В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Развитие России в XVII в. шло в ином направлении, чем развитие Западной Европы».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
Правильный ответ должен содержать аргументы.
1. В подтверждение, например:
−расширение и упрочение феодальной собственности на землю послужило основой юридического оформления крепостного права, что противоречило направлению социально- экономического развития Западной Европы в XVII в.;
−использование крепостного труда в мануфактурном производстве, что противоречило направлению экономического развития стран Запада в этот период;
−в отличие от Западной Европы, в России отсутствовала буржуазия; торговлей занималось купечество;
−сохранение военной роли полурегулярных стрелецких полков и поместного (дворянского) войска в то время, когда на Западе создавались регулярные армии;
−европеизация в культуре и быту затронула только часть высшего слоя российского общества; −оставалось господствующим религиозное мировоззрение.
2. В опровержение, например:
−государство использовало опыт иностранных специалистов, в Москве для них построена новая Немецкая слобода;
−реорганизация и совершенствование вооружённых сил (создание полков «иноземного строя», изменения в порядке комплектования и набора в полки, распределение военных корпусов по округам);
−изготовление оружия с учётом западноевропейского опыта;
−появляются первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, первая рукописная газета; создаётся первый театр; всё больше представителей верхних слоёв общества владеет иностранными языками (польским, латинским), носит европейскую одежду; знать всё чаще берёт на службу европейских врачей и учителей.
Могут быть приведены другие аргументы.

