Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 14 № 3660
i

Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и крат­ко от­веть­те на во­прос(-⁠ы). От­ве­ты пред­по­ла­га­ют ис­поль­зо­ва­ние ин­фор­ма­ции из ис­точ­ни­ка, а также при­ме­не­ние ис­то­ри­че­ских зна­ний по курсу ис­то­рии со­от­вет­ству­ю­ще­го пе­ри­о­да.

 

От­ры­вок из пись­ма А. С. Пуш­ки­на к П. Я. Ча­а­да­е­ву:

 

«Войны Олега и Свя­то­сла­ва и даже удель­ные усо­би­цы  — разве это не та жизнь, пол­ная ки­пу­че­го бро­же­ния и пыл­кой и бес­цель­ной де­я­тель­но­сти, ко­то­рой от­ли­ча­ет­ся юность всех на­ро­дов? Та­тар­ское на­ше­ствие  — пе­чаль­ное и ве­ли­кое зре­ли­ще. Про­буж­де­ние Рос­сии, раз­ви­тие её мо­гу­ще­ства, её дви­же­ние к един­ству (к рус­ско­му един­ству, ра­зу­ме­ет­ся), оба Ивана, ве­ли­че­ствен­ная драма, на­чав­ша­я­ся в Уг­ли­че и за­кон­чив­ша­я­ся в Ипа­тьев­ском мо­на­сты­ре,  — как, не­уже­ли всё это не ис­то­рия, а лишь блед­ный и по­лу­за­бы­тый сон? А Пётр Ве­ли­кий, ко­то­рый один есть целая ис­то­рия! А Ека­те­ри­на II, ко­то­рая по­ста­ви­ла Рос­сию на по­ро­ге Ев­ро­пы? А Алек­сандр, ко­то­рый привёл Вас в Париж? и (по­ло­жа руку на серд­це) разве не на­хо­ди­те Вы чего-то зна­чи­тель­но­го в те­пе­реш­нем по­ло­же­нии Рос­сии, чего-то та­ко­го, что по­ра­зит бу­ду­ще­го ис­то­ри­ка? Ду­ма­е­те ли Вы, что он по­ста­вит нас вне Ев­ро­пы? Хотя лично я сер­деч­но при­вя­зан к го­су­да­рю, я да­ле­ко не вос­тор­га­юсь всем, что вижу во­круг себя; как ли­те­ра­то­ра  — меня раз­дра­жа­ют, как че­ло­ве­ка с пред­рас­суд­ка­ми  — я оскорблён, но кля­нусь че­стью, что ни за что на свете я не хотел бы пе­ре­ме­нить оте­че­ство или иметь дру­гую ис­то­рию, кроме ис­то­рии наших пред­ков, такой, какой нам Бог её дал. Вышло пре­длин­ное пись­мо. По­спо­рив с Вами, я дол­жен Вам ска­зать, что мно­гое в Вашем по­сла­нии глу­бо­ко верно. Дей­стви­тель­но, нужно со­знать­ся, что наша об­ще­ствен­ная жизнь  — груст­ная вещь. Что это от­сут­ствие об­ще­ствен­но­го мне­ния, это рав­но­ду­шие ко всему, что яв­ля­ет­ся дол­гом, спра­вед­ли­во­стью и ис­ти­ной, это ци­нич­ное пре­зре­ние к че­ло­ве­че­ской мысли и до­сто­ин­ству  — по­и­сти­не могут при­ве­сти в от­ча­я­ние. Вы хо­ро­шо сде­ла­ли, что ска­за­ли это гром­ко».

С какой мыс­лью, вы­ра­жен­ной в со­чи­не­нии П. Я. Ча­а­да­е­ва, не со­гла­сен А. С. Пуш­кин? С каким вы­во­дом П. Я. Ча­а­да­е­ва со­гла­ша­ет­ся А. С. Пуш­кин и, ссы­ла­ясь на ре­а­лии рос­сий­ской дей­стви­тель­но­сти, обос­но­вы­ва­ет его? Ука­жи­те одно любое об­сто­я­тель­ство, на ко­то­рое ссы­ла­ет­ся А. С. Пуш­кин, под­твер­ждая вывод, сде­лан­ный П. Я. Ча­а­да­е­вым.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны.

1.  Вывод, с ко­то­рым не со­гла­сен А. С. Пуш­кин (он вы­сту­па­ет про­тив при­ни­же­ния слав­ной ис­то­рии Рос­сии).

2.  Вывод, с ко­то­рым со­гла­ша­ет­ся А. С. Пуш­кин (Пуш­кин со­гла­ша­ет­ся с ав­то­ром в его кри­ти­ке со­вре­мен­но­сти).

3.  Об­сто­я­тель­ство: «Что это от­сут­ствие об­ще­ствен­но­го мне­ния, это рав­но­ду­шие ко всему, что яв­ля­ет­ся дол­гом, спра­вед­ли­во­стью и ис­ти­ной, это ци­нич­ное пре­зре­ние к че­ло­ве­че­ской мысли и до­сто­ин­ству...».

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ука­за­ны три эле­мен­та от­ве­та2
На­зва­ны два любых эле­мен­та от­ве­та1
Пра­виль­но ука­зан толь­ко один эле­мент

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Во­сток. Ва­ри­ант 2
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 2.1.11 Кон­сер­ва­то­ры. Сла­вя­но­фи­лы и за­пад­ни­ки. Рус­ский уто­пи­че­ский со­ци­а­лизм
1
Тип 13 № 3659
i

Ука­жи­те на­зва­ние со­чи­не­ния П. Я. Ча­а­да­е­ва, от­ве­том на ко­то­рое яв­ля­ет­ся дан­ное пись­мо А. С. Пуш­ки­на. На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, при ко­то­ром было на­пи­са­но это со­чи­не­ние П. Я. Ча­а­да­е­ва. Какой факт био­гра­фии П. Я. Ча­а­да­е­ва упо­мя­нут в пись­ме А. С. Пуш­ки­на?


2
Тип Д22 C2 № 3661
i

Какой по­сту­пок П. Я. Ча­а­да­е­ва одоб­ря­ет А. С. Пуш­кин? По­че­му этот по­сту­пок П. Я. Ча­да­е­ва был осо­бен­но важен для об­ще­ствен­ной жизни стра­ны имен­но в тот пе­ри­од, когда было на­пи­са­но пись­мо А. С. Пуш­ки­на? Какая ши­ро­кая об­ще­ствен­ная дис­кус­сия была ини­ци­и­ро­ва­на по­яв­ле­ни­ем со­чи­не­ния П. Я. Ча­а­да­е­ва?