СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
≡ история
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Вторая половина XVIII века

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д8 № 147

Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те, о каком веке идет речь.

 

«Вто­рая по­ло­ви­на века — это эпоха ду­хов­но­го рас­цве­та, фор­ми­ро­ва­ния на­ци­о­наль­но­го са­мо­со­зна­ния, скла­ды­ва­ния в об­ще­стве по­ня­тий чести, лич­но­го до­сто­ин­ства, за­кон­но­сти. Не слу­чай­но ис­то­ри­ки го­во­рят о двух "не по­ро­тых" по­ко­ле­ни­ях рус­ских дво­рян, вы­рос­ших за время прав­ле­ния Ека­те­ри­ны, из ко­то­рых вышли герои 1812 г. и де­каб­ри­сты, ве­ли­кие пи­са­те­ли и ху­дож­ни­ки —  гор­дость оте­че­ствен­ной куль­ту­ры».

 

1) XVII в.

2) XVIII в.

3) XVI в.

4) XIX в.


2
Задания Д8 № 264

Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те, к ка­ко­му из на­зван­ных пе­ри­о­дов от­но­сят­ся опи­сан­ные со­бы­тия.

 

«То было три­ум­фаль­ное ше­ствие. Вер­хом на коне, в мун­ди­ре, взя­том у од­но­го офи­це­ра Семёнов­ско­го полка, Ека­те­ри­на пред­ше­ство­ва­ла своим пол­кам... Рядом с ней, оде­тая в такой же мун­дир, гар­це­ва­ла кня­ги­ня Даш­ко­ва. Сол­да­ты были в вос­тор­ге. По об­ще­му со­гла­сию они сбро­си­ли с себя и разо­рва­ли или про­да­ли старьёвщи­кам мун­ди­ры Петра III и на­де­ли свою преж­нюю бо­е­вую аму­ни­цию, ко­то­рую Пётр I вывез из Гер­ма­нии, счи­тав­шу­ю­ся потом за на­ци­о­наль­ную».

 

1) двор­цо­вые пе­ре­во­ро­ты

2) Ве­ли­кие ре­фор­мы

3) Смут­ное время

4) пет­ров­ские пре­об­ра­зо­ва­ния


3
Задания Д8 № 303

Прочтите от­ры­вок из со­чи­не­ния историка и ука­жи­те императора, о внут­рен­ней политике ко­то­ро­го идёт речь.

 

«Он издал по­дроб­ные указы — за­пре­ще­ния носить круг­лые шляпы, фраки, жилеты, жабо, вы­со­кие галстуки и во­об­ще всё, на­по­ми­нав­шее якобинцев. Он из­гнал из офи­ци­аль­но­го языка слова "общество", "гражданин" и другие; учре­дил строжайшую цен­зу­ру для те­ат­раль­ных пьес и ли­те­ра­тур­ных произведений, за­пре­тил привозить книги и му­зы­каль­ные сочинения из Европы, вы­звал путешествовавших или учив­ших­ся за гра­ни­цей русских и за­пре­тил въезд в им­пе­рию всякому французу, не име­ю­ще­му паспорта за под­пи­сью бурбонских принцев».

 

1) Пётр I

2) Алек­сандр I

3) Павел I

4) Ни­ко­лай I


4
Задания Д8 № 576

Прочтите отрывок из книги и укажите её автора.

 

«Три воинских искусства. Первое — глазомер: как в лагере стать, как идти, где атаковать, гнать и бить. Второе — быстрота... Третье — натиск... Богатыри! Неприятель от вас дрожит!»

