ЕГЭ по истории 23.03.2016. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Реформы П. А. Столыпина.
2. Начало Семилетней войны.
3. Провозглашение Наполеона Бонапарта императором Франции.
Ответ:
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сражение при Кагуле
Б) поход новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев
В) начало Корейской войны
Г) отмена кормлений
1) 988 г.
2) 1185 г.
3) 1556 г.
4) 1770 г.
5) 1950 г.
6) 1979 г.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Ниже приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся к истории нашей страны VIII–XVII вв.
1. Удельный князь
2. Младшая дружина
3. Верховники
4. Посадник
5. Тысяцкий
6. Бургомистр
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
Запишите термин, о котором идёт речь.
Общее название представителей течения в русской общественной мысли, оформившегося в 40-х гг. XIX в., которые выступили с обоснованием особого, самобытного пути исторического развития России.
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) участие России в антифранцузских коалициях
Б) участие России в Первой мировой войне
В) присоединение к России Западной Сибири
Г) борьба с экспансией
1) осада Плевны
2) взятие Кашлыка казаками под командованием Ермака Тимофеевича
3) Брусиловский прорыв
4) сражение при Аустерлице
5) Ледовое побоище
6) битва при Молодях
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Милостивый государь, как много должна я сегодня вам сообщить! Не знаю, с чего и начать.
Мой флот, под командою не моих адмиралов, а графа Алексея Орлова, разбил неприятельский флот, сжёг полностью его в Чесменской гавани, древнем Клазомене. Три дня тому назад я получила об этом прямое известие. Около ста судов всевозможных родов были обращены в пепел. Не смею выговорить количество погибших [врагов]: их насчитывают до двадцати тысяч.
Общий военный совет положил предел разъединению двух адмиралов, отдав командование генералу войск сухопутных, находившемуся на этом флоте и который к тому же был старший по службе. Это решение было единодушно всеми одобрено. Я всегда говорила, что герои рождаются для великих событий».
Б) «Приступая к описанию своей жизни, я удовлетворяю вашему желанию, мой молодой и любезный друг… Я родилась в Петербурге… примерно около того времени, когда императрица Елизавета возвратилась из Москвы после своей коронации. Государыня приняла меня от купели, а племянник её, великий князь, впоследствии император Пётр III, был моим крёстным отцом. Эту честь я могла бы приписать женитьбе моего дяди, канцлера, на двоюродной сестре Елизаветы, но я больше обязана этим чувству дружбы её к моей матери, которая во время прежнего царствования великодушно и, нельзя не прибавить, очень деликатно помогала великой княгине деньгами, а она часто нуждалась в них, потому что сорила ими много, а получала мало.
Я имела несчастье потерять свою мать на втором году жизни и узнала о её прекрасных качествах только от тех друзей и лиц, которые с чувством признательности вспоминали о ней».
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) В отрывке упоминаются события, произошедшие в первой половине XVIII в.
2) Пётр III был братом автора данного письма.
3) Автором данного письма была российская императрица.
4) Император, упомянутый в отрывке, правил Россией три года.
5) Один из городов, упомянутых в отрывке, был основан в первом десятилетии XVIII в.
6) Внуком автора данного письма был император Николай I.
| Фрагмент А | Фрагмент Б | ||
Ответ:
Какие из перечисленных ниже документов были изданы в XVII в.? Выберите три документа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Указ о престолонаследии
2. Новоторговый устав
3. Соборное уложение
4. Духовный регламент
5. Приговор Земского собора об отмене местничества
6. Указ о единонаследии
Ответ:
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) Командиром 316-й стрелковой дивизии, участвовавшей в обороне Москвы, был ____________.
Б) В ноябре 1943 г. советские войска освободили город ______________.
В) Приказ № 227 («Ни шагу назад!») был издан летом _____________ года.
Пропущенные элементы:
1) Киев
2) И. В. Панфилов
3) 1943
4) 1942
5) Минск
6) М. С. Шумилов
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В |
Ответ:
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) присоединение Новгородской земли к Московскому княжеству
Б) оборона Севастополя в ходе Крымской войны
В) подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
Г) восстание под предводительством С. Т. Разина
1) М. С. Горбачёв
2) Л. И. Брежнев
3) В. Р. Ус
4) П. С. Нахимов
5) Иван III
6) Салават Юлаев
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из письма современника и напишите название политики в именительном падеже, о проведении которой идёт речь.
«Когда мужика оставили без хлеба и без скотины, то уже остальные говорят – надо идти в колхоз, а то и нас ограбят. И вот под этим страхом начинают новые колхозы организовывать. Единоличник начинает говорить с колхозником, опрашивает его про всю его жизнь колхозника, как живётся в колхозе, а колхозник ему говорит, что я живу не в колхозе, а в батраках у помещика, и входить всем в колхозы не советую, потому что мы сами хотим выходить. Вот что отвечает колхозник единоличнику. А отчего же это там зависит. По-моему, от того, что мы не на основе добровольности создаём колхозы».
