ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 3.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Зимой 1239—1240 гг. опустошили Южную Русь и взяли Киев войска хана.
1) Тамерлана
2) Батыя
3) Чингисхана
4) Мамая
Ответ:
Какой государственный орган с конца XV в. стал постоянным законосовещательным органом при государе?
1) Боярская дума
2) приказ Тайных дел
3) Земский собор
4) Избранная рада
Ответ:
Следствием победы русского войска на Куликовом поле стало
1) присоединение к Москве Новгорода и Твери
2) освобождение Руси от ордынского владычества
3) усиление позиций московских князей в борьбе за политическое лидерство
4) окончательное прекращение выплаты ордынского выхода
Ответ:
Какой из названных памятников древнерусского зодчества был создан во время княжения Ярослава Мудрого?
1) Грановитая палата в Москве
2) Успенский собор во Владимире
3) Софийский собор в Киеве
4) храм Покрова на Нерли
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывались люди, о которых идёт речь.
«[Так]... называли тех отчаянных людей, которые уходили с освоенных русских земель на юг, в степи. Они поселялись в удобных для занятий рыбной ловлей, охотой, скотоводством местах, строили небольшие городки для обороны (прежде всего, в низовьях рек Дон и Хопра). Они вместе защищались от соседей кочевников, вместе решали вопросы внутренней жизни своих посёлков на собраниях... Среди них мог укрыться и беглый крестьянин, и обедневший дворянин, и вообще любой, кому "тесно" было на Руси, — найти и вернуть беглеца было не под силу даже московскому царю».
1. Баскаки
2. Опричники
3. Шляхта
4. Казаки
Ответ:
Что из названного относится к итогам преобразований первой четверти XVIII в.?
1. Создание регулярной армии
2. Создание полков «нового строя»
3. Создание стрелецкого войска
4. Введение всеобщей воинской повинности
Ответ:
Государственная деятельность М. М. Сперанского, Н. Н. Новосильцева, А. А. Аракчеева относится к царствованию
1) Петра I
2) Екатерины II
3) Александра I
4) Николая II
Ответ:
Организация Великого посольства была вызвана стремлением Петра I
1) обеспечить российскую Академию наук кадрами
2) вступить в брак с одной из представительниц правящих европейских династий
3) создать антианглийскую коалицию
4) найти союзников для войны с Турцией
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о которых идёт речь.
«[Они] утверждали, прежде всего, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ или группа близких народов живёт своей самостоятельною, "самобытною" жизнью, в основе которой лежит глубокое идейное начало, "народный дух", проникающий во все стороны народной жизни. Для России этими исконными идейными началами являются православная вера и связанные с нею принципы внутренней правды и духовной свободы; воплощением этих начал в жизни является община, крестьянский мир как добровольный союз для взаимной помощи и поддержки».
1. Славянофилы
2. Декабристы
3. Народники
4. Западники
Ответ:
Диспропорция в промышленном развитии в России в конце XIX в. проявлялась, в частности, в
1) отставании темпов развития сельского хозяйства от темпов развития промышленности
2) развитии торговли и отсутствии железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом
3) росте количества мануфактур и недостатке крестьян-отходников
4) начале промышленного переворота и недостатке наёмной рабочей силы
Ответ:
Что из перечисленного явилось одной из причин отмены крепостного права?
1. Настоятельное требование этого со стороны европейских держав
2. Пропагандистская деятельность народнических организаций
3. Поражение России в Крымской войне
4. Массовые демонстрации рабочих в промышленных центрах Империи
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического документа и укажите пропущенное слово (словосочетание).
«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.
В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам, за установленные повинности, в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются <...>».
1. Временнообязанными
2. Свободными хлебопашцами
3. Посессионными крестьянами
4. Обязанными крестьянами
Ответ:
В XIX в. достижения в области математики были связаны с именами
1) A. M. Бутлерова, Д. И. Менделеева
2) А. С. Попова, К. Э. Циолковского
3) Н. И. Лобачевского, С. В. Ковалевской
4) И. И. Мечникова, К. А. Тимирязева
Ответ:
Обязательная сдача крестьянами государству сельскохозяйственной продукции получила в годы Гражданской войны в Советской России название
1) подоходный налог
2) продналог
3) концессия
4) продразвёрстка
Ответ:
Что из перечисленного явилось одной из причин подписания Брестского мирного договора?