 

1) Пётр I

2) А. Д. Меншиков

3) А. В. Суворов

4) П. А. Румянцев


5
Задания Д8 № 732

Про­чти­те от­рыв­ки из со­чи­не­ния ис­то­ри­ка и ука­жи­те, о ком из рос­сий­ских им­пе­ра­то­ров идет речь

 

«Гран­ди­оз­ные по­хо­ро­ны им­пе­ра­то­ра со­сто­я­лись в Пет­ро­пав­лов­ском со­бо­ре Пе­тер­бур­га… Про­щаль­ную речь про­из­нес Фе­о­фан Про­ко­по­вич. По­смот­рим, го­во­рил ора­тор, кем для нас он был, оце­ним его роль в нашей ис­то­рии и жизни, срав­ним с ве­ли­ки­ми лю­дь­ми про­шло­го. Огля­ни­тесь, о рос­си­я­не, во­круг! Смах­ни­те слезы, ведь все со­здан­ное им оста­лось: чу­дес­ный мо­ло­дой город, доб­лест­ные по­бе­до­нос­ные полки, мо­гу­чий флот. Оста­вил нас, но не нищих и убо­гих: без­мер­ное бо­гат­ство силы и славы его, ко­то­рое… его де­ла­ми озна­чи­ло­ся, при нас есть. Ка­ко­ву он Рос­сию своею сде­лал, та­ко­ва и будет».

 

1) Алек­сан­дре I

2) Павле I

3) Петре III

4) Петре I


6
Задания Д8 № 1452

Про­чти­те от­ры­вок из ра­бо­ты ис­то­ри­ка и ука­жи­те мо­нар­ха, о ко­то­ром идёт речь.

 

«К мо­мен­ту сво­е­го вступ­ле­ния на пре­стол это был со­всем боль­шой че­ло­век... Все его по­ступ­ки были полны не­ожи­дан­но­сти и слу­чай­но­сти; рас­по­ря­же­ния быст­ро сле­до­ва­ли одно за дру­гим, часто от­ме­няя одно дру­гое... Смены на­стро­е­ния им­пе­ра­то­ра были та­ко­вы, что никто не мог по­ру­чить­ся за зав­траш­ний день: се­год­ня — пер­вый ми­нистр, зав­тра — он ска­чет на трой­ке в ссыл­ку... На­сту­пи­ло "цар­ство стра­ха" и "еже­днев­ный ужас", по сло­вам со­вре­мен­ни­ков».

 

1) Петр III

2) Алек­сандр I

3) Павел I

4) Федор Иоан­но­вич

Пояснение · · Видеокурс ·

7
Задания Д8 № 3393

Прочтите отрывок из указа российского правителя и назовите этого правителя.

 

«Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, <...> сына нашего большего, Александра, а по нём — всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения сыновей моих наследство остаётся в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лице женскому...»

 

1) Павел I

2) Пётр I

3) Александр II

4) Николай I

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 2.

8
Задания Д8 № 3433

Про­чти­те от­ры­вок из при­ка­за пол­ко­вод­ца и на­зо­ви­те фа­ми­лию этого пол­ко­вод­ца.

 

«Храб­рые воины! При­ве­ди­те себе в сей день на па­мять все наши по­бе­ды и до­ка­жи­те, что никто не может про­ти­вить­ся силе ору­жия рос­сий­ско­го. Нам пред­ле­жит не сра­же­ние, ко­то­рое бы в воле нашей со­сто­я­ло от­ло­жить, но не­пре­мен­ное взя­тие места зна­ме­ни­то­го, ко­то­рое решит судь­бу кам­па­нии и ко­то­рое турки по­чи­та­ют не­при­ступ­ным. Два раза оса­жда­ла Из­ма­ил рус­ская армия и два раза от­сту­па­ла; нам остаётся в тре­тий раз или по­бе­дить, или уме­реть со сла­вою».

 

1) М. Д. Ско­бе­лев

2) А. П. Ер­мо­лов

3) П. С. На­хи­мов

4) А. В. Су­во­ров

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 3.

9
Задания Д8 № 3473

Прочтите отрывок из указа российского правителя и назовите этого правителя.

