СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
История
Cайты, меню, вход, новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задания Д C6 № 3784

Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.

 

1) Ярослав Мудрый;

2) Александр III;

3) В.И. Ленин;

4) Шарль де Голль.

 

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

Пояснение.

Ярослав Мудрый (1019-1054)

 

Основные направления деятельности:

1. Борьба Ярослава Владимировича за власть с претендентами на великокняжеский престол в Киеве

1. Борьба великого киевского князя за установление своей власти на всей территории Руси

2. Строительство городов и крепостей с целью укрепления обороноспособности русских земель

3. Окончательный разгром Ярославом под Киевом печенегов (1036)

4. Создание Киевской митрополии и утверждении митрополитом первого из русских Илариона

5. Создание первого источника письменного права на Руси - «Правды Ярослава»

6. Строительство церквей и монастырей

7. Активная внешнеполитическая деятельность Ярослава

Итоги:

1. Установление единоличной власти на всей территории Руси

2. Усиление обороноспособности государства

3. Ликвидация печенежской угрозы

4. Распространение христианской культуры на Руси

5. Укрепление политических и культурных связей Руси с соседними государствами по-средством династических браков своих дочерей и сыновей

6. Дальнейшее развитие сотрудничества Руси с Византией

7. Развитие религиозной и светской культуры

8. Появление писаного права на Руси

9. Развитие церковного зодчества

 

Александр III (1881-1894)

 

Основные направления деятельности во внутренней политике:

1. Взятие курса на укрепление самодержавных основ российской государственности. Отказ от продолжения политики либеральных реформ в различных сферах жизни государства и общества.

2. Ревизия реформаторского наследия Александра II: корректировка судебной реформы 1864 года (введение ценза для присяжных, разрешение закрытых судебных заседаний, ограничение компетенции присяжных); ревизия законодательства о земствах (усиление цензового элемента среди гласных земских собраний); упразднение избираемых мировых судей в уездах и учреждение института земских уездных начальников, назначаемых государством.

3. Активизация борьбы с «революционной смутой» и «брожением умов». Усиление охранительного начала в деятельности государства. Принятие «Временных правил о печати» и ужесточение цензуры. Отмена университетской автономии и издание нового Устава. Введение ограничений на получение гимназического образования женщинами и выходцами из нижних слоев общества (Циркуляр «о кухаркиных детях»). Активизация деятельности русской Православной Церкви.

4. Решение крестьянского вопроса: ликвидация временнообязанного состояния крестьян и их перевод на обязательны выкуп земли; учреждение Крестьянского поземельного банка (1882); введение запрета на выход крестьян из общины после за-вершения выкупа ими земли; регламентация государством частоты земельных переделов в общинах

5. Отмена подушной подати и создание новой системы налогообложения. Усиление роли косвенных налогов в формировании бюджета государства

6. Учреждение Дворянского поземельного банка для частичного преодоления обезземеливания дворян

7. Учреждение фабричной инспекции для осуществления надзора за исполнение фабричного законодательства

8. Мероприятия по оздоровлению экономики, подорванной Русско-турецкой войной (1877-1878). Отказ от политики фритредерства, характерной для 60-70-х гг. XIX в. Возвращение к политике протекционизма (покровительства национальной промышленности). Использование иностранных инвестиций для развития тяжёлой промышленности.

9. Усиление финансирования государством органов земского и городского самоуправления

10. Осуществление мероприятий по укреплению имперского начала в российской государственности. Продолжение русификации Польши и Прибалтики. Начало наступления на автономные права Финляндии.

11. Усиление финансирования оборонного комплекса страны

Основные направления деятельности во внешней политике:

1. Действия по защите интересов России в Иране, Туркмении и на Балканах

2. Сближение России с Францией. Оформление русско-французского военно-политического союза (1893)

 

Итоги внутренней политики:

1. Укрепление самодержавия. Возвращение к консервативно-охранительному образу правления

2. Усиление государственного начала в структурах территориального и сословного самоуправления и торможение процесса развития гражданского общества

3. Консервация общинных отношений в деревне. Торможение процесса естественно-го раскрестьянивания аграрного населения и его отток в города. Торможение решения вопроса об аграрном перенаселении в условиях демографического бума в России второй половины XIX в.

4. Создание более благоприятной для развития капитализма налоговой системы, в ко-торой доминируют косвенные налоги

5. Завершение промышленного переворота. Активный рост промышленного сектора экономики. Начало проявления диспропорции между развитием промышленного производства и сравнительно рутинным аграрным сектором экономики

6. Развитие фабричного законодательства

Итоги внешней политики:

7. Проведение Россией миротворческой политики (Император Александр III – «царь-миротворец»). Усиление авторитета России в решении европейских дел.

