Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д22 C2 № 7823
i

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­прос(-⁠ы). От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

Про­чти­те от­ры­вок из ста­тьи учёного:

 

«Сами пра­ви­тель­ства для воз­буж­де­ния в на­ро­дах энер­гии про­тив са­мо­вла­стия им­пе­ра­то­ра фран­цу­зов сво­и­ми про­кла­ма­ци­я­ми при­зы­ва­ли их к сво­бо­де и тор­же­ствен­но обе­ща­ли им за­кон­но-сво­бод­ные уста­нов­ле­ния. Пра­ви­тель­ства не толь­ко не спе­ши­ли ис­пол­нить свои обе­ща­ния, но стали вме­нять в пре­ступ­ле­ние спра­вед­ли­вое тре­бо­ва­ние кон­сти­ту­ци­он­ных учре­жде­ний, вся­че­ски ста­ра­ясь везде по­дав­лять дух сво­бо­ды. Рос­сий­ский им­пе­ра­тор стал во главе мо­нар­хи­че­ских ре­ак­ци­о­не­ров. За­од­но с ним дей­ство­ва­ли ко­роль прус­ский и им­пе­ра­тор Франц, или, лучше ска­зать, князь Мет­тер­них  — душа ав­стрий­ско­го ми­ни­стер­ства и всей мо­нар­хи­че­ской ре­ак­ции.

На­ро­ды, об­ма­ну­тые в своих ожи­да­ни­ях пра­ви­тель­ства­ми, при­бе­га­ли про­тив их явных угне­те­ний к сред­ствам со­кро­вен­ным. По всей Ев­ро­пе учре­ди­лись тай­ные по­ли­ти­че­ские союзы с целью ис­торг­нуть у пра­ви­тельств кон­сти­ту­ци­он­ные по­ста­нов­ле­ния. В Ита­лии, под не­на­вист­ным ей ав­стрий­ским вла­ды­че­ством, учре­ди­лись тай­ные союзы кар­бо­на­ри­ев; в гер­ман­ских уни­вер­си­те­тах об­ра­зо­вал­ся сту­ден­че­ский союз, рас­ки­нув­ший ветви свои по всей не­мец­кой земле; во Фран­ции  — тай­ные по­ли­ти­че­ские об­ще­ства под раз­ны­ми на­зва­ни­я­ми. Цель у всех этих со­кро­вен­ных со­ю­зов была одна: про­ти­во­дей­ство­вать мо­нар­хи­че­ской ре­ак­ции пра­ви­тельств и осво­бо­дить на­ро­ды от их са­мо­вла­стия.

По низ­ло­же­нии... глав­ным пред­ме­том всех по­ли­ти­че­ских дей­ствий им­пе­ра­то­ра рос­сий­ско­го было по­дав­ле­ние воз­ник­ше­го по­всю­ду духа сво­бо­ды и укреп­ле­ние мо­нар­хи­че­ских начал, ко­то­рым угро­жа­ли тай­ные об­ще­ства. Все пра­ви­тель­ствен­ные и ди­пло­ма­ти­че­ские дей­ствия его, на­чи­ная с за­клю­че­ния свя­щен­но­го трой­ствен­но­го союза Рос­сии, Ав­стрии и Прус­сии, сви­де­тель­ству­ют об этом.

С этою целью со­зван был кон­гресс в Ахене, на ко­то­ром по на­сто­я­нию им­пе­ра­то­ра рос­сий­ско­го при­зна­но право вме­ша­тель­ства во внут­рен­ние дела со­сед­ствен­ной дер­жа­вы в слу­чае из­ме­не­ния су­ще­ству­ю­ще­го в ней по­ряд­ка.

В Ахене при­ня­ты стро­гие меры про­тив сво­бо­ды кни­го­пе­ча­та­ния и тай­ных об­ществ, про­тив вос­ста­нов­ле­ния в Ис­па­нии на­ру­шен­ной королём кон­сти­ту­ции кор­те­сов.

Кон­гресс в Лай­ба­хе опре­де­лил по­да­вить ре­во­лю­цию неа­по­ли­тан­скую, вслед­ствие ко­то­рой сам ко­роль при­нял пред­ло­жен­ную им кон­сти­ту­цию и при­сяг­нул в точ­ном её со­блю­де­нии, и силою пре­ду­пре­дить вос­ста­ние в Пье­мон­те про­тив ко­ро­ля сар­дин­ско­го».

