Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Владимир Мономах; 2) Елизавета I (королева Англии); 3) М. И. Кутузов; 4) Л. Д. Троцкий.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
Пояснение. Владимир Мономах (1078-1125)
Основные направления деятельности:
1. С 1078 г. князь Черниговский
2. С 1094 г. князь Переяславский
3. С 1113 г. Великий князь Киевский
4. Организация съезда «на устроение мира» князей в Любече (попытка преодолеть княжеские усобицы и решить вопрос о престолонаследии в Киеве и отдельных княжествах)
5. Военные походы против степняков-половцев
6. Составления «Устава Владимира Всеволодовича», завершающего законодательного акта «Русской Правды»
7. Составление князем «Поучения»
8. Дальнейшая редакция при великом князе «Повести временных лет»
Итоги:
1. Узаконивание передачи престола в местных княжествах по отчинному принципу (от отца к сыну), а в Киеве по лествичному принципу (по старшинству в роде)
2. Ослабление набегов степняков на русские земли
3. Дальнейшее развития письменного права
4. Расширение границ Киевской Руси
5. Попытка выработки духовно-религиозных основ «кодекса» чести православного правителя
5. Развитие церковного зодчества
6. Развитие религиозной и светской культуры
Елизавета I
Годы жизни: 1533 – 1603.
Королева Англии в 1558 – 1603 гг., дочь Генриха VIII Тюдора и Анны Болейн. Унаследовала трон после смерти бездетной Марии I Тюдор.
Основные направления деятельности:
Внутренняя политика:
1. Восстановление англиканской церкви. Елизавете I cтала ее главой согласно «Акту о супрематии» (1559 г.). При ней был разработан новый символ веры – «39 статей».
2. Совершенствование государственного аппарата. При Елизавете Iбыла значительно усилен королевская администрация, упорядочено финансовое ведомство. Англиканская церковь как умеренная форма протестантизма утвердилась в качестве государственной религии.
3. Экономическая политика. Елизавета поощряла развитие новых производств, привлекала в страну искусных мастеров-эмигрантов, покровительствовала торговым компаниям.
Внешняя политика:
1. Участвовала в подавлении восстания протестантов в Шотландии на стороне кальвинистов. Конфликт был улажен заключением выгодного для Англии Эдинбургского договора в 1560 г.
2. Торговая и колониальная экспансия Англии. Систематически проводились завоевательные экспедиции в Ирландию.
3. Англо-Испанское противостояние. В конце 1580-х гг. Испания начала готовиться к вторжению в Англию, однако контратака Дрейка под Кадисом задержала его. В 1558 г. испанский флот - Непобедимая армада - отправился к Британским островам, но был разбит англичанами.
Основные итоги деятельности:
1. Были укреплены позиции абсолютизма.
2. Была восстановлена и усилена англиканская церковь.
3. Разгром испанской Непобедимой армады в 1588 г., и широкая колонизация Ирландии.
Сорокапятилетнее правление Елизаветы I считается периодом расцвета английского абсолютизм и «Золотым веком» ренессансной культуры в стране.
Кутузов, Голенищев-Кутузов Михаил Илларионович1745 — 1813
русский полководец, генерал-фельдмаршал (31 августа 1812).
Основные направления деятельности: I. Полководец:
1.В 1761 произведён в прапорщики и назначен командиром роты Астраханского пехотного полка.
2. С 1762 адъютант ревельского генерал-губернатора, в 1764—65 командовал мелкими отрядами в действиях против польских конфедератов.
3. Во время русско-турецкой войны 1768—74 — на штабных должностях, участвовал в боях при Рябой Могиле, Ларге, Кагуле и др.
4. В 1774 под Алуштой тяжело ранен в висок и правый глаз.
5. В 1784 произведён в генерал-майоры и ему было поручено формирование Бугского егерского корпуса, с которым он участвовал в начале русско-турецкой войны 1787—91.
6. Кутузов был учеником и соратником А. В. Суворова. В декабре 1790 К., командуя 6-й колонной, участвовал в штурме Измаила, затем в сражениях при Бабадаге и Мачине.
7. В августе 1805 во время русско-австро-французской войны 1805 назначен главнокомандующим русской армией, направленной на помощь Австрии. Узнав во время похода о капитуляции австрийской армии генерала К. Макка под Ульмом, К. предпринял знаменитый марш-манёвр от Браунау до Ольмюца и искусно вывел русские войска из-под удара превосходящих сил противника, одержав в ходе отступления победы при Амштеттене и Кремсе. Предложенный К. план действий против Наполеона не был принят Александром I и его австрийскими военными советниками. Несмотря на возражения К., который фактически был отстранён от руководства руско-австрийскими войсками, союзные монархи (Александр I и Франц I) дали Наполеону генеральное Аустерлицкое сражение 1805, окончившееся победой французов. Хотя К. сумел спасти отступившие русские войска от полного разгрома, он подвергся опале Александра I и назначался на второстепенные посты. В условиях надвигавшейся войны с Наполеоном и необходимости завершить затянувшуюся войну (1806—12) с Турцией царь был вынужден 7 марта 1811 назначить К. главнокомандующим Молдавской армией. К. отказался от прежней системы ведения войны, которая сводилась к захвату и удержанию крепостей и кордонному расположению войск. Он создал подвижные корпуса и начал весеннюю кампанию 1811 активными действиями. 22 июля под Рущуком русские войска одержали крупную победу, а в октябре К., успешно реализовав разработанный им стратегический план, окружил и взял в плен под Слободзеей всю турецкую армию. За эту победу получил титул графа (29 октября 1811).
II. Дипломат:
1. В 1792—1794 возглавлял чрезвычайное русское посольство в Константинополе, сумев добиться для России ряда внешнеполитических и торговых преимуществ.
