ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Урал. Вариант 5.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Кто из названных лиц были выдающимися деятелями XVI в.?
1) Алексей Адашев, митрополит Макарий
2) Афанасий Ордин-Нащокин, патриарх Никон
3) Иван Шувалов, Стефан Яворский
4) Григорий Потёмкин, Феофан Прокопович
Ответ:
Что из названного было причиной поражения русских войск на реке Калке в 1223 г.?
1. Вассальная зависимость русских земель от монголов
2. Союз монголов с немецкими рыцарями
3. Несогласованность в действиях русских князей
4. Выступление половцев на стороне монголов
Ответ:
Одной из непосредственных причин усиления западного влияния на русскую культуру в XVII в. является
1) заключение унии между католической церковью и Русской Православной Церковью
2) присоединение Левобережной Украины и Киева к России
3) завоевание выхода в Балтийское море
4) преобладание иностранцев на высших государственных должностях
Ответ:
Какой из названных памятников древнерусского зодчества был создан во время княжения Ярослава Мудрого?
1) Софийский собор в Киеве
2) Успенский собор во Владимире
3) Грановитая палата в Москве
4) храм Покрова на Нерли
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывались люди, о которых идёт речь.
«[Так]... называли тех отчаянных людей, которые уходили с освоенных русских земель на юг, в степи. Они поселялись в удобных для занятий рыбной ловлей, охотой, скотоводством местах, строили небольшие городки для обороны (прежде всего, в низовьях рек Дон и Хопра). Они вместе защищались от соседей кочевников, вместе решали вопросы внутренней жизни своих посёлков на собраниях... Среди них мог укрыться и беглый крестьянин, и обедневший дворянин, и вообще любой, кому "тесно" было на Руси, — найти и вернуть беглеца было не под силу даже московскому царю».
1. Баскаки
2. Опричники
3. Казаки
4. Шляхта
Ответ:
Что из названного относится к итогам преобразований первой четверти XVIII в.?
1. Создание стрелецкого войска
2. Создание полков «нового строя»
3. Введение всеобщей воинской повинности
4. Создание регулярной армии
Ответ:
Деятельность кого из названных лиц относится к эпохе дворцовых переворотов?
1) Ф. Я. Лефорта
2) В. В. Голицына
3) С. С. Уварова
4) А. Д. Меншикова
Ответ:
Что из названного было одним из итогов внешней политики Екатерины II?
1. Получение Россией выхода к Балтийскому морю
2. Присоединение к России Финляндии
3. Присоединение к России Бессарабии
4. Утверждение России на Чёрном море
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название представителей общественной мысли середины XIX в., о взглядах которых идёт речь.
«Они являлись как будто консерваторами... и даже реакционерами; они в некоторых отношениях хотели бы повернуть дело к допетровскому времени. Они признавали, что петровские реформы, приобщившие Россию к западной цивилизации, вообще являются искажением природных свойств России, и требовали возвращения к такой глубокой старине, которое было даже немыслимо».
1. Славянофилы
2. Декабристы
3. Западники
4. Народники
Ответ:
Россия не вела крупномасштабных войн в годы царствования императора
1) Николая I
2) Александра II
3) Александра I
4) Александра III
Ответ:
Что явилось одним из следствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?
1. Создание фабричного законодательства
2. Разрешение легальной деятельности политических партий
3. Роспуск социал-демократических организаций
4. Установление в стране республики
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического документа и назовите императора, в годы правления которого этот документ был создан.
«Призвав Бога в помощь, Мы решились дать делу изменения положения крепостных людей лучшее исполнительное движение.
В силу означенных новых положений крепостные люди получат в своё время полные права свободных сельских обывателей.
Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют крестьянам за установленные повинности в постоянное пользование усадебную их оседлость, и сверх того, для обеспечения быта их и исполнения обязанностей их пред Правительством, определённое в положениях количество полевой земли и других угодий. Пользуясь сим поземельным наделом, крестьяне за сие обязаны исполнять в пользу помещиков определённые в положениях повинности. В сем состоянии, которое есть переходное, крестьяне именуются временнообязанными».
1) Александр III
2) Николай I
3) Александр I
4) Александр II
Ответ:
Что было характерно для российской культуры конца XIX — начала XX в.?
