ЕГЭ—2025. Досрочная волна 11.04.2024. (вариант ФИПИ)
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
| Время | |
| Прошло | 0:00:00 |
| Осталось | 3:30:00 |
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) сражение под Гросс-Егерсдорфом
Б) вступление СССР в Лигу Наций
B) освобождение Белгорода от немецко-фашистских захватчиков
Г) поход хана Тохтамыша на Москву
1) 1382 г.
2) 1582 г.
3) 1757 г.
4) 1934 г.
5) 1943 г.
6) 1944 г.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) нормандское завоевание Англии
2) создание Устава Владимира Всеволодовича
3) Медный бунт
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
(ЯВЛЕНИЕ, СОБЫТИЕ)
А) Смутное время
Б) первые преобразования большевиков
В) реформы Александра II
Г) установление республиканской формы правления в Новгороде
1) осада Смоленска войском Сигизмунда III
2) принятие Декрета о земле
3) изгнание князя Всеволода Мстиславича
4) создание земств
5) введение должности земского участкового начальника
6) отмена новой экономической политики (нэп)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
| Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
|---|---|---|
| ____________ (А) | ____________ (Б) | 1910-е гг |
| _______________(В) | Окружение войска Петра I армией Османской империи | ____________ (Г) |
| Таганрог | ____________ (Д) | 1820-е гг. |
| Горький | Пребывание в ссылке академика А. Д. Сахарова | ____________ (Д) |
Пропущенные элементы:
1) река Прут
2) 1980-е гг.
3) Петроград
4) деятельность Учредительного собрания
5) 1710-е гг.
6) смерть императора Александра I
7) Нарва
8) создание организации «Земля и воля»
9) 1770-е гг.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
(ЯВЛЕНИЕ, ПРОЦЕСС)
А) реформы Избранной рады
Б) издание манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка»
В) партизанское движение в период Великой Отечественной войны
Г) Специальная военная операция (СВО)
1) А. Ф. Адашев
2) А. Л. Ордин-Нащокин
3) Д. В. Давыдов
4) Л. А. Голиков
5) С. Ю. Витте
6) О. С. Качура
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из договора.
««Гибель товарищей вызывала не растерянность, не уныние, а стремление работать ещё плодотворнее, ещё больше на благо общего дела, которому отдали свою жизнь товарищи, друзья, ещё крепче защищать завоевания пролетарской революции. Врагов революции, пытавшихся организовать в Москве заговоры и мятежи, неизменно настигала суровая кара, со многими контрреволюционерами было покончено, но до полного разгрома белогвардейцев и интервентов было ещё далеко, ещё вовсю пылало пламя ________________ войны.
В эти дни рвался к Москве Деникин. Белые захватили Курск, взяли Орёл, подступали к Туле. Московская партийная организация объявила мобилизацию коммунистов на фронт. Становились под ружьё коммунисты Питера, Иваново-Вознесенска, Твери, Саратова, Симбирска... Сотни и тысячи коммунистов вливались в Красную армию, цементируя и сплачивая её ряды, увлекая бойцов личным примером, закладывая основы грядущей победы.
Вызвал меня как-то Николай Ильич Подвойский и предложил, чтобы я выделил сто человек курсантов на фронт. Я запротестовал. Не могу, говорю, мне тогда Кремль не с кем будет охранять... Подвойский, однако, настаивал, и я решил обратиться к Владимиру Ильичу. Выслушав мою жалобу, Ильич глянул на меня и покачал головой: «Эх вы, чудак-человек! Конечно, надо курсантов дать. Сейчас фронт — главное. Если белые дойдут до Москвы, Кремль поздно будет защищать...»»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) В период, когда произошли описываемые в данном отрывке события, ещё не был образован СССР.
2) Подступ войск Деникина к Туле, упомянутый в данном отрывке, завершился взятием этого города.
3) Название войны, пропущенное в данном отрывке, — советско-финляндская.
4) Согласно данному отрывку Н. И. Подвойский просил автора данного отрывка выделить курсантов для усиления охраны В. И. Ленина.
5) Современником описываемых в данном отрывке событий был Л. Д. Троцкий.
6) Согласно данному отрывку В. И. Ленин согласился с мнением автора по вопросу перевода части курсантов, охранявших Кремль.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) плакат «Ты записался добровольцем?»
Б) «Слово о законе и благодати»
В) картина «Арест пропагандиста»
Г) фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
1) Автор был участником Товарищества передвижных художественных выставок.
2) Автор был современником Ярослава Мудрого.
3) Автор — Дионисий.
4) Автор был участником содружества «Могучая кучка».
5) Автор — Феофан Грек.
6) Автор — Д. С. Моор.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Событие, которому посвящена монета, произошло в тысяча девятьсот __________________ году». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Ответ:
Укажите правителя российского государства в период, когда произошла война, события которой отражены на схеме.
Ответ:
Ответ:
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, пропущенное в тексте.
