ЕГЭ по истории 12.04.2024. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Имена правителей в заданиях с кратким ответом необходимо указывать словами: Пётр Первый или Пётр Великий, но не Пётр 1 или Пётр I.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
| Время | |
| Прошло | 0:00:00 |
| Осталось | 3:30:00 |
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) издание приказа наркома обороны «Ни шагу назад!»
Б) принятие Конституции СССР
В) учреждение в России патриаршества
Г) учреждение Правительствующего сената
1) 1589 г.
2) 1653 г.
3) 1711 г.
4) 1810 г.
5) 1936 г.
6) 1942 г.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) начало старообрядческого раскола в Русской Православной Церкви
2) издание Генрихом IV Нантского эдикта
3) заключение Туркманчайского мирного договора между Россией и Персией
Ответ:
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) переход большевиков к проведению новой экономической политики (НЭП)
Б) ликвидация зависимости Руси от Орды
В) Смута в России
Г) социальные движения во второй половине XVIII в.
1) антибольшевистское восстание моряков Кронштадта
2) избрание на царство Михаила Романова
3) «стояние» на реке Угре
4) восстание под предводительством К. А. Булавина
5) битва на реке Шелони
6) осада Оренбурга
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| A | Б | В | Г |
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
| Географический объект | Событие (явление, процесс) | Время, когда произошло событие (явление, процесс) |
|---|---|---|
| ________________(А) | Захват донскими и запорожскими казаками | ________________(Б) |
| ________________(В) | ________________(Г) | 1590-е гг. |
| Айгунь | Подписание договора между Россией и Китаем | ________________(Д) |
| Тверь | ________________(Е) | 1320-е гг. |
Пропущенные элементы:
1) 1770-е гг.
2) Азов
3) 1630-е гг.
4) гибель царевича Дмитрия Ивановича
5) Углич
6) начало формирования Второго народного (земского) ополчения
7) Казань
8) 1850-е гг.
9) подавление антиордынского восстания московско-ордынским войском
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между событиями и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) составление Новоторгового устава
Б) Специальная военная операция (СВО)
В) сражение при Кунерсдорфе
Г) водружение Знамени Победы на здании рейхстага
1) П. А. Румянцев
2) А. Л. Ордин-Нащокин
3) П. А. Столыпин
4) М. В. Кантария
5) М. Д. Скобелев
6) И. Г. Цевун
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.
«Рано утром по приказанию адмирала <...> из порта отправились в море на разведку два отряда миноносцев. Вскоре они открыли местопребывание японской эскадры и завязали с ней перестрелку.
Говорили, что наш миноносец «Страшный» атаковал японский крейсер и удачно пущенной миной нанёс ему серьёзное повреждение, но был сам совершенно расстрелян и начал тонуть.
Около 8 часов утра в море ушла и остальная наша эскадра.
Приблизительно в 10 часов утра я был в порту и вдруг заметил, что на Золотой горе внезапно был поднят сигнал о каком-то несчастье, происшедшем на внешнем рейде.
Когда я доехал до Электрического утёса, там все уже говорили о только что поразившей наш флот неслыханной катастрофе, которая превзошла своим ужасом всё бывшее до сих пор.
Наш броненосец «Петропавловск», шедший во главе эскадры, уже возвращавшейся в гавань, взорвался и в течение каких-то трёх минут затонул на глазах всей эскадры и крепости.
Адмирал <...>, весь его штаб, художник Верещагин, полковник Генерального штаба Агапеев и до 650 человек команды погибли в морской пучине.
Великий князь Кирилл Владимирович спасся каким-то чудом и был подобран одним из наших миноносцев.
На эскадре, под страшным впечатлением неожиданных и непонятных взрывов, возникла паника, которая ещё усилилась благодаря внезапно мелькнувшему у всех предположению, что наши броненосцы подверглись нападению подводных лодок».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Адмирал, чья фамилия дважды пропущена в тексте, — С. О. Макаров.
2) Русская эскадра, о которой идёт речь в данном отрывке, участвовала в Цусимском сражении.
3) В описываемых в отрывке событиях участвовал родственник российского императора.
4) В подписании мирного договора, завершившего войну, события которой описаны в тексте, участвовал С. Ю. Витте.
5) Японцам в ходе войны, события которой описаны в отрывке, не удалось захватить упоминаемый в тексте порт.
6) Во время описываемых в отрывке событий погиб выдающийся русский художник-баталист.
Ответ:
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Ода «Фелица»
Б) «Слово о законе и благодати»
В) «Калязинская челобитная»
Г) повесть «Оттепель»
1. Автор был современником Дмитрия Донского.
2. Произведение содержит сатирическое изображение монастырского быта второй половины XVII в.
3. Данное произведение создано в XI в.
4. Автор — российский поэт эпохи Просвещения.
5. Данное произведение было впервые опубликовано в 1950-х гг.
6. Автор был удостоен Нобелевской премии по литературе.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Рассмотрите изображение и выполните задание.
Заполните пропуск в предложении: «Данная карикатура создана в память о событиях тысяча девятьсот ___________________ года». Ответ запишите словом (сочетанием слов).
Ответ:
Заполните пропуск в предложении (укажите десятилетие): «Война, события которой отражены на схеме, окончилась в тысяча семьсот ______________ годах». Ответ запишите словом.