8. Ухудшение традиционно доверительных отношений между Россией и Германией и начало переориентации внешней политики страны на англо-саксонские державы Европы

 

Владимир Ильич Ленин (Ульянов) (1870 - 1924)

 

Основные направления деятельности: I . До свержения царского режима:

1.В биографии Ленина образование было получено в Симбирской гимназии (он родился в городе Симбирске). 2. После недолгого обучения в Казанском университете из-за содействия студенческому движению был исключен. В Казани вступает в марксистский кружок.

3. В Петербурге в 1893 году занимается публицистикой, изучает вопросы социал-демократии, политэкономии.

В 1895 году он стал основателем марксистской группы «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

4. В результате ареста отправлен в Енисейскую губернию. Именно там через три года Владимир Ильич женился на Н. Крупской.

5. После окончания ссылки в 1900 году, поселяется в Пскове. Затем в биографии Ульянова в сотрудничестве с другими активистами основывается, издается газета «Искра», журнал «Зоря». В одном из выпусков подписался как Ленин (другие псевдонимы: Ильин, Фрей, Карпов, Петров).

6. Ленин был одним из организаторов второго съезда РСДРП, составил план работы, устав партии, пытаясь создать новое общество с помощью социалистической революции.

7. Во время революции 1905-1907 годов Ленин находился в Швейцарии. После ареста многих членов партии, руководство переходит к Ульянову.

8. Продолжает революционную агитацию в эмиграции, руководит большевистской партией.публикует газету «Правда», укрепляет революционные организации.

II. После совершения февральской революции 1917 года вернулся в Россию,

1. выступил с докладом (т.н. апрельские тезисы).

2. после неудачной попытки взять власть мирным путем и после объявления о его аресте уходит в подполье.

3. Ленин реализует план пролетарской революции,возглавляет антиправительственное восстание,

4. На съезде Советов возглавил новое правительство: СНК – Совет Народных Комиссаров. Он руководит заседаниями, совещаниями.

5. До 1922г руководит деятельностью правительства, проводит множество преобразований:национализация земли, промышленности

6. По его инициативе заключается мирный договор с Германией, основывает Красную Армию, III Коммунистический Интернационал.

7. По его инициативе в годы войны "красные" применяли тактику "красного террора" и насилия.

8. Политику военного коммунизма Ленин изменяет на новую экономическую политику, направленную на рост народного хозяйства, основывает социалистическое государство – СССР.

9. В результате плохого состояния здоровья скончался 21 января 1924 года.

Итоги и результаты: В.И. Ленин– политический деятель, революционер, основатель большевистской партии, Советского государства, председатель СНК. После смерти сформировался своеобразный культ его личности: в городах и селах ставились памятники Ленину, многие объекты переименовывались в его честь. Были открыты библиотеки имени Ленина, однако не все его пожелания приведены в жизнь. Мавзолей Ленина в Москве хранит до сих пор его тело.

 

Шарль де Голль (1890-1970гг)

Основные направления деятельности:1. 1940г начинается новая жизнь генерала Шарля де Голля – лидера борьбы за освобождение Родины от оккупантов. Приобретенный в этой роли громадный моральный авторитет стал причиной того, что в конце войны Франция оказалась в числе победителей нацизма. Борьба была не только военной, но и политической, так выковался общественный деятель, сплотивший французов (часто против их воли) для того, чтобы вывести Францию в первый ряд мировых держав.

2. Хотя он и был главой Временного правительства Франции с 1944 года, но, после принятия конституции Четвертой республики в 1946 году, покинул его из-за разногласий с левыми политиками. Ему, убежденному стороннику сильной централизованной власти, казалось гибельным отдавать власть в стране коллективному органу – Национальному собранию. Время показало, что он был прав.

3. Когда в 1958 году настал Алжирский кризис, Шарль де Голль возвращается в политику, его партия выигрывает выборы, проводит референдум по новой конституции, и он становится первым ее президентом, наделенным всеми полномочиями.

4. Выход Франции из блока НАТО.

5. Идейный основатель Евросоюза.

6. Борец с экономической экспансией США.

7. Франция лишилась колоний. Но он завершил длительную войну в Алжире.

Итоги и результаты: Вывел Францию в разряд ведущих стран мира.Его бесспорной заслугой стал технический рывок, совершенный Францией в послевоенные годы. Французы самостоятельно освоили ядерные технологии и оснастили свою армию атомным оружием, а энергосети – атомными электростанциями.

 

Источник: ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 5.