ЕГЭ по истории 24.04.2014. Досрочная волна. Вариант 4.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
В какой из перечисленных городов была перенесена столица Северо-Восточной Руси князем Андреем Боголюбским?
1) Москва
2) Тверь
3) Владимир
4) Переяславль
Ответ:
Какое из перечисленных событий относится к XVI в.?
1. Учреждение Приказа Тайных дел
2. Издание Новоторгового устава
3. Отмена кормлений
4. Окончательная отмена местничества
Ответ:
К итогам походов древнерусского князя Святослава относится
1) объединение Киева и Новгорода под единой княжеской властью
2) разгром печенегов
3) покорение половцев
4) разгром Хазарского каганата
Ответ:
Как называлась первая печатная книга, вышедшая в России с указанием выходных данных?
1) «Куранты»
2) «Великие Четьи-минеи»
3) «Апостол»
4) «Домострой»
Ответ:
Прочтите отрывок из документа и укажите название платежа, о котором идёт речь.
«А христианом отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьева дни осеннего. <…> А который христианин поживёт за кем год, да и пойдёт прочь, и он платит четверть двора, а два года поживёт, да и пойдёт прочь, и он полдвора платит, а три года поживёт, а пойдёт прочь, и он платит три четверти двора, а четыре года поживёт, и он весь двор платит».
1. Десятина
2. Пожилое
3. Подушная подать
4. Большая соха
Ответ:
Что из перечисленного было характерно для экономического развития России в первой четверти XVIII в.?
1. Начало железнодорожного строительства
2. Образование первых монополистических объединений
3. Начало промышленного переворота
4. Значительное увеличение количества мануфактур
Ответ:
«Верховники» играли определяющую роль в политической жизни России в период правления
1) Петра III
2) Петра I
3) Павла I
4) Петра II
Ответ:
Что из перечисленного стало одним из поводов для ликвидации государственности Речи Посполитой?
1. Образование Герцогства Варшавского
2. Восстание под предводительством Т. Костюшко
3. Решение Венского конгресса
4. Заключение Тильзитского мирного договора
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите название теории, о которой идёт речь.
«Спасительное убеждение, что Россия живёт и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать в народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами: православием и самодержавием — находится и третье, не менее важное, не менее сильное — народность».
1. Теория «просвещённого абсолютизма»
2. Теория официальной народности
3. Теория общности развития России и Европы
4. Теория крестьянского социализма
Ответ:
С. Ю. Витте был одним из инициаторов
1) проведения реформы управления государственными крестьянами
2) издания указа об обязанных крестьянах
3) вступления России в Первую мировую войну
4) строительства Транссибирской магистрали
Ответ:
Что из перечисленного повлияло на решение Александра II о проведении крестьянской реформы?
1. Поражение России в Крымской войне
2. Победа России в русско-турецкой войне
3. Покушение народовольцев на жизнь императора
4. Массовые требования помещиков об освобождении крестьян
Ответ:
Прочтите отрывок из письма государственного деятеля и укажите этого деятеля.
«Ввиду изложенного нельзя, по моему убеждению, не остановиться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно, и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою. Существенно важным и подлежащим зрелому обсуждению представляется при этом лишь способ осуществления этой мысли. Обращаясь к изысканию этого способа, обязываюсь, прежде всего, вновь выразить пред Вашим Императорским Величеством, что, по глубокому моему убеждению, для России немыслима никакая организация народного представительства в формах, заимствованных с Запада: формы эти не только чужды русскому народу, но могли бы даже поколебать все основные его политические воззрения и внести в них полную смуту, последствия коей трудно и предвидеть…»
1) К. П. Победоносцев
2) М. Т. Лорис-Меликов
3) Д. А. Толстой
4) А. Х. Бенкендорф
Ответ:
Автором какой из перечисленных картин является художник В. И. Суриков?
1) «Последний день Помпеи»
2) «Московский дворик»
3) «Утро стрелецкой казни»
4) «Чаепитие в Мытищах близ Москвы»
Ответ:
Декрет о земле был принят
1) Учредительным собранием
2) I Всероссийским съездом Советов
3) Всероссийским центральным исполнительным комитетом
4) II Всероссийским съездом Советов
Ответ:
Что из перечисленного стало следствием проведения большевиками новой экономической политики в деревне?
