ЕГЭ по истории 05.06.2023. Основная волна. Вариант 3
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
| Время | |
| Прошло | 0:00:00 |
| Осталось | 3:30:00 |
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Начало Ливонской войны
Б) создание СЭВ
В) Портсмутский мир
Г) Освобождение Киева от немецких войск
1) 1941 г.
2) 1905 г.
3) 1630 г.
4) 1558 г.
5) 1949 г.
6) 1943 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) присоединение к России Астраханского ханства
2) принятие декларации о независимости США
3) начало проведения политики военного коммунизма
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) движение народников
Б) объединение русских земель вокруг Москвы
В) строительство Новоиерусалимского монастыря
Г) Холодная война
1) Битва на реке Шелони
2) Присоединение Риги
3) В данных событиях важную роль сыграл патриарх Никон
4) Исключение СССР из Лиги Наций
5) Создание организации «Земля и воля»
6) Возведение Берлинской стены
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
| Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие |
|---|---|---|
| Фили | _______________(А) | ________________(Б) |
| ________________(В) | Медный бунт | 1660-е гг. |
| _______________(Г) | Присоединение к Москве | _______________(Д) |
| р. Шелонь | _______________(Е) | 1470-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) 1480-е гг.
2) Сражение против крымских татар
3) Борьба за независимость от Москвы
4) Москва
5) Рязань
6) 1520-е гг.
7) Смоленск
8) 1810-е гг.
9) Совет российских военачальников
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Указ о трехдневной барщине
Б) Создание Семибоярщины
В) Операция «Багратион»
Г) Беловежские соглашения
1) Александр I
2) Павел I
3) М.Н. Тухачевский
4) Г.К. Жуков
5) Федор Мстиславский
6) Б.Н. Ельцин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического источника.
Благоверному и христолюбивому, благородному и Богом венчанному, Богом утвержденному, в благочестии во всех концах вселенной воссиявшему, самому среди царей пресветлейшему и преславному государю нашему всея Руси великому князю Ивану Васильевичу, богомолец твой, господин, архиепископ Вассиан ростовский шлет благословение и челом бьет.
Молю величество твое, о боголюбивый государь, не прогневайся на меня, смиренного, что давеча дерзнул я заговорить с твоим величеством откровенно, твоего ради спасения. Нам подобает, государь великий, помнить о твоих делах, а вам, государям, нас слушать. Ныне дерзнул я написать твоему благородству, хочу кое-что напомнить из Священного писания, как Бог вразумит меня, на крепость и утверждение твоей державе.
Ныне же слыхали мы, что басурманин Ахмат уже приближается и губит христиан, и более всего похваляется одолеть твое отечество, а ты перед ним смиряешься, и молишь о мире, и послал к нему послов. А он, окаянный, все равно гневом дышит и моления твоего не слушает, желая до конца разорить христианство. Но ты не унывай, но возложи на Господа печаль твою, и он тебя укрепит. Ибо Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. А еще дошло до нас, что прежние смутьяны не перестают шептать в ухо твое слова обманные и советуют тебе не противиться супостатам, но отступить и предать на расхищение волкам словесное стадо Христовых овец. Подумай о себе и о своем стаде, к которому тебя Дух Святой поставил.
Уже многие соседние с нами земли захватили они и движутся на нас. Выходи же скорее навстречу, призвав Бога на помощь и пречистую Богородицу, нам, христианам, помощницу и заступницу, и всех святых его. Последуй примеру прежде бывших прародителей твоих, великих князей, которые не только обороняли Русскую землю от поганых, но и иные страны подчиняли; я имею ввиду Игоря, и Святослава, и Владимира, которые с греческих царей дань брали, а также Владимира Мономаха, – как и сколько раз бился он с окаянными половцами за Русскую землю, и иных многих, о которых ты лучше нас знаешь.
А достойный похвал великий князь Дмитрий, прадед твой, какое мужество и храбрость показал за Доном над теми же окаянными сыроядцами — сам он впереди бился и не щадил жизни своей ради избавления христиан.
Так и теперь, если последуешь примеру прародителя твоего, великого и достойного похвал Димитрия, и так же постараешься избавить стадо Христово от мысленного волка, то Господь Бог, увидев твое дерзновение, также поможет тебе и покорит врагов твоих под ноги твои.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Царь, к которому обращается архиепископ Вассиан в данном отрывке, присоединил Казань и Астрахань
2) Автор сообщения занимал высший пост в Русской Православной церкви.
3) Сообщение относится к XV в.
4) Современником прадеда Ивана III был Сергий Радонежский.
5) Автор призывает дать отпор врагу.