1. Выдвижение правительством Германии выгодных для России условий мира
2. Прекращение военных действий странами Антанты
3. Требование заключения мира всеми политическими силами страны
4. Утрата боеспособности российской армией
Ответ:
На какой из международных конференций, состоявшихся в ходе Второй мировой войны, одним из основных вопросов являлся вопрос об открытии Второго фронта в Западной Европе?
1) Сан-Францисская конференция
2) Тегеранская конференция
3) Потсдамская конференция
4) Ялтинская конференция
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, когда происходили описываемые события.
«По существу, мы в это время не располагали никакими сведениями и никакими знаниями о том, что действительно на фронте происходит. В сообщениях "От Советского Информбюро" стали появляться наименования городов, которые мы считали находившимися чуть ли не в глубине страны, во всяком случае, отдалёнными от границы. При этом речь шла о крупных городах, как, например, Львов, Минск, некоторых других. То, что они, по существу, с ходу были взяты врагом, навалившимся на наши войска в трёх-, пятикратном превосходстве, о так называемых клиньях мы тогда ещё не знали».
1. Летом 1941 г.
2. Зимой 1941-1942 гг.
3. Весной 1942 г.
4. Осенью 1942 г.
Ответ:
Попытка отстранить Президента СССР М. С. Горбачёва от власти была предпринята в августе 1991 г.
1) Верховным Судом СССР
2) Верховным Советом СССР
3) Президентом России Б. Н. Ельциным
4) членами ГКЧП
Ответ:
Что явилось одним из результатов реализации концепции «нового политического мышления» М. С. Горбачёвым?
1. Урегулирование Карибского кризиса
2. Роспуск Организации Варшавского договора
3. Подписание Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой
4. Подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
Ответ:
Кто из советских руководителей посетил выставку художников-авангардистов студии «Новая реальность» в Манеже, раскритиковав их творчество?
1) Н. С. Хрущёв
2) И. В. Сталин
3) Л. И. Брежнев
4) М. С. Горбачёв
Ответ:
Какое событие произошло в годы президентства Б. Н. Ельцина (в период 1991−1999 гг.)?
1. Ввод российских войск в Афганистан
2. Начало антиалкогольной кампании
3. Объявление Россией технического дефолта по основным видам государственных ценных бумаг
4. Катастрофа на Чернобыльской АЭС
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности следующие события. Запишите цифры, которыми обозначены события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Воцарение династии Романовых
2. Начало церковного раскола
3. Пугачёвский бунт
4. Учреждение опричнины
5. Созыв первого Земского собора
Ответ:
Какие три из перечисленных понятий связаны со Столыпинской аграрной реформой? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Отруб
2. Переселенческая политика
3. Хутор
4. Мировой посредник
5. Национализация
6. Вольные хлебопашцы
Ответ:
Установите соответствие между правителями и событиями, происходившими в годы их царствования: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
A) Василий Шуйский
Б) Иван IV
В) Пётр I
Г) Екатерина II
1) Ливонская война
2) восстание под предводительством И. И. Болотникова
3) разделы Речи Посполитой
4) Северная война
5) учреждение патриаршества в России
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям, явлениям, относящимся к периоду 1985—1991 гг.
1) многопартийность; 2) бюджетный дефицит; 3) вертикаль власти; 4) монетизация льгот; 5) референдум; 6) ускорение социально-экономического развития
Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.
Ответ:
Напишите пропущенное словосочетание.
На экономическое и общественное развитие восточных славян повлиял проходивший через Восточно-Европейскую равнину торговый путь, который «Повесть временных лет» назвала «путь________________».
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
| Исторический персонаж | Деятельность | Годы жизни |
|---|---|---|
| А. И. Желябов | __________(А) | __________(Б) |
| В. А. Корнилов | __________(В) | 1806−1854 гг. |
| __________(Г) | Поход в Россию | __________(Д) |
| __________(Е) | Создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» | 1870−1924 гг. |
Пропущенные элементы:
1) Барклай де Толли
2) командование русской армией при осаде и взятии Плевны
3) руководство организацией «Народная воля»
4) Наполеон Бонапарт
5) 1851−1881 гг.