Ука­жи­те на­зва­ние участ­ни­ков тай­но­го об­ще­ствен­но­го дви­же­ния, воз­ник­ше­го в опи­сы­ва­е­мый пе­ри­од в Рос­сий­ской им­пе­рии. Какие при­чи­ны при­ве­ли к его воз­ник­но­ве­нию? Ука­жи­те любые две при­чи­ны.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­но быть ука­за­но: Тай­ное об­ще­ство - де­каб­ри­сты

При­чи­ны воз­ник­но­ве­ния:

- от­сут­ствие в Рос­сии Кон­сти­ту­ции и по­ли­ти­че­ских прав и сво­бод;

- со­хра­не­ние кре­пост­но­го права;

не­же­ла­ние царя про­дол­жать ре­фор­мы.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние 29 Баллы
29.1Рас­кры­тие смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния1
Смысл вы­ска­зы­ва­ния рас­крыт: верно вы­де­ле­ны одна или не­сколь­ко ос­нов­ных идей, свя­зан­ных с со­дер­жа­ни­ем об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, и/или в кон­тек­сте вы­ска­зы­ва­ния сфор­му­ли­ро­ва­ны один или не­сколь­ко те­зи­сов, ко­то­рый(-е) тре­бу­ет(-ют) обос­но­ва­ния1
Смысл вы­ска­зы­ва­ния не рас­крыт: ни одна ос­нов­ная идея не вы­де­ле­на / ни один тезис не сфор­му­ли­ро­ван.

 

ИЛИ

Вы­де­лен­ная идея, сфор­му­ли­ро­ван­ный тезис не от­ра­жа­ют смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния / про­из­ве­де­на под­ме­на смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния рас­суж­де­ни­я­ми об­ще­го ха­рак­те­ра («до­маш­ней за­го­тов­кой»), не от­ра­жа­ю­щи­ми спе­ци­фи­ки

пред­ло­жен­но­го вы­ска­зы­ва­ния.

 

ИЛИ

 

Рас­кры­тие смыс­ла под­ме­ня­ет­ся пря­мым пе­ре­ска­зом / пе­ре­фра­зи­ро­ва­ни­ем при­ведённого вы­ска­зы­ва­ния / по­сле­до­ва­тель­ным объ­яс­не­ни­ем каж­до­го слова в вы­ска­зы­ва­нии без объ­яс­не­ния смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния в целом

0
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию:

Если по кри­те­рию 29.1 (рас­кры­тие смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния), вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов, то по всем осталь­ным кри­те­ри­ям оце­ни­ва­ния вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов

29.2Тео­ре­ти­че­ское со­дер­жа­ние мини-со­чи­не­ния

(Объ­яс­не­ние клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий), на­ли­чие на­ли­чие и кор­рект­ность тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний)

2
В кон­тек­сте хотя бы одной вы­де­лен­ной идеи / од­но­го те­зи­са при­ве­де­ны кор­рект­ные с точки зре­ния на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния (без оши­бок) объ­яс­не­ния клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий) и тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния2
В кон­тек­сте хотя бы одной вы­де­лен­ной идеи / од­но­го те­зи­са при­ве­де­ны кор­рект­ные с точки зре­ния на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния (без оши­бок) объ­яс­не­ния клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий), тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния не пред­став­ле­ны.

 

ИЛИ

В кон­тек­сте хотя бы одной вы­де­лен­ной идеи / од­но­го те­зи­са при­ве­де­ны кор­рект­ные с точки зре­ния на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния (без оши­бок) тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния, смысл клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий) не рас­крыт.

 

ИЛИ

 

В при­ведённых объ­яс­не­ни­ях клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-ий) / тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ни­ях до­пу­ще­ны от­дель­ные не­точ­но­сти, не ис­ка­жа­ю­щие на­уч­но­го смыс­ла этих по­ня­тий, тео­ре­ти­че­ских по­ло­же­ний

1
Все иные си­ту­а­ции, не преду­смот­рен­ные пра­ви­ла­ми вы­став­ле­ния 2 и 1 балла, в том числе, если тео­ре­ти­че­ское со­дер­жа­ние мини-со­чи­не­ния от­сут­ству­ет: смысл клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-й) не объ­яснён, тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния не при­ве­де­ны или не свя­за­ны с ос­нов­ной идеей/те­зи­сом, не рас­кры­ва­ют смыс­ла вы­ска­зы­ва­ния.

 

ИЛИ

 

При­ве­де­ны рас­суж­де­ния бы­то­во­го ха­рак­те­ра без опоры на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния

0
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию:

Если по кри­те­рию 29.2 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов, то по кри­те­рию 29.3 вы­став­ля­ет­ся 0 бал­лов

29.3Тео­ре­ти­че­ское со­дер­жа­ние мини-со­чи­не­ния: на­ли­чие и кор­рект­ность рас­суж­де­ний, вы­во­дов1
В кон­тек­сте хотя бы одной вы­де­лен­ной идеи / од­но­го те­зи­са с опо­рой на кор­рект­ное(-ые) объ­яс­не­ние(-я) клю­че­во­го(-ых) по­ня­тия(-й), тео­ре­ти­че­ские по­ло­же­ния при­ве­де­ны свя­зан­ные между собой по­сле­до­ва­тель­ные и не­про­ти­во­ре­чи­вые рас­суж­де­ния, на ос­но­ве ко­то­рых сфор­му­ли­ро­ван обос­но­ван­ный и до­сто­вер­ный с точки зре­ния на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния вывод1
Все иные си­ту­а­ции, вклю­чая рас­суж­де­ния и вы­во­ды бы­то­во­го ха­рак­те­ра без опоры на об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния0
29.4Ка­че­ство при­во­ди­мых фак­тов и при­ме­ров2
При­ве­де­но из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков не менее двух кор­рект­ных, развёрнуто сфор­му­ли­ро­ван­ных фак­тов/ при­ме­ров, под­твер­жда­ю­щих ил­лю­стри­ру­е­мую идею/тезис / по­ло­же­ние/рас­суж­де­ние/вывод и не дуб­ли­ру­ю­щих друг друга по со­дер­жа­нию.