Ответ:
Укажите название города-крепости, обозначенного на схеме цифрой «2».
Ответ:
Прочтите текст о событиях, отражённых на схеме, и, используя схему, укажите название населённого пункта, которое пропущено в тексте.
«Желая отвлечь внимание турок от Подолии и в то же время сблизиться с главной армией, Румянцев в начале мая перешёл через Днепр и направился к Елизаветграду, приказав при этом генерал-поручику Бергу произвести от Бахмута отвлекающий манёвр к Перекопу.
Между тем 21 мая главная армия турок переправилась через Дунай. Наступление турок шло медленно вследствие затруднений при устройстве мостов на Дунае и плохого снабжения продовольствием. Тем не менее 3 июня великий визирь расположился с главными силами у ____________ и затем направился к Бендерам, намереваясь далее идти на Елизаветград».
Ответ:
Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) В период событий, отражённых на схеме, Кременчуг входил в состав Российского государства.
2) В военных действиях, отражённых на схеме, принимали участие только сухопутные войска.
3) По итогам войны, события которой отражены на схеме, Россия утратила заштрихованные территории.
4) Цифрой «1» на схеме обозначен населённый пункт Кючук-Кайнарджа.
5) Государство, дважды обозначенное цифрой «3», было союзником России в период отражённых на схеме событий.
6) На схеме отмечены границы Речи Посполитой.
Ответ:
Назовите царя, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите год начала его царствования. Назовите его предшественника на российском престоле.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какими способами согласно тексту царь, о котором идёт речь, пытался утвердиться на троне и закрепить его за своим родом? Укажите три любых способа.
При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите исторического деятеля, с чьим именем непосредственно связано событие, в память о котором установлен изображённый на монете монумент. Используя изображение, приведите одно любое обоснование Вашего ответа.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какое из представленных ниже произведений живописи было создано в период правления императора, при котором был установлен изображённый на монете памятник? В ответе запишите цифру, которой обозначено это произведение живописи. Укажите художника, являющегося его автором.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Прочтите отрывки из воспоминаний современников и выполните задание.
А) «Война, фронт — это выстрелы. Из миномётов, пулемётов, автоматов, артиллерийских орудий... Свой первый боевой выстрел на войне я произвёл 6 ноября на Юго-Западном фронте из самозарядной винтовки СВТ.
Накануне у нас поротно прошли торжественные собрания. Нашей Советской стране — 25 лет! Мы дали клятву выполнить приказ Родины «Ни шагу назад!» и двинулись через Дон на правый берег.
Ракеты зачастили. Украдкой поглядываю на товарищей: видят они? Да, видят. Но лица у всех невозмутимые, никто не охнул: мол, война, она и есть война, дело привычное. А чего там привычное! Мне самому только-только исполнилось девятнадцать, и другим, я знал, немногим больше, а опыт у всех одинаковый — училищные стрельбы в Ташкентском пехотном по ускоренной программе».
Б) «К началу сентября немецко-фашистские войска на флангах армии уже вышли к Волге, расколов боевые порядки 62-й и 64-й армий на южной окраине города в районе Купоросной, а на северной — в районе посёлков Рынок и Спартаковка. Так немцы отрезали 62-ю армию от войск, которые сражались севернее города, на перешейке между Волгой и Доном. Образовав охватывающую подкову, они прижали войска 62-й армии танками, придавили с воздуха авиацией, за спиной сражающихся пролегли лишь километровые просторы Волги без постоянных переправ. Вряд ли возможна более тяжёлая обстановка, чем та, что сложилась в первой декаде сентября».
Укажите год, когда произошли события, о которых идёт речь в обоих отрывках. Укажите кодовое название крупной стратегической наступательной операции Красной армии, которая началась в том же году, что и события, о которых идёт речь в обоих отрывках. Каков согласно одному из отрывков был военный опыт участников боевых действий? При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
8 сентября 1380 г. состоялась Куликовская битва, в которой русское войско под командованием Дмитрия Донского одержало победу над войском Орды.
Укажите:
а) причину победы в Куликовской битве, связанную с расположением русских войск на поле битвы;
б) последствие Куликовской битвы для обороноспособности Московского княжества;
в) последствие Куликовской битвы для внутриполитического развития Орды.
Ответ оформите в следующем виде (обязательно соблюдайте порядок заполнения пунктов ответа).
а) _______________________________________________________________
б) _______________________________________________________________
в) _______________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «парад суверенитетов». Приведите один исторический факт, конкретизирующий данное понятие применительно к истории России. Приведённый факт не должен содержаться в данном Вами определении.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в политике Временного правительства и Совета Народных Комиссаров (СНК) в 1917 г. по какому(-им)-либо признаку(-ам). Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Ответ оформите в следующем виде.
Тезис: ____________________________________________________________
Обоснования тезиса:
1) _______________________________________________________________
2) _______________________________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В XVIII – XIX вв. на отношения между европейскими государствами большое влияние оказывали династические интересы. Монархи нередко действовали из соображений родства. Используя исторические знания, приведите аргументы в подтверждение точки зрения, что династические интересы оказали влияние на внешнюю политику России в первой четверти XIX в. и на внешнюю политику Франции в первой четверти XVIII в.: один аргумент для России и один для Франции. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргумент для России: ______________________________________________
Аргумент для Франции: _____________________________________________
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.