«В июне русские войска осадили Нарву. Крепость защищал гарнизон под командованием рыцаря фохта Шнелленберга. Вскоре в городе вспыхнул пожар, защитники покинули крепостные стены, что облегчило русским войскам взятие города: они проломили ворота и овладели нижним городом, после чего защитники крепости сдались при условии свободного выхода из города. От Нарвы русские войска двинулись далее на запад, через небольшой город ________________, сдавшийся почти без боя. После этого русские отряды разделились: часть отправилась к побережью, часть — на юго-запад, к Вассенштайну и Пернову».
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Цифрами «3» и «4» в легенде схемы обозначены территории, утерянные Россией по итогам войны, события которой отмечены на схеме.
2) Цифрой «7» на схеме обозначено место заключения Ям-Запольского мирного договора.
3) Цифрой «1» в легенде схемы обозначены действия войск под командованием Станислава Понятовского.
4) Город, обозначенный на схеме цифрой «5», был основан Ярославом Мудрым.
5) Государство, действия войск которого обозначены в легенде схемы цифрой «2», осуществляло интервенцию в Россию в начале XVII в.
6) Город, обозначенный на схеме цифрой «8», на начало войны входил в состав Российского государства.
Ответ:
Назовите российского императора, имя которого пропущено в третьем абзаце. Укажите войну, о которой идёт речь в этом отрывке. Укажите морское сражение, которое произошло в ходе данной войны и в котором русская эскадра под командованием упомянутого в первом абзаце адмирала одержала победу над врагом.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие причины неудач русской армии называет автор в первом абзаце? Укажите одну любую причину. Какое значение, по мнению автора, имел почин создания общины сестёр милосердия? Укажите одно значение. О каких изменениях в настроении общества в связи со вступлением на престол нового императора пишет автор? Укажите одно изменение.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите название периода российской истории, отражающее внутриполитическую ситуацию в стране, когда произошло событие, юбилею которого посвящена данная марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой из представленных ниже памятников архитектуры был уже создан к моменту, когда произошло событие, юбилею которого посвящена данная марка? В ответе запишите цифру, которой обозначен этот памятник архитектуры. Назовите город, где находится данный памятник архитектуры.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Прочтите отрывки из воспоминаний.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ
А) «Когда был нанесён удар на фланги армии, 64-я армия по приказу должна была отойти на реку Червлёную. Она отошла, и здесь снова, несмотря на трудности, когда по 500–600 самолётов делали налёты и бросали на армию по 150–200 танков, бойцы всё же не оставляли без приказа своего места. В конце мы вынуждены были загнуть свой правый фланг благодаря тому, что части нашей соседней армии были прорваны, и остановиться на рубеже до Ивановки. Дальше 64-я армия не отошла. Мы упирались в Волгу и сказали: умрём, но дальше не пропустим, и бойцы выдержали, командиры выдержали, и ту технику, которую бросал противник, мы её перемололи, и немцы перешли к обороне. И затем мы перешли в наступление своим левым крылом, а затем и центром. С 10 января мы провели громадные бои, я рекомендую членам Пленума просто приехать и посмотреть, какое месиво мы сделали из этой вражеской армии, которая упорно оборонялась...»
Б) «Побывали мы в 64-й армии, которая занимала 30-километровую полосу на южном фасе окружения, фронтом на север. Её правый фланг упирался в Волгу, южнее города, а левый — в реку Червлёную. Командующий армией генерал Шумилов оказался бывалым воином, хорошо знавшим военное дело и имевшим богатый командный опыт. Внешне Шумилов производил впечатление человека флегматичного. На самом же деле оказалось, что в нужные моменты он бывает весьма энергичным и решительным, а вверенные ему войска показали, что умеют крепко бить врага и в обороне, и в наступлении. Сейчас они закреплялись на достигнутом рубеже, беспокоя противника активными действиями на отдельных участках... Длительные напряжённые бои здесь сказывались: ощущался некомплект в людях и технике».
Укажите название битвы, описанной в обоих представленных отрывках.
Укажите кодовое название одной любой операции, проведённой Красной армией в ходе этой битвы. Как, по свидетельству автора одного из воспоминаний, повлияли на 64-ю армию длительные и напряжённые бои, в которых она участвовала?
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
После окончания Великой Отечественной войны, несмотря на сохранение мобилизационного характера экономики, советское правительство проводило экономическую политику, нацеленную на создание условий для постепенного возвращения жизни в стране в мирное русло.
Укажите:
а) экономическую причину необходимости проведения денежной реформы 1947 г.;
б) последствие денежной реформы 1947 г. для людей, имевших значительные суммы наличных денег;
в) социально-экономическую причину кампаний по снижению цен в 1948–1953 гг.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) _______________________________________________________________
б) _______________________________________________________________
в) _______________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «абсолютизм». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях планов образования СССР, разработанных В. И. Лениным и И. В. Сталиным, по
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что в 1970–1980-х гг. изменения в политической сфере СССР и Китайской Народной Республики (КНР) привели к проведению экономических реформ, связанных с введением элементов рыночных отношений: один аргумент для СССР и один для КНР. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для СССР: ______________________________________________
Аргумент для КНР: ______________________________________