ЕГЭ по истории 10.04.2023. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
| Время | |
| Прошло | 0:00:00 |
| Осталось | 3:30:00 |
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) принятие Соборного уложения
Б) начало работы I Съезда народных депутатов СССР
В) создание Ставки Верховного главнокомандования
Г) замена коллегий министерствами
1) 1550 г.
2) 1649 г.
3) 1802 г.
4) 1917 г.
5) 1941 г.
6) 1989 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1. Провозглашение Англии республикой.
2. Вступление на престол императрицы Анны Иоанновны.
3. Созыв Стоглавого собора.
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
(ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ)
А) походы князя Святослава Игоревича
Б) восстание под предводительством Е. И. Пугачёва
В) Смутное время
Г) Гражданская война
1) введение всесословной воинской повинности
2) танковое сражение под Прохоровкой
3) оборона крепости Доростол
4) переименование реки Яик в Урал
5) формирование Добровольческой армии
6) формирование Первого народного (земского) ополчения
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
| Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
|---|---|---|
| Оренбург | _______________(А) | _______________(Б) |
| _______________(В) | _____________(Г) | 1900-е гг. |
| село Тушино | создание лагеря Лжедмитрия II | _______________(Д) |
| _____________(Е) | присоединение города к Московскому княжеству | 1480-е гг. |
Пропущенные элементы.
1. Основание города.
2. Оборона города в период восстания под предводительством Е. И. Пугачёва;
3. Одесса;
4. Рязань;
5. 1810-е гг.;
6. 1600-е гг.;
7. Тверь;
8. 1770-е гг.;
9. восстание на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический».
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и участниками этих событий (явлений, процессов): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) операция «Багратион»
Б) издание Новоторгового устава
В) Полтавская битва
Г) разгром печенегов под Киевом
1) князь Ярослав Мудрый
2) К. К. Рокоссовский
3) А. Д. Меншиков
4) А. Л. Ордин-Нащокин
5) А. А. Брусилов
6) Новгород-Северский князь Игорь Святославич
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий.
«Город был окружён, и никто не смог ни войти в город, ни выйти из него. Мне же тогда с моим товарищем поручили устроить полк правой руки. Я был тогда молод, мне едва минуло двадцать четыре года, но я получил свои чины благодаря Христу по достоинству, восходя к ним по военным степеням. В нашем полку было двадцать тысяч пеших стрельцов и около шести тысяч казаков. Нам было приказано построить полк за Казанью-рекой, мы и заняли позиции на этой реке.
Сам же царь с множеством воинов, подойдя с Волги, стал от Казани за версту или немного больше на пригорке. Правитель казанский затворился в городе с тридцатью тысячами избранных воинов. Другая половина его войска была поставлена за городом, в лесах, и к ним прислал на подмогу ногайский властитель около двух тысяч воинов.
Три недели непрерывно шли бои, так что войско не успевало даже поесть вовремя. Но Бог не оставлял нас своим покровительством, и с Его помощью воины храбро сражались.
По окончании семи недель осады города нам было дано знамение о том, что утренней зарёй, до восхода солнца, следует начинать готовиться к штурму со всех сторон. Перед самым восходом взорвали подкоп, и войско христианское, по царёву повелению, ударило сразу с четырёх сторон на город. Бог помог нам! Первым на стену города взошёл по лестнице мой родной брат и другие храбрые воины вместе с ним.
Вскоре после этой славной победы царь, оставив часть воинства и орудий, сел на корабль и поплыл к Нижнему Новгороду».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. В описываемых событиях принимал участие не только автор воспоминаний, но и его близкий родственник.
2. Полк правой руки, согласно данному отрывку, насчитывал более двадцати тысяч воинов.
3. Автор данных воспоминаний родился в
4. Упоминаемый в отрывке ногайский властитель участвовал в сражении на стороне российского войска.
5. Царь, о котором идёт речь в отрывке, принадлежал к династии Романовых.
6. Описываемая в отрывке осада города продолжалась более месяца.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) «Слово о законе и благодати»
Б) Архитектурный ансамбль Новоиерусалимского монастыря
В) Роман «Поднятая целина»
Г) Большой Кремлёвский дворец
1. Автор был современником Ярослава Мудрого
2. Произведение посвящено борьбе Руси с Ордой
3. В произведении отражены события периода коллективизации
4. Памятник создан по инициативе патриарха Никона
5. Автор — К. А. Тон
6. В годы «застоя» автор был лишён советского гражданства и выслан из СССР
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Данная монета посвящена событиям тысяча девятьсот ___________________ года». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Ответ:
Укажите век, когда произошли события, отражённые на схеме. Ответ запишите словом.