1. Достижение уровня 1913 г. по основным показателям производства зерновых культур
2. Преодоление имущественного расслоения деревни
3. Ограничение помещичьего землевладения
4. Введение продразвёрстки
Ответ:
Какое из событий относится к завершающему этапу Великой Отечественной войны (1944–1945 гг.)?
1) Висло-Одерская операция
2) Курская битва
3) Сталинградская битва
4) прорыв блокады Ленинграда
Ответ:
Прочтите отрывок из официального документа и укажите название органа власти, пропущенное в тексте.
«Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР признали необходимым:
1. Создать _________________ в составе:
т. Сталин И. В. (председатель)
т. Молотов В. М. (заместитель председателя)
т. Ворошилов К. Е.
т. Маленков Г. М.
т. Берия Л. П.
2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в его руках.
3. Обязать всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять его решения и распоряжения».
1) Верховный Совет СССР
2) Государственный Комитет Обороны
3) Ставка Верховного Главнокомандующего
4) Совет Народных Комиссаров
Ответ:
Что из перечисленного относится к экономическим реформам периода «перестройки»?
1. Введение госприёмки
2. Переход на семилетнее планирование
3. Переход от отраслевого к территориальному принципу управления народным хозяйством
4. Либерализация цен
Ответ:
Что из перечисленного стало результатом ввода советских войск в Афганистан?
1. Падение международного авторитета СССР
2. Начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических вооружений
3. Создание Организации Варшавского договора
4. Начало «холодной войны»
Ответ:
Как назывались организации, на которые в 1920-е гг. была возложена задача обучения взрослого населения умению читать и писать?
1. Совбуры
2. Ликбезы
3. Рабфаки
4. Комбеды
Ответ:
Проведённая в России в начале 1990-х гг. передача или продажа в частную собственность ряда государственных предприятий называется
1) социализация
2) национализация
3) приватизация
4) муниципализация
Ответ:
Расположите перечисленных исторических личностей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены исторические личности, в правильной последовательности
в таблицу.
1) П. Д. Святополк-Мирский
2) Г. А. Потёмкин
3) А. Л. Ордин-Нащокин
4) С. С. Уваров
5) П. И. Ягужинский
Ответ:
Какие три из перечисленных событий относятся к русско-японской войне? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Оборона Шипки
2. Мирные переговоры в Портсмуте
3. Брусиловский прорыв
4. Оборона Порт-Артура
5. Мукденское сражение
6. Подписание Сан-Стефанского договора
Ответ:
Установите соответствие между флотоводцами и военными событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
А) Ф. Ф. Ушаков
Б) П. С. Нахимов
В) Г. А. Спиридов
Г) Ф. М. Апраксин
1) победа русского флота в Синопском сражении
2) разгром турецкого флота в Чесменской бухте
3) разгром шведского флота у острова Гренгам
4) победа над шведами в Гангутском сражении
5) победа русского флота у мыса Калиакрия
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, отражают процесс закрепощения крестьян в XV–XVII вв.
| 1) правило Юрьева дня; | 2) Соборное уложение; | 3) вольные хлебопашцы; |
| 4) заповедные лета; | 5) урочные лета; | 6) барщина. |
Найдите и запишите порядковый номер термина, понятия, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
Укажите термин, о котором идёт речь.
«Должностное лицо в России, назначавшееся для разбора споров и жалоб, возникавших между крестьянами и помещиками в период реализации Положений 19 февраля 1861 г.»
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквами, выберите номер нужного элемента.
| Правитель | Внешнеполитическое событие | Противник |
|---|---|---|
| Иван IV | Оборона Пскова | __________(A) |
| Александр Ярославич | __________(Б) | __________(В) |
| __________(Г) | Азовское «сидение» | Османская империя |
| __________(Д) | __________(Е) | Золотая Орда |
Пропущенные элементы:
1) Речь Посполитая
2) Дмитрий Иванович
3) Невская битва
4) Борис Годунов
5) Михаил Фёдорович
6) Крымское ханство
7) Швеция
8) битва на реке Воже
9) Чигиринские походы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите отрывок из работы историка.
«Расположение, или, как тогда говорили, "горячность", которое подчас публично проявляли к цесаревне гвардейцы, усиливалось ещё и тем, что она казалась им нежной и беззащитной, угнетённой людьми плохими, да к тому ж иностранцами, вроде Бирона или членов Брауншвейгской фамилии.
А между тем в глазах гвардии цесаревна была единственной, у кого в жилах струилась кровь Петра, — да так оно и было! Не только в глазах гвардии, но и народа она была своей, русской.