1. Разнообразие художественных методов и форм
2. Преобладание стиля социалистического реализма
3. Отказ большей части деятелей культуры от следования западному опыту в искусстве
4. Создание подконтрольных правительству творческих союзов
Ответ:
Первым шагом при переходе к нэпу стала(о)
1) национализация мелкой промышленности
2) упразднение комбедов
3) денежная реформа
4) отмена продразвёрстки
Ответ:
Что явилось следствием модернизации, происходившей в СССР в 1930-х гг.?
1. Достижение уровня жизни населения, превосходящего уровень жизни в западноевропейских странах
2. Массовый отток населения из города в деревню
3. Достижение социальной однородности сельского населения
4. Двукратное преобладание городского населения над сельским
Ответ:
Крупнейшее в истории Второй мировой войны танковое сражение под деревней Прохоровкой произошло в ходе
1) Курской битвы
2) Сталинградской битвы
3) Смоленского сражения
4) Московской битвы
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника и укажите, когда происходили описываемые события.
«По существу, мы в это время не располагали никакими сведениями и никакими знаниями о том, что действительно на фронте происходит. В сообщениях "От Советского Информбюро" стали появляться наименования городов, которые мы считали находившимися чуть ли не в глубине страны, во всяком случае, отдалёнными от границы. При этом речь шла о крупных городах, как, например, Львов, Минск, некоторых других. То, что они, по существу, с ходу были взяты врагом, навалившимся на наши войска в трёх-, пятикратном превосходстве, о так называемых клиньях мы тогда ещё не знали».
1. Летом 1941 г.
2. Зимой 1941-1942 гг.
3. Весной 1942 г.
4. Осенью 1942 г.
Ответ:
Что предполагала экономическая («косыгинская») реформа 1965 г.?
1. Создание совнархозов
2. Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий
3. Проведение денежной реформы в СССР
4. Приватизацию предприятий
Ответ:
Что явилось одной из причин начала «разрядки» международной напряжённости в конце 1960-х гг.?
1. Достижение военно-стратегического паритета СССР и США
2. Концепция «нового политического мышления», принятая советским руководством
3. Введение советских войск в Афганистан
4. Начавшийся в СССР «парад суверенитетов»
Ответ:
Какое произведение было создано в годы Великой Отечественной войны?
1. Опера «Великая дружба» В. И. Мурадели
2. Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича
3. Скульптура «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной
4. Кинофильм «Броненосец "Потёмкин"» С. М. Эйзенштейна
Ответ:
Что из перечисленного произошло в России в ходе экономических реформ начала 1990-х гг.?
1. Принятие Закона «Об индивидуальной трудовой деятельности»
2. Введение госприёмки на предприятиях
3. Проведение либерализации цен
4. Принятие постановления «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике»
Ответ:
Расположите следующие фамилии государственных деятелей в хронологической последовательности их пребывания на посту главы Правительства. Запишите цифры, которыми обозначены фамилии государственных деятелей, в правильной последовательности в таблицу.
1) Г. М. Маленков
2) А. Н. Косыгин
3) Е. Т. Гайдар
4) Н. И. Рыжков
5) B. C. Черномырдин
Ответ:
Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Присоединение Крыма к России
2. Медный бунт
3. Церковный раскол
4. Персидский поход
5. Принятие Соборного уложения
6. Азовские походы
Ответ:
Установите соответствие между именами исторических деятелей и событиями, происшедшими в годы их правления: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
A) Иван III
Б) Петр I
В) Александр I
Г) Николай II
1) Государственная дума
2) Государственный совет
3) Сенат
4) Земский собор
5) Дворец
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям, происходившим в СССР в 1920-е гг.
1) Госплан СССР;
2) хозрасчёт;
3) золотой червонец;
4) биржа труда;
5) концессии;
6) стахановцы.
Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.
Ответ:
Напишите пропущенное словосочетание.
Изданная Петром I _________________, устанавливая принципиально новые критерии служебной годности, предоставляла возможность пополнять дворянское сословие талантливыми выходцами из других социальных групп.
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
| Страна | Событие | Руководитель СССР в период, когда произошло событие |
|---|---|---|
| __________(А) | Ввод войск стран ОВД | __________(Б) |
| ГДР | __________(В) | Н. С. Хрущёв |
| Югославия | __________(Г) | __________(Д) |
| __________(Е) | Вывод советских | М. С. Горбачёв |
Пропущенные элементы:
1) Ю. В. Андропов
2) сооружение стены для прекращения бегства граждан в соседнее государство
3) разрыв дипломатических отношений с СССР
4) прекращение существования государства
5) Афганистан
6) И. В. Сталин
7) Венгрия
8) Чехословакия
9) Л. И. Брежнев
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите отрывок из послания.
