СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
≡ история
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Тре­тья четверть XIX века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д11 № 267

Прочтите отрывок из документа и определите название крестьян, о которых идёт в нём речь.

 

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их осёдлость, и сверх того то количество полевой земли, которое определяется в местных положениях. Крестьяне обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами».

 

1) приписные

2) посессионные

3) временнообязанные

4) «вольные хлебопашцы»


2
Задания Д11 № 306

Прочтите отрывок из исторического очерка И. А. Христофорова и определите дату реформы, о которой в нём идёт речь.

 

«Целью реформаторов было максимально изолировать крестьян от их бывших владельцев... Но лишение помещиков непосредственного контроля над крестьянами, а значит и над местной жизнью в целом, означало, что этот контроль должен быть передан в другие руки...

Так появилась идея мировых посредников, призванных взять на себя нелёгкое бремя реализации реформы, разъяснения её и крестьянам, и их бывшим владельцам, улаживания конфликтов и т.п.».

 

1) 1842 г.

2) 1861 г.

3) 1874 г.

4) 1889 г.


3
Задания Д11 № 342

Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите даты событий, о которых идёт речь.

 

«Рядом походов... были почти завоёваны сначала ханство Кокандское, потом Бухарское... Рядом походов, начатых <позже> под начальством генерал-губернатора Ташкентского Кауфмана и законченных текинской экспедицией Скобелева... завоёвана была и Хива. Таким образом, юго-восточные границы России само собой дошли до могущественных естественных преград. Такими преградами являются: хребты Гинду-куш, Тянь-Шань, Афганистан, Английская Индия и Китай».

 

1) 1800—1810-е гг.

2) 1830—1840-е гг.

3) 1860—1880-е гг.

4) 1890—1900-е гг.


4
Задания Д11 № 345

Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний В. Н. Фиг­нер и опре­де­ли­те, о каком раз­де­ле в нём идёт речь.

 

«Тут на пер­вых же порах Квят­ков­ский, Мо­ро­зов и Ми­хай­лов стали жа­ло­вать­ся на сто­рон­ни­ков де­я­тель­но­сти в де­рев­не, что они тор­мо­зят ра­бо­ту по тер­ро­ру... Ещё и ещё го­во­ри­ли они на ту же тему, и воз­ра­же­ний те­перь не было: глав­ные оп­по­нен­ты — Пле­ха­нов, Попов, Сте­фа­но­вич — от­сут­ство­ва­ли; Пе­ров­ская и я, ко­то­рые в Во­ро­не­же ко­ле­ба­лись, ста­ра­ясь со­хра­нить един­ство ор­га­ни­за­ции, пе­ре­ста­ли со­про­тив­лять­ся, когда дело кос­ну­лось прак­ти­ки и пе­тер­бург­ские то­ва­ри­щи от­кры­ли нам, что все сред­ства для по­ку­ше­ний при­го­тов­ле­ны и остаётся толь­ко осу­ществ­лять за­мы­сел, вме­сто того чтобы сто­ять на мёртвой точке... Во­прос о судь­бе [ор­га­ни­за­ции], о раз­де­ле был по­став­лен на­ко­нец реб­ром и решён утвер­ди­тель­но...»

 

1) де­каб­ри­стов на Се­вер­ное и Южное об­ще­ства

2) ли­бе­ра­лов на за­пад­ни­ков и сла­вя­но­фи­лов

3) «Земли и воли» на «На­род­ную волю» и «Чёрный пе­ре­дел»

4) РСДРП на боль­ше­ви­ков и мень­ше­ви­ков


5
Задания Д11 № 423

Прочтите от­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта и вы­бе­ри­те про­дол­же­ние из пред­ло­жен­ных вариантов.

 

«Ст. 1. Для за­ве­до­ва­ния делами, от­но­ся­щи­ми­ся к мест­ным хо­зяй­ствен­ным поль­зам и нуждам, об­ра­зу­ют­ся зем­ские учреждения.

Ст. 2. Дела, под­ле­жа­щие ве­де­нию зем­ских учреждений:

 

1) За­ве­до­ва­ние имуществами, ка­пи­та­ла­ми и де­неж­ны­ми сбо­ра­ми земства.

2) Устрой­ство и со­дер­жа­ние при­над­ле­жа­щих зем­ству зда­ний и путей сообщения.

3) Меры обес­пе­че­ния на­род­но­го продовольствия.

4) За­ве­до­ва­ние зем­ски­ми бла­го­тво­ри­тель­ны­ми заведениями; спо­со­бы пре­кра­ще­ния нищенства; по­пе­че­ние о по­стро­е­нии церквей.


6
Задания Д11 № 462

Прочтите отрывок из работы историка С. Г. Пушкарёва и определите название творческого объединения, о котором идёт в нём речь.

 

«Страстная оппозиция классическому, академическому стилю оперного искусства исходила от [этого объединения]. Пианист М. А. Балакирев стал вдохновителем и вождём этой группы молодых новаторов, восставших против окостеневших канонов одновременно с «народниками» в литературе и «передвижниками» в живописи. В [объединение, возникшее] между 1857 и 1862 гг., входили офицер инженерной службы Цезарь Кюи, армейский поручик М. П. Мусоргский, учёный-химик А. П. Бородин и морской офицер Н. А. Римский-Корсаков. Все они стали выдающимися композиторами. Они стремились к реализму и народности в музыке».

