­стве пра­виль­но­го от­ве­та может быть также за­счи­та­но вер­ное ука­за­ние лет (или пе­ри­о­да) прав­ле­ния, ак­тив­ной го­су­дар­ствен­ной (во­ен­ной и т.п.) де­я­тель­но­сти
1
Ука­зан толь­ко век, когда жил ис­то­ри­че­ский де­я­тель.
ИЛИ Время жизни ис­то­ри­че­ско­го де­я­те­ля ука­за­но не­пра­виль­но или не ука­за­но
0
K2 Ха­рак­те­ри­сти­ка де­я­тель­но­сти
Пра­виль­но ука­за­ны не менее двух на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти, дана ха­рак­те­ри­сти­ка каж­до­го из них 3
Пра­виль­но ука­за­но толь­ко одно на­прав­ле­ние де­я­тель­но­сти, без фак­ти­че­ских оши­бок дана его ха­рак­те­ри­сти­ка, вто­рое на­прав­ле­ние в явном виде не ука­за­но, но без фак­ти­че­ских оши­бок дана его ха­рак­те­ри­сти­ка
ИЛИ Пра­виль­но ука­за­ны не менее двух на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти, дана ха­рак­те­ри­сти­ка каж­до­го из них, при этом до­пу­ще­ны фак­ти­че­ские ошиб­ки, не при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию смыс­ла.
ИЛИ Пра­виль­но ука­за­ны одно-два на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти, без фак­ти­че­ских оши­бок дана ха­рак­те­ри­сти­ка де­я­тель­но­сти толь­ко од­но­го из них
2
Пра­виль­но ука­за­но одно-два на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти, дана ха­рак­те­ри­сти­ка од­но­го на­прав­ле­ния, при этом до­пу­ще­ны фак­ти­че­ские ошиб­ки, не при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию смыс­ла.
ИЛИ На­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти в явном виде не ука­за­ны, без фак­ти­че­ских оши­бок дана ха­рак­те­ри­сти­ка од­но­го или не­сколь­ких на­прав­ле­ний де­я­тель­но­сти.
ИЛИ Пра­виль­но ука­за­ны одно-два на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти. Без фак­ти­че­ских оши­бок при­ве­де­ны толь­ко част­ные ис­то­ри­че­ские факты, от­но­ся­щи­е­ся к жизни или де­я­тель­но­сти лич­но­сти, но не поз­во­ля­ю­щие при­нять их в ка­че­стве пол­но­цен­ной ха­рак­те­ри­сти­ки де­я­тель­но­сти
1
ИЛИ На­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти в явном виде не ука­за­ны, при ха­рак­те­ри­сти­ке де­я­тель­но­сти до­пу­ще­ны фак­ти­че­ские ошиб­ки, не при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию смыс­ла.
ИЛИ Пра­виль­но ука­за­ны толь­ко на­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти. ИЛИ На­прав­ле­ния де­я­тель­но­сти не ука­за­ны, при­ве­де­ны толь­ко факты, от­но­ся­щи­е­ся к жизни и/или де­я­тель­но­сти лич­но­сти.
ИЛИ Ос­нов­ные ис­то­ри­че­ские факты при­ве­де­ны с фак­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми, су­ще­ствен­но ис­ка­жа­ю­щи­ми смысл от­ве­та
0
K3 Ука­за­ние ре­зуль­та­тов де­я­тель­но­сти
Без фак­ти­че­ских оши­бок ука­за­ны ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти по двум на­прав­ле­ни­ям 2
Без фак­ти­че­ских оши­бок ука­за­ны ре­зуль­та­ты толь­ко по од­но­му на­прав­ле­нию.
ИЛИ Ука­за­ны ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти по двум на­прав­ле­ни­ям, при этом до­пу­ще­ны фак­ти­че­ские ошиб­ки, не при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию смыс­ла
1
Ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти не от­но­сят­ся к ука­зан­ным на­прав­ле­ни­ям.
ИЛИ Ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти даны в пре­дель­но обобщённых фор­му­ли­ров­ках, не от­но­ся­щих­ся не­по­сред­ствен­но к ука­зан­ным на­прав­ле­ни­ям де­я­тель­но­сти.
ИЛИ Ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти при­ве­де­ны с фак­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми, су­ще­ствен­но ис­ка­жа­ю­щи­ми смысл.
ИЛИ Ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти не при­ве­де­ны
0
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов 6
Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 24.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1