6) руководство обороной Севастополя
7) 1769−1821 гг.
8) В. И. Ленин
9) 1856−1918 гг.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического источника.
«В конце июля открылась первая сессия Комиссии о сочинении нового Уложения — свода законов. Подобные комиссии существовали и при Петре Великом, и позднее, но работа ни одной из них не сопровождалась таким громким пропагандистским шумом. Старые комиссии тихо собирались, вызывали для совещаний представителей с мест, переписывали, дополняли старые законы, обсуждали новые. Теперь всё было по-другому. Свыше 570 нарядно — подчас весьма экзотично — одетых людей, приехавших со всех необъятных концов страны, представляли собой яркое зрелище: ведь со времён Земских соборов XVII века не собиралась вся «Земля», Россия. Великолепна была и сама красочная процедура открытия заседаний комиссии в освящённой традицией Грановитой палате, и многословный "Наказ" императрицы депутатам, где часто встречались гордые, высокие и даже крамольные по тем временам политические понятия: «равенство всех граждан», «вольность», «под защитой законов», «права» и т. д. Наконец, работа Комиссии шла в обстановке солидности и серьёзности, говоривших о намерении власти и депутатов преобразовать страну.
И хотя сам «Наказ» был довольно посредственной компиляцией (преимущественно — из «Духа законов» Монтескьё) о принципах желательного устройства государства, хотя пылкие речи депутатов создавали лишь иллюзию парламентской свободы, а итоги их многомесячной работы были ничтожны, тем не менее о Комиссии и её инициаторе заговорила вся страна, а потом и мир».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1. В состав комиссии входили представители государственных крестьян.
2. Созыв упоминаемой в отрывке комиссии показывал готовность власти к преобразованиям.
3. Заседания комиссии проходили только в
4. Автором упоминаемого в тексте «Наказа» была императрица Елизавета Петровна.
5. Заседания комиссии были прерваны в связи с началом Русско-турецкой войны.
6. Результатом работы комиссии стало принятие нового свода законов.
Ответ:
Назовите месяц 1945 г., когда начались боевые действия, обозначенные на карте стрелками.
Ответ:
Ответ:
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
2. События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму.
3. События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
4. События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода.
5. С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена.
6. Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г. К. Жуков.
Ответ:
Рассмотрите картину и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Битва, событие которой изображено на картине, закончилась победой русского войска.
2) В поединке, изображённом на картине, русский воин остался жив.
3) В битве, изображённой на данной картине, русское войско сражалось с немецкими рыцарями.
4) События, изображённые на картине, произошли в XIII в.
5) Русский воин изображён на картине слева от зрителя.
Ответ:
Рассмотрите картину и выполните задание.
На каких картинах A. M. Васнецова изображена Москва после правления князя, при котором состоялась данная битва? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Укажите десятилетие, когда был издан данный указ. Назовите монарха, который его издал. Какое название получил период правления этого монарха?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие новшества провозглашал указ в отношении существовавших норм о дворянской службе (укажите одно любое новшество)? Какова согласно документу цель введения новых норм? Какое внешнеполитическое событие препятствовало немедленному получению льгот дворянами на основании данного указа?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какова была продолжительность дворянской службы до издания данного указа? С отменой какого указа Петра I о дворянском землевладении были связаны новые нормы? Укажите год, когда была отменена обязательная служба дворян.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Историки отмечают, что деятельность Ю. В. Андропова в период его недолгого пребывания на посту Генерального секретаря ЦК КПСС была встречена в народе в целом с симпатией и надеждой. Назовите причину такого отношения. В чём проявился консерватизм в деятельности Ю. В. Андропова (приведите одно положение)? Объясните, почему после смерти Ю. В. Андропова Генеральным секретарём ЦК КПСС был избран престарелый и смертельно больной К. У. Черненко.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны 1812 г. приобрела реакционный характер».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Василий Шуйский;
2) Симон Боливар;
3) Александр II;
4) Л. Д. Троцкий.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.