 

1) «Могучая кучка»

2) «Левый фронт»

3) «Арзамас»

4) «Мир искусства»


7
Задания Д11 № 501

Прочтите отрывок из работы историка В. Г. Чернухи и определите, какое время в нём описывается.

 

«Вся Россия находилась в состоянии недовольства и ожидания. Расходы на войну привели к дефицитному бюджету, лишавшему правительство свободы финансового манёвра. Война и не развивавшаяся далее аграрная реформа ухудшили положение в деревне. Нищее российское крестьянство, не видевшее в массе возможности своими силами решить проблему малоземелья, начинает питать иллюзии относительно расширения своего надела за счёт господского. Так возникают слухи о «чёрном переделе» — даровом получении земли, грозящие опасностью массового взрыва. Народовольцы, не имея нормальных политических средств борьбы, отчаявшись, переходят к террористическим действиям».

 

1) конец 1850-х—начало 1860-х гг.

2) конец 1870-х—начало 1880-х гг.

3) конец 1880-х—начало 1890-х гг.

4) конец 1890-х—начало 1900-х гг.


8
Задания Д11 № 579

Про­чти­те от­ры­вок из до­го­во­ра и опре­де­ли­те имя рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра, от имени ко­то­ро­го он был за­ключён.

 

«Ст. 1. Его ве­ли­че­ство им­пе­ра­тор все­рос­сий­ский Сим обя­зу­ет­ся усту­пить Со­еди­нен­ным Шта­там... всю тер­ри­то­рию с вер­хов­ным на оную пра­вом, вла­де­е­мую ныне его ве­ли­че­ством на Аме­ри­кан­ском ма­те­ри­ке, а также при­ле­га­ю­щие к ней ост­ро­ва.

Ст. 6. На ос­но­ва­нии вы­ше­уста­нов­лен­ной уступ­ки, Со­еди­нен­ные Штаты обя­зы­ва­ют­ся за­пла­тить... ди­пло­ма­ти­че­ско­му пред­ста­ви­те­лю или иному е. в. имп. все­рос­сий­ским над­ле­жа­ще упол­но­мо­чен­но­му лицу, семь мил­ли­о­нов две­сти тысяч дол­ла­ров зо­ло­тою мо­не­тою...»

 

1) Ни­ко­лай I

2) Алек­сандр II

3) Алек­сандр III

4) Ни­ко­лай II


9
Задания Д11 № 696

Прочтите отрывок из произведения и укажите, представителем какого течения в народничестве был его автор.

 

«Идите же, идите "в народ", но не с вашей пропагандой, а с прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: "Страсть к разрушению есть в то же время страсть творческая" …Народ наш глубоко и страшно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».

 

1) бунтарское

2) пропагандистское

3) заговорщическое

4) социалистическое


10
Задания Д11 № 930

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите полководца, о котором идёт речь.

 

«Было время, в самом начале войны…, когда нам самим приходилось слышать от некоторых, будто слава полководца искусственная или, по крайне мере, преувеличенная, будто он, обладая, конечно, личной храбростью, старается, однако ж, сочетать действие храбрости с поразительным эффектом и т.д. К концу русско-турецкой войны 1877—1878 гг. этого уже не осмеливались повторять; зависть сама собою смолкла, а после Ахалтекинской экспедиции никто уже и не оскорблялся: все утешались его превосходством как драгоценным народным достоянием».

 

1) П. И. Багратион

2) М. Д. Скобелев

3) М. И. Кутузов

4) А. В. Суворов


11
Задания Д11 № 1087

Прочтите отрывок из мемуаров и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«Вчера И. С. Тургенев, автор «Записок охотника», по высочайшему повелению посажен на съезжую за статью, напечатанную им о Гоголе в «Московских ведомостях», где Гоголь назван великим. Тургенева велено продержать на съезжей месяц, а потом выслать из столицы, в деревню, под надзор полиции».

 

1) 1810-е гг.

2) 1850-е гг.

3) 1890-е гг.

4) 1900-е гг.


12
Задания Д11 № 1126

Прочтите отрывок из письма и укажите десятилетие, к которому относятся упоминаемые события.

 

«Я не в состоянии дать Вам ни малейшего понятия о том негодовании, которое возбудила Ваша книга во всех благородных сердцах, ни о том вопле дикой радости, который издали, при появлении ее, враги Ваши — и литературные (Чичиковы, Ноздревы, Городничие и пр.), и не литературные, имена которых Вам известны».

 

1) 1810-е гг.

2) 1840-е гг.

3) 1860-е гг.

4) 1900-е гг.


13
Задания Д11 № 1416

Прочтите от­ры­вок из со­чи­не­ния современника и ука­жи­те даты войны, о со­бы­ти­ях которой идет речь.

 

«Огонь с нашей сто­ро­ны был убий­ствен­но силен: ни один фран­цуз не мог при­бли­зить­ся к бастиону... Толь­ко англичане про­тив третьего ба­сти­о­на не могли уго­мо­нить­ся и пы­та­лись овладеть им. Но тщетно. Между тем, увле­чен­ные своим делом, мы не ви­да­ли и не знали, что тво­рит­ся на Ма­ла­хо­вом кургане... Вдруг сквозь рассеявшийся дым, на раз­ва­ли­нах башни кургана, мы за­ме­ти­ли развевающееся трех­цвет­ное французское знамя. Каж­дый убедился в том, что на­стал последний час гроз­но­го бытия Севастополя».