2. Будучи опытным дипломатом, Кутузов добился подписания выгодного для России Бухарестского мирного договора 1812, за что получил титул светлейшего князя (29 июля 1812).
III. Государственный деятель:
1.В 1794 директор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса,
2. в 1795 — 99 командующий и инспектор войск в Финляндии, выполнял ряд дипломатических поручений (переговоры с Пруссией и Швецией).
3. В 1798 произведён в генералы от инфантерии.
4. Был литовским (1799—1801) и петербургским (1801—02) военным губернатором. В 1802 К., попав в опалу, уволился из армии и находился в отставке. киевского военного губернатора (1806—07), командира корпуса в Молдавской армии (1808), литовского военного губернатора (1809—11).
Троцкий Лев Давидович (настоящая фамилия Бронштейн) (1879—1940), российский и международный политический деятель.
Основные направления деятельности: I До революции
1. В 1896 г. примкнул к социал-демократическому движению, неоднократно арестовывался. В 1902 г. бежал из ссылки за границу, где познакомился с В. И. Лениным.
2. Троцкому принадлежит идея «перманентной» (непрерывной) революции.
3. В 1905 г., за участие в революционных событиях, он был арестован и приговорён к вечному поселению в Сибири, но сразу же бежал и уехал за границу. В мае 1917 г. вернулся в Россию.
4. Троцкий — один из организаторов Октябрьского переворота.
II После революции
1. В октябре 1917 г. он занял пост наркома по иностранным делам, в 1918 г. руководил советской делегацией на переговорах в Брест-Литовске (ныне Брест в Белоруссии). Отказавшись принять ультиматум германского и австрийского командования, сорвал первый этап переговоров.
2. В том же году Троцкого назначили народным комиссаром по военным делам и Председателем Реввоенсовета Республики.
3. Он один из создателей Красной армии; теоретик и практик красного террора; инициатор возникновения концентрационных лагерей.
4. Троцкий выступал за трудовые армии и жёсткое распределение продуктов питания. Проявляя склонность к администрированию и использованию силы, он тем не менее поддержал Ленина в вопросе о необходимости введения нэпа.
5. После смерти Ленина (январь 1924 г.) Троцкий проиграл внутрипартийную борьбу И. В. Сталину; его сняли со всех должностей и исключили из партии.
6. После ссылки в Алма-Ату (1928 г.) Троцкого вместе с семьёй выслали в Турцию (1929 г.), а в 1932 г. лишили советского гражданства.
8. За границей он был вынужден переезжать из страны в страну (Франция, Норвегия, Мексика). Троцкий занимался публицистической и литературной деятельностью; разоблачал сталинский режим; вёл работу по созданию 4-го Интернационала.
21 августа 1940 г. он был убит на своей вилле Койякана в Мексике агентом НКВД — испанским коммунистом Р. Меркадером.
В случае, когда в ответе правильно указано время жизни исторического деятеля или указание времени жизни отсутствует (критерий К1), а факты, использованные при характеристике основных направлений деятельности (критерий К2), существенно искажают смысл ответа и свидетельствуют о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по всем критериям (К1–К3) выставляется 0 баллов).
| Критерий | Критерии оценивания ответа на задание С6 | Баллы |
|---|---|---|
| K1 | Время жизни исторического деятеля | |
| Правильно указано время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века; точного указания дат жизни не требуется). ИЛИ Время жизни исторического деятеля в явном виде не указано, но приведённые выпускником даты событий, связанных с ним, свидетельствуют о знании времени жизни данного деятеля. ИЛИ Правильно указан век; допущена неточность при указании одного из десятилетий века, когда жил исторический деятель (или дат жизни). В качестве правильного ответа может быть также засчитано верное указание лет (или периода) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности | 1 | |
| Указан только век, когда жил исторический деятель. ИЛИ Время жизни исторического деятеля указано неправильно или не указано | 0 | |
| K2 | Характеристика деятельности | |
| Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них | 3 | |
| Правильно указано только одно направление деятельности, без фактических ошибок дана его характеристика, второе направление в явном виде не указано, но без фактических ошибок дана его характеристика ИЛИ Правильно указаны не менее двух направлений деятельности, дана характеристика каждого из них, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности, без фактических ошибок дана характеристика деятельности только одного из них | 2 | |
| Правильно указано одно-два направления деятельности, дана характеристика одного направления, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, без фактических ошибок дана характеристика одного или нескольких направлений деятельности. ИЛИ Правильно указаны одно-два направления деятельности. Без фактических ошибок приведены только частные исторические факты, относящиеся к жизни или деятельности личности, но не позволяющие принять их в качестве полноценной характеристики деятельности | 1 | |
| ИЛИ Направления деятельности в явном виде не указаны, при характеристике деятельности допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла. ИЛИ Правильно указаны только направления деятельности. ИЛИ Направления деятельности не указаны, приведены только факты, относящиеся к жизни и/или деятельности личности. ИЛИ Основные исторические факты приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл ответа | 0 | |
| K3 | Указание результатов деятельности | |
| Без фактических ошибок указаны результаты деятельности по двум направлениям | 2 | |
| Без фактических ошибок указаны результаты только по одному направлению. ИЛИ Указаны результаты деятельности по двум направлениям, при этом допущены фактические ошибки, не приведшие к существенному искажению смысла | 1 | |
| Результаты деятельности не относятся к указанным направлениям. ИЛИ Результаты деятельности даны в предельно обобщённых формулировках, не относящихся непосредственно к указанным направлениям деятельности. ИЛИ Результаты деятельности приведены с фактическими ошибками, существенно искажающими смысл. ИЛИ Результаты деятельности не приведены | 0 | |
| Максимальное количество баллов | 6 | |
PDF-версии: 