ЕГЭ по истории 31.03.2022. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) заключение Брест-Литовского мира
Б) заключение Ништадтского мира
В) включение Смоленска в состав Московского государства
Г) заключение договора Руси с Византией
1) 944 г.
2) 1113 г.
3) 1514 г.
4) 1721 г.
5) 1905 г.
6) 1918 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Образование Германской империи.
2. Битва на реке Воже;
3. Медный бунт.
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Батыево нашествие на Русь
Б) Первая мировая война
В) Смутное время
Г) Великие реформы
1) битва на реке Сити
2) введение уроков и погостов
3) Брусиловский прорыв
4) операция «Багратион»
5) учреждение выборных уездных земских собраний
6) создание правительства, получившего название Семибоярщина
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
| Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
|---|---|---|
| Любеч | ____________ (А) | ____________ (Б) |
| ________________(В) | прорыв русского войска под командованием А. В. Суворова через Чёртов мост | ________________(Г) |
| Санкт-Петербург | _________________(Д) | 1880-е гг. |
| _________________(Е) | Декабрьское вооружённое восстание | 1900-е гг. |
Пропущенные элементы:
1. Москва;
2. 1790-е гг.;
3. Уфа;
4. 1650-е гг.;
5. убийство народовольцами Александра II;
6. Альпы;
7. принятие съездом князей решения «каждо да держит отчину свою»;
8. 1090-е гг.;
9. завершение флангового марш-манёвра русских войск занятием позиций, прикрывающих все дороги, ведущие на Калугу и Тулу.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) перенесение резиденции митрополита из Владимира в Москву
Б) снятие осады
В) Первая мировая война
Г) деятельность кабинета министров в период правления Анны Иоанновны
1) М. В. Скопин-Шуйский
2) Л. Г. Корнилов
3) митрополит Пётр
4) митрополит Иларион
5) С. О. Макаров
6) Б. К. Миних
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из Декларации.
«Первый Съезд народных депутатов РСФСР... торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей её территории...
3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является её многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР. <...>
5. Для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории... исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России. <...>
7. РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным Договором...
8. Территория РСФСР не может быть изменена без волеизъявления народа, выраженного путём референдума...»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Данная Декларация была принята в период перестройки в СССР.
2. В данной Декларации говорится о том, что РСФСР отказывается от права выхода из СССР.
3. Данная Декларация устанавливает приоритет законов РСФСР над законами СССР.
4. Данная Декларация была принята раньше, чем аналогичные декларации всех других союзных республик в составе СССР.
5. День принятия данной Декларации объявлен в России государственным праздником.
6. В период принятия данной Декларации Б. Н. Ельцин занимал пост Президента РСФСР.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками литературы и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЛИТЕРАТУРЫ
А) Поэма «Руслан и Людмила»
Б) Роман «Доктор Живаго»
В) «Хожение за три моря»
Г) «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»
1. Описываемые события происходили в правление первого царя из династии Романовых
2. Автор был современником движения декабристов
3. Автор — современник Ивана III
4. Описываемые события происходили в XVIII в.
5. Описываемые события происходили в период «оттепели» в СССР
6. Автор был вынужден отказаться от присуждённой ему Нобелевской премии
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Укажите месяц, в который началось контрнаступление Красной армии от линии фронта, обозначенной в легенде схемы цифрой 2.
Ответ:
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой 4, в период, к которому относятся отражённые на схеме события.
Ответ:
Прочтите текст об исторической ситуации, отражённой на схеме, и, используя схему, укажите название города, которое пропущено в тексте.
«В январе Красная армия нанесла успешный удар в районе ________________, который находился практически на линии фронта. В результате наступления был создан плацдарм. Была открыта возможность дальнейшего наступления советских войск на Харьков и Днепропетровск, которые находились рядом. В результате наступления Красная армия прекратила работу железнодорожной линии Днепропетровск — Сталино, по которой шло снабжение
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. Город, обозначенный на схеме цифрой 5, дал название одной из крупнейших битв Великой Отечественной войны.
2. В период событий отражённых на схеме, Воронеж был занят противником.
3. Линия фронта, обозначенная в легенде схемы цифрой 1, относится к 1942 г.
4. В ходе контрнаступления, события которого отражены на схеме, Красная армия освободила Брянск.
5. Город, обозначенный на схеме цифрой 3, был захвачен фашистами в 1942 г.
6. Город, обозначенный на схеме цифрой 6, выдержал оборону в течение 250 дней.
Ответ:
Укажите автора доклада. Назовите императора, которому был сделан этот доклад. Укажите год начала правления этого императора.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Почему, по мнению автора, населению России приходится покупать в больших объёмах изделия иностранной обрабатывающей промышленности? Укажите одну причину. Какое последствие, по мнению автора, имело это обстоятельство для населения страны? Как автор определил задачи развития национальной промышленности? Используя текст, укажите одну любую задачу. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите событие, в честь юбилея которого выпущена данная памятная монета. Используя изображения, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какое из представленных произведений живописи было создано в период правления одного из государей, изображённых на лицевой стороне монеты? В ответе запишите цифру, которой обозначено это произведение. Укажите автора этого произведения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
А) «Противник в кровавом поту, с диким упорством решил пробиться к городу сквозь Прохоровскую щель. На узком участке фронта перед Прохоровкой, шириной в 8−10 километров, немецкое командование сосредоточило свои главные танковые силы — 700 танков и самоходных орудий, да и на вспомогательном направлении ещё 300. Впервые за время войны противник создал такую чудовищную плотность техники — сто стальных громад на один километр фронта. Но резервы его уже иссякли, а этой концентрации танков он добился за счёт ослабления флангов.
5-я Гвардейская танковая армия, которой командовал тогда
Б) «Днём 5 августа мы получили приятное известие — наши войска освободили Орёл и Белгород. Вечером, в 24 часа, столица нашей Родины Москва, отмечая славные победы советских войск, впервые за время войны салютовала им 20 артиллерийскими залпами из 120 орудий.
После освобождения Орла наступление наших войск успешно развивалось. Группировка фашистов, сосредоточенная в орловском выступе, потерпела сокрушительное поражение. Её остатки к 18 августа отошли на новый оборонительный рубеж, восточнее железной дороги Киров — Брянск — Навля — Комаричи. Орловский плацдарм врага был ликвидирован, северный фас дуги выпрямлен».
Укажите название битвы, к которой относятся оба представленных отрывка. Укажите название одной любой крупной военной операции советских партизан, проведённой в том же году, когда произошли описываемые в обоих отрывках события. Что, согласно одному из отрывков, в ходе описываемых событий было сделано противником впервые?
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В конце X века по инициативе киевского князя Владимира Святославича произошло принятие Русью христианства по греческому (восточному) образцу. Укажите:
а) причину данного выбора, связанную с его экономическими преимуществами;
б) причину данного выбора, связанную с позицией части населения в отношении восточного христианства;
в) причину данного выбора, связанную с изменением политического статуса князя.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «ленинградское дело». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что расширение роли государства в экономике в XVI в. в России и во Франции привело к укреплению единства каждого из этих государств: один аргумент для России и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: _______________________________________________
Аргумент для Франции: _____________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.