 

1) 1787—1791 гг.

2) 1813—1814 гг.

3) 1853—1856 гг.

4) 1877—1878 гг.


14
Задания Д11 № 2319

Прочтите от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний современника и ука­жи­те дату войны, о ко­то­рой идёт речь.

 

«Войска ско­бе­лев­ско­го отряда, утомлённые боями на Зелёных Горах, с 11 часов утра 30 ав­гу­ста уже вели бой за тре­тий гребень, овла­деть которым пред­ва­ри­тель­но было не­об­хо­ди­мо для на­не­се­ния последнего удара по Плев­не с южной стороны. От­стре­ли­ва­ясь от на­пи­рав­ших турецких стрелков, вой­ска залегли в укрытиях, ожи­дая общей атаки. После Плев­ны Скобелев был при­знан героем. В штур­ме хотели найти свет­лые стороны, и они, в боль­шин­стве случаев, вели к Скобелеву».

 

1) 1813-1814 гг.

2) 1817-1864 гг.

3) 1853-1856 гг.

4) 1877-1878 гг.


15
Задания Д11 № 3225

Прочтите отрывок из документа и определите название крестьян, о которых идёт в нём речь.

 

«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их оседлость, и сверх того то количество полевой земли, которое определяется в местных положениях. Крестьяне обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами».

 

1) приписные

2) посессионные

3) временнообязанные

4) вольные хлебопашцы


16
Задания Д11 № 3265

Прочтите отрывок из произведения и укажите, представителем какого течения в народничестве был его автор.

 

«Идите же, идите "в народ", но не с вашей пропагандой, а с прямой революционной агитацией и памятуйте слова великого учителя: "Страсть к разрушению есть в то же время страсть творческая" <...> Народ наш глубоко и страшно ненавидит государство, ненавидит всех представителей его, в каком бы виде они перед ним не являлись».

 

1) бунтарское

2) пропагандистское

3) заговорщическое

4) социалистическое

Пояснение · · Видеокурс ·

17
Задания Д11 № 3396

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та и на­зо­ви­те под­пи­сав­ше­го этот до­ку­мент ми­ни­стра.

 

«Го­су­дарь им­пе­ра­тор в до­ве­рии к чув­ству спра­вед­ли­во­сти дер­жав, под­пи­сав­ших Па­риж­ский трак­тат, и к их со­зна­нию соб­ствен­но­го до­сто­ин­ства, по­ве­ле­ва­ет вам объ­явить, что его ве­ли­че­ство не может долее счи­тать себя свя­зан­ным обя­за­тель­ства­ми трак­та­та, на­сколь­ко они огра­ни­чи­ва­ют его вер­хов­ные права на Чёрном море;

что его им­пе­ра­тор­ское ве­ли­че­ство счи­та­ет своим пра­вом и своею обя­зан­но­стью за­явить его ве­ли­че­ству сул­та­ну о пре­кра­ще­нии дей­ствия до­пол­ни­тель­ной к упо­мя­ну­то­му трак­та­ту кон­вен­ции, опре­де­ля­ю­щей ко­ли­че­ство и раз­ме­ры во­ен­ных судов, ко­то­рые Рос­сий­ская им­пе­рия и Осман­ская им­пе­рия пред­ста­ви­ли себе со­дер­жать в Чёрном море;

...го­су­дарь им­пе­ра­тор пря­мо­душ­но уве­дом­ля­ет дер­жа­вы, под­пи­сав­шие и га­ран­ти­ро­вав­шие трак­тат, что его им­пе­ра­тор­ское ве­ли­че­ство воз­вра­ща­ет в этом от­но­ше­нии его ве­ли­че­ству сул­та­ну права его во всей пол­но­те, точно так же, как вос­ста­нов­ля­ет свои соб­ствен­ные...»

 

1) К. П. По­бе­до­нос­цев

2) А. М. Гор­ча­ков

3) С. Ю. Витте

4) М. Т. Лорис-Ме­ли­ков

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 2.

18
Задания Д11 № 3436

Про­чти­те от­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта и на­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, в прав­ле­ние ко­то­ро­го он был об­на­ро­до­ван.

 

«Ст. 1. Власть су­деб­ная при­над­ле­жит: ми­ро­вым су­дьям, съез­дам ми­ро­вых судей, су­деб­ным па­ла­там и Пра­ви­тель­ству­ю­ще­му Се­на­ту в ка­че­стве вер­хов­но­го кас­са­ци­он­но­го суда.

 

Ст. 2. Су­деб­ная власть озна­чен­ных в 1-й ста­тье уста­нов­ле­ний рас­про­стра­ня­ет­ся на лица всех со­сло­вий и на все дела, как граж­дан­ские, так и уго­лов­ные.

 

Ст. 3. Ми­ро­вой судья есть власть еди­но­лич­ная, съез­ды ми­ро­вых судей, окруж­ные суды, су­деб­ные па­ла­ты и Сенат суть уста­нов­ле­ния кол­ле­ги­аль­ные...

