Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 13 № 3939
i

Про­чти­те от­ры­вок из «Вос­по­ми­на­ний» Б. Н. Чи­че­ри­на.

 

«В то время в Рос­сии не было ни­ка­кой об­ще­ствен­ной жизни, ни­ка­ких прак­ти­че­ских ин­те­ре­сов, спо­соб­ных при­влечь вни­ма­ние мыс­ля­щих людей. Вся­кая внеш­няя де­я­тель­ность была по­дав­ле­на. Го­су­дар­ствен­ная служ­ба пред­став­ля­ла толь­ко ру­тин­ное вос­хож­де­ние по чи­нов­ной лест­ни­це, где про­тек­ция ока­зы­ва­ла все­мо­гу­щее дей­ствие. Точно так же и об­ще­ствен­ная служ­ба, лишённая вся­ко­го серьёзного со­дер­жа­ния, была по­при­щем лич­но­го че­сто­лю­бия и мел­ких ин­триг. В неё стре­ми­лись люди, ко­то­рых тще­сла­вие удо­вле­тво­ря­лось тем, что они на ма­лень­ком по­при­ще иг­ра­ли ма­лень­кую роль. При таких усло­ви­ях всё, что в Рос­сии имело более воз­вы­шен­ные стрем­ле­ния, всё, что мыс­ли­ло и чув­ство­ва­ло не за­од­но с тол­пою, всё это об­ра­ща­лось к тео­ре­ти­че­ским ин­те­ре­сам, ко­то­рые за от­сут­стви­ем вся­кой прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти от­кры­ва­ли ши­ро­кое поле для лю­бо­зна­тель­но­сти и труда. Од­на­ко и в этой об­ла­сти пре­пят­ствия были гро­мад­ные. При то­гдаш­ней цен­зу­ре не­ми­ло­серд­но от­се­ка­лось всё, что могло бы по­ка­зать­ся хотя отдалённым намёком на ли­бе­раль­ный образ мыс­лей. Хотя, ра­зу­ме­ет­ся, и в уни­вер­си­те­те не до­пус­ка­лась про­по­ведь ли­бе­раль­ных начал, од­на­ко под за­щи­той про­свещённого по­пе­чи­те­ля слово раз­да­ва­лось сво­бод­нее, можно было, не ка­са­ясь жи­во­тре­пе­щу­щих во­про­сов, в ши­ро­ких чер­тах из­ла­гать ис­то­ри­че­ское раз­ви­тие че­ло­ве­че­ства. И когда из стен ауди­то­рии это слово раз­да­лось в по­уче­ние пуб­ли­ки, то оно при­влек­ло к себе всё, что было мыс­ля­ще­го и об­ра­зо­ван­но­го в сто­ли­це. Мос­ков­ский уни­вер­си­тет сде­лал­ся цен­тром всего ум­ствен­но­го дви­же­ния в Рос­сии. Это был яркий свет, рас­про­стра­няв­ший лучи свои по­всю­ду, на ко­то­рый об­ра­ще­ны были все взоры. В осо­бен­но­сти кру­жок так на­зы­ва­е­мых за­пад­ни­ков, людей, ве­ро­вав­ших в науку и сво­бо­ду, в ко­то­рый сли­лись все преж­ние мос­ков­ские круж­ки, и фи­ло­соф­ские и по­ли­ти­че­ские, ис­клю­чая сла­вя­но­фи­лов, со­би­рал­ся во­круг про­фес­со­ров Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та».

На­зо­ви­те им­пе­ра­то­ра, пра­вив­ше­го Рос­си­ей в пе­ри­од, о ко­то­ром идёт речь. Ука­жи­те годы его прав­ле­ния. Какое со­бы­тие, про­изо­шед­шее при вступ­ле­нии на пре­стол этого им­пе­ра­то­ра, в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни по­вли­я­ло на его де­я­тель­ность, спо­соб­ство­вав­шую со­зда­нию об­ста­нов­ки в стра­не, о ко­то­рой ска­за­но в от­рыв­ке?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

В от­ве­те долж­ны быть ука­за­ны.

1.  Имя им­пе­ра­то­ра  — Ни­ко­лай I.

2.  Годы прав­ле­ния: 1825−1855 гг..

3.  Со­бы­тие  — вы­ступ­ле­ние де­каб­ри­стов.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Пра­виль­но на­зва­ны им­пе­ра­тор, годы прав­ле­ния и со­бы­тие.2
На­зва­ны 2 любых эле­мен­та от­ве­та.1
На­зван один любой эле­мент от­ве­та.

ИЛИ

Ответ не­пра­виль­ный.

0
Мак­си­маль­ный балл2
Источник: ЕГЭ по ис­то­рии 30.05.2013. Ос­нов­ная волна. Си­бирь. Ва­ри­ант 3
Раздел кодификатора ФИПИ/Решу ЕГЭ: 2.1.10 Дви­же­ние де­каб­ри­стов
1
Тип 14 № 3940
i

Как ха­рак­те­ри­зу­ет го­су­дар­ствен­ную и об­ще­ствен­ную служ­бу Б. Н. Чи­че­рин? В чём, по мне­нию ав­то­ра, со­сто­ит одна из при­чин ин­те­ре­са мыс­ля­щих людей к тео­ре­ти­че­ским во­про­сам в дан­ный пе­ри­од? Как автор ха­рак­те­ри­зу­ет роль Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та?


2
Тип Д22 C2 № 3941
i

В чём со­сто­я­ли раз­но­гла­сия между пред­ста­ви­те­ля­ми двух на­прав­ле­ний об­ще­ствен­ной и фи­ло­соф­ской мысли, на­зван­ных в от­рыв­ке? При­ве­ди­те любые три по­ло­же­ния.