ЕГЭ по истории 24.04.2014. Досрочная волна. Вариант 3.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
В каком из перечисленных политических центров Руси в XII–XV вв. существовала республиканская форма правления?
1. В Новгородской земле
2. В Черниговской земле
3. Во Владимиро-Суздальской земле
4. В Смоленской земле
Ответ:
Русская рать в Невской битве в 1240 г. сражалась против
1) шведов
2) поляков
3) половцев
4) ливонцев
Ответ:
К последствиям установления ордынского владычества на Руси относится
1) начало раздробления Древнерусского государства
2) отмена местничества
3) введение уроков и погостов
4) получение русскими князьями ярлыков на княжение
Ответ:
Какое из перечисленных архитектурных сооружений является памятником шатрового зодчества?
1. Церковь Спаса на Нередице в Новгороде
2. Церковь Вознесения в Коломенском
3. Софийский собор в Киеве
4. Дмитриевский собор во Владимире
Ответ:
Прочтите отрывок из летописи и укажите год, когда произошли описанные события.
«Пришли иноплеменники на Русскую землю, половцев множество. Изяслав же, и Святослав, и Всеволод вышли против них на Альту. И ночью пошли друг на друга. Навёл на нас Бог [врагов] за грехи наши, и побежали русские князья, и победили половцы.
Когда Изяслав со Всеволодом бежали в Киев, а Святослав — в Чернигов, то киевляне прибежали в Киев, и собрали вече на торгу, и послали к князю сказать: "Вот, половцы рассеялись по всей земле, дай, княже, оружие и коней, и мы ещё раз сразимся с ними". Изяслав же того не послушал. И стали люди роптать на воеводу Коснячка; пошли на гору с веча, и пришли на двор Коснячков, и, не найдя его, стали у двора Брячислава, и сказали: "Пойдём освободим дружину свою из темницы" <…>».
1) 1036 г.
2) 1068 г.
3) 1111 г.
4) 1223 г.
Ответ:
Кто из перечисленных лиц был современником Петра I?
1) А. А. Аракчеев
2) Е. П. Хабаров
3) П. И. Ягужинский
4) Н. А. Милютин
Ответ:
Как называется река, на берегах которой при отступлении в 1812 г. «великая армия» Наполеона потеряла до 50 тысяч человек, бóльшую часть артиллерии и обозов?
1) Одер
2) Западная Двина
3) Березина
4) Неман
Ответ:
Революционные события в странах Европы в 1848–1849 гг. побудили Николая I
1) провести аресты участников восстания на Сенатской площади
2) ввести российские войска на территорию Австрийской империи
3) учредить III отделение императорской канцелярии
4) издать цензурный устав, прозванный современниками «Чугунным»
Ответ:
Прочтите отрывок из письма военачальника и укажите дважды пропущенное в тексте географическое название.
«Имею времени только тебе сказать, что 18 ноября произошло сражение при <…>. Нахимов со своей эскадрою уничтожил турецкую и взял пашу в плен. <…> — город теперь развалина, ибо дело происходило под его стенами и турки с судами бросились на берег и зажгли их. Битва славная… Я с отрядом пароходов пришёл вначале и потому был свидетелем великого подвига Черноморского флота. Ура, Нахимов! …Благословляю вас всех».
1) Гангут
2) Калиакрия
3) Синоп
4) Корфу
Ответ:
Идеологом консервативного направления общественной мысли в России в конце XIX в. был
1) К. П. Победоносцев
2) В. И. Ленин
3) А. И. Герцен
4) Л. Д. Троцкий
Ответ:
Что из перечисленного было одним из последствий отмены крепостного права?
1. Ослабление экономических связей между городом и деревней
2. Рост дворянского землевладения
3. Более активное использование наёмного труда
4. Прекращение деятельности крестьянских сельских сходов
Ответ:
Прочтите отрывок из документа и укажите год его создания.
«Государь! Разве это согласно с Божескими законами, милостью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли умереть — умереть всем нам, трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты-эксплуататоры рабочего класса и чиновники-казнокрады и грабители русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнёт чиновников. Разрушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение».
1) 1861 г.
2) 1881 г.
3) 1896 г.
4) 1905 г.
Ответ:
Автором какой из перечисленных картин является художник В. И. Суриков?