 

Ст. 4. Для про­из­вод­ства след­ствий по делам о пре­ступ­ле­ни­ях и про­ступ­ках со­сто­ят су­деб­ные сле­до­ва­те­ли.

 

Ст. 5. Для опре­де­ле­ния в уго­лов­ных делах вины или не­вин­но­сти под­су­ди­мых к со­ста­ву су­деб­ных мест в слу­ча­ях, озна­чен­ных в уста­ве уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ства, при­со­еди­ня­ют­ся при­сяж­ные за­се­да­те­ли».

 

1) Алек­сандр II

2) Алек­сандр III

3) Алек­сандр I

4) Ни­ко­лай I

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 3.

19
Задания Д11 № 3476

Про­чти­те от­ры­вок из за­ко­но­да­тель­но­го акта и на­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, в прав­ле­ние ко­то­ро­го он был об­на­ро­до­ван.

 

«Ст. 1. Власть су­деб­ная при­над­ле­жит: ми­ро­вым су­дьям, съез­дам ми­ро­вых судей, су­деб­ным па­ла­там и Пра­ви­тель­ству­ю­ще­му Се­на­ту в ка­че­стве вер­хов­но­го кас­са­ци­он­но­го суда.

 

Ст. 2. Су­деб­ная власть озна­чен­ных в 1-й ста­тье уста­нов­ле­ний рас­про­стра­ня­ет­ся на лица всех со­сло­вий и на все дела, как граж­дан­ские, так и уго­лов­ные.

 

Ст. 3. Ми­ро­вой судья есть власть еди­но­лич­ная, съез­ды ми­ро­вых судей, окруж­ные суды, су­деб­ные па­ла­ты и Сенат суть уста­нов­ле­ния кол­ле­ги­аль­ные...

 

Ст. 4. Для про­из­вод­ства след­ствий по делам о пре­ступ­ле­ни­ях и про­ступ­ках со­сто­ят су­деб­ные сле­до­ва­те­ли.

 

Ст. 5. Для опре­де­ле­ния в уго­лов­ных делах вины или не­вин­но­сти под­су­ди­мых к со­ста­ву су­деб­ных мест в слу­ча­ях, озна­чен­ных в уста­ве уго­лов­но­го су­до­про­из­вод­ства, при­со­еди­ня­ют­ся при­сяж­ные за­се­да­те­ли».

 

1) Алек­сандр I

2) Ни­ко­лай I

3) Алек­сандр II

4) Алек­сандр III

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 4.

20
Задания Д11 № 3556

Прочтите отрывок из законодательного акта и назовите императора, в правление которого он был обнародован.

 

«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и Правительствующему Сенату в качестве верховного кассационного суда.

 

Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

 

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и Сенат суть установления коллегиальные...

 

Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

 

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

 

1) Александр II

2) Николай I

3) Александр III

4) Александр I

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

21
Задания Д11 № 3596

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) 1883г.

2) 1803г.

3) 1842г.

4) 1861г.

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1.

22
Задания Д11 № 3636

Прочтите отрывок из исторического документа и назовите разработчика реформы, о которой идёт речь.

 

«1. Защита престола и отечества есть священная обязанность каждого русского подданного. Мужское население, без различия состояний, подлежит воинской повинности.

 

2. Денежный выкуп от воинской повинности и замена охотником не допускаются.

 

3. Общий срок службы в сухопутных войсках ...определяется в пятнадцать лет, из коих шесть лет действительной службы и девять лет в запасе...

 

4. Общий срок службы во флоте определяется в десять лет, из коих семь лет действительной службы и три года в запасе...

 

5. Указанные... сроки службы устанавливаются собственно для мирного времени; во время же войны состоящие в сухопутных войсках и во флоте обязаны оставаться на службе до тех пор, пока того будет требовать государственная надобность...»

 

1) Д. А. Милютин

2) П. А. Валуев

3) Д. А. Толстой

4) Я. И. Ростовцев

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 2.

23
Задания Д11 № 3716

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) 1803 г.

2) 1842 г.

3) 1861 г.

4) 1883 г.

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 4.

24
Задания Д11 № 3756

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Ст. 1. Власть судебная принадлежит: мировым судьям, съездам мировых судей, судебным палатам и правительствующему сенату в качестве верховного кассационного суда.

 

Ст. 2. Судебная власть означенных в 1-й статье установлений распространяется на лица всех сословий и на все дела, как гражданские, так и уголовные.

 

Ст. 3. Мировой судья есть власть единоличная, съезды мировых судей, окружные суды, судебные палаты и сенат суть установления коллегиальные...

 

Ст. 4. Для производства следствий по делам о преступлениях и проступках состоят судебные следователи.

 

Ст. 5. Для определения в уголовных делах вины или невинности подсудимых к составу судебных мест в случаях, означенных в уставе уголовного судопроизводства, присоединяются присяжные заседатели».

 

1) 1861г.

2) 1864г.

3) 1870г.

4) 1874г.

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 5.

25
Задания Д11 № 3796

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите год его создания.

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий.

Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».

 

1) 1803 г.

2) 1842 г.

3) 1861 г.

4) 1883 г.

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 6.

26
Задания Д11 № 4156

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та и на­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го этот до­ку­мент был со­здан.

 

«При­звав Бога в по­мощь, Мы ре­ши­лись дать делу из­ме­не­ния по­ло­же­ния кре­пост­ных людей луч­шее ис­пол­ни­тель­ное дви­же­ние.

