ЕГЭ по истории 05.06.2023. Основная волна. Вариант 4
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
| Время | |
| Прошло | 0:00:00 |
| Осталось | 3:30:00 |
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Формирование Временного комитета Государственной думы Российской империи
Б) подписание Адрианопольского мирного договора с Османской империей
В) окончательное снятие блокады Ленинграда
Г) присоединение к Московскому государству Казани
1) 1485 г.
2) 1878 г.
3) 1917 г.
4) 1552 г.
5) 1944 г.
6) 1829 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) Аугсбургский религиозный мир
2) Битва на реке Воже
3) Объединение Киева и Новгорода под властью князя Олега
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вторая русско-турецкая война при Екатерине II
Б) реформы Избранной рады
В) образование и развитие Древнерусского государства
Г) внешняя политика СССР в 1950-х гг.
1) создание ОВД
2) битва на реке Шелони
3) Походы князя Олега
4) составление Уложения о службе
5) Прутский поход
6) сражение при Рымнике
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
| Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие |
|---|---|---|
| Ништадт | _______________(А) | ________________(Б) |
| ________________(В) | Оборона города войском Стефана Батория | 1580-е гг. |
| _______________(Г) | Строительство Транссибирской магистрали | _______________(Д) |
| Малоярославец | _______________(Е) | 1810-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) Москва
2) 1850-е гг.
3) крупное сражение против французской армии
4) Челябинск
5) поражение в морском сражении против Швеции
6) 1890-е гг.
7) Псков
8) подписание мирного договора со Швецией
9) 1720-е гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Блокада Ленинграда
Б) Антиордынское восстание в Твери
В) Осада Плевны
Г) Шоковая терапия
1) Л.Г. Корнилов
2) Е.Т. Гайдар
3) Василий III
4) Иван I
5) М. Д. Скобелев
6) Л.А. Говоров
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из летописи.
И вот однажды этот треклятый пришел со множеством печенегов, и Ярослав, собрав войско, вышел навстречу ему на Альту и стал в том месте, где был убит святой Борис. И воздев руки к небу, сказал: «Кровь брата моего, как прежде Авелева, вопиет к Тебе, Владыка. И Ты отомсти за него и, как братоубийцу Каина, повергни Святополка в ужас и трепет. Молю Тебя, Господи, — да будут отомщены братья мои! Если телом вы отошли отсюда, то благодатию живы и предстоите перед Господом и своей молитвой поможете мне!»
После этих слов сошлись противники друг с другом, и покрылось поле Альтское множеством воинов. И принял отмщение от Господа: довел Святополка до гибели охвативший его недуг, и по смерти — муку вечную. И так потерял обе жизни: здесь не только княжения, но и жизни лишился, а там не только царства небесного и с ангелами пребывания не получил, но мукам и огню был предан.
И с тех пор прекратились усобицы в русской земле, а Ярослав принял всю землю Русскую. И начал он расспрашивать о телах святых — где и как похоронены? И о святом Борисе поведали ему, что похоронен в Вышгороде. А о святом Глебе не все знали, что у Смоленска был убит. И тогда рассказали Ярославу, что слышали от приходящих оттуда: как видели прохожие свет и свечи в пустынном месте. И, услышав это, Ярослав послал к Смоленску священников разузнать, в чем дело, говоря: «Это брат мой». И нашли его, где были видения, и, придя туда с крестами и свечами и с кадилами, торжественно положили Глеба в ладью и, возвратившись, похоронили его в Вышгороде, где лежит тело преблаженного Бориса: раскопав землю, тут и Глеба положили с подобающим почетом.
И не знали многие о лежащих тут мощах святых Бориса и Глеба, но как говорил Господь: «Не может укрыться город, стоящий на верху горы, и, зажегши свечу, не ставят ее под спудом, но на подсвечнике выставляют, чтобы светила всем». Так и этих святых страстотерпцев поставил Бог светить в мире, многочисленными чудесами сиять в великой русской земле, где многие страждущие исцеляются: слепые прозревают, хромые бегают быстрее серны, горбатые выпрямляются.
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В тексте упоминается православная традиция поклоняться святым мощам.
2) Автор текста сочувствует судьбе Святополка.
3) Упомянутые в тексте Борис и Глеб были сыновьями Владимира Святого.
4) События, о которых идет речь в тексте, происходили в XI в.
5) Упоминаемый в тексте кочевой народ принимал участие в сражении против монгольского войска. на реке Калке
6) В отрывке описывается сражение, длившееся несколько дней.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Собор Покрова на Рву
Б) «Бурлаки на Волге»
В) Родина-мать зовет
Г) Успенский собор во Владимире
1) Автор проекта М.О. Микешин
2) Памятник создан в XVI в.
