ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Имена митрополита Макария, князя Андрея Курбского, дворянина Алексея Адашева связаны с правлением
1) Ивана III
2) Ивана Калиты
3) Алексея Михайловича
4) Ивана IV
Ответ:
Кто из перечисленных ниже князей получил ярлык на Великое княжение Владимирское, собирал ордынский выход, присоединил к Москве Галич, Углич, Белоозеро?
1) Иван Калита
2) Даниил Александрович
3) Александр Невский
4) Юрий Долгорукий
Ответ:
Что было одной из причин поражения Руси в борьбе с монголами в XIII в.?
1. Военная и политическая разобщённость русских земель
2. Создание военного союза между монголами и немецкими рыцарями
3. Союз монголов с половецкими ханами
4. Начало проведения военной реформы в русских землях
Ответ:
В честь победы над печенегами Ярослав Мудрый повелел построить
1) церковь Покрова на Нерли
2) Софийский собор в Киеве
3) Успенский собор во Владимире
4) Десятинную церковь в Киеве
Ответ:
Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите московского князя, о котором идёт речь.
«Нашествия со страхом ждала вся северная Русь. Рязанский князь, боясь за себя, "изменил", войдя в покорное соглашение с врагом. Другие крупные князья (суздальско-нижегородские, тверской) притаились, выжидая событий. Великий Новгород не спешил со своей помощью. Один московский князь, собрав свои силы, решился дать отпор Мамаю, и притом не на своём рубеже, а в диком поле, где он заслонил собой не один свой удел, а всю Русь».
1) Иван Калита
2) Василий III
3) Иван III
4) Дмитрий Донской
Ответ:
Внутренняя политика России во второй половине XVIII в. характеризовалась
1) расширением привилегий дворянства
2) смягчением сословных различий
3) созданием военных поселений
4) ослаблением крепостничества
Ответ:
С восточным вопросом во внешней политике России в XIX в. были связаны международные противоречия из-за
1) спорных территорий с Японией
2) проливов Босфор и Дарданеллы
3) территории Аляски и Калифорнии
4) спорных территорий с Китаем
Ответ:
Что было одной из причин дворцового переворота 1801 г.?
1. Участие России в разделах Речи Посполитой
2. Восстановление права монастырей на земельную собственность
3. Обострение восточного вопроса во внешней политике России
4. Стремление старой дворянской аристократии к восстановлению утраченных политических позиций
Ответ:
Прочтите отрывок из указа и определите, кто издал этот указ.
«Объявляем во всенародное известие. Желая разными способами благополучие и силу государства умножать и всегда к этому желание и попечение имея...
...Между прочим всемилостивейше усмотрели, какие от сборщиков внутри государства таможенных пошлин происходят отягощения для платящих оные... ...Из нашей императорской милости к народу и любви к отечеству, верноподданных наших всемилостивейше жалуем и освобождаем от платежа внутри государства таможенных и мелочных сборов...»
1) Анна Иоанновна
2) Пётр I
3) Елизавета Петровна
4) Екатерина II
Ответ:
Аграрная реформа П. А. Столыпина предполагала
1) национализацию части помещичьей земли
2) ограничение политики переселения крестьян
3) развитие общинного землевладения
4) образование отрубов и хуторских хозяйств
Ответ:
Что явилось одним из последствий Всероссийской политической стачки в октябре 1905 г.?
1. Дарование населению России политических прав и свобод
2. Создание правительства, ответственного перед Государственной думой
3. Созыв Учредительного собрания
4. Создание фабричного законодательства
Ответ:
Прочтите отрывок из исторического источника и укажите город, в котором происходили описываемые события.
«15 мая на общем собрании 35 тысяч рабочих на реке Талке была создана невиданная в мире рабочая организация — Совет рабочих депутатов, который послужил прообразом других Советов, в 1905 году...
Совет сразу стал популярным в глазах рабочих, так как в него входили представители всех фабрик и заводов, и ещё более стал влиятельным потому, что в него вошли и женщины, составлявшие преобладающий элемент пролетариата города. Совет с первых же шагов взял на себя заботу о насущных интересах рабочих во время стачки: переговоры с городской думой, с губернатором, полицией, а также с местными лавочниками. Совет действовал как орган власти, представляющий интересы рабочих масс».
1) Тула
2) Иваново-Вознесенск
3) Москва
4) Санкт-Петербург
Ответ:
Кто из перечисленных ниже лиц был учёным-химиком, автором оперы «Князь Игорь»?