В силу озна­чен­ных новых по­ло­же­ний кре­пост­ные люди по­лу­чат в своё время пол­ные права сво­бод­ных сель­ских обы­ва­те­лей.

По­ме­щи­ки, со­хра­няя право соб­ствен­но­сти на все при­над­ле­жа­щие им земли, предо­став­ля­ют кре­стья­нам за уста­нов­лен­ные по­вин­но­сти в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние уса­деб­ную их осед­лость, и сверх того, для обес­пе­че­ния быта их и ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей их пред Пра­ви­тель­ством, опре­делённое в по­ло­же­ни­ях ко­ли­че­ство по­ле­вой земли и дру­гих уго­дий. Поль­зу­ясь сим по­зе­мель­ным на­де­лом, кре­стья­не за сие обя­за­ны ис­пол­нять в поль­зу по­ме­щи­ков опре­делённые в по­ло­же­ни­ях по­вин­но­сти. В сем со­сто­я­нии, ко­то­рое есть пе­ре­ход­ное, кре­стья­не име­ну­ют­ся вре­мен­но­обя­зан­ны­ми».

 

1) Алек­сандр III

2) Алек­сандр II

3) Ни­ко­лай I

4) Алек­сандр I

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 2.

27
Задания Д11 № 4196

Прочтите отрывок из исторического документа и укажите пропущенное слово (словосочетание).

 

«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.

В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.

Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются <...>».

 

1) временнообязанными

2) свободными хлебопашцами

3) посессионными крестьянами

4) обязанными крестьянами

Источник: ЕГЭ по истории 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 3.

28
Задания Д11 № 4276

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го до­ку­мен­та и на­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, в годы прав­ле­ния ко­то­ро­го этот до­ку­мент был со­здан.

 

«При­звав Бога в по­мощь, Мы ре­ши­лись дать делу из­ме­не­ния по­ло­же­ния кре­пост­ных людей луч­шее ис­пол­ни­тель­ное дви­же­ние.

В силу озна­чен­ных новых по­ло­же­ний кре­пост­ные люди по­лу­чат в своё время пол­ные права сво­бод­ных сель­ских обы­ва­те­лей.

По­ме­щи­ки, со­хра­няя право соб­ствен­но­сти на все при­над­ле­жа­щие им земли, предо­став­ля­ют кре­стья­нам за уста­нов­лен­ные по­вин­но­сти в по­сто­ян­ное поль­зо­ва­ние уса­деб­ную их осед­лость, и сверх того, для обес­пе­че­ния быта их и ис­пол­не­ния обя­зан­но­стей их пред Пра­ви­тель­ством, опре­делённое в по­ло­же­ни­ях ко­ли­че­ство по­ле­вой земли и дру­гих уго­дий. Поль­зу­ясь сим по­зе­мель­ным на­де­лом, кре­стья­не за сие обя­за­ны ис­пол­нять в поль­зу по­ме­щи­ков опре­делённые в по­ло­же­ни­ях по­вин­но­сти. В сем со­сто­я­нии, ко­то­рое есть пе­ре­ход­ное, кре­стья­не име­ну­ют­ся вре­мен­но­обя­зан­ны­ми».

 

1) Алек­сандр III

2) Ни­ко­лай I

3) Алек­сандр I

4) Алек­сандр II

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 5.

29
Задания Д11 № 4505

Прочтите от­ры­вок из днев­ни­ка П.А. Ва­лу­е­ва и ука­жи­те императора, ко­то­рый в нём упомянут.

 

«28 января. Се­год­ня в 12 часов го­су­дарь им­пе­ра­тор от­крыл за­се­да­ние Го­су­дар­ствен­но­го со­ве­та по кре­стьян­ско­му делу крат­кою речью, в ко­то­рой на­пом­нил о пред­шед­ших фа­зи­сах этого дела и по­вто­рил требование, чтобы оно было рас­смот­ре­но без за­мед­ле­ния и рас­смот­ре­ние кон­че­но к 15-му фев­ра­ля <...> В пре­ни­ях при­ни­ма­ли уча­стие почти все язы­ком вла­де­ю­щие члены. Силь­но вос­ста­вал про­тив на­ру­ше­ния прав соб­ствен­но­сти дво­рян­ства ми­нистр ино­стран­ных дел кн. Гор­ча­ков <...> Глав­ным ора­то­ром боль­шин­ства Ко­ми­те­та был гр. Панин, ко­то­рый го­во­рил беспрерывно, от­ве­чая каждому, кто изъ­яс­нял­ся с про­тив­ной стороны. Ген. Ан­нен­ков с обыч­ным блед­ным слово изоби­ли­ем рас­ска­зы­вал длин­ную ис­то­рию о каком- то са­ра­тов­ском по­ме­щи­ке из се­ва­сто­поль­ских героев, ко­то­ро­му над­ле­жит вы­дать дочь в за­му­же­ство и ко­то­ро­го ра­зо­рит про­ект Ре­дак­ци­он­ных комиссий».

 

1) Николай I

2) Александр II

3) Александр III

4) Николай II


30
Задания Д11 № 4595

Прочтите от­ры­вок из днев­ни­ка го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля и ука­жи­те его фамилию.

