СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
История
История
Cайты, меню, вход, новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 22 № 3941

В чём состояли разногласия между представителями двух направлений общественной и философской мысли, названных в отрывке? Приведите любые три положения.


Прочтите отрывок из «Воспоминаний» Б. Н. Чичерина.

 

«В то время в России не было никакой общественной жизни, никаких практических интересов, способных привлечь внимание мыслящих людей. Всякая внешняя деятельность была подавлена. Государственная служба представляла только рутинное восхождение по чиновной лестнице, где протекция оказывала всемогущее действие. Точно так же и общественная служба, лишённая всякого серьёзного содержания, была поприщем личного честолюбия и мелких интриг. В неё стремились люди, которых тщеславие удовлетворялось тем, что они на маленьком поприще играли маленькую роль. При таких условиях всё, что в России имело более возвышенные стремления, всё, что мыслило и чувствовало не заодно с толпою, всё это обращалось к теоретическим интересам, которые за отсутствием всякой практической деятельности открывали широкое поле для любознательности и труда. Однако и в этой области препятствия были громадные. При тогдашней цензуре немилосердно отсекалось всё, что могло бы показаться хотя отдалённым намёком на либеральный образ мыслей. Хотя, разумеется, и в университете не допускалась проповедь либеральных начал, однако под защитой просвещённого попечителя слово раздавалось свободнее, можно было, не касаясь животрепещущих вопросов, в широких чертах излагать историческое развитие человечества. И когда из стен аудитории это слово раздалось в поучение публики, то оно привлекло к себе всё, что было мыслящего и образованного в столице. Московский университет сделался центром всего умственного движения в России. Это был яркий свет, распространявший лучи свои повсюду, на который обращены были все взоры. В особенности кружок так называемых западников, людей, веровавших в науку и свободу, в который слились все прежние московские кружки, и философские и политические, исключая славянофилов, собирался вокруг профессоров Московского университета».

1
Задание 20 № 3939

Назовите императора, правившего Россией в период, о котором идёт речь. Укажите годы его правления. Какое событие, произошедшее при вступлении на престол этого императора, в значительной степени повлияло на его деятельность, способствовавшую созданию обстановки в стране, о которой сказано в отрывке?

Источник: ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3., ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.

2
Задание 21 № 3940

Как характеризует государственную и общественную службу Б. Н. Чичерин? В чём, по мнению автора, состоит одна из причин интереса мыслящих людей к теоретическим вопросам в данный период? Как автор характеризует роль Московского университета?

Источник: ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3., ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.

Пояснение.

В ответе могут быть указаны следующие отличия:

Отношение к самодержавию: Славянофилы: Монархия+совещательное народное представительство Западники: Ограниченная монархия, парламентский строй, демократ. свобод

 

Отношение к Петру I

Славянофилы: Отрицательно. Петр внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с истинного пути

Западники: Возвеличивание Петра, который спас Россию, обновил старину и вывел ее на международный уровень

По какому пути должна идти Россия

Славянофилы: Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Но можно заимствовать фабрики, железные дороги

Западники: Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития

Как проводить преобразования

Славянофилы: Мирный путь, реформы сверху

Западники: Недопустимость революционных потрясений

Могут быть приведены и иные положения, не искажающие смысла.

Источник: ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3., ЕГЭ по истории 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.