«Когда же вернулись мы в царствующий град Москву, Бог, своё милосердие к нам умножая, дал нам тогда наследника — сына Дмитрия; когда же, немного времени спустя, я, как бывает с людьми, сильно занемог, то те, кого ты называешь доброжелателями, с попом Сильвестром и вашим начальником Алексеем Адашевым, восшатались как пьяные, решили, что мы уже в небытии, и, забыв наши благодеяния, а того более — души свои и то, что целовали крест нашему отцу и нам — не искать себе иного государя, кроме наших детей, решили посадить на престол нашего дальнего родственника князя Владимира, а младенца нашего, данного нам от Бога, хотели погубить, подобно Ироду (и как бы им не погубить!), воцарив князя Владимира... Когда же началась война с германцами, о которой дальше будет написано подробнее, поп Сильвестр с вами, своими советчиками, жестоко нас за неё порицал; когда за свои грехи заболевали мы, наша царица или наши дети, — всё это, по их словам, свершалось за наше непослушание им. Как не вспомнить тяжкий путь из Можайска в царствующий град с больной царицей нашей Анастасией?»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) События, о которых идёт речь, произошли в 1550-х гг.
2) Автор письма обвиняет своих приближённых в невыполнении данного обещания.
3) Война, упомянутая в данном отрывке, окончилась в 1598 г.
4) Князь, упоминаемый в отрывке, стал царём после смерти автора послания.
5) Царица, о которой идёт речь в тексте, была первой женой автора письма.
6) В отрывке названы политические деятели, входившие в Негласный комитет.
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название населённого пункта, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите фамилию полководца, командовавшего армией, обозначенной на схеме цифрой «3».
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название города, где соединились армии, обозначенные цифрами «1» и «3».
Ответ:
Рассмотрите схему и выполните задание
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Участниками войны, события которой изображены на данной схеме, были А. В. Суворов и П. А. Румянцев.
2) В начале военных действий, изображённых на схеме, неприятель обладал большим численным превосходством.
3) Общее командование войсками, действия которых обозначены чёрными стрелками, осуществлял Н. Н. Раевский.
4) Перемещение войск в пункт, обозначенный цифрой «4», получило название «Тарутинский манёвр».
5) Участниками движения, районы действия которого обозначены точками, были Д. В. Давыдов и А. Н. Сеславин.
6) Войсками, действия которых обозначены серыми стрелками, командовал король Карл XII.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какие суждения о данной картине являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Одним из руководителей обороны города, которой посвящена картина, являлся Г. К. Жуков.
2) На картине показана оборона Москвы.
3) Картина написана в рамках социалистического реализма.
4) События, изображённые на картине, происходят в годы Великой Отечественной войны.
5) Город, оборона которого изображена на картине, не был сдан врагу.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание
Какая скульптура символизирует эпоху той же войны, что и данная картина? В ответе запишите цифру, под которой она указана.
Ответ:
Укажите время (с точностью до десятилетия), когда прозвучал данный доклад. Назовите фамилию Генерального секретаря ЦК КПСС, сделавшего данный доклад. Укажите название политики преобразований в СССР, проведение которой обосновывается в данном докладе.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите три недостатка системы управления в СССР, которые отмечает автор
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории, укажите не менее трёх изменений в политической системе СССР в тот период истории страны, когда был сделан данный доклад.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В XVII—XVIII вв. дворяне получили от государства многочисленные земельные владения (которые стали их собственностью) с крепостными крестьянами. Крепостные работали на помещиков на барщине и платили оброк: землевладелец получал доход, но расходов по хозяйству не нёс, поскольку труд крепостных был даровым. Однако в XIX в., несмотря на поддержку государства, дворяне-помещики стали разоряться. Укажите один факт, свидетельствующий о разорении дворянства к середине XIX в. Назовите не менее двух причин, которые привели к кризису крепостнической системы, который в итоге заставил и государство, и помещиков пойти на отмену крепостного права.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Распространение в России панславянских настроений, усиление влияния России на Балканах, более тесное взаимодействие с Болгарией, Сербией и другими славянскими странами и народами после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. были выгодны для России».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Владимир Мономах;
2) Джузеппе Гарибальди;
3) Николай II;
4) Л. И. Брежнев.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.