 

«1 ян­ва­ря 1874 г. Его Ве­ли­че­ство по­здо­ро­вал­ся со мною так же, как обык­но­вен­но в новый год: обнял меня, по­же­лал счаст­ли­во­го года <...>, а затем объявил, что под­пи­сал и по­ме­тил ны­неш­ним чис­лом ма­ни­фест о новом за­ко­не во­ин­ской по­вин­но­сти с...>

Новый закон о во­ин­ской по­вин­но­сти — дело великое, мало усту­па­ю­щее дру­гим глав­ней­шим ре­фор­мам на­сто­я­ще­го царствования. Оно ве­лось три года под не­по­сред­ствен­ным моим ру­ко­вод­ством <...»>

 

1) Д. А. Милютин

2) А. Х. Бенкендорф

3) Е. Ф. Канкрин

4) К. П. Победоносцев


31
Задания Д11 № 4635

Прочтите от­ры­вок из очер­ка ис­то­ри­ка Л. Г. За­ха­ро­вой и ука­жи­те имя императора, о ко­то­ром идёт речь.

 

«[Император] встал на путь осво­бо­ди­тель­ных ре­форм не в силу своих убеждений, а как во­ен­ный че­ло­век на троне, осо­знав­ший “уроки” Крым­ской войны, как им­пе­ра­тор и самодержец, для ко­то­ро­го пре­вы­ше всего были пре­стиж и ве­ли­чие державы».

 

1) Николай I

2) Александр II

3) Александр III

4) Николай II


32
Задания Д11 № 4681

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и ука­жи­те имя го­су­да­ря, в нём упо­ми­на­е­мо­го.

 

«Го­су­дарь в пат­ри­ар­хи хотел по­ста­вить ду­хов­ни­ка сво­е­го про­то­по­па Сте­фа­на, и Сте­фан не по­хо­тел, ука­зал го­су­да­рю на Ни­ко­на, мит­ро­по­ли­та. Никон по Сте­фа­но­ву с то­ва­ри­щи со­ве­ту в пат­ри­ар­хи по­став­лен. До пат­ри­ар­ше­ства пред ними, как ли­си­ца, об­хо­дил­ся лу­ка­во, а как по­лу­чил пат­ри­ар­ше­ство, так Сте­фа­на и то­ва­ри­щей ево и в Кре­сто­вую не велел пу­щать. Вско­ре и от­крыл­ся в злобе. В пост ве­ли­кий Не­ро­но­ву, про­то­по­пу Ивану при­слал па­мять, яко не по­до­ба­ет ме­та­ние (по­кло­ны) в церк­ви тво­рить, чтоб в пояс кла­ня­ли­ся, ещё же чтобы кре­сти­ли­ся трема пер­сты <…>.

Мы, уви­дев­ше сие, в страх при­шли; видим, что зима хощет быти. Тогда Не­ро­нов скрыл­ся в Чюдов [мо­на­стырь]  <...>.

Таже при­шол указ с Моск­вы со­слать меня на Лену вдаль, для того что я от пи­са­ния уко­ряю Ни­ко­но­ву новую веру».

 

1) Иван Гроз­ный

2) Ми­ха­ил Фёдо­ро­вич

3) Борис Го­ду­нов

4) Алек­сей Ми­хай­ло­вич


33
Задания Д11 № 4721

Прочтите от­ры­вок из поль­ско­го ис­точ­ни­ка и укажите, к ка­ко­му де­ся­ти­ле­тию от­но­сят­ся сведения, в нём содержащиеся.

 

«Из Риги пишут, что Стень­ка Разин, бунтовщик, [выступивший] про­тив мос­ков­ско­го царя, так воз­бу­дил плебс, что к мя­те­жу при­мкну­ло уже три­ста тысяч человек. Про­тив него остал­ся Долгорукий, умудрённый опы­том цар­ский военачальник, ко­то­рый сжи­га­ет сёла, города, замки, охва­чен­ные мятежом. Од­на­ко этими сво­и­ми дей­стви­я­ми Дол­го­ру­кий под­лил масла в огонь. Воз­му­ще­ние так усилилось, что царь за­крыл­ся в сто­ли­це <...>».

 

1) 1610—1620-е гг.

2) 1630—1640-е гг.

3) 1660—1670-е гг.

4) 1680—1690-е гг.


34
Задания Д11 № 4761

Про­чти­те от­ры­вок из меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра и ука­жи­те его на­зва­ние.

 

«Рос­сий­ское им­пе­ра­тор­ское пра­ви­тель­ство усту­па­ет им­пе­ра­тор­ско­му япон­ско­му пра­ви­тель­ству в веч­ное и пол­ное вла­де­ние южную часть ост­ро­ва Са­ха­ли­на и все при­ле­га­ю­щие к по­след­ней ост­ро­ва, равно как и все об­ще­ствен­ные со­ору­же­ния и иму­ще­ства, там на­хо­дя­щи­е­ся. Пя­ти­де­ся­тая па­рал­лель се­вер­ной ши­ро­ты при­ни­ма­ет­ся за пре­дел усту­па­е­мой тер­ри­то­рии.