1) А. П. Бородин
2) О. И. Бове
3) И. П. Мартос
4) Т. А. Кон
Ответ:
Конституция, провозгласившая тезис о том, что социализм в СССР построен, была принята в
1) 1918 г.
2) 1922 г.
3) 1924 г.
4) 1936 г.
Ответ:
Что из перечисленного стало следствием политики И. В. Сталина в отношении Красной армии?
1. Двукратное сокращение численности Красной армии в 1930-х гг.
2. Широкое использование в Красной армии английских и французских военных специалистов
3. Массовые репрессии в отношении высшего командного состава Красной армии
4. Оснащение Красной армии вооружением, закупаемым в Европе
Ответ:
Какая из перечисленных стран была освобождена от фашистов Красной армией?
1) Италия
2) Франция
3) Австрия
4) Бельгия
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний Маршала Советского Союза Р. Я. Малиновского и укажите битву, о которой идёт речь.
«Битва по ожесточению и упорству борьбы не имеет себе равных. Развернувшиеся в её ходе потрясающие танковые сражения были непревзойдёнными как по количеству участвовавших в них танков, так и по потерям с обеих сторон. Нужно прямо сказать, что в этой страшной схватке был сломлен становой хребет гитлеровской армии и фашистская Германия, окончательно потеряв надежду на успех, реально увидела перед собой поражение в войне».
1) Московская
2) Курская
3) за Днепр
4) за Берлин
Ответ:
Советские войска были введены в Афганистан, когда руководителем СССР являлся
1) М. С. Горбачёв
2) И. В. Сталин
3) Л. И. Брежнев
4) Н. С. Хрущёв
Ответ:
Что явилось одним из результатов деятельности Ю. В. Андропова на посту Генерального секретаря ЦК КПСС?
1. Либерализация общественно-политической жизни в стране
2. Резкое улучшение отношений между СССР и США
3. Появление критических оценок состояния советского общества, исходящих от власти
4. Начало проведения либеральных рыночных реформ в стране
Ответ:
Государственная политика в сфере художественной культуры в середине 1930-х гг. была нацелена на
1) изучение и заимствование достижений художественной культуры Серебряного века
2) утверждение метода социалистического реализма
3) развитие широких культурных связей со странами Запада
4) поощрение разнообразия художественных методов и стилей
Ответ:
Кто занимал должность Премьер-министра РФ во время дефолта 1998 г.?
1) С. В. Кириенко
2) С. В. Степашин
3) Е. М. Примаков
4) B. C. Черномырдин
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Дарование Конституции Царству Польскому
2. Разгром Хазарского каганата
3. Введение института присяжных в российском судопроизводстве
4. Подписание Андрусовского перемирия с Речью Посполитой
5. Первый созыв Земского собора
Ответ:
Какие три мероприятия советской власти были осуществлены в октябре 1917 г. — июле 1918 г.? Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Национализация железнодорожного транспорта
2. Разработка первого пятилетнего плана развития народного хозяйства
3. Принятие Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа
4. Массовая коллективизация сельского хозяйства
5. Принятие Декрета о земле
6. Замена продразвёрстки продналогом
Ответ:
Установите соответствие между фамилиями военачальников и названиями войн, в которых они прославились: к каждому позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.
A) А. А. Брусилов
Б) М. Д. Скобелев
В) П. С. Нахимов
Г) А. В. Суворов
1) Русско-турецкая война 1768−1774 гг.
2) Отечественная война 1812 г.
3) Крымская война
4) Русско-турецкая война 1877−1878 гг.
5) Первая мировая война
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к событиям XVI—XVII вв.
1) заповедные лета; 2) баскаки; 3) подворная подать; 4) урочные лета; 5) ордынский выход; 6) воеводы
Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
Ответ:
Напишите пропущенное слово.
Процесс практически бескровного перехода от социалистической общественно-политической системы к либеральной, произошедший в конце 1980-х — начале 1990-х гг. в странах Восточной Европы, получил название «________________революции».
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
| Властный орган | Государственные деятели | Правители |
|---|---|---|
| __________(А) | К. В. Нессельроде | Александр I |
| __________(Б) | С. Родс | __________(В) |
| Министерство государственных имуществ | __________(Г) | Николай I |
| __________(Д) | М. Т. Лорис-Меликов | __________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) П. Д. Киселёв
2) Верховная распорядительная комиссия
3) Александр II
4) Елизавета II
5) А. Х. Бенкендорф
6) парламент
7) Виктория
8) Министерство иностранных дел
9) Секретный комитет по крестьянскому вопросу
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Прочтите прошение к правителю: «Всемилостивейший государь».