 

«Общим нашим добровольным и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом постановили сей акт наш общий, которым по любви к Отечеству избираем наследником, по праву естественному, после смерти моей, <...> сына нашего большего, Александра, а по нём — всё его мужеское поколение. По пресечении сего мужеского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы более у меня сыновей было; что и есть первородство. По пресечении последнего мужеского поколения сыновей моих наследство остаётся в сем роде, но в женском поколении последнецарствовавшаго как в ближайшем престолу, дабы избегнуть затруднений при переходе от рода в род, в котором следовать тому же порядку, предпочитая мужеское лице женскому...»

 

1) Николай I

2) Пётр I

3) Александр II

4) Павел I

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 4.

10
Задания Д8 № 3513

Про­чти­те от­ры­вок из со­чи­не­ния во­ен­но­го ис­то­ри­ка и на­зо­ви­те во­е­на­чаль­ни­ка, о ко­то­ром идёт речь.

 

«Из-за ...бли­зо­ру­ко­сти ав­стрий­ско­го ка­би­не­та ему при­ш­лось оста­вить дело в Ита­лии не­до­кон­чен­ным, с боями — вновь по­бе­до­нос­ны­ми и бес­при­мер­ны­ми: со­вер­шить пе­ре­ход через не­при­ступ­ные Альпы, про­би­вать­ся через Сен-Го­тард и Чёртов мост в Швей­ца­рию, спа­сая честь Рос­сии, уве­ко­ве­чи­вая славу рус­ско­го ору­жия и бес­смерт­ное своё имя. За по­дви­ги в Ита­льян­ском и Швей­цар­ском по­хо­дах [он] был от­ме­чен до­сто­ин­ством князя Рос­сий­ской им­пе­рии, по­лу­чил зва­ние ге­не­ра­лис­си­му­са рос­сий­ских войск. Но тут же в оче­ред­ной раз ока­зал­ся в не­ми­ло­сти у Павла I, что при­бли­зи­ло кон­чи­ну пол­ко­вод­ца».

 

1) А. Г. Орлов

2) А. Д. Мен­ши­ков

3) А. В. Су­во­ров

4) А. П. Ер­мо­лов

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 5.

11
Задания Д8 № 3553

Прочтите отрывок из сочинения военного историка и назовите военачальника, о котором идёт речь.

 

«Из-за ...близорукости австрийского кабинета ему пришлось оставить дело в Италии недоконченным, с боями — вновь победоносными и беспримерными -совершить переход через неприступные Альпы, пробиваться через Сен-Готард и Чёртов мост в Швейцарию, спасая честь России, увековечивая славу русского оружия и бессмертное своё имя. За подвиги в Итальянском и Швейцарском походах [он] был отмечен достоинством князя Российской империи, получил звание генералиссимуса российских войск. Но тут же в очередной раз оказался в немилости у Павла I, что приблизило кончину полководца».

 

1) А. Г. Орлов

2) А. В. Суворов

3) А. П. Ермолов

4) А. Д. Меншиков

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

12
Задания Д8 № 3593

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

 

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов...»

 

1) Пётр I

2) Екатерина II

3) Александр I

4) Елизавета Петровна

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1.

13
Задания Д8 № 3633

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите годы войны, о событиях которой идёт речь.

 

«7 декабря в 2 часа дня А. В. Суворов, выполняя приказание главнокомандующего фельдмаршала Г. А. Потёмкина, переслал письмо последнего коменданту Измаила — сераскиру Айдозли-Мехмет-паше с предложением сдачи крепости. В своём ответе комендант Измаила писал, что "ради глубокой осени и весьма суровой погоды советует россиянам отступить, ибо они должны будут во всём терпеть нужду; гарнизон же всеми нужными вещами снабжен изобильно"».

 

1) 1700-1721 гг.

2) 1756-1763 гг.

3) 1787-1791 гг.

4) 1806-1812 гг.

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 2.

14
Задания Д8 № 3713

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

 

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов...»

 

1) Пётр I

2) Екатерина II

3) Елизавета Петровна

4) Александр I

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 4.