Рос­сия и Япо­ния вза­им­но со­гла­ша­ют­ся не воз­во­дить в своих вла­де­ни­ях на ост­ро­ве Са­ха­ли­не и на при­ле­га­ю­щих к нему ост­ро­вах ни­ка­ких укреп­ле­ний и по­доб­ных во­ен­ных со­ору­же­ний. Рав­ным об­ра­зом они вза­им­но обя­зу­ют­ся не при­ни­мать ни­ка­ких во­ен­ных мер, ко­то­рые могли бы пре­пят­ство­вать сво­бод­но­му пла­ва­нию в про­ли­вах Ла­пе­ру­зо­вом и Та­тар­ском».

 

1) Кон­вен­ция о Ляо­дун­ском по­лу­ост­ро­ве

2) Ай­гун­ский до­го­вор

3) Пе­кин­ский до­го­вор

4) Портс­мут­ский мир­ный до­го­вор

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 24.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 1.

35
Задания Д11 № 4801

Прочтите от­ры­вок из офи­ци­аль­но­го документа и ука­жи­те этот документ.

 

«В силу озна­чен­ных новых по­ло­же­ний крепостные люди по­лу­чат в своё время пол­ные права сво­бод­ных сельских обывателей.

Помещики, со­хра­няя право соб­ствен­но­сти на все при­над­ле­жа­щие им земли, предо­став­ля­ют крестьянам, за уста­нов­лен­ные повинности, в по­сто­ян­ное пользование уса­деб­ную их осед­лость и, сверх того, для обес­пе­че­ния быта их и ис­пол­не­ния обязанностей их пред правительством, определённое в по­ло­же­ни­ях количество по­ле­вой земли и дру­гих угодий.

Пользуясь сим по­зе­мель­ным наделом, кре­стья­не за cиe обя­за­ны исполнять в поль­зу помещиков определённые в по­ло­же­ни­ях повинности. В сем состоянии, ко­то­рое есть переходное, кре­стья­не именуются временнообязанными».

 

1) манифест об от­ме­не крепостного права

2) указ об устрой­стве крестьян Цар­ства Польского

3) указ об обя­зан­ных крестьянах

4) указ о «вольных хлебопашцах»

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 24.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

36
Задания Д11 № 4841

Прочтите от­ры­вок из до­ку­мен­та и ука­жи­те год его создания.

 

«Государь! Разве это со­глас­но с Бо­же­ски­ми законами, ми­ло­стью которых ты царствуешь? И разве можно жить при таких законах? Не лучше ли уме­реть — уме­реть всем нам, тру­дя­щим­ся людям всей России? Пусть живут и на­сла­жда­ют­ся капиталисты-эксплуататоры ра­бо­че­го класса и чиновники-казнокрады и гра­би­те­ли русского народа. Вот что стоит перед нами, государь, и это-то нас и со­бра­ло к сте­нам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не от­ка­жи в по­мо­щи твоему народу, вы­ве­ди его из мо­ги­лы бесправия, ни­ще­ты и невежества, дай ему воз­мож­ность самому вер­шить свою судьбу, сбрось с него не­вы­но­си­мый гнёт чиновников. Раз­рушь стену между тобой и твоим народом, и пусть он пра­вит страной вме­сте с тобой. Ведь ты по­став­лен на сча­стье народу, а это сча­стье чиновники вы­ры­ва­ют у нас из рук, к нам оно не доходит, мы по­лу­ча­ем только горе и унижение».

 

1) 1861 г.

2) 1881 г.

3) 1896 г.

4) 1905 г.

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 24.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 3.

37
Задания Д11 № 4881

Прочтите от­ры­вок из пись­ма государственного де­я­те­ля и ука­жи­те этого деятеля.

 

«Ввиду из­ло­жен­но­го нельзя, по моему убеждению, не оста­но­вить­ся на мысли, что при­зва­ние общества к уча­стию в раз­ра­бот­ке необходимых для на­сто­я­ще­го времени ме­ро­при­я­тий есть имен­но то средство, какое и полезно, и не­об­хо­ди­мо для даль­ней­шей борьбы с крамолою. Су­ще­ствен­но важным и под­ле­жа­щим зрелому об­суж­де­нию представляется при этом лишь спо­соб осуществления этой мысли. Об­ра­ща­ясь к изыс­ка­нию этого способа, обязываюсь, пре­жде всего, вновь вы­ра­зить пред Вашим Им­пе­ра­тор­ским Величеством, что, по глу­бо­ко­му моему убеждению, для Рос­сии немыслима ни­ка­кая организация на­род­но­го представительства в формах, за­им­ство­ван­ных с Запада: формы эти не толь­ко чужды рус­ско­му народу, но могли бы даже по­ко­ле­бать все ос­нов­ные его по­ли­ти­че­ские воззрения и вне­сти в них пол­ную смуту, по­след­ствия коей труд­но и предвидеть…»

 

1) К. П. Победоносцев

2) М. Т. Лорис-Меликов

3) Д. А. Толстой

4) А. Х. Бенкендорф

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 24.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 4.

38
Задания Д11 № 4921

Прочтите от­ры­вок из отчёта III от­де­ле­ния им­пе­ра­то­ру и ука­жи­те этого императора.

 

«В самый день 4 апреля, вслед за аре­сто­ва­ни­ем преступника, он пер­во­на­чаль­но был под­верг­нут до­про­сам в III отделении; причём, не­смот­ря на упор­ство его от­крыть своё имя, при­об­ре­те­на пер­вая нить для по­сле­до­вав­ших о нём розысков.