«Понеже труды Вашего Величества в произведении нашего отечества и подданного Вашего всероссийского народа всему свету известны, того ради, хотя мы ведаем, что Вашему Величеству яко самодержцу вся принадлежит, однако ж в показание и знак нашего истинного признания, что весь подданной Ваш народ ничем иным, кроме единых Ваших неусыпных попечений и трудов об оном, и со ущербом дражайшего здравия Вашего положенных, на такую степень благополучия и славы в свете произведён есть, помыслили мы, по примеру древних, особливо ж римского и греческого народов, дерзновение восприять, в день торжества и объявления заключённого Вашего Величества трудами всей России столь славного и благополучного мира, принесть своё прошение к Вам публично, дабы изволили принять от нас яко от верных своих подданных во благодарение титул Отца Отечества, Императора Всероссийского...
Святейший Синод в том с нами согласен.
И тако ожидаем от Вашего Величества милостивого нам невозбранения. Александр Меншиков. Канцлер граф Головкин. Князь Григорий Долгорукой. Князь Дмитрий Кантемир. Барон Пётр Шафиров. Адмирал граф Апраксин. Князь Дмитрий Голицын. Пётр Толстой. Андрей Матвеев».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1. Следствием подписания упоминаемого в тексте мирного договора стало получение Россией Балтийского побережья от Риги до Выборга.
2. Прошение подписано членами созданного Петром I Сената.
3. Мирный договор, упоминаемый в тексте, завершил Семилетнюю войну.
4. Прошение адресовано Петру I.
5. Упоминаемый в тексте Святейший синод был создан в конце XVII в.
6. Прошение было написано в 1725 г.
Ответ:
Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
Укажите фамилию главнокомандующего белогвардейскими войсками, достигшими линии, обозначенной на схеме цифрой 2.
Ответ:
Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
Напишите пропущенное слово: «События, обозначенные на схеме, происходили в тысяча девятьсот _____________ году».
Ответ:
Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
Укажите название города, обозначенного цифрой «1» и являвшегося целью похода белогвардейских войск, действия которых показаны на схеме.
Ответ:
Рассмотрите схему действий белогвардейцев в ходе одного из периодов Гражданской войны в России и выполните задание.
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите несколько суждений из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Значительный урон тылам белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, наносила армия Н. И. Махно.
2. После разгрома белогвардейских войск, действия которых обозначены на схеме, их командующий эмигрировал из России.
3. В период событий, обозначенных на схеме, большевики проводили новую экономическую политику.
4. Главнокомандующий Белой армией, действия которой обозначены на схеме, имел титул Верховного правителя России.
5. Белогвардейская армия, действия которой обозначены на схеме, получала оружие и боеприпасы от стран Антанты.
6. В ходе последующих событий, произошедших сразу после обозначенных на схеме, белым удалось захватить г. Тулу.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Данная монета выпущена в период существования СССР.
2) Событие, которому посвящена медаль, связано с именем князя Владимира Святого.
3) На данном изображении представлен символ царской власти в России.
4) Главным автором памятника, изображённого на монете, является A. M. Опекушин.
5) Памятник, изображённый на монете, находится в Новгороде.
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Укажите изображения памятников архитектуры, созданных наиболее близко по времени к событию, в честь юбилея которого выпущена монета. В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
Назовите императора, правившего Россией в период, о котором идёт речь. Укажите годы его правления. Какое событие, произошедшее при вступлении на престол этого императора, в значительной степени повлияло на его деятельность, способствовавшую созданию обстановки в стране, о которой сказано в отрывке?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Как характеризует государственную и общественную службу Б. Н. Чичерин? В чём, по мнению автора, состоит одна из причин интереса мыслящих людей к теоретическим вопросам в данный период? Как автор характеризует роль Московского университета?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В чём состояли разногласия между представителями двух направлений общественной и философской мысли, названных в отрывке? Приведите любые три положения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
За период конца 1920-х — первой половины 1930-х гг. в СССР из деревни в город переселилось несколько миллионов человек. Укажите не менее трёх причин (предпосылок) данного явления.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
«Опричная политика Ивана Грозного способствовала укреплению российского централизованного государства».
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1)...
2)...
Аргументы в опровержение:
1)...
2)...
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ниже названы четыре исторических деятеля различных эпох. Выберите из них ОДНОГО и выполните задания.
1) Мартин Лютер;
2) Елизавета Петровна;
3) С. Ю. Витте;
4) Е. Т. Гайдар.
Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.