1) «Переход Суворова через Альпы»
2) «Сватовство майора»
3) «Алёнушка»
4) «Грачи прилетели»
Ответ:
В статье И. В. Сталина «Головокружение от успехов»
1) признавалась ошибочной теория построения социализма в одной отдельно взятой стране
2) в сторону уменьшения корректировались темпы индустриализации
3) обосновывалась необходимость заключения с Германией Пакта о ненападении
4) вина за негативные явления, проявившиеся в ходе коллективизации, возлагалась на местных руководителей
Ответ:
Поражение Корниловского мятежа в августе 1917 г. привело к
1) отказу Временного правительства от идеи созыва Учредительного собрания
2) усилению роли сторонников монархии в политической жизни России
3) созданию первого коалиционного правительства с участием социалистов
4) усилению позиций большевиков в Советах
Ответ:
От имени советского командования безоговорочную капитуляцию фашистской Германии в ночь на 9 мая 1945 г. подписал
1) К. Е. Ворошилов
2) Г. К. Жуков
3) А. М. Василевский
4) И. С. Конев
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите название военной операции, о которой идёт речь.
«За семнадцать дней наступления армия продвинулась на триста пятьдесят километров, форсировала Березину и Неман, вместе с соседями овладела городами Бобруйском и Минском, освободила пять тысяч населённых пунктов… Огромную помощь нам оказали партизаны Белоруссии. Множество их бригад, отрядов и групп сковывали противника в его тылу, срывали его перевозки, содействовали нашим войскам в форсировании рек.
Влившись в ряды нашей армии, партизаны не просто её пополнили, а умножили её героизм».
1) «Кутузов»
2) «Кольцо»
3) «Багратион»
4) «Уран»
Ответ:
Какое из перечисленных событий общественно-политической жизни в СССР произошло позже других?
1. Принятие программы построения коммунизма
2. Отмена статьи 6 Конституции СССР — о руководящей и направляющей роли КПСС
3. Принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий»
4. Судебный процесс против писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля
Ответ:
Что из перечисленного явилось одним из результатов процесса «разрядки» международной напряжённости в 1970-е гг.?
1. Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
2. Подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой
3. Вступление СССР в Лигу Наций
4. Выдвижение концепции «нового политического мышления»
Ответ:
Одним из итогов «культурной революции» в СССР является
1) переход на григорианский календарь
2) создание Московского художественного театра
3) введение всеобщего начального образования
4) открытие Исторического музея в Москве
Ответ:
Когда был подписан Федеративный договор?
1. В 1980 г.
2. В 1985 г.
3. В 1990 г.
4. В 1992 г.
Ответ:
Расположите исторических личностей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены исторические личности, в правильной последовательности в ответ.
1) Софья Алексеевна
2) Фёдор Иоаннович
3) Дмитрий Шемяка
4) Михаил Фёдорович
5) Елена Глинская
Ответ:
Какие три из перечисленных исторических лиц являлись современниками царя Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
| 1) С. Т. Разин | 2) Б. И. Морозов | 3) А. Г. Орлов |
| 4) Г. А. Потёмкин | 5) С. С. Уваров | 6) А. Л. Ордин-Нащокин |
Ответ:
Установите соответствие между событиями и годами, когда они произошли: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) авария на Чернобыльской АЭС
Б) провозглашение суверенитета РСФСР
В) принятие конституции развитого социализма
Г) деятельность ГКЧП
1) 1977 г.
2) 1991 г.
3) 1986 г.
4) 1990 г.
5) 1993 г.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям XIX в.
| 1) декабристы; | 2) промышленный переворот; | 3) октябристы; |
| 4) контрреформы; | 5) отрезки; | 6) аракчеевщина. |
Найдите и запишите порядковый номер термина, понятия, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
Напишите термин, о котором идёт речь.
«Члены фракции, созданной в апреле 1906 г. группой депутатов I Государственной думы из крестьян и интеллигентов народнического направления.»
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
| Правитель | Век | Современники |
|---|---|---|
| Иван IV | __________(А) | Андрей Курбский, Борис Годунов |
| Александр Невский | __________(Б) | __________(В) |
| __________(Г) | XIV в. | Александр Пересвет, Владимир Андреевич Серпуховской |
| __________(Д) | X в. | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) Батый, Даниил Галицкий
2) Дмитрий Донской
3) Юрий Долгорукий
4) Софья Палеолог, Ахмат
5) XV в.
6) древлянский князь Мал, воевода Претич
7) XVI в.
8) княгиня Ольга
9) XIII в.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите отрывок из работы историка.
