Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 5130
i

Про­чти­те от­ры­вок из ин­тер­вью из­вест­но­го по­ли­то­ло­га С. Кур­ги­ня­на и крат­ко от­веть­те на во­прос(-⁠ы). От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

— Уско­ре­ние, о ко­то­ром речь шла до 27 съез­да и на нем,  — не фаза пе­ре­строй­ки, а от­верг­ну­тый ею шанс. Шанс из­ме­нить по­ли­ти­че­скую си­сте­му, а не ОБ­РУ­ШИТЬ её. Зачем из­ме­нить? Чтобы уйти от «за­стоя», на­чать фор­си­ро­ван­ное раз­ви­тие и  — мо­би­ли­зо­вав ре­сур­сы име­ю­щей­ся си­сте­мы  — со­тво­рить оче­ред­ное «рус­ское чудо». Это был судь­бо­нос­ный мо­мент. Речь об от­ме­не 6 ста­тьи Кон­сти­ту­ции (о пра­вя­щей роли КПСС) ещё не шла. От­ста­ва­ние от За­па­да на самом деле было не таким ги­гант­ским, как утвер­жда­ют ныне. У со­вет­ской по­ли­ти­че­ской си­сте­мы было бу­ду­щее. Тре­бо­вал­ся всего один «пу­стя­чок»  — чтобы пар­тия опёрлась на груп­пу, от­ве­чав­шую целям уско­ре­ния.

На на­уч­но-тех­ни­че­скую ин­тел­ли­ген­цию, пре­жде всего, да и на гу­ма­ни­тар­ную тоже. Ведь пар­тия за­яви­ла, что наука ста­но­вит­ся не­по­сред­ствен­ной про­из­во­ди­тель­ной силой! А раз так, то ин­тел­ли­ген­ция  — не про­слой­ка, а класс, дви­га­тель ис­то­рии. Такой класс и надо было дооформ­лять, чтобы опе­реть­ся на него в ин­те­ре­сах всего об­ще­ства. Не за­бы­вая, ко­неч­но, про ра­бо­чих и кол­хоз­ни­ков.

— Ин­тел­ли­ген­ция, дей­стви­тель­но, была глав­ной дви­жу­щей силой пе­ре­строй­ки и дру­гих пе­ре­мен в СССР. Тогда ветер дул в её па­ру­са. И вы, прес­са, были боль­шой силой. Но вме­сто со­зи­да­ния ин­тел­ли­ген­цию со­зна­тель­но на­пра­ви­ли на лож­ный путь  — раз­ру­ше­ния. Об­раз­но го­во­ря, одних от­пра­ви­ли за Са­ха­ро­вым, дру­гих  — за Сол­же­ни­цы­ным. В итоге ин­тел­ли­ген­ция по­гу­би­ла и стра­ну, и себя. Сей­час про­фес­со­ра по­лу­ча­ют мень­ше, чем шофёры и шту­ка­ту­ры. Та­ко­го не было в Со­вет­ском Союзе.

Что яви­лось при­чи­ной про­ве­де­ния ре­форм? На кого со­би­ра­лись опи­рать­ся ру­ко­во­ди­те­ли ре­форм (при­ве­сти не менее трёх ка­те­го­рий на­се­ле­ния)?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Могут быть при­ве­де­ны сле­ду­ю­щие эле­мен­та от­ве­та.

1.  При­чи­на: же­ла­ние уйти от «за­стоя», пре­одо­леть от­ста­ва­ние от За­па­да.

2.  Со­би­ра­лись опи­рать­ся на сле­ду­ю­щие слои на­се­ле­ния: ин­тел­ли­ген­ция, ра­бо­чие и кол­хоз­ни­ки.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Пра­виль­но ука­за­ны три меры.2

Пра­виль­но ука­за­ны две меры.

1

Пра­виль­но ука­за­на одна мера.

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный.

0
Мак­си­маль­ный балл2
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 3.2.14 По­пыт­ки мо­дер­ни­за­ции со­вет­ской эко­но­ми­ки и по­ли­ти­че­ской си­сте­мы в 1980-х гг.
1
Тип 13 № 5129
i

О каком пе­ри­о­де ис­то­рии со­вет­ско­го го­су­дар­ства идет речь в от­рыв­ке? Кто тогда был ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны? Ука­жи­те с точ­но­стью до де­ся­ти­ле­тия время его на­хож­де­ния на посту ру­ко­во­ди­те­ля стра­ны.


2
Тип Д22 C2 № 5131
i

Какая груп­па на­се­ле­ния, по мне­нию ав­то­ра, яв­ля­лась глав­ной дви­жу­щей силой ре­форм? Ис­поль­зуя зна­ния по ис­то­рии при­ве­ди­те не менее трёх на­прав­ле­ний ре­фор­мы и ука­жи­те по о лю­бо­му из на­прав­ле­ний, к каким по­след­стви­ям при­ве­ло ре­фор­ми­ро­ва­ние.