Име­ет­ся явная связь каж­до­го факта/при­ме­ра с при­ведённой в со­чи­не­нии идеей/те­зи­сом/по­ло­же­ни­ем/рас­суж­де­ни­ем/ вы­во­дом

2
При­ведён толь­ко один кор­рект­ный, развёрнуто сфор­му­ли­ро­ван­ный факт/при­мер, под­твер­жда­ю­щий ил­лю­стри­ру­е­мую идею/тезис/по­ло­же­ние/рас­суж­де­ние/ вывод.

Име­ет­ся явная связь этого факта/при­ме­ра с при­ведённой в со­чи­не­нии идеей/те­зи­сом/по­ло­же­ни­ем/рас­суж­де­ни­ем/ вы­во­дом.

 

ИЛИ

 

При­ве­де­ны из ис­точ­ни­ков од­но­го типа кор­рект­ные, развёрнуто сфор­му­ли­ро­ван­ные факты/при­ме­ры, под­твер­жда­ю­щие ил­лю­стри­ру­е­мую идею/тезис/по­ло­же­ние/ рас­суж­де­ние/вывод.

Име­ет­ся явная связь каж­до­го факта/при­ме­ра с при­ведёнными в со­чи­не­нии идеей/те­зи­сом/по­ло­же­ни­ем/ рас­суж­де­ни­ем/вы­во­дом.

 

ИЛИ

 

При­ве­де­ны два при­ме­ра из ис­точ­ни­ков раз­ных типов, дуб­ли­ру­ю­щие друг друга по со­дер­жа­нию.

Име­ет­ся явная связь каж­до­го факта/при­ме­ра с при­ведёнными в со­чи­не­нии идеей/те­зи­сом/по­ло­же­ни­ем/ рас­суж­де­ни­ем/вы­во­дом

1
Все иные си­ту­а­ции, не преду­смот­рен­ные пра­ви­ла­ми вы­став­ле­ния 2 и 1 балла0
Ука­за­ние по оце­ни­ва­нию:

В ка­че­стве ис­точ­ни­ков могут ис­поль­зо­вать­ся факты об­ще­ствен­ной жизни (в том числе по со­об­ще­ни­ям СМИ), лич­но­го со­ци­аль­но­го опыта (вклю­чая в том числе про­чи­тан­ные книги, про­смот­рен­ные ки­но­филь­мы), ма­те­ри­а­лы учеб­ных пред­ме­тов (ис­то­рии, гео­гра­фии и др.).

1. При­ме­ры из раз­ных учеб­ных пред­ме­тов рас­смат­ри­ва­ют­ся в ка­че­стве при­ме­ров из раз­лич­ных ис­точ­ни­ков

2. Факты/при­ме­ры, со­дер­жа­щие фак­ти­че­ские и смыс­ло­вые ошиб­ки, при­вед­шие к су­ще­ствен­но­му ис­ка­же­нию сути вы­ска­зы­ва­ния или сви­де­тель­ству­ю­щие о не­по­ни­ма­нии ис­поль­зу­е­мо­го ис­то­ри­че­ско­го, ли­те­ра­тур­но­го, гео­гра­фи­че­ско­го и (или) дру­го­го ма­те­ри­а­ла, не за­счи­ты­ва­ют­ся при оце­ни­ва­нии

0
Мак­си­маль­ный балл6
Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 24.04.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 4
1
Тип 13 № 4904
i

Ука­жи­те с точ­но­стью до чет­вер­ти века хро­но­ло­ги­че­ские рамки пе­ри­о­да, когда про­ис­хо­ди­ли со­бы­тия, упо­мя­ну­тые в ста­тье. На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра Фран­ции, упо­ми­на­е­мо­го в от­рыв­ке. На­зо­ви­те рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра, о ко­то­ром идёт речь в тек­сте.


2
Тип 14 № 4905
i

Что, по мне­нию ав­то­ра ста­тьи, было глав­ным пред­ме­том по­ли­ти­че­ских дей­ствий рос­сий­ско­го им­пе­ра­то­ра после низ­ло­же­ния им­пе­ра­то­ра Фран­ции? Какие кон­крет­ные ме­ро­при­я­тия в дан­ном на­прав­ле­нии были пред­при­ня­ты? Ука­жи­те любые два ме­ро­при­я­тия.


3
Тип Д22 C2 № 4906
i

Ука­жи­те на­зва­ние участ­ни­ков тай­но­го об­ще­ствен­но­го дви­же­ния, воз­ник­ше­го в опи­сы­ва­е­мый пе­ри­од в Рос­сий­ской им­пе­рии. Какие при­чи­ны при­ве­ли к его воз­ник­но­ве­нию? Ука­жи­те любые две при­чи­ны.