Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д24 C4 № 26294
i

В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской

науке.

 

«Внут­рен­няя по­ли­ти­ка Алек­сандра III спо­соб­ство­ва­ла про­грес­сив­но­му раз­ви­тию со­ци­аль­ной и эко­но­ми­че­ской сфер об­ще­ствен­ной жизни».

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её . При из­ло­же­нии ар­гу­мен­тов обя­за­тель­но ис­поль­зуй­те ис­то­ри­че­ские факты.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1)  …

2)  …

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1)  …

2)  …

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Ар­гу­мен­ты.

1.  В под­твер­жде­ние, на­при­мер:

— при Алек­сан­дре III в де­рев­не по­сте­пен­но из­жи­ва­лись остат­ки кре­пост­ни­че­ства (сни­же­ние вы­куп­ных пла­те­жей, лик­ви­да­ция вре­мен­но­обя­зан­но­го со­сто­я­ния кре­стьян);

— при Алек­сан­дре III по­сте­пен­но ме­ня­лась уста­рев­шая си­сте­ма на­ло­го­об­ло­же­ния (от­ме­на по­душ­ной по­да­ти);

— в 1882 г. пра­ви­тель­ство учре­ди­ло Кре­стьян­ский по­зе­мель­ный банк, ко­то­рый вы­да­вал ссуды на по­куп­ку земли кре­стья­нам, что спо­соб­ство­ва­ло рас­про­стра­не­нию част­ной по­зе­мель­ной

соб­ствен­но­сти среди кре­стьян;

— в пе­ри­од прав­ле­ния Алек­сандра III на­чи­на­ло фор­ми­ро­вать­ся ра­бо­чее за­ко­но­да­тель­ство (за­ко­ны об огра­ни­че­нии труда под­рост­ков и жен­щин на про­из­вод­стве, о пра­ви­лах найма и уволь­не­ния ра­бо­чих);

— про­тек­ци­о­нист­ская по­ли­ти­ка пра­ви­тель­ства Алек­сандра III спо­соб­ство­ва­ла бур­но­му раз­ви­тию про­мыш­лен­но­сти (за­вер­шил­ся про­мыш­лен­ный пе­ре­во­рот; в 2 раза вы­рос­ло ко­ли­че­ство па­ро­вых дви­га­те­лей, уве­ли­чи­лась до­бы­ча угля и нефти; в ряде ре­ги­о­нов стра­ны вы­рос­ли круп­ные про­мыш­лен­ные цен­тры (Баку, Юзов­ка, Ижевск, Оре­хо­во-Зуево) и др.);

— в пе­ри­од прав­ле­ния Алек­сандра III от­ме­чен ин­тен­сив­ный рост про­тяжённо­сти же­лез­ных дорог, на­ча­то стро­и­тель­ство Транс­си­бир­ской ма­ги­стра­ли.

2.  В опро­вер­же­ние, на­при­мер:

— за­ко­но­да­тель­ство Алек­сандра III в от­но­ше­нии земств резко сни­зи­ло долю нед­во­рян в их со­ста­ве, сузив таким об­ра­зом со­ци­аль­ную базу земств;

— по но­во­му «Го­ро­до­во­му по­ло­же­нию» был зна­чи­тель­но по­вы­шен иму­ще­ствен­ный ценз для уча­стия в вы­бо­рах в го­род­ские думы и, таким об­ра­зом, от уча­стия в го­род­ском са­мо­управ­ле­нии были от­стра­не­ны не толь­ко тру­дя­щи­е­ся массы го­ро­да, но и мел­кая бур­жу­а­зия, что всту­па­ло в про­ти­во­ре­чие с быст­рым про­цес­сом ур­ба­ни­за­ции, про­хо­див­шим в тот пе­ри­од;

— из­ме­не­ния в си­сте­ме об­ра­зо­ва­ния (под­чи­не­ние сель­ских школ Си­но­ду, цир­ку­ляр «о ку­хар­ки­ных детях») резко сузи­ли воз­мож­но­сти для по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния вы­ход­цам из низ­ших со­сло­вий и пре­пят­ство­ва­ли удо­вле­тво­ре­нию нужд быст­ро­рас­ту­щей рос­сий­ской эко­но­ми­ки в об­ра­зо­ван­ных спе­ци­а­ли­стах;

— при Алек­сан­дре III был учре­ждён Дво­рян­ский зе­мель­ный банк, ко­то­рый вы­да­вал ссуды по­ме­щи­кам под залог их зе­мель на льгот­ных усло­ви­ях; под­держ­ка дво­рян, ко­то­рые, как пра­ви­ло, «про­еда­ли» вы­дан­ные бан­ком день­ги, а не вкла­ды­ва­ли их в про­из­вод­ство, тор­мо­зи­ла про­цесс пе­ре­хо­да по­ме­щи­чьих зе­мель к со­сто­я­тель­ным кре­стья­нам, эф­фек­тив­нее ис­поль­зо­вав­шим сель­ско­хо­зяй­ствен­ные уго­дья;

— за­ко­но­да­тель­ство Алек­сандра III кон­сер­ви­ро­ва­ло кре­стьян­скую об­щи­ну (за­пре­ща­лись се­мей­ные раз­де­лы и огра­ни­чи­вал­ся до­сроч­ный выкуп на­де­лов), что тор­мо­зи­ло раз­ви­тие де­рев­ни.

Могут быть при­ве­де­ны дру­гие ар­гу­мен­ты.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
При­ве­де­ны два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние и два в опро­вер­же­ние оцен­ки5
При­ве­де­ны два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние и один в опро­вер­же­ние оцен­ки.

ИЛИ При­ве­де­ны один ар­гу­мент в под­твер­жде­ние и два в опро­вер­же­ние оцен­ки

4
При­ве­де­ны один ар­гу­мент в под­твер­жде­ние и один в опро­вер­же­ние оцен­ки3
При­ве­де­ны толь­ко два ар­гу­мен­та в под­твер­жде­ние оцен­ки.

ИЛИ При­ве­де­ны толь­ко два ар­гу­мен­та в опро­вер­же­ние оцен­ки

2
При­ведён толь­ко один ар­гу­мент в под­твер­жде­ние оцен­ки.

ИЛИ При­ведён толь­ко один ар­гу­мент в опро­вер­же­ние оцен­ки

1
При­ве­де­ны толь­ко факты, ил­лю­стри­ру­ю­щие со­бы­тия (яв­ле­ния, про­цес­сы), свя­зан­ные с дан­ной точ­кой зре­ния, но не яв­ля­ю­щи­е­ся ар­гу­мен­та­ми.

ИЛИ При­ве­де­ны рас­суж­де­ния об­ще­го ха­рак­те­ра, не со­от­вет­ству­ю­щие тре­бо­ва­нию за­да­ния.

ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл5
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2021 по ис­то­рии