6) Все упоминаемые в отрывке князья были христианами.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) С. П. Королев
Б) И. П. Павлов
В) А. Чохов
Г) Феофан Грек
1) Иконопись
2) Географические исследования
3) Исследование космоса
4) Физиология
5) Геометрия
6) Литейное дело
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пропуск: «Плакат посвящен освобождению города ________».
Ответ:
Заполните пропуск в предложении: «События, которым посвящена схема, происходили в тысяча девятьсот ___________________ году».
Ответ:
Укажите название города, который на схеме обозначен цифрой «1».
Ответ:
Укажите название города, которое два раза пропущено в тексте.
«10−12 июля 1941 года группа армий «Центр» начала новое наступление на московском направлении. 2-я танковая группа форсировала Днепр южнее Орши, а 3-я танковая группа нанесла удар со стороны Витебска. 16 июля немецкие войска вступили в ___________, при этом в окружении оказались три советские армии (19-я, 20-я и 16-я). К 5 августа бои в ______________ «котле» завершились, через Днепр переправились остатки войск 16-й и 20-й армий; в плен попало 310 тыс. человек.»
Ответ:
Ниже приведены суждения, относящиеся к схеме. Укажите те из них, которые являются верными.
1) Линия фронта, обозначенная на схеме цифрой «3», образовалась к концу сентября.
2) Город, обозначенный на схеме, цифрой «5», — столица Украинской ССР.
3) В период боевых действий, обозначенных на схеме, войскам вермахта удалось взять Воронеж.
4) На схеме обозначена и подписана столица Литовской ССР.
5) На схеме обозначены котлы — окружения, в которые попадали части Красной армии.
6) Современником событий, обозначенных на схеме, был М. Н. Тухачевский.
Ответ:
Укажите, с точностью до десятилетия, когда произошли события, описанные в отрывке. Укажите «принцессу», упомянутую в тексте. Назовите «старшего царя», упомянутого в тексте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие решения, принятые «младшим царём» и его приближёнными в поисках выхода из описываемого в отрывке кризиса, упоминаются в записках? Укажите любые три решения.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите название внешнеполитической концепции СССР, которая начала реализовываться в то же десятилетие, когда вышла марка. Объясните, используя изображение на марке, почему вы так считаете.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите архитектурное сооружение, которое закончило строиться в десятилетие, когда была выпущена марка из предыдущего задания. Укажите, какой орган государственной власти размещен в нем, начиная с 1994 года. В ответ запишите цифру и название органа государственной власти.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «В этот день впервые встретились три человека, имена которых прочно вошли в историю: И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль. Трудно найти людей более несхожих, чем они.
У каждого из этих трёх лидеров были свои взгляды на историю и на будущее человечества. Каждый имел свои идеалы и убеждения. Но, несмотря на всё это, логика борьбы против общего врага свела их вместе на этой конференции. И они приняли там согласованные решения.
Многие историки считают эту конференцию зенитом антигитлеровской коалиции. Мне это мнение представляется справедливым. Но путь к этой вершине был нелёгок».
Б) «...Идею балканской операции Черчилль с особой настойчивостью проталкивал во время конференции руководителей трёх великих держав. Это было после того, как Англия и США вновь отказались выполнить своё обязательство о высадке в Северной Франции. Знаменательно, что год на зад он зондировал почву насчёт балканского варианта. Следовательно, его идея высадки англо-американских войск в Юго-Восточной Европе имела давнюю историю. Отсюда ясно, что победу над общим врагом Черчилль ставил на второй план. Главное, к чему он стремился, — это закрепить империалистические позиции Великобритании в Европе, ставя при этом во главу угла борьбу против коммунизма».
Укажите название конференции, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите город, в котором состоялась следующая конференция в годы Великой Отечественной войны, на которой встретились те же главы государств, что и на конференции, о которой идёт речь в данных отрывках. Что, по мнению автора одного из отрывков, является главным, из того, к чему стремился Черчилль?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В декабре 1979 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС было принято решение о вводе советских войск в Афганистан. Укажите,
а) причину данного решения, связанную с поддержкой СССР руководства Афганистана;
б) причину данного решения, связанную с взаимоотношениями с США;
в) причину данного решения, связанную с безопасностью границ и территории СССР.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «Челобитная». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве в управлении государством Василием Шуйским и Борисом Годуновым по какому-либо признаку (признакам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Тезис: ____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В XIX веке в России и в Европе деятели, прославившиеся как полководцы, заняли крупные государственные посты, успешно действовали на них и оказали влияние на политическое развитие своих стран. Используя исторические знания, докажите, что военные деятели, добиваясь успеха, в дальнейшем занимали высокие руководящие должности и засчет этого влияли на внутриполитическое развитие государства, приведите один аргумент для России и один для Европы. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для Европы: ________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.