«Резкое недовольство политикой царского правительства начинала проявлять даже часть дворянства, убедившаяся в неспособности России одержать победу над своими противниками и напуганная ростом крестьянского движения. Отражая эти настроения, известные русские общественные деятели того времени, вроде М. П. Погодина, Ю. Ф. Самарина, П. А. Валуева и др., в своих записках, расходившихся в рукописях по всей
России, критиковали политику правительства, обвиняли его в неумении отстаивать интересы государства. "Зачем завязали мы дело, не рассчитав последствий, или зачем не приготовились, из осторожности, к этим
последствиям? — спрашивал, например, Валуев. — Зачем встретили войну без винтовых кораблей и штуцеров? Зачем ввели горсть людей в Княжества и оставили горсть людей в Крыму? Зачем заняли Княжества, чтобы их очистить, перешли Дунай, чтобы из-за него вернуться, осаждали Силистрию, чтобы снять осаду, объявляли ультиматумы, чтобы их не держаться, и прочая, и прочая, и прочая". "А каких друзей приготовила нам прежняя политика и дипломатика? — вторил ему Погодин. — Никаких. Помощи нам ожидать неоткуда. Друзья нас предали".
…Оппозиционное отношение к правительству со стороны части дворянства открыто проявилось в выборах командиров ополчения, когда были избраны опальный генерал Ермолов и другие неугодные царю генералы и офицеры. Напряжённое внутриполитическое положение в стране заставляло царское правительство усиленно искать способ прекращения войны — на победу оно уже не рассчитывало. К этому побуждало его и международное положение России, непрерывно ухудшавшееся по мере продолжения войны».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Современниками описываемых в отрывке событий были В. А. Корнилов и П. С. Нахимов.
2) Военное поражение, о котором идёт речь в отрывке, стало одной из причин проведения масштабных радикальных реформ.
3) Упоминаемая в отрывке война началась в годы правления императора Александра II.
4) Одной из причин военного поражения России в войне, о которой идёт речь, современники описываемых событий считали отсутствие у русской армии современного вооружения.
5) В период описываемых событий дворянство выразило единодушную поддержку политике российского императора.
6) Мирный договор, завершивший войну, о которой идёт речь в отрывке, был заключён в Берлине.
Ответ:
Укажите век, в котором происходили события, обозначенные на схеме. Ответ запишите словом.
Ответ:
Напишите имя князя, погибшего в месте, обозначенном на схеме цифрой «3».
Ответ:
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Князь, походы которого обозначены на схеме, планировал перенести столицу Древнерусского государства.
2) Последствием походов князя, обозначенных на схеме, стала раздробленность русских земель.
3) В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, произошло первое столкновение русских и монгольских войск.
4) В городе, обозначенном на схеме цифрой «2», был заключён первый письменный договор Древнерусского государства.
5) В ходе одного из походов, обозначенных на схеме, князем и его дружиной был разгромлен Хазарский каганат.
6) Во время походов князя, которые обозначены на схеме, государством управляла его жена.
Ответ:
Какие суждения о данной карикатуре являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На карикатуре изображён политический деятель, пришедший к власти в Германии в 1939 г.
2) На карикатуре отражены события, произошедшие в период коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
3) Все удары Красной армии, образно показанные на карикатуре, были нанесены в зимний период.
4) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, уже был открыт Второй фронт во Франции.
5) В период, когда произошли события, отражённые на карикатуре, союзники СССР действовали против Германии и её союзников в Северной Африке.
Ответ:
Укажите изображение объекта, возведённого в период руководства СССР политического деятеля, при котором произошли события, отражённые на карикатуре. В ответе запишите цифру, которой это изображение обозначено.
Ответ:
Назовите автора данного письма. Укажите год, когда было написано письмо. Назовите московского князя, правившего в период, когда среднеазиатский завоеватель, упомянутый в письме, вторгся в русские земли.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Почему, по мнению автора письма, Пугачёв надеялся на пощаду? Укажите одну любую причину. Почему автор письма считает, что Пугачёва помиловать нельзя? Укажите две причины.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Почему для автора письма особенно важен факт признания Пугачёвым своего происхождения? Используя знание исторических фактов, приведите любые два объяснения подозрений автора данного письма о существовании связи Пугачёва с иностранными державами.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Несмотря на совместные действия СССР и США против нацистской Германии в ходе Второй мировой войны, послевоенная политика оказалась поставленной в зависимость от идеологических и других разногласий. Какие факты подтверждают наличие между двумя странами разногласий, существовавших во второй половине 1940-х гг. и получивших название «холодная война»? Приведите любые три факта.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Поражения на фронтах русско-японской войны стали важнейшей причиной начавшейся Первой российской революции».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Владимир Мономах; 2) Елизавета I (королева Англии); 3) М. И. Кутузов; 4) Л. Д. Троцкий.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.