Ответ:
Ответ:
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название города, дважды пропущенное в тексте.
«Польские войска встретились с казачьими отрядами у села Пилявцы. Сражение длилось несколько дней и закончилось поражением и бегством войск Речи Посполитой. Казаки захватили богатые трофеи, в том числе почти сотню пушек. Был открыт путь для наступления на запад, к __________, путь к которому лежал через хорошо укреплённый замок Збараж. Подойдя к ___________, гетман начал осаду. Город держался три недели, после чего была достигнута договорённость о снятии осады за выкуп. Казаки двинулись дальше на север, к крепости Замостье, и осадили её».
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1. События, отражённые на схеме, произошли в период правления Михаила Фёдоровича.
2. Цифрой 3 на схеме обозначен Переяслав.
3. В период, когда произошли события, отражённые на схеме, Стародуб входил в состав Российского государства.
4. Цифрой 2 на схеме обозначен Дерпт.
5. Город, обозначенный на схеме цифрой 4, вошёл в состав Российского государства в период правления Василия III.
6. Территория, обозначенная на схеме цифрой 5, вошла в состав Российского государства в XVIII в.
Ответ:
Укажите период с точностью до десятилетия, когда был сделан данный доклад. Укажите политического деятеля, выступившего с этим докладом. Укажите название периода истории СССР, когда этот политический деятель был руководителем страны.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие пути интенсификации экономического развития сформулированы в этом документе? Укажите любые три пути.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите российского монарха в период, когда произошло событие, юбилею которого посвящена марка. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какое из произведений живописи посвящено событию, произошедшему в том же десятилетии, когда был основан город, юбилею которого посвящена марка? В ответе запишите цифру, которой обозначено это произведение живописи. Укажите художника, создавшего данное произведение живописи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников.
А) «Утром 16 апреля на всех участках фронта войска успешно продвигались вперёд. Однако противник, придя в себя, начал оказывать противодействие в районе Зееловских высот артиллерией, миномётами, а со стороны _____________ появились группы бомбардировщиков. И чем дальше продвигались наши войска к Зееловским высотам, тем сильнее нарастало сопротивление врага... К 13 часам дня мы отчётливо поняли, что оборона противника здесь в основном уцелела и в том боевом построении, а котором мы начали атаку и ведём наступление, нам Зееловских высот не взять. Для того чтобы усилить удар атакующих войск и наверняка прорвать оборону, мы решили ввести в дело дополнительно танковые армии генералов М. Е. Катукова и С. И. Богданова».
Б) «Каждый шаг, каждый кусок земли, каждый камень здесь яснее всяких слов свидетельствовал, что на подступах к имперской канцелярии и рейхстагу, в самих этих зданиях борьба шла не на жизнь, а на смерть… Условия для борьбы в самом рейхстаге были очень тяжёлые и сложные. Они требовали от бойцов не только мужества, но и мгновенной ориентировки, зоркой осторожности, быстрых перемещений от укрытия к укрытию и метких выстрелов по врагу.
Колонны при входе в рейхстаг и стены были испещрены надписями наших воинов. В лаконичных фразах, в простых росписях солдат, офицеров и генералов чувствовалась их гордость за советских людей, за Советские Вооружённые Силы, за Родину и ленинскую партию, за то, что, преодолев неимоверные трудности, они пришли в логово фашизма и в трудных сражениях одержали победу».
Укажите название битвы, о которой идёт речь в обоих представленных отрывках. Укажите название фронта, которым в ходе этой битвы командовал маршал К. К. Рокоссовский. Что, согласно одному из отрывков, было предпринято советским командованием для прорыва обороны противника на Зееловских высотах?
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В марте 1878 г. в
а) причину его пересмотра, связанную с позицией и интересами Великобритании;
б) причину его пересмотра, связанную с позицией и интересами Австро-Венгрии;
в) причину его пересмотра, связанную с позицией и интересами Германии;
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) ________________________________________________________________
б) ________________________________________________________________
в) ________________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «совнархозы» применительно к периоду
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о сходстве внешней политики Петра I и Екатерины II по
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис:___________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1. ______________________________________________________________
2. ______________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что особенности политического развития Руси и балканских государств на определённом историческом этапе оказали влияние на их обороноспособность в XIII−XV вв.: один аргумент для России и один для балканских государств (балканского государства). При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для Руси: _________________________________________________
Аргумент для балканских государств (балканского государства): __________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.