15
Задания Д8 № 3793

Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите монарха, о котором идёт речь.

 

«Диапазон деятельности был широк и разнообразен; от сочинения детских сказок для внуков до составления "Наказа" Уложенной комиссии, от проведения губернской реформы до строительства роскошных дворцов в Царском Селе и столице Империи, от рескриптов генералам и фельдмаршалам с указаниями, как им вести военные действия, до написания комедий и исторических сочинений, от собирания библиотеки и коллекций картин и раритетов до правительственных указов...»

 

1) Пётр I

2) Екатерина II

3) Елизавета Петровна

4) Александр I

Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 6.

16
Задания Д8 № 4502

Прочтите от­ры­вок из за­пи­сок Л. Ф. Се­по­ра и ука­жи­те правителя, к цар­ство­ва­нию ко­то­ро­го от­но­сят­ся опи­сан­ные в нём внеш­не­по­ли­ти­че­ские события.

 

«Удивленная Ев­ро­па видела, как рус­ский флот про­шел через океан и Сре­ди­зем­ное море, ...возвестил гре­кам сво­бо­ду и взо­рвал му­суль­ман­ский флот в Че­смен­ском заливе; наконец, ве­ли­кий ви­зирь был оса­жден Ру­мян­це­вым в Шумле, и тень Петра Ве­ли­ко­го отомщена. Султан, по­беж­ден­ный и при­нуж­ден­ный со­гла­сить­ся на по­стыд­ный мир, усту­пил рус­ским <...> Азов, Таганрог, доз­во­лил им сво­бод­ное пла­ва­ние по Чёрному морю и при­знал не­за­ви­си­мость Крыма».

 

1) Елизавета Петровна

2) Екатерина II

3) Павел I

4) Алек­сандр I


17
Задания Д8 № 5885

Что было одним из про­яв­ле­ний от­ста­ва­ния тяжёлой про­мыш­лен­но­сти в Рос­сии в 1870–1880-х гг. от про­мыш­лен­но­сти за­пад­ных стран?

 

1) от­сут­ствие ма­ши­но­стро­и­тель­ных предприятий

2) силь­ная за­ви­си­мость пред­при­я­тий от по­ста­вок сырья из-за границы

3) низ­кий уро­вень про­из­вод­ства про­дук­ции на душу населения

4) со­хра­не­ние кре­пост­но­го труда в промышленности


18
Задания Д8 № 5925

Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сит­ся к цар­ство­ва­нию Алек­сандра II?

 

1) со­зда­ние Ми­ни­стер­ства го­су­дар­ствен­ных имуществ

2) со­зда­ние III От­де­ле­ния Соб­ствен­ной Его Им­пе­ра­тор­ско­го Ве­ли­че­ства канцелярии

3) со­зда­ние Вер­хов­ной рас­по­ря­ди­тель­ной ко­мис­сии во главе с М.Т. Лорис-Меликовым

4) учре­жде­ние Го­су­дар­ствен­ной думы


19
Задания Д8 № 5995

Что яви­лось со­став­ной ча­стью аг­рар­ной ре­фор­мы П. А. Столыпина?

 

1) при­ну­ди­тель­ная по­сад­ка кар­то­фе­ля на земле крестьян

2) кон­фис­ка­ция части по­ме­щи­чьих зе­мель для на­де­ле­ния ими крестьян

3) раз­ре­ше­ние вы­хо­да кре­стьян из общины

4) пе­ре­вод кре­стьян на обя­за­тель­ный выкуп


20
Задания Д8 № 6035

Какое из пе­ре­чис­лен­ных со­бы­тий от­но­сит­ся к Пер­вой рос­сий­ской революции?

 

1) на­ча­ло «хождения в народ»

2) убий­ство П. А. Столыпина

3) со­зда­ние «Союза борь­бы за осво­бож­де­ние ра­бо­че­го класса»

4) де­кабрь­ское вооружённое вос­ста­ние в Москве


Пройти тестирование по этим заданиям