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
| Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
|---|---|---|
| ____________ (А) | Любечский съезд князей | ____________ (Б) |
| XV в. | ____________ (В) | ____________ (Г) |
| XIII в. | ____________ (Д) | Захват Константинополя крестоносцами |
| ____________ (Е) | Куликовская битва | Битва на Косовом поле |
Пропущенные элементы.
1. Разделение христианской церкви на Восточную (православную) и Западную (католическую)
2. XIV в.
3. Невская битва
4. Взятие русскими войсками Казани
5. Кругосветное плавание экспедиции Ф. Магеллана
6. XI в.
7. Открытие Америки Х. Колумбом
8. Присоединение Новгорода к Московскому государству
9. XVI в.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите отрывок из Декларации.
«Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победу социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:
1. В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передаётся трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования.
Все леса, недра и воды общегосударственного значения, а равно и весь живой и мёртвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявляются национальным достоянием.
2. Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской Рабоче-Крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем совете народного хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.
Как первый удар международному банковскому, финансовому капиталу III съезд Советов рассматривает советский закон об аннулировании (уничтожении) займов, заключённых правительствами царя, помещиков и буржуазии, выражая уверенность, что Советская власть пойдёт твёрдо по этому пути вплоть до полной победы международного рабочего восстания против ига капитала».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
1. Данная Декларация — первый программный документ по аграрному вопросу, принятый на съездах Советов.
2. Рабочий контроль на предприятиях уже действовал до принятия данной Декларации.
3. Согласно данной Декларации Советская Россия готова выплачивать долги царского правительства.
4. В период принятия данной Декларации Председателем Совнаркома был В. И. Ленин.
5. Данная Декларация была принята после роспуска Учредительного собрания.
6. Через три года после принятия данной Декларации большевистское правительство приступило к проведению сплошной коллективизации.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите век, когда произошли события, обозначенные на схеме стрелками. Ответ запишите словом.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задание.
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой 3.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задание.
Назовите главнокомандующего, руководившего походом по направлению, обозначенному в легенде схемы цифрой «7».
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задание.
Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Цифрой 5 на схеме обозначена Рязань.
2. Первое летописное упоминание о городе, обозначенном на схеме цифрой 6, относится к 1147 г.
3. Цифрой 2 на схеме обозначена река Калка.
4. Стрелками, обозначенными в легенде схемы цифрой 8, показаны действия монгольских войск.
5. Боярин Евпатий Коловрат, прославившийся своей храбростью, был родом из города, обозначенного на схеме цифрой 4.
6. Цифрой 1 на схеме обозначен водный объект, по которому в годы Великой Отечественной войны проходила Дорога жизни.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Софийский собор в Новгороде
Б) Царь-пушка
В) Памятник «Тысячелетие России»
Г) Главное здание Московского государственного университета
1. Данный памятник культуры находится в Московском Кремле
2. Данный памятник культуры был создан в начале XX в.
3. Один из авторов проекта — М. О. Микешин
4. Авторы проекта — Барма и Постник
5. Данный памятник культуры был создан в годы руководства СССР И. В. Сталина
6. Данный памятник культуры был создан в XI в.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Какие суждения о данной памятной медали являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В ходе событий, которым посвящена данная памятная медаль, интересы Российской империи сталкивались прежде всего с интересами Франции.
2) Следствием событий, которым посвящена данная памятная медаль, стало вхождение в состав Российской империи территорий Узбекистана, Туркмении, Киргизии, Таджикистана.
3) Один из императоров, вензеля которых изображены на данной медали, отменил крепостное право в России.
4) Среди императоров, вензеля которых изображены на данной медали, было два брата.
5) Современниками событий, в память о которых была учреждена данная медаль, были А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин.
Ответ:
Какие из архитектурных сооружений, представленных ниже, строились в период, указанный на данной памятной медали? В ответе запишите две цифры, под которыми указаны эти архитектурные сооружения.
Ответ:
Назовите город, где был подписан данный документ. Укажите год, когда он был подписан. Укажите министра иностранных дел СССР, участвовавшего в подготовке и церемонии подписания данного документа.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой способ решения всех международных вопросов признаётся недопустимым в данном документе? Какой принцип, касающийся территории государств, отражён в данном документе? Какой принцип, касающийся религиозной принадлежности граждан, отражён в данном документе?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории, укажите три других мероприятия, осуществлённых при непосредственном участии СССР в рамках десятилетия, к которому относится подписание данного международного документа, в целях снижения уровня международной напряжённости.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Князь Владимир Святославич принял христианство в его восточном варианте (православии). Укажите не менее двух причин, по которым, как считают историки, выбор был сделан в пользу восточного, а не западного варианта христианства (католичества). Объясните способ, с помощью которого княжеская власть материально обеспечивала церковную организацию на Руси.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
«Результаты русско-турецкой войны 1877–1878 гг. устраивали Россию».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её . При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 1359—1389 гг.;
2) 1812—1825 гг.;
3) январь 1944 г. — май 1945 г.
В сочинении необходимо:
− указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
− назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;
− указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия,
относящиеся к данному периоду.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.