СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
≡ история
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 25 № 9169

Вам не­об­хо­ди­мо на­пи­сать ис­то­ри­че­ское со­чи­не­ние об ОДНОМ из пе­ри­о­дов ис­то­рии России:

1) 1505–1533 гг.;

2) 1725–1730 гг.;

3) 1921–1928 гг.

В со­чи­не­нии необходимо:

– ука­зать не менее двух со­бы­тий (явлений, процессов), от­но­ся­щих­ся к дан­но­му пе­ри­о­ду истории;

– на­звать две ис­то­ри­че­ские личности, де­я­тель­ность ко­то­рых свя­за­на с ука­зан­ны­ми со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами), и, ис­поль­зуя зна­ние ис­то­ри­че­ских фактов, оха­рак­те­ри­зо­вать роль этих лич­но­стей в со­бы­ти­ях (явлениях, процессах) дан­но­го пе­ри­о­да ис­то­рии России;

– ука­зать не менее двух причинно-следственных связей, су­ще­ство­вав­ших между со­бы­ти­я­ми (явлениями, процессами) в рам­ках дан­но­го пе­ри­о­да истории.

Используя зна­ние ис­то­ри­че­ских фак­тов и (или) мне­ний историков, дайте одну ис­то­ри­че­скую оцен­ку зна­чи­мо­сти дан­но­го пе­ри­о­да для ис­то­рии России. В ходе из­ло­же­ния не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ис­то­ри­че­ские термины, понятия,

относящиеся к дан­но­му периоду.

Пояснение.

1) 1505—1533 гг. Сын Ивана 3 и Софьи Па­лео­лог — пле­мян­ни­цы по­след­не­го ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра, отец бу­ду­ще­го царя Ивана Гроз­но­го ( г. р. 1530). Его на­зы­ва­ют «по­след­ним со­би­ра­те­лем земли рус­ской», так как в его прав­ле­ние были при­со­еди­не­ны по­след­ние по­лу­са­мо­сто­я­тель­ные рус­ские кня­же­ства.

В до­го­во­ре 1514 г. с им­пе­ра­то­ром Свя­щен­ной Рим­ской им­пе­рии Мак­си­ми­ли­а­ном Пер­вым был на­зван царём.

Идея «Москва — тре­тий Рим» — это по­ли­ти­че­ская идео­ло­гия, ко­то­рая обо­зна­ча­ла все­мир­ное зна­че­ние Моск­вы как по­ли­ти­че­ско­го и ре­ли­ги­оз­но­го цен­тра. По тео­рии Рим­ская и Ви­зан­тий­ская им­пе­рии пали, так как укло­ни­лись от ис­тин­ной веры, а Мос­ков­ское го­су­дар­ство яв­ля­ет­ся «тре­тьим Римом», а четвёртому Риму не бы­вать, так как Мос­ков­ская Русь сто­я­ла, стоит и будет сто­ять. Тео­рию сфор­му­ли­ро­вал псков­ский монах Фи­ло­фей в своих по­сла­ни­ях Ва­си­лию 3.

К све­де­нию: в 395 Рим­ская им­пе­рия рас­па­лась на За­пад­ную и Во­сточ­ную. За­пад­ная Рим­ская им­пе­рия пала в 476 г., рас­пав­шись на ряд са­мо­сто­я­тель­ных го­су­дарств: Ита­лию, Фран­цию, Гер­ма­нию, Ис­па­нию. Во­сточ­ная им­пе­рия — Ви­зан­тия — пала в 1453 году, на её месте об­ра­зо­ва­лась Осман­ская им­пе­рия.

Иоси­ф­ля­не — это пред­ста­ви­те­ли цер­ков­но-по­ли­ти­че­ско­го те­че­ния, ко­то­рое сфор­ми­ро­ва­лось в годы прав­ле­ния Ва­си­лия III. Это по­сле­до­ва­те­ли Иоси­фа Во­лоц­ко­го. Вы­сту­па­ли за силь­ную цер­ков­ную власть, за вли­я­ние церк­ви в го­су­дар­стве, за мо­на­стыр­ское и цер­ков­ное зем­ле­вла­де­ние. Иоси­ф­ля­ни­ном был Фи­ло­фей. Ва­си­лий III под­дер­жи­вал их в борь­бе с оп­по­зи­ци­ей.

Не­с­тя­жа­те­ли стре­ми­лись вос­ста­но­вить по­шат­нув­ший­ся ав­то­ри­тет церк­ви, что было вы­зва­но стрем­ле­ни­ем ду­хо­вен­ства к овла­де­нию всё боль­шей землёй. Во главе — Нил Сор­ский. Они за се­ку­ля­ри­за­цию цер­ков­ных зе­мель, то есть воз­врат её ве­ли­ко­му князю.

Борь­ба не­с­тя­жа­те­лей и иоси­ф­лян, на­чав­ша­я­ся ещё при Иване III, сви­де­тель­ство­ва­ла о слож­ных от­но­ше­ни­ях кня­зей с цер­ко­вью, по­сто­ян­ном со­пер­ни­че­стве за гла­вен­ство во вла­сти. Ва­си­лий III и опи­рал­ся на цер­ков­ную оп­по­зи­цию, и в то же по­ни­мал, что от­но­ше­ния с цер­ко­вью на­ча­ли ослож­нять­ся.

 

Внут­рен­няяя по­ли­ти­ка.

За­вер­ше­ние скла­ды­ва­ния цен­тра­ли­зо­ван­но­го го­су­дар­ства. 1510 — при­со­еди­не­ние Пс­ко­ва. Ве­че­вой строй упразднён. Во главе — мос­ков­ские на­мест­ни­ки. 1513 — при­со­еди­не­ние Во­лоц­ка. 1514 — при­со­еди­не­ние Смо­лен­ска. В честь этого в го­ро­де по­стро­ен Но­во­де­ви­чий мо­на­стырь — копия Мос­ков­ско­го Крем­ля. 1518 — при­со­еди­не­ние Ка­лу­ги. 1521 — при­со­еди­не­ние Ря­за­ни и Уг­ли­ча. 1523 — при­со­еди­не­ние Нов­го­род-Се­вер­ско­го кня­же­ства. Объ­еди­не­ние на ос­но­ве новой идео­ло­гии «Москва — тре­тий Рим». Автор — Фи­ло­фей.

Под­держ­ка церк­ви и опора на неё во внут­рен­ней по­ли­ти­ке.

Под­держ­ка не­с­тя­жа­те­лей , а потом иоси­ф­лян в борь­бе с фе­о­даль­ной оп­по­зи­ци­ей.

Даль­ней­шее уси­ле­ние вла­сти ве­ли­ко­го князя.

Князь об­ла­дал выс­шим судом, яв­лял­ся вер­хов­ным глав­но­ко­ман­ду­ю­щим, от его имени из­да­ва­лись все за­ко­ны. Огра­ни­че­ние при­ви­ле­гий бояр, опора на дво­рян­ство, уве­ли­че­ние зе­мель­но­го вла­де­ния дво­рян.

Со­вер­шен­ство­ва­ние си­сте­мы го­су­дар­ствен­но­го управ­ле­ния.

По­явил­ся новый орган вла­сти — Бо­яр­ская Дума, с ко­то­рой князь со­ве­то­вал­ся. В Думу царь сам на­зна­чал бояр с учётом мест­ни­че­ства.Важ­ную роль стали иг­рать дьяки. Они вели де­ло­про­из­вод­ство.На ме­стах управ­ля­ли на­мест­ни­ки и во­ло­сте­ли.По­яви­лась долж­ность го­ро­до­во­го при­каз­чи­ка.