В гвардейской среде Петра Великого обожали, о нём говорили с восторгом. Списки гвардейцев, тех, кто пошёл ночью <…> года на мятеж, примечательны тем, что состоят на треть из солдат, начавших свою службу ещё при Петре, причём более пятидесяти из них участвовали в Северной войне и Персидском походе. Можно представить себе, как в казармах и на бивуаках такой седоусый дядька рассказывал окружавшим его молодым солдатам о походах с выдающимся полководцем, о его дочери — красной девице, умнице и помощнице, которую они видели вместе с великим царём. А слушатели у ветеранов были благодарные: из трёх сотен будущих мятежников <…> года сто двадцать человек относились к зелёным юнцам, причём семьдесят три из них были рекрутами из крестьян. Пусть не покажется читателю странным, что в гвардии, оплоте русского дворянства, служили простые крестьяне, а также бывшие посадские, разночинцы и даже холопы. Включение их в гвардию, да ещё в первую (самую почётную) роту Преображенского полка, не было случайностью, а явилось следствием целенаправленной кадровой политики правительства императрицы Анны Иоанновны».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) Следствием упоминаемых в тексте войн стало присоединение к России новых территорий.
2) В отрывке идёт речь о событиях 1762 г.
3) Отборные воинские части, о которых идёт речь в отрывке, были созданы в годы правления царя Михаила Фёдоровича.
4) В описываемый в отрывке период отборные воинские части, о которых идёт речь, состояли как из дворян, так и из простых крестьян.
5) Современниками упоминаемых в отрывке событий были Б. К. Миних и А. И. Остерман.
6) В описываемый период отборные войска, о которых идёт речь в тексте, представляли собой один полк.
Ответ:
Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме цифрой "7", был освобождён от фашистов в тысяча девятьсот ___________г.». Ответ запишите словом (словосочетанием).
Ответ:
Укажите месяц, когда от фашистов был освобождён город, обозначенный на схеме цифрой «2».
Ответ:
Укажите название операции по уничтожению окружённой немецкой группировки, обозначенной на схеме цифрой «1».
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Операция советских войск в районе, обозначенном на схеме цифрой «4», началась в осенний период.
2) В период событий, обозначенных на схеме стрелками, полностью была снята блокада с города, обозначенного на схеме цифрой «5».
3) Город, обозначенный на схеме цифрой «3», в ходе событий, предшествующих обозначенным на схеме стрелками, был захвачен фашистами.
4) Строительство канала, обозначенного на схеме цифрой «6», началось в 1930-е гг.
5) Более двух городов, обозначенных на схеме, в настоящее время имеют другие названия.
6) На данной схеме обозначена территория Польши.
Ответ:
Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Исторический деятель, изображенный на монете, погиб в походе, которому она посвящена.
2) Поход, которому посвящена монета, был начат при первом царе из династии Романовых.
3) Современником исторического деятеля, изображённого на монете, был русский первопечатник Иван Фёдоров.
4) В результате похода, которому посвящена монета, к России была присоединена Восточная Сибирь.
5) Поход, которому посвящена монета, описан в произведении Афанасия Никитина «Хождение за три моря».
Ответ:
Какое сооружение было возведено в правление царя, при котором состоялся указанный на монете поход? В ответе запишите цифру, которой это сооружение обозначено.
Ответ:
Укажите с точностью до четверти века хронологические рамки периода, когда происходили события, упомянутые в статье. Назовите императора Франции, упоминаемого в отрывке. Назовите российского императора,
о котором идёт речь в тексте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Что, по мнению автора статьи, было главным предметом политических действий российского императора после низложения императора Франции? Какие конкретные мероприятия в данном направлении были предприняты? Укажите любые два мероприятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите название участников тайного общественного движения, возникшего в описываемый период в Российской империи. Какие причины привели к его возникновению? Укажите любые две причины.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Бóльшую часть 1930-х гг. СССР проводил политику, нацеленную на противодействие агрессивным планам фашистской Германии. Однако накануне Второй мировой войны Советский Союз поменял политику и заключил договор с Германией. Укажите название этого договора. Приведите не менее двух причин, побудивших Советский Союз заключить
этот договор.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической
науке.
«Переход к политической раздробленности означал упадок в развитии средневековой Руси».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Ярослав Мудрый; 2) Оливер Кромвель; 3) Николай II; 4) Н. С. Хрущёв.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.