<…>

С пе­ре­да­чею на дру­гой день, 5 апреля, дела о Ка­ра­ко­зо­ве в вы­ше­услед­ствен­ную ко­мис­сию и с от­кры­ти­ем дей­ствий дру­гой комиссии, учреждённой по тому пред­ме­ту в Москве, под пред­се­да­тель­ством генерал-адъютанта князя Долгорукова-2-го, де­я­тель­ность III от­де­ле­ния в об­на­ру­же­нии со­участ­ни­ков и со­умыш­лен­ни­ков глав­но­го пре­ступ­ни­ка не толь­ко не прерывалась, но ещё более усилилась».

 

1) Ни­ко­лай I

2) Алек­сандр II

3) Алек­сандр III

4) Ни­ко­лай II


39
Задания Д11 № 4961

Прочтите от­ры­вок из офи­ци­аль­но­го до­ку­мен­та и ука­жи­те год его обнародования.

 

«1. За­щи­та пре­сто­ла и оте­че­ства есть свя­щен­ная обя­зан­ность каж­до­го рус­ско­го подданного. Муж­ское население, без раз­ли­чия состояний, под­ле­жит во­ин­ской повинности.

2. Де­неж­ный выкуп от во­ин­ской по­вин­но­сти и за­ме­на охот­ни­ком не допускаются.

3. Лица муж­ско­го пола, име­ю­щие от роду более пят­на­дца­ти лет, могут быть уволь­ня­е­мы из рус­ско­го под­дан­ства лишь по со­вер­шен­ном от­бы­тии ими во­ин­ской по­вин­но­сти или же по вы­ну­тии жребия, осво­бож­да­ю­ще­го их от служ­бы в по­сто­ян­ных войсках».

 

1) 1861 г.

2) 1864 г.

3) 1874 г.

4) 1905 г.


40
Задания Д11 № 5004

Прочтите от­ры­вок из им­пе­ра­тор­ско­го ма­ни­фе­ста и ука­жи­те год его обнародования.

 

«Объявляем всем Нашим вер­ным подданным:

В за­бо­тах о со­хра­не­нии до­ро­го­го серд­цу На­ше­му мира, Нами были пред­ло­же­ны все уси­лия для упро­че­ния спо­кой­ствия на Даль­нем Востоке. В сих ми­ро­лю­би­вых целях Мы изъ­яви­ли со­гла­сие на пред­ло­жен­ный япон­ским пра­ви­тель­ством пе­ре­смотр су­ще­ство­вав­ших между обо­и­ми Им­пе­ри­я­ми со­гла­ше­ний по ко­рей­ским делам. Возбуждённые по сему пред­ме­ту пе­ре­го­во­ры не были, однако, при­ве­де­ны к окончанию, и Япония, не вы­ждав даже по­лу­че­ния по­след­них от­вет­ных пред­ло­же­ний пра­ви­тель­ства Нашего, из­ве­сти­ла о пре­кра­ще­нии пе­ре­го­во­ров и раз­ры­ве ди­пло­ма­ти­че­ских сно­ше­ний с Россиею.

Не предуве­до­мив о том, что пе­ре­рыв та­ко­вых сно­ше­ний зна­ме­ну­ет собой от­кры­тие во­ен­ных действий, япон­ское пра­ви­тель­ство от­да­ло при­каз своим ми­но­нос­цам вне­зап­но ата­ко­вать Нашу эскадру, сто­яв­шую на внеш­нем рейде

крепости Порт-Артур.

По по­лу­че­нии о сём до­не­се­ния На­мест­ни­ка На­ше­го на Даль­нем Востоке, Мы тот­час же по­ве­ле­ли вооружённой силой от­ве­тить на вызов Японии».

 

1) 1877 г.

2) 1904 г.

3) 1905 г.

4) 1914 г.


41
Задания Д11 № 5044

Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний со­вре­мен­ни­ка и ука­жи­те им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь.

 

«На­сту­пи­ли дни «чёрной ре­ак­ции», — уве­ря­ли без­утеш­ные сто­рон­ни­ки ли­бе­раль­ных ре­форм, но био­гра­фии новых ми­ни­стров, ка­за­лось бы, опро­вер­га­ли это пред­взя­тое мне­ние. <...> Про­фес­сор Выш­не­град­ский — ми­нистр фи­нан­сов — поль­зо­вал­ся ши­ро­кой из­вест­но­стью за свои ори­ги­наль­ные эко­но­ми­че­ские тео­рии. Ему уда­лось при­ве­сти в бле­стя­щее со­сто­я­ние фи­нан­сы Им­пе­рии и не­ма­ло со­дей­ство­вать по­вы­ше­нию про­мыш­лен­но­сти стра­ны. <...> Ад­ми­рал Ше­ста­ков, вы­слан­ный…[ в преды­ду­щее цар­ство­ва­ние] за гра­ни­цу за бес­по­щад­ную кри­ти­ку на­ше­го во­ен­но­го флота, был вы­зван [Им­пе­ра­то­ром] в Пе­тер­бург и на­зна­чен мор­ским ми­ни­стром».

 

1) Ни­ко­лай I

2) Алек­сандр II

3) Алек­сандр III

4) Ни­ко­лай II


Пройти тестирование по этим заданиям