3) Автор памятника В.И. Баженов
4) Памятник культуры создан в XII в.
5) Памятник культуры создан в XX в.
6) Автор произведения И.Е. Репин
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пропуск: «События, которым посвящен плакат, произошли в тысяча девятьсот _______________ году». Ответ запишите словом.
Ответ:
Укажите век, в который происходили события. Ответ запишите словом.
Ответ:
Ответ:
Укажите название города, пропущенное в тексте.
«Второе ополчение выступило на Москву из Нижнего Новгорода в конце февраля — начале марта 1612 года через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Юрьевец, Решму, Кинешму, Кострому. Костромской воевода Иван Шереметев не хотел пустить ополчение в город. Сместив Шереметева и назначив в Костроме нового воеводу, ополченцы в первых числах апреля 1612 года вступили в ____________. Здесь ополчение простояло четыре месяца, до конца июля 1612 года.»
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Участником похода из города, обозначенного в легенде схемы цифрой «3», был Прокопий Ляпунов.
2) На схеме специальным значком обозначено место, где был подписан Столбовский мир.
3) В период, когда произошли обозначенные на схеме события, Киев входил в состав Российского государства.
4) В результате обозначенных на схеме событий Россия потеряла заштрихованные территории.
5) Цифрой «2» в легенде схемы обозначено Тушино.
6) Цифрой «4» на схеме обозначен Великий Новгород.
Ответ:
Укажите год издания декрета, номер съезда РКП(б), на котором он был принят, главу СНК в этот период.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите цели замены продразверстки продналогом (не менее двух). Назовите, на кого декретом возлагалась ответственность за выполнение налога.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите две войны, в которых Россия участвовала в годы создания ростральных колонн, изображенных на монете. Используя монету, приведите обоснование.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите, какой памятник установлен в том же городе, что и ростральные колонны. Назовите монарха, при котором он был построен.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Перебросили нас в район ____ дуги. Сначала мы поступили в резерв командования, а потом уже летом перевели в Степной фронт, с июля 1943-го года находившийся под командованием Ивана Степановича Конева.
5 июля 1943-го года, когда началось наступление немцев, нас из-под Малоархангельска стали передвигать вдоль линии фронта на юг, к Воронежскому фронту, ведь немцы начали свое наступление на нашем участке в полосе Малоархангельск-Поныри-Ольховатка. Нас бомбили по дорогам, мы соприкасались с противником и вместе с ним передвигались на юг. И с 8-го на 9-е число вошли в Романин Лог, расположенный возле Понырей, в нем стал дислоцироваться командный пункт нашего 9-го гвардейского воздушно-десантного полка. Здесь также находился подвижный резерв. Артиллерия расположилась по оврагам, мы стояли в Зеленом Логе буквально в двух километрах от железнодорожной станции Поныри»
Б) «Наша армия Чистякова, стояла южнее Прохоровки, ее атаковала армейская группа «Кэмпф», во время этих боев немец бросил десять дивизий, как нам сообщали. Знаете, танки были, конечно, но все-таки я думаю, что десяти дивизий там не было. Танки даже шли на таран друг друга, железо горело. Немцы были одеты в разную форму, в том числе в камуфляж, эти воевали совсем здорово. Основная линия немецкого наступления состояла из танков. По боеспособности, наши танки были лучше, чем немецкие, хотя у врага пушка была мощнее, стреляла в том числе термитными болванками. На переднем крае был советский танк, ему навстречу шел немецкий, тот останавливается, и подбивал наш с лету, около меня пролетал снаряд, болванка горит, чуть ли не задевает. Так этот «Тигр» семь наших танков подбил. А мы сидели в окопах и видели это».
Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите кодовое название наступательной операции, проведённой немецкой армией в ходе этой битвы. Приведите одно любое суждение, которым автор одного из отрывков указывает на преимущества советских воинов перед немцами.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Февральский пленум ЦК КПСС 1958 года передал вопрос о реорганизации МТС на рассмотрение очередной сессии Верховного совета СССР. Результатом деятельности последнего стало принятие 18 апреля 1958 года «Закона о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций», предусматривавшего распродажу техники МТС колхозам, как за наличный расчёт, так и в кредит. Укажите,
а) одно любое положительное последствие данного решения для колхозов;
б) одно отрицательное последствие данного решения для бедных колхозов;
в) отрицательное последствие данного решения для материально=технического обеспечения колхозов.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия "Гвардия". Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях социальной структуры советского общества в 1920-х и 1930-х гг. по какому-либо признаку (признакам) . Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов).
При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Тезис: ____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Изменения в налоговой системе повлияли на недовольство населения, восстания и бунты в России XVII в. и английских колониях в XVIII в. Используя исторические приведите в подтверждение один аргумент в для России и один для английских